Таблица 1.
№ | Название шкалы | Средние значения | Сигма | t-критер. | ||||
девушки | юноши | девушки | юноши | |||||
обаятельный | 5,97 | 5,73 | 0,95 | 1,09 | 1,15 | |||
сильный | 5,27 | 5,67 | 1,54 | 1,27 | -1,4 | |||
разговорчивый | 5,48 | 5,66 | 1,62 | 1,74 | -0,5 | |||
добросовестный | 5,32 | 4,6 | 1,49 | 1,53 | 2,41 | |||
упрямый | 4,82 | 4,66 | 1,65 | 0,45 | ||||
открытый | 5,26 | 5,39 | 1,79 | 1,54 | -0,4 | |||
добрый | 5,15 | 5,27 | 1,40 | 1,87 | -0,4 | |||
независимый | 4,38 | 4,38 | 1,75 | 1,82 | ||||
деятельный | 5,65 | 5,56 | 1,16 | 1,53 | 0,33 | |||
отзывчивый | 6,43 | 5,71 | 0,78 | 1,39 | 3,1 | |||
решительный | 5,33 | 5,22 | 1,48 | 1,59 | 0,36 | |||
энергичный | 6,07 | 5,86 | 0,94 | 1,27 | 0,93 | |||
справедливый | 5,65 | 5,47 | 1,18 | 1,55 | 0,64 | |||
напряженный | 4,29 | 3,52 | 1,67 | 1,61 | 2,36 | |||
суетливый | 3,87 | 3,06 | 1,99 | 1,86 | 2,01 | |||
дружелюбный | 6,13 | 5,36 | 0,95 | 1,53 | -2,6 | |||
уверенный | 5,36 | 5,34 | 1,36 | 1,63 | 0,07 | |||
общительный | 6,15 | 5,75 | 0,97 | 1,53 | 1,51 | |||
честный | 5,29 | 4,84 | 1,37 | 1,68 | 1,42 | |||
самостоятельный | 5,97 | 5,68 | 1,32 | 1,49 | 1,01 | |||
раздражительный | 4,52 | 4,22 | 1,84 | 1,68 | 0,85 | |||
О | фактор Оценки | 37,1 | 4,63 | 7,29 | 2,33 | |||
С | фактор Силы | 35,4 | 34,4 | 5,81 | 5,55 | 0,9 | ||
А | фактор Активности | 38,9 | 35,8 | 6,16 | 6,71 | 2,38 | ||
Для числе степеней свободы 100 граничное значение t-критерия 1,984 при уровне значимости 5% и 2,626 при уровне значимости 1%.
По полученным данным девушки более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми. Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных., чем для девушек.
Методика “ Полярные профили”
Данная методика создавалась по распрастраненному в экспериментальной психологии методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным Н.Р.Битяновой [8].
Данный вариант методики ПП содержит 16 антонимичных пар личностных качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем исследовании. Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить степень выраженности своих личностых качеств (по 10-балльной шкале).
Бланк к методике ПП
Ф.И.О. _____________________возраст______пол _____дата_______
Замкнутость, скрытность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общительность, открытость
Низкий интеллект 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий интеллект
Эмоциональная неустойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Эмоциональная устойчивость
Склонность к подчинению, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к доминированию
покорность, мягкость твердость, упрямство
Сдержанность, рассудительность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Восторженность, импульсив-
внимательность, серъезность ность, беспечность
Недобросовестность, игнориро- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Совестливость, высокая нор-
вание общественных норм мативность поведения
Робость, застенчивость, осторож- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Смелость, склонность к рис-
ность ку, предприимчивость
Жесткость, суровость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мягкость, чувствительность
Доверчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Подрозрительность
Практичность, объективная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Непрактичность, богатое
оценка реальности воображение
Прямолинейность, непосредст- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дипломатичность, расчет-
венность поведения ливость
Тревожность, неуверенность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Спокойствие, уверенность
чувство вины в себе
Консерватизм 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к новому
Зависимость от группы, ориенти- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Независимость от мнения ок-
ровка на социальное одобрение ружающих, стремление дейст-
(конформизм) вовать исходя из собственных
убеждений
Низкий самоконтроль, недисцип- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий самоконтроль,
линированность самодисициплина
Расслабленность, низкая мотива- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Напряженность, возбужден-
ция ность, вызванная большим
стремлением к успеху
После первичной обработки результатов и подсчета t-критериев Стьюдента для групп юношей и девушек по каждой шкале, мы получили следующие результаты (см. табл.)
Средние значения по методике ПП и t-критерий
Таблица
№ | Названия шкал | Средние значения | Сигма | t-критерий | |||
девушки | юноши | девушки | юноши | ||||
открытость | 7,84 | 7,18 | 1,89 | 2,21 | 1,59 | ||
интеллект | 6,68 | 7,66 | 1,65 | 2,19 | -2,5 | ||
эмоц. устойчивость | 7,19 | 6,43 | 1,75 | 2,47 | 1,73 | ||
доминирование | 7,03 | 6,68 | 2,14 | 2,21 | 0,81 | ||
импульсивность | 5,11 | 4,75 | 2,16 | 2,27 | 0,8 | ||
совестливость | 7,13 | 6,00 | 1,93 | 2,49 | 2,48 | ||
смелость | 7,23 | 6,89 | 2,08 | 2,26 | 0,78 | ||
мягкость | 7,57 | 6,52 | 1,61 | 2,06 | 2,77 | ||
подозрительность | 5,73 | 5,23 | 2,79 | 1,89 | 1,08 | ||
непрактичность | 5,94 | 5,75 | 1,82 | 2,24 | 0,44 | ||
дипломатичность | 5,81 | 6,96 | 2,02 | 1,87 | -2,9 | ||
спокойствие | 7,13 | 6,52 | 1,82 | 2,01 | 1,55 | ||
склонность к новому | 8,48 | 7,25 | 1,43 | 2,29 | 3,13 | ||
независимость | 6,63 | 6,77 | 2,40 | 2,21 | -0,3 | ||
самоконтроль | 7,27 | 6,75 | 1,89 | 2,30 | 1,23 | ||
возбужденность | 7,39 | 6,98 | 1,72 | 2,17 | 1,06 |
Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при уровне значимости 5%; 2,626 при уровне значимости 1%.
По данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.
Методика Т.Лири
Методика создана Т.Лири, Г.Лефорджем, Р.Сазеком в 1954 году и предназанчена для исследования представлений о себе и идеальном “я”. С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людя м в самооценке и взаимооценке.
Общее впечатление о человеке и человека о самом себе в процессе межличностных отношений наиболее часто определяют два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В том круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь ти секторы разделены на восемь октант - соответственно более частным отношениям, кторые определенным образом ориентированы относительно двух главных осей.
Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) или горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. При обработке подсчитывается количесство отношений каждого типа.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0 - 4 балла - низкая адаптивное поведение
5 - 8 баллов - умеренная
9 - 12 баллов - высокая экстремальное поведение
13 - 16 баллов - экстремальная до патологии
В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте (шкале) с помощью специального ключа к опроснику.
По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (1 - 4) + 0,7 * (8 - 2 - 4 - 6);
Дружелюбие = (7 - 3) + 0,7* (8 - 2 - 4 + 6).