Определить цель и задачи проекта.
Цель исследовательской работы – это конечный результат, который достигает исследователь.
Для формулировки цели исследования можно использовать шаблоны:
определить…;
составить….;
выявить...;
установить...;
обосновать...;
уточнить...;
разработать...
Задачи исследования – это путь (пути), ведущие к достижению цели. Они уточняют цель, описывают работу. Оптимальное количество задач 3 – 5.
Сформулировать гипотезу проекта.
Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
• быть проверяемой;
• содержать предположение;
• быть логически непротиворечивой;
• соответствовать фактам.
Для формулировок гипотез можно использовать шаблоны
1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...
2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.
3. Что-то будет успешным, если...
4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.
Помни! Одно исследование – одна гипотеза.
Выбрать методы исследования.
Метод - это способ достижения цели.
При выполнении исследовательского проекта чаще используют эмпирические и теоретические методы.
Эмпирические методы познания:
наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
|
сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Теоретические методы познания:
анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
дедукция - движение от общего к частному;
индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Внимание! Отбор методов совершается при обязательном руководстве педагога.
Определить предмет и объект исследования.
Объект – реально существующий организм, явление, какой – либо предмет.
Предмет исследования - особенности объекта, которые будут исследованы в работе.
|
Пример Объект – вода Предмет – химические качества воды
Объект – воздух Предмет – микрофлора воздуха
7. Составить план исследования.
План исследования включает все основные части.
Составить список необходимой литературы.
Список литературы составляется совместно с руководителем проекта.
Работа с информацией.
Работа с информацией проходит несколько этапов.
Для этого необходимо
А) подобрать по теме проекта необходимую литературу совместно с руководителем
Б) работа с литературными источниками
Отдельные высказывания, цитаты, цифровые данные должны иметь ссылки: автор, название произведения, издательство, год и место издания, страницы. Прежде чем приступить к работе над источником, необходимо в верхней части листа произвести его библиографическое описание, указать раздел плана по теме исследования, к которому относится выписка, а затем производить реферирование литературного источника.
В) систематизация и анализ, полученной информации из литературных источников.
10. Написать исследовательский проект, в соответствии с составленным планом и предъявляемыми требованиями.
формат бумаги – А 4;
цвет бумаги – белый;
цвет основного текста – черный;
цвет заголовков, выделений, схем, рисунков и т.д. – произвольный;
шрифт – Times New Roman размером 14 пт;
межстрочный интервал – одинарный;
поля: слева – 25 мм, справа – 15 мм, сверху – 15 мм, снизу – 15 мм;
выравнивание – по ширине страницы;
страницы должны быть пронумерованы.
Оформить проект в соответствии с требованиями
Титульный лист:
· наименование учебного учреждения
· Ф.И.О. автора проекта
· тема проекта без кавычек
· под темой указать вид работы и название науки, в области которой проведено исследование
· сведение о научном руководителе.
Содержание.
Перечисляются разделы проекта.
Содержание можно оформить в виде нумерованного списка или просто название разделов. Обязательно указать номера страниц.