39. Социально-педагогическая работа с педагогически и социально неблагополучными семьями.
40. Основные направления социально-педагогической работы в образовании. Содержание работы социального педагога определяется потребностями образовательного учреждения по решению социальных проблем обучающихся (воспитанников). Основные направления социально - педагогической работы с детьми в образовательном учреждении включают в себя:
20. Учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни;
21. Контроль за движением учащихся;
22. Предупреждение отсева учащихся из образовательного учреждения;
23. Изучение социальных проблем обучающихся (воспитанников), условий их возникновения и разрешения их с учетом возможностей ОУ;
24. Учет педагогически и социально неблагополучных семей; установление контактов и взаимодействие с КДН и ОППН;
25. Осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;
26. Создание условий для безопасности личности обучающихся (воспитанников) и взаимодействие со специалистами служб занятости района и города;
27. Объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необходимой помощи социально незащищенным обучающимся (воспитанникам) и их семьям.
28. Проблемы в системе «ребенок - семья - общество».
29. Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
30. Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его успеваемость и посещение учреждения;
31. Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
32. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
33. Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;
34. Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений, организаций;
35. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;
36. Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;
37. Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.
Вопросы по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога»
1.Технологический процесс: сущность и содержание процесс – это изменение/ динамика,состояние предмета) под воздействием внешних или внутренних факторов. При этом в соц пед работе в качестве внешних факторов рассматриваются соц условия обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренние нравств-психолог,физиологич, и физич ресурсы человека.
Основы технологич процесса составляют алгоритм действий.Алгоритм – точное предшествие, относительно последовательности операции, котор осущ преобразование объекта СПР и перевод его в искомое состояние. Во-вторых существенным компонентом технологич процесса явл операция (-это простейшее действие направленное на достижение конкретного, не разлагаемое на более простые,осознанные цели (подцели). – Совокупность операций объеденненых общими целями (подцелями) составляющие процедуру технологичесокго процесса. В –третьих важным компонентом явл инструментарий применяемый.- инструментарий – это арсенал средств обеспечивающий достижения цели воздействия на личность или социальное общество. Человек существует,развиватеся,формируется как личность благодаря воздействию со средой.,которое осуществляется по средством его деятельности. Поэтому вовлечение клиента, подопечного в различные виды деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентировочный, коммуникативный, явл основным средством воздействия на личность. В самом общем виде технологич процесса, можно выделить 4 основные процедурных этапов:
1 этап: 1. Формирование целей воздействий, которые предусматривают выполнение таких операций как сбор и анализ операций. 2. Осущ соц диагностики 3. Соц психол прогнозирование, развитие проблемы 4. Выработка программы действий и определение конкретных задач.
2 этап: - выработка и выбор способов воздействия.: воспитательное воздействие предполагает следующее:
Специфика технологии и методик как особого типа профессиональной деятельности
Технология и методика занимают промежуточное положение между наукой и практикой в той или иной деятельности. Основные задачи науки заключаются в исследовании закономерностей и тенденций различных процессов, и явлений. Для СП основными науками являются: социология и педагогика. Технология – основная задача – разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов этой деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации. Методика – изучение обобщение, распространение и создание передового опыта, а так же создание условий для его возникновения. Методика в отличии о технологии так или иначе привязана к конкретному опыту и может быть освоена в основном в связи именно с данным опытом. Практическая деятельность направлена в первою очередь на решение тех или иных задач, реализация которых может быть зафиксирована теми или иными показателями и критериями эффективности. Подходы к эффективности любой деятельности:
38. Достижение того или иного результата с минимальными затратами (экономность);
39. Достижение более высокого результата при аналогичных затратах.
Методика воздействует на практику за счет внедрения в нее образцов передового опыта. Основная проблема методиста заключается в нахождении средств передачи этого опыта адекватных реальной ситуации практика. Особым средством методиста, является выработанный профессиональный язык понятный практику. Методическая деятельность к тому же призвана доводить до уровня обобщения тот или иной частный опыт. Общая закономерность здесь такова – очень многое можно обобщать и совсем мало распространять. Сущность понятия методика, технология их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь. Основная задача технологии при взаимодействии с методикой заключается так же в обобщении методический достижений до уровня общих закономерностей и тенденций. Технология так же использует разнообразные научные достижения для разработки общих алгоритмов и знаний необходимых для качественного преобразования того или иного объекта. Основное содержание социальной технологии является влияние на социальные взаимоотношения и социальные процессы. Основное содержание соц.-пед, которое является разновидностью социальной технологии можно считать – разработку знаний о качественном преобразовании сознания различных субъектов важных для сферы социальных отношений и процессов. В зависимости от решаемых задач выделяют следующие виды СП технологии:
40. Субъектные СП технологии включают в себя:
Индивидуальные:
Технологии саморазвития индивида
Его самозащиты
Самосохранения
Самообеспечения
Самореализации
Данная технология является основной, базовой технологией в СП. Основной вспомогательной технологией является технологии практической психологии в форме консультирования, тренинга, бесед.
41. Групповые связаны прежде всего работой с социально – демографическими группами. Наиболее распространенной вспомогательной технологией являются – социальные и технологии социального прогнозирования.
42. Массовидные технологии ориентированы на работу с большими группами людей функционирующими в реальном физическом пространстве. Наиболее известными образованиями являются: толпа, масса, аудитория. Наиболее распространенными вспомогательными технологиями являются социально психологические технологии.
3.Деятельностный включает в себя:
4.Совершенствование СП деятельности
5.Совершенствование организационных структур
СП деятельность включает в себя: моделирование, прогнозирование, проектирование этих структур.
5.Оптимизация СПД – она связана с совершенствованием деятельности в настоящем.
6.Технология улучшения деятельности самого клиента.
Процедура – метод в действии.
5.Средовые технологии СП – они связаны с созданием определенной социальной среды оказывающей педагогическое воздействие на индивида.
Средовые технологии особо значимы для построения современного гражданского общества, и решения проблем клиентов силами самих клиентов. Основные стратегии СП технологий совершенствующих социальную жизнь.
6.Согласия – физические чувства «МЫ». Главная задача – помощь людям обрести собственную социальную, культурную, и этническую идентификацию. Данная технология должна носить временный характер. Если она не временная, то общности являются агрессивными и внутри себя (конфликты, интриги).
7.Конфликта – данная стратегия наиболее уместна для качественно эффективного, а так же быстрого решения проблемы, то есть это «социальная хирургия». Как только эта стратегия затягивается, конфликт становится разрушительным для обеих сторон. В затяжном конфликте выиграть не возможно. В этом случае обе конфликтные стороны расходуют столько ресурсов для победы, что их потеря равносильна поражению.
8.Переговоров – данная стратегия является наиболее долговременной и постоянной. Предыдущие 2 стратегии должны носить по отношению к ней вспомогательный характер. Это означает, что конфликт и согласие, должны включаться для того, чтобы не прекращался процесс переговоров. Переговорная или диалоговая стратегия предполагает стремление обеих сторон к компромиссу, то есть умение реализовывать свои интересы с учетом интереса партнер по переговорам.
2. Методы как средство реализации технологий социально-педагогической деятельности. Метод (от греч. – путь исследования) – это способ достижения какой-либо цели; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитаний, методы обучения, методы пед, реабилитации, методы пед, коррекции. В социальной педагогике метод – путь решения определенной проблемы человека, группы. Методы используются в зависимости от уровня социально-педагогической деятельности: Субъективный уровень: в качестве субъекта деятельности выступают: а) специалист (методы: воздействия, м. взаимодействий); б) сам человек (методы: самоорганизации, самообучения, саморазвития и т.д.); в) специалист и клиент/группа (методы совместной деятельности, совместного участия в процессе решения поставленных задач). Функциональный уровень подразделяет методы на: а) основной функц-ый метод (включает объект в определенную деятельность, обеспечивающую реализацию цели); б) обеспечивающие методы (воздействия на сознание человека, м. организации деятельности, м. стимулирования/сдерживания действий, м. самоубеждения). Предметный уровень: это: а) группа методов действий: м. упражнений, тренировок, игр, научения; б) группа методов воздействия: м. убеждения, информирования; в) группа методов организации деятельности: м. управления, контроля; г) группа методов стимулирования/сдерживания: м. поощрения, соревнования, принуждения. По отношению к социально-педагогической технологии методы могут выступать ее составной частью, обеспечивающей в совокупности решения проблемы. Так, например, в социально-педагогических технологиях общего типа (полный цикл работы с клиентом/группой) который делятся (в зависимости от решаемой задачи) на: а) с-п технологии, обусловленные ведущим методом практической деят-ти используются методы игры, тренинги, тур.походы…б) с-п технологии, построенные на определенной последовательности групп методов, исходя их проблем объекта. В с-п технологиях частного типа (диагностические технологии, диагностико-прогностические, экспертно-оценочные) используются методы наблюдения, включения в определенные виды деятельности и др. Таким образом, методы выступают составной частью любой технологии социально-педагогической деятельности, название которой иногда определяется по ведущему методу.
3. Профессиональная компетентность социального педагога. Профессиональная компетентность – способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей. Задачу развития профессиональной компетентности специалистов в системе образования способны решать профессиональные объединения. Педагогическая профессия, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (Л.И. Мищенко). Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
4. Стратегия предотвращения конфликта.
5. Социальная диагностика, ее место и роль в социально-педагогической работе.
6. Формы, методика и технологии социально-педагогической работы с семьёй.
7. Социально-педагогические технологии в деятельности учреждений общего и среднего образования.
Планирование как функция социально-педагогического управления.
Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности,Мероприятий,с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Основные принципы планирования: - целенаправленность (целевая установка) на конкретный период, основана на учете прошлого ответа, наличие потенциала объекта учреждения).
- перспективность (цели должны быть понятны,реально достижимыми)
- объективность (разработка плана основывается на знании объективных условий деятельности объекта,материальной, географич, социальной)
- комплексность (при составлении плана, предполагается использовать разнообразные средства, формы, методы, виды, направление деятельности в их единстве и взаимосвязи).
- Скоординированность,согласность (соответствие и координация плана работы определенных структур)
- Конкретность
Разработка плана может строится по след схемам.
- ознакомление с руководителями, документами по данному вопросу или проблеме
- изучение литературы по общим основаниям
- изучение научных руководителей по планированию конкретного вопроса
- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год
- подготовка проектов плана
- коллективное обсуждение отдельных аспектов плана
Цель планирования: - выработка единства действий с администратором и пед коллективом
- с количеством учащихся? Родителей, общими структурами
- установление сроков реализациии решений
- уточнение приоритетных направлений, решений,этапов.
Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее (от 1-3 лет) исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел.
9. Социально-педагогические технологии в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
10.Социально-педагогические технологии в деятельности учреждений дополнительного образования.
11.Технология посредничества и консультирования в детско-юношеской среде.
12. Технология социально-педагогического консультирования.
13. Технология социально-педагогической помощи.
14. Технология разрешения проблем в социально-педагогической работе. Технология – есть совокупность приемов, применяемых для решения определенных задач. Модель решения проблем в социально-педагогической работе:
43. Определение социально-педагогической проблемы
Содержание проблемы
Внешние признаки проблемы
Тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.)
Характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.);
44. Ситуационный анализ
Общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы
Организация структуры, в рамках которой возникает проблема
Типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации
Описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.
Профессиональное понимание социально-педагогической проблемы
Определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия;
45. Определение социально-педагогической стратегии – подготовка программы и рабочего плана деятельности
Определение объекта и предмета
Определение целей и задач
Определение содержания деятельности
Выработка показателей и критериев оценки
Разработка инструментария социально-педагогической деятельности
Описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации
Разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности
Разработка рабочего плана;
46. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;
47. Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности
Основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы
Выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению)
Оценка реальности и значимости проблемы
Выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта
Обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы
48. Разработка социально-педагогической технологии
Уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа
Детализация проблемы
Определение причин проблемной ситуации
Определение действующих и нейтральных факторов
Определение педагогического и социально-психологического фона деятельности
Разработка концептуальных основ разрешения проблемы
Разработка возможных путей решения проблемы
Обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы;
49. Реализация социально-педагогического проекта
В своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования:
50. Социально-педагогическое конструирование – мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами
51. Социально-педагогическое моделирование – многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы
52. Социальное проектирование – обоснованное конструирование
Социально-педагогическая технология – подготовка к практической деятельности программ, предусматривающих возможность достижения цели.
15. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции.
16. Методики и техники социально-педагогической работы с детьми-инвалидами.
17. Технологии разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.
18. Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения среди подростков. Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и т. п.) с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности. По мнению А.И. Кочетова, коррекция имеет следующие функции:
53. Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о добрых делах;
54. Компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности (в спорте, в труде, в творчестве и т. п.);
55. Стимулирующую, направленную на активизацию позитивной общественно полезной деятельности подростка; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;
56. Исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов (поощрение, убеждение, пример и т. д.).
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется:
57. Анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников;
58. Определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений;
59. Выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания;
60. Выяснение того, имеет ли место психологическая изоляция, и поиск ее корней и причин, а также возможных путей ее преодоления.
Коррекционная направленность воспитательной работы состоит в том, дети с отклонениями в поведении предоставляет возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими (в художественной, эстетической, нравственно – правовой деятельности). Выявлено 4 группы методик направленных на исправление и коррекцию отклоняющегося поведения личности:
4.Методики разрушения отрицательного типа характера: метод взрыва и метод реконструкции характера.
5.Методики перестройки мотивации сферы и самосознания:
6.Объективное переосмысление своих достоинств и недостатков
7.Переориентировки самосознания
8.Переубеждения
9.Прогнозирования отрицательного поведения
10. Методики перестройки жизненного опыта:
11. Предписания
12. Ограничения
13. Переучивания
14. Регламентации образа жизни
15. Методики предупреждения отрицательного, стимулирование положительного поведения:
16. Поощрение и наказание
17. Соревнование
18. Положительной перспективы.
Приемы социально – педагогического воздействия: созидающее, тормозящее, вспомогательные. Приемы: доверия, постепенного приучения к деятельности на общую пользу, поддержка коллективных проявлений, переключение критики не самокритику, включение подростка в коллективно значимые дела, назначение определенных функций.