(юноши)
Уровень 1.
17 уверенный
12 энергичный
28 смелость, склонность к
ЛК-Ж Ц риску, предприимчивость
13 справедливый
ЛК-Я О S фактор Оценки
10 отзывчивый
7 добрый
Уровень 2.
ЛК-Ж 26 Ц сдержанность, рассуди-
тельность, внимательность
36 высокий самоконтроль,
ЛК-Я S самодисциплина
С фактор Силы
Уровень 3.
11 авторитарный
9 деятельный
32 дипломатичность,
ЛК-Ж Ц расчетливость
1 обаятельный
ЛК-Я 22 S открытость,
общительность
24 эмоциональная
устойчивость
37 возбужденность, вызванная
стремлением к успеху
Итак, в результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили корреляционную взаимосвязь некоторых содержательных характеристик Я-концепции с показателями личностного самоопределения. Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о наличии такой связи подтвердилась.
Полученные данные позволяют выделить определенный набор личностных характеристик, от характера самовосприятия которых зависит успешность личностного самоопределения девушек и юношей.
По данным нашего исследования, на успешность личностного самоопределения девушек в раннем юношеском возрасте оказывает значимое влияние осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития. Успешность личностного самоопределния девушек предполагает приписывание себе определенных эгоистических черт характера, направленности на себя, склонности к соперничеству и стремление к доминированию и успеху.
Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых сторон своей личности - самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость.
|
Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.
При сравненительном анализе данных полученных при изучении различий в содержании характеристик Я-концепции юношей и девушек (т-критерий Стьюдента) и данных значимости определенных характеристик Я-концепции для успешности личностного самоопределения (корреляционный анализ) мы обнаружили следующую интересную закономерность: как для девушек так и для юношей имеет место снижение в самооценках степени выраженности тех личностных качеств, которые оказывают влияние на их личностное самоопределение.
Так девушки склонны оценивать себя менее интеллектуально развитыми (методика ПП) и менее стремящихся к доминированию (методика Т.Лири), чем юноши. По результатам корреляционного анализа мы наблюдаем, что значимость этих характеристик Я-концепции для успешности личностного самоопределения девушек больше, чем для юношей.
|
Юноши менее, чем девушки, склонны осознавать себя ностителями позитивных характеристик: дружелюбие, добросовестность, отзывчивость (методика ЛД) и менее активными и общительными, чем девушки. И мы наблюдаем, что значимость этих качеств для юношей в процессе их личностного самоопределения больше, чем для девушек
Психологическая интерпретация этого феномена, на наш взгляд, может заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для успешности личностного самоопределения осознаются как менее выраженные в своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т.е. происходит снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для возможности его развития в перспективном будущем.
Итак, мы провели изучение взаимосвязи Я-концепции и личностного самоопределения в ранней юности и нашли подтверждение выдвинутым нами в начале исследования гипотезам.
Следующие две методики, которые мы использовали в нашей работе не имели своей задачей проверку гипотез исследования. Они были включены нами в исследование как дополнительные, удовлетворяющие констатацией своих результатов наш исследовательский интерес.