Социально-педагогическая работа с различными группами детей и подростков.




39. Социально-педагогическая работа с педагогически и социально неблагополучными семьями.

40. Основные направления социально-педагогической работы в образовании. Содержание работы социального педагога определяется потребностями образовательного учреждения по решению социальных проблем обучающихся (воспитанников).
Основные направления социально - педагогической работы с детьми в образовательном учреждении включают в себя:

20. Учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни;

21. Контроль за движением учащихся;

22. Предупреждение отсева учащихся из образовательного учреждения;

23. Изучение социальных проблем обучающихся (воспитанников), условий их возникновения и разрешения их с учетом возможностей ОУ;

24. Учет педагогически и социально неблагополучных семей; установление контактов и взаимодействие с КДН и ОППН;

25. Осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;

26. Создание условий для безопасности личности обучающихся (воспитанников) и взаимодействие со специалистами служб занятости района и города;

27. Объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необходимой помощи социально незащищенным обучающимся (воспитанникам) и их семьям.

28. Проблемы в системе «ребенок - семья - общество».

29. Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

30. Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его успеваемость и посещение учреждения;

31. Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

32. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

33. Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;

34. Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений, организаций;

35. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;

36. Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;

37. Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

 

Вопросы по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога»

1.Технологический процесс: сущность и содержание процесс – это изменение/ динамика,состояние предмета) под воздействием внешних или внутренних факторов. При этом в соц пед работе в качестве внешних факторов рассматриваются соц условия обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренние нравств-психолог,физиологич, и физич ресурсы человека.

Основы технологич процесса составляют алгоритм действий.Алгоритм – точное предшествие, относительно последовательности операции, котор осущ преобразование объекта СПР и перевод его в искомое состояние. Во-вторых существенным компонентом технологич процесса явл операция (-это простейшее действие направленное на достижение конкретного, не разлагаемое на более простые,осознанные цели (подцели). – Совокупность операций объеденненых общими целями (подцелями) составляющие процедуру технологичесокго процесса. В –третьих важным компонентом явл инструментарий применяемый.- инструментарий – это арсенал средств обеспечивающий достижения цели воздействия на личность или социальное общество. Человек существует,развиватеся,формируется как личность благодаря воздействию со средой.,которое осуществляется по средством его деятельности. Поэтому вовлечение клиента, подопечного в различные виды деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентировочный, коммуникативный, явл основным средством воздействия на личность. В самом общем виде технологич процесса, можно выделить 4 основные процедурных этапов:

1 этап: 1. Формирование целей воздействий, которые предусматривают выполнение таких операций как сбор и анализ операций. 2. Осущ соц диагностики 3. Соц психол прогнозирование, развитие проблемы 4. Выработка программы действий и определение конкретных задач.

2 этап: - выработка и выбор способов воздействия.: воспитательное воздействие предполагает следующее:

Специфика технологии и методик как особого типа профессиональной деятельности

Технология и методика занимают промежуточное положение между наукой и практикой в той или иной деятельности.
Основные задачи науки заключаются в исследовании закономерностей и тенденций различных процессов, и явлений. Для СП основными науками являются: социология и педагогика.
 Технология – основная задача – разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов этой деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации.
 Методика – изучение обобщение, распространение и создание передового опыта, а так же создание условий для его возникновения. Методика в отличии о технологии так или иначе привязана к конкретному опыту и может быть освоена в основном в связи именно с данным опытом.
 Практическая деятельность направлена в первою очередь на решение тех или иных задач, реализация которых может быть зафиксирована теми или иными показателями и критериями эффективности.
Подходы к эффективности любой деятельности:

38. Достижение того или иного результата с минимальными затратами (экономность);

39. Достижение более высокого результата при аналогичных затратах.

Методика воздействует на практику за счет внедрения в нее образцов передового опыта. Основная проблема методиста заключается в нахождении средств передачи этого опыта адекватных реальной ситуации практика.
Особым средством методиста, является выработанный профессиональный язык понятный практику.
Методическая деятельность к тому же призвана доводить до уровня обобщения тот или иной частный опыт. Общая закономерность здесь такова – очень многое можно обобщать и совсем мало распространять.
 Сущность понятия методика, технология их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь.Основная задача технологии при взаимодействии с методикой заключается так же в обобщении методический достижений до уровня общих закономерностей и тенденций. Технология так же использует разнообразные научные достижения для разработки общих алгоритмов и знаний необходимых для качественного преобразования того или иного объекта.
 Основное содержание социальной технологии является влияние на социальные взаимоотношения и социальные процессы. Основное содержание соц.-пед, которое является разновидностью социальной технологии можно считать – разработку знаний о качественном преобразовании сознания различных субъектов важных для сферы социальных отношений и процессов.
В зависимости от решаемых задач выделяют следующие виды СП технологии:

40. Субъектные СП технологии включают в себя:

Индивидуальные:

Технологии саморазвития индивида

Его самозащиты

Самосохранения

Самообеспечения

Самореализации

Данная технология является основной, базовой технологией в СП. Основной вспомогательной технологией является технологии практической психологии в форме консультирования, тренинга, бесед.

41. Групповые связаны прежде всего работой с социально – демографическими группами. Наиболее распространенной вспомогательной технологией являются – социальные и технологии социального прогнозирования.

42. Массовидные технологии ориентированы на работу с большими группами людей функционирующими в реальном физическом пространстве. Наиболее известными образованиями являются: толпа, масса, аудитория. Наиболее распространенными вспомогательными технологиями являются социально психологические технологии.

3.Деятельностный включает в себя:

4.Совершенствование СП деятельности

5.Совершенствование организационных структур

СП деятельность включает в себя: моделирование, прогнозирование, проектирование этих структур.

5.Оптимизация СПД – она связана с совершенствованием деятельности в настоящем.

6.Технология улучшения деятельности самого клиента.

Процедура – метод в действии.

5.Средовые технологии СП – они связаны с созданием определенной социальной среды оказывающей педагогическое воздействие на индивида.

Средовые технологии особо значимы для построения современного гражданского общества, и решения проблем клиентов силами самих клиентов.
 Основные стратегии СП технологий совершенствующих социальную жизнь.

6.Согласия – физические чувства «МЫ». Главная задача – помощь людям обрести собственную социальную, культурную, и этническую идентификацию. Данная технология должна носить временный характер. Если она не временная, то общности являются агрессивными и внутри себя (конфликты, интриги).

7.Конфликта – данная стратегия наиболее уместна для качественно эффективного, а так же быстрого решения проблемы, то есть это «социальная хирургия». Как только эта стратегия затягивается, конфликт становится разрушительным для обеих сторон. В затяжном конфликте выиграть не возможно. В этом случае обе конфликтные стороны расходуют столько ресурсов для победы, что их потеря равносильна поражению.

8.Переговоров – данная стратегия является наиболее долговременной и постоянной. Предыдущие 2 стратегии должны носить по отношению к ней вспомогательный характер. Это означает, что конфликт и согласие, должны включаться для того, чтобы не прекращался процесс переговоров. Переговорная или диалоговая стратегия предполагает стремление обеих сторон к компромиссу, то есть умение реализовывать свои интересы с учетом интереса партнер по переговорам.

2. Методы как средство реализации технологий социально-педагогической деятельности. Метод (от греч. – путь исследования) – это способ достижения какой-либо цели; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитаний, методы обучения, методы пед, реабилитации, методы пед, коррекции.
В социальной педагогике метод – путь решения определенной проблемы человека, группы.
Методы используются в зависимости от уровня социально-педагогической деятельности:
 Субъективный уровень: в качестве субъекта деятельности выступают: а) специалист (методы: воздействия, м. взаимодействий); б) сам человек (методы: самоорганизации, самообучения, саморазвития и т.д.); в) специалист и клиент/группа (методы совместной деятельности, совместного участия в процессе решения поставленных задач).
 Функциональный уровень подразделяет методы на: а) основной функц-ый метод (включает объект в определенную деятельность, обеспечивающую реализацию цели); б) обеспечивающие методы (воздействия на сознание человека, м. организации деятельности, м. стимулирования/сдерживания действий, м. самоубеждения).
 Предметный уровень: это: а) группа методов действий: м. упражнений, тренировок, игр, научения; б) группа методов воздействия: м. убеждения, информирования; в) группа методов организации деятельности: м. управления, контроля; г) группа методов стимулирования/сдерживания: м. поощрения, соревнования, принуждения.
По отношению к социально-педагогической технологии методы могут выступать ее составной частью, обеспечивающей в совокупности решения проблемы. Так, например, в социально-педагогических технологиях общего типа (полный цикл работы с клиентом/группой) который делятся (в зависимости от решаемой задачи) на: а) с-п технологии, обусловленные ведущим методом практической деят-ти используются методы игры, тренинги, тур.походы…б) с-п технологии, построенные на определенной последовательности групп методов, исходя их проблем объекта. В с-п технологиях частного типа (диагностические технологии, диагностико-прогностические, экспертно-оценочные) используются методы наблюдения, включения в определенные виды деятельности и др. Таким образом, методы выступают составной частью любой технологии социально-педагогической деятельности, название которой иногда определяется по ведущему методу.

3. Профессиональная компетентность социального педагога. Профессиональная компетентность – способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей.
Задачу развития профессиональной компетентности специалистов в системе образования способны решать профессиональные объединения.
Педагогическая профессия, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компе­тентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практичес­кой готовности в целостной структуре личности и характери­зует его профессионализм (Л.И. Мищенко).
Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную мо­дель компетентности педагога, отображая научно обоснован­ный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретичес­кого и практического опыта.

 

4. Стратегия предотвращения конфликта.

5. Социальная диагностика, ее место и роль в социально-педагогической работе.

6. Формы, методика и технологии социально-педагогической работы с семьёй.

7. Социально-педагогические технологии в деятельности учреждений общего и среднего образования.

Планирование как функция социально-педагогического управления.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности,Мероприятий,с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Основные принципы планирования: - целенаправленность (целевая установка) на конкретный период, основана на учете прошлого ответа, наличие потенциала объекта учреждения).

- перспективность (цели должны быть понятны,реально достижимыми)

- объективность (разработка плана основывается на знании объективных условий деятельности объекта,материальной, географич, социальной)

- комплексность (при составлении плана, предполагается использовать разнообразные средства, формы, методы, виды, направление деятельности в их единстве и взаимосвязи).

- Скоординированность,согласность (соответствие и координация плана работы определенных структур)

- Конкретность

Разработка плана может строится по след схемам.

- ознакомление с руководителями, документами по данному вопросу или проблеме

- изучение литературы по общим основаниям

- изучение научных руководителей по планированию конкретного вопроса

- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год

- подготовка проектов плана

- коллективное обсуждение отдельных аспектов плана

Цель планирования: - выработка единства действий с администратором и пед коллективом

- с количеством учащихся? Родителей, общими структурами

- установление сроков реализациии решений

- уточнение приоритетных направлений, решений,этапов.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее (от 1-3 лет) исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел.

 

9. Социально-педагогические технологии в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

10.Социально-педагогические технологии в деятельности учреждений дополнительного образования.

11.Технология посредничества и консультирования в детско-юношеской среде.

12. Технология социально-педагогического консультирования.

13. Технология социально-педагогической помощи.

14. Технология разрешения проблем в социально-педагогической работе. Технология – есть совокупность приемов, применяемых для решения определенных задач.
Модель решения проблем в социально-педагогической работе:

43. Определение социально-педагогической проблемы

Содержание проблемы

Внешние признаки проблемы

Тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.)

Характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.);

44. Ситуационный анализ

Общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы

Организация структуры, в рамках которой возникает проблема

Типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации

Описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.

Профессиональное понимание социально-педагогической проблемы

Определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия;

45. Определение социально-педагогической стратегии – подготовка программы и рабочего плана деятельности

Определение объекта и предмета

Определение целей и задач

Определение содержания деятельности

Выработка показателей и критериев оценки

Разработка инструментария социально-педагогической деятельности

Описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации

Разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности

Разработка рабочего плана;

46. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;

47. Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности

Основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы

Выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению)

Оценка реальности и значимости проблемы

Выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта

Обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы

48. Разработка социально-педагогической технологии

Уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа

Детализация проблемы

Определение причин проблемной ситуации

Определение действующих и нейтральных факторов

Определение педагогического и социально-психологического фона деятельности

Разработка концептуальных основ разрешения проблемы

Разработка возможных путей решения проблемы

Обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы;

49. Реализация социально-педагогического проекта

В своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования:

50. Социально-педагогическое конструирование – мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами

51. Социально-педагогическое моделирование – многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы

52. Социальное проектирование – обоснованное конструирование

Социально-педагогическая технология – подготовка к практической деятельности программ, предусматривающих возможность достижения цели.

15. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции.

16. Методики и техники социально-педагогической работы с детьми-инвалидами.

17. Технологии разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.

18. Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения среди подростков. Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и т. п.) с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.
По мнению А.И. Кочетова, коррекция имеет следующие функции:

53. Восстановительную, предполагающую восстановление тех по­ложительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о добрых делах;

54. Компенсирующую, заключающуюся в формировании у под­ростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности (в спорте, в труде, в творчестве и т. п.);

55. Стимулирующую, направленную на активизацию позитивной
общественно полезной деятельности подростка; она осуществ­ляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезраз­личного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;

56. Исправительную, связанную с исправлением отрицательных ка­честв подростка и предполагающую применение разнообразных методов (поощрение, убеждение, пример и т. д.).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагоги­ческих позиций учителей, родителей, которая должна способствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, небла­гоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется:

57. Анализ социометрического статуса подростка в коллективе клас­са, в среде сверстников;

58. Определение места, которое он занимает в системе межличнос­тных отношений;

59. Выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания;

60. Выяснение того, имеет ли место психологическая изоляция, и поиск ее корней и причин, а также возможных путей ее преодо­ления.

Коррекционная направленность воспитательной работы состоит в том, дети с отклонениями в поведении предоставляет возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими (в художественной, эстетической, нравственно – правовой деятельности).
 Выявлено 4 группы методик направленных на исправление и коррекцию отклоняющегося поведения личности:

4.Методики разрушения отрицательного типа характера: метод взрыва и метод реконструкции характера.

5.Методики перестройки мотивации сферы и самосознания:

6.Объективное переосмысление своих достоинств и недостатков

7.Переориентировки самосознания

8.Переубеждения

9.Прогнозирования отрицательного поведения

10. Методики перестройки жизненного опыта:

11. Предписания

12. Ограничения

13. Переучивания

14. Регламентации образа жизни

15. Методики предупреждения отрицательного, стимулирование положительного поведения:

16. Поощрение и наказание

17. Соревнование

18. Положительной перспективы.

Приемы социально – педагогического воздействия: созидающее, тормозящее, вспомогательные.
Приемы: доверия, постепенного приучения к деятельности на общую пользу, поддержка коллективных проявлений, переключение критики не самокритику, включение подростка в коллективно значимые дела, назначение определенных функций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: