Основными задачами органов внутренних дел являются:
защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;
защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;
розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;
участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;
оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.
На органы внутренних дел законодательными актами Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи. [1. с.4]
Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, указы и декреты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь.
|
В целях защиты прав и законных интересов личности, общества и государства установлены правовые основы государственной политики противодействия организованной преступности.
Задачами борьбы с организованной преступностью являются:
защита личности, общества и государства от организованной преступности;
предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп и преступных организаций (их участников);
выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и развитию организованной преступности;
недопущение проникновения организованной преступности в систему государственных органов.
Борьба с организованной преступностью основывается на принципах:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод личности;
системности и последовательности;
неотвратимости ответственности;
сочетания гласных и негласных методов деятельности.
К основным направлениям борьбы с организованной преступностью относятся:
предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп и преступных организаций (их участников), занимающихся:
террористической деятельностью;
противоправными посягательствами на жизнь и здоровье человека;
деятельностью, связанной с торговлей людьми, в том числе сексуальной эксплуатацией или вовлечением в занятие проституцией;
незаконной миграцией;
хищением или незаконным оборотом ядерных материалов и радиоактивных веществ;
|
незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов к нему, взрывных устройств и взрывчатых веществ;
легализацией доходов, полученных незаконным путем;
противоправными посягательствами на транспортные средства;
контрабандой;
изготовлением, хранением либо сбытом поддельных денег или поддельных ценных бумаг, изготовлением либо сбытом поддельных иных платежных средств, а также иной преступной деятельностью;
развитие международного сотрудничества, направленного на предупреждение, выявление и пресечение преступлений, носящих транснациональный характер.
Борьба с организованной преступностью осуществляется посредством:
обеспечения надлежащего правового регулирования деятельности по борьбе с организованной преступностью;
системного анализа процессов, происходящих в криминальной среде;
планирования, организации и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с организованной преступностью;
предотвращения и пресечения финансирования организованной преступности;
совершенствования организации и тактики деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью;
совершенствования системы информационного, финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности по борьбе с организованной преступностью;
обеспечения контроля и надзора за деятельностью по борьбе с организованной преступностью.
Общее руководство деятельностью по борьбе с организованной преступностью осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь. [3. с.8]
|
Основными задачами внутренних войск являются:
оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, режима чрезвычайного положения, военного положения;
охрана исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев и осуществление совместно с их администрациями надзора за осужденными и лицами, содержащимися в лечебно-трудовых профилакториях;
конвоирование и охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
участие в розыске лиц, совершивших побег из-под охраны и надзора в исправительных учреждениях, от войсковых караулов при конвоировании;
охрана особо важных государственных объектов и специальных грузов;
обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся авиационных боеприпасов, других неразорвавшихся боеприпасов в населенных пунктах, проведение работ по проверке сообщений об установке взрывных устройств, их обнаружению, обезвреживанию и уничтожению на всей территории Республики Беларусь;
участие в территориальной обороне Республики Беларусь.
При возникновении обстоятельств, представляющих угрозу безопасности граждан, деятельности организаций и общественному порядку, а также в интересах обороны Республики Беларусь внутренние войска могут привлекаться для выполнения других задач в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, соблюдения прав и свобод человека, единоначалия, централизации управления. [3. с.7]
В своей деятельности внутренние войска руководствуются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
Деятельность внутренних войск по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан:
Внутренние войска защищают жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан от преступных и иных противоправных посягательств независимо от гражданства, социального, имущественного и иного положения, пола, расовой и национальной принадлежности, возраста, образования, языка, места жительства, религиозных и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
Военнослужащим внутренних войск запрещается допускать обращение, унижающее человеческое достоинство.
Военнослужащие внутренних войск при выполнении задач, возложенных на внутренние войска, могут ограничивать права и свободы граждан лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в интересах обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
В целях упорядочения финансово-хозяйственной деятельности и использования государственного имущества в воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь:
Установлено, что:
государственные органы, имеющие воинские формирования и военизированные организации Республики Беларусь (далее - воинские формирования и военизированные организации), а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения с правами юридического лица не вправе:
являться учредителями (участниками) коммерческих организаций, за исключением республиканских унитарных предприятий, созданных (создаваемых) в соответствии с законодательством и находящихся в подчинении (ведении) Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям;
сдавать в залог государственное имущество;
сдавать в аренду (безвозмездное пользование) имущество, являющееся носителем государственных секретов или относящееся к продукции военного назначения (за исключением отдельных типов и моделей боевого оружия и боеприпасов к нему, выдаваемых органами внутренних дел во временное пользование юридическим лицам с особыми уставными задачами и республиканским государственно-общественным объединениям в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь);
Государственные органы, имеющие воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения с правами юридического лица сдают в аренду (безвозмездное пользование) находящиеся в республиканской собственности и переданные им в оперативное управление или хозяйственное ведение здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), передаточные устройства, иное недвижимое имущество, машины, оборудование, транспортные средства, относящиеся к основным средствам, иное движимое имущество по решению руководителей государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, согласованному с Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь.
Сдача государственными органами, имеющими воинские формирования и военизированные организации, в аренду (безвозмездное пользование) предприятий как имущественных комплексов производится по решению Совета Министров Республики Беларусь, согласованному с Президентом Республики Беларусь; учреждения, входящие в систему (состав) воинских формирований и военизированных организаций, в том числе учреждения здравоохранения и образования, имеют право в порядке, установленном законодательством, выполнять работы (оказывать услуги) на возмездной основе, если это соответствует их уставным целям и предмету деятельности.
Заключение
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности органов внутренних дел.
Роль органов внутренних дел в государстве огромна. Система органов внутренних дел - это большой институт, состоящий из множества звеньев. На него возлагается множество различных задач. Одно из центральных мест в них занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст.2, ч.1 Конституции РБ. В частности, недвусмысленно сказано: "Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Список литературы
1. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17.07.2007г. // НГПА Республики Беларусь. - 2007. - 137. - 2/1360.
2. О борьбе с организованной преступностью: Закон Республики Беларусь от 26.06.2007г. // НГПА Республики Беларусь. - 2007. - 159. - 2/1341.
3. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004г. // НГПА Республики Беларусь. - 2004. - 190. - 2/1092.
4. О некоторых вопросах деятельности воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 01.06.2007г. // НРПА Республики Беларусь. - 2007. - 134. - 1/8627.
5. Об утверждении Положения о коллегии Министерства внутренних дел и её состава: Указ Президента Республики Беларусь от31.10 2000г. // НРПА Республики Беларусь. /2000. - 104. - 1/1738; НРПА Республики Беларусь. - 2002. - 43. - 1/3612; НРПА Республики Беларусь. - 2004. - 91. - 1/5581.
6. О совершенствовании мер охраны общественного порядка и борьбы с преступностью: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от10.11.1993г. // Собрание постановлений правительства Республики Беларусь. - 1993. - 31. - Ст.622; Собрание указов Президента и постановлений совета Министров Республики Беларусь. - 1997. - 24. - Ст.827; Собрание декретов, указов президента и постановлений правительства Республики Беларусь. - 1999. - 6. - СТ.150; НРПА Республики Беларусь. - 2007. - 136. - 5/25333.
7. Об утверждении Положения о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002г. // НРПА Республики Беларусь. - 2003. - 8. - 5/11800.
8. Об утверждении Инструкции о порядке деятельности подразделений организации дорожного движения и дорожной инспекции Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13.06.2005г. // НРПА Республики Беларусь. - 2005. - 108. - 8/12778; НРПА Республики Беларусь. - 2007. - 108. - 8/17135.
9. Об утверждении Инструкции о порядке подготовки, согласования и представления на подпись проектов нормативных правовых и иных правовых актов Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 19.12.2006г. // НРПА Республики Беларусь. - 2007. - 28. - 8/15591.
10. О порядке подготовки заседаний коллегий и оперативных совещаний в органах внутренних дел Республики Беларусь: Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.06.2006г. // НРПА Республики Беларусь. - 2006. - 105. - 8/14597.
11. О критериях оценки работы руководящих кадров органов внутренних дел: Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.07.2004г. // НРПА Республики Беларусь. - 2005. - 61. - 8/12453; НРПА Республики Беларусь. - 2007. - 61. - 8/17172.
12. Административно-правовые основы государственного управления: Учеб. Пособие / Общ. ред.А.Н. Крамника. - Мн.: Тесей, 2004. - С.357-404.
13. Валиулин Т.С. Административно-правовой статус органов внутренних дел на транспорте: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. - М., 2007.27с.
14. Лукашов А.И. О новеллах, о порядке изъятия бухгалтерских и иных документов органами внутренних дел // Право Беларуси. - 2004. - 24. - С.73-76.
15. Маюров Н.П. Служебная проверка как фактор совершенствования дисциплинарных правоотношений в органах милиции // История государства и права. - 2005. - 2. - С.32-36.