Методика ценностных ориентаций М.Рокича




 

В нашей работе мы уже отмечали, что личностное самоопределение в ранней юности имеет ценностно-смысловую природу; это активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего существования. Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику ценностных ориентаций М.Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

Методика М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в том, что какая.-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Методика М.Рокича содержит два списка ценностей по 18 в каждом. Используя гибкость методики мы несколько сократили стимульный материал (до 9 ценностей) и в нашем исследовании использовали только первый список.

Бланк к методике ценностных ориентаций М.Рокича

 

ДЕНЬГИ (материально обеспеченная жизнь)

СЕМЬЯ (счастливая семейная жизнь,духовная и физическая близость

с любимым человеком)

ПОЗНАНИЕ (интеллектуальное развитие, расширение своего кругозо-

ра, жизненная мудрость)

РАБОТА (интересная,творческая, продуктивная деятельность, макси-

мально полное использование своих сил и способностей)

СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие и совершенствование

других людей, народа, человечества в целом)

САМОРАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное физическое и духов-

ное совершенствование, достижение внутренней

гармонии)

КАРЪЕРА (общественное признание, уважение окружающих)

ДРУЗЬЯ (наличие хороших и верных друзей)

УДОВОЛЬСТВИЯ (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Списки ценностных ориентаций выдавались испутуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого.

После обработки данных мы получили следующие результаты (см. табл.).

По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек не имеют значимых отличий. На первом месте как у тех, так и других находится ценность счастливой семейной жизни, духовной и физической близости с любимым человеком; на втором месте у девушек - наличие хороших и верных друзей, у юношей - удовольствия (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). На третьем месте и у юношей и у девушек - деньги (материально обеспеченная жизнь). Последнее место и у девушек и у юношей занимает счастье других людей.

Средние ранговые показатели по методике

Ценностных ориентаций М.Рокича

Таблица

показатели среднее значение место
ценности девушки юноши девушки юноши
деньги 3.92 3.91    
семья 2.29 2.95    
познание 6.61 5.55    
работа 4.92 5.09    
счастье других 7.11 7.13    
саморазвитие 6.24 6.0    
каръера 4.73 4.73    
друзья 3.32 4.16    
удовольствия 5.67 3.09    

 

 

Методика “Тип психологического совершенствования”

Поиск себя и выбор жизненых дорого так или иначе сопряжен с формированием целей саморазвития и самореализации.

Цель данной методики: определить направленность саморазвития, совершенствования человека.

Оборудование: список личностных качеств - доброжелательность, сила воли, сочувствие, выдержка, искренность, уверенность.

Инструкция: “Выбирите из этого списка одно качество, которое Вы хотели бы развивать в себе, добавить себе. Теперь из того же списка выбирите одно качество, которое Вы хотели бы чтобы развивали окружающие Вас люди”.

Обработка и интерпретация данных: предложенные качества личности разделяются на две группы: 1) качества эмоционально-волевой сферы личности (волевые) - сила воли, выдержка, увереность; 2) качества, характеризующие нравственную сторону личности (нравственные) - доброжелательность, сочувствие, искренность.

По данным первого и второго выборов определяется тип психологического совершенствования (см. ключ в таблице результатов).

После обработки данных мы получили следующие результаты.

 

Распределение испытуемых



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: