Перечень примерных контрольных вопросов заданий для самостоятельной работы




Министерство образования Российской Федерации

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента образовательных

программ и стандартов профессионального

образования

______________________Л.С. Гребнев

"____" ______________2000 г.



РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно - методическим объединением по

образованию в области маркетинга

Председатель Совета УМО.

Ректор МГУК, проф_______Н.П.Ващекин


РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно - методическим объединением по

образованию в области маркетинга

Председатель Совета УМО,
Ректор ГУУ. проф.__________.Г. Поршнев


Примерная программа дисциплины

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Федерального компонента цикла общепрофессиональных

дисциплин государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

второго поколения по специальности

061500 Маркетинг

 

Москва 2000


 

Примерная программа дисциплины "Ценообразование" федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 061500 Маркетинг.

 

I. Организационно - методический раздел

 

1.Цель курса

Цель курса заключается в изучении экономически обоснованной методики установления цен, ценовой политики, последовательной их реализации для эффективного функционирования предприятий в условиях рыночных отношений.

Формирование рыночных отношений в отечественной экономике предъявляет новые требования к ценообразованию. Поэтому успешное использование рыночных методов ценообразования требует изучения его теоретических основ, лучшей зарубежной практики и особенностей развития экономики России в современных условиях.

Конечная цель курса состоит в том, чтобы студенты на основе приобретения знаний в дальнейшем смогли принимать компетентные решения в области ценообразовния на микроуровне с учетом конкретных ситуаций на товарных рынках.

 

2.Задачи курса

Изучение курса направлено на рассмотрение:

- роли цены в современном хозяйственном механизме;

- основ и методологии рыночного ценообразования;

- методологических особенностей ценообразования в России;

- формирования свободных цен, в том числе особенностей ценообразования на импортные товары;

- особенностей формирования цен в отдельных отраслях народного хозяйства, в том числе регулирования цен;

- ценообразования на рынке транспортных услуг;

- ценообразования на мировом товарном рынке.

 

3.Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс восполняет существующий пробел в классическом курсе маркетинга,

который читается в настоящее время практически во всех высших и учебных

заведениях страны. В системе маркетинга, его самому сложному разделу,

ценобразованию уделяется неоправданно мало внимания. Курс "Ценообразование" дает возможность будущим маркетологам более полно овладеть вопросами маркетинга, сила которого в его системности и целостности, проработанности всех его составляющих и элементов. Теоретические знания и практические навыки в области ценообразования, способствующие повышению уровня компетенции, предлагают выбор грамотного решения с учетом специфики товарных рынков.

 

 

4. Требования к уровню освоения содержания курса

В ходе изучения дисциплин студенты должны:

- овладеть теоретическими знаниями в области ценообразования в рыночных

условиях;

- ориентироваться в выборе обоснованной ценовой стратегии, тактике и правильной методики установления цен на рынках конкретных товаров и услуг;

- уметь определять цены и соответствующие надбавки к ним с учетом различных ценообразующих факторов;

- получить навыки по решению конкретных вопросов ценообразования в различных отраслях экономики, возникающих в практической деятельности специалистов.

 

 

II. Содержание курса

Разделы курса

Раздел 1. Формирование цен в условиях рынка.

Раздел 2. Ценообразование в России в переходный период.

Раздел 3. Ценообразование на мировом товарном рынке.

 

2.Темы и краткое содержание

Раздел 1. Формирование цен в условиях рынка

Тема 1. Основы рыночного ценообразования.

 

Роль цены в условиях рынка. Трактовка теории цены различными школами. Понятие и сущность цены. Цена и стоимость. Определение стоимости. Стоимость, общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ) и общественно необходимое рабочее время. Стоимость, спрос и предложение. Стоимость и полезность товара. Взаимодействие цены, стоимости, ОНЗТ и полезности товара, спроса и предложения.

Функции цен (спроса и предложения, учетная, стимулирующая распределительная, социальная и т.д.).

Ценообразующие факторы. Фактор спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса и предложения. Издержки производства и их роль в

Формировании цены. Структура издержек. Виды издержек: постоянные и

переменные; прямые и косвенные и т.д. Качество и потребительские свойства

товара как ценообразующий фактор. Конкуренция и ее влияние на цены.

Меры государственного ценового регулирования и их воздействие на ценовую политику фирм.

 

Тема 2. Методология рыночного ценообразования

 

Ценовая политика, ее цели. Максимизация рентабельности (прибыли).

Показатели рентабельности (рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность собственного капитала). Достижение наиболее высоких темпов продаж (максимальное увеличение сбыта). Обеспечение выживаемости. Стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции.

Методы установления цен (с ориентацией: на издержки производства, на безубыточность, на спрос, на уровень конкуренции). Способы определения затрат по полной номенклатуре и сокращенной. Характеристика каждого из методов ценообразования, их преимущества и недостатки.

Стратегии ценообразования и их классификация. Определение стратегии ценообразования. Факторы, влияющие на выбор ценовой стратегии (тип товара, его жизненный цикл, текущие условия на локальном рынке и т.д.).

Основные типовые ценовые стратегии. Установление цен выше, чем у конкурентов («премиальное ценообразование», «снятие сливок»); установление цен на уровне цен конкурентов (стратегия нейтрального ценообразования, «адаптационная»); установление цен ниже, чем у конкурентов (стратегия ценового прорыва, пониженных цен, постепенного проникновения на рынок). Оценка рыночных условий, при которых могут быть рекомендованы эти стратегии.

Ценовые стратегии, как корректирующий механизм цен (ценообразование в рамках товарного ассортимента; «дискриминационные цены»; географическое ценообразование; «психологическое» ценообразование; ценообразование для стимулирования сбыта; система скидок и зачетов и т.д.).

Этапы разработки ценовой стратегии. Сбор исходной информации и ее значение для принятия решений по ценам. Стратегический анализ (финансовый анализ; сегментный анализ рынка; анализ конкуренции). Формирование ценовой стратегии, являющейся частью общей стратегии развития предприятия.

 

Раздел 2. Ценообразование в России в переходный период

Тема 1. Методологические особенности ценообразования в России

 

Себестоимость продукции, ее сущность и значение для ценообразования. Классификация затрат по статьям калькуляции. Характеристика статей калькуляции. Страховые платежи и налоги, учитываемые в себестоимости продукции. Прямые и косвенные расходы. Порядок определения косвенных расходов. Расходы, включаемые в себестоимость продукции по становленным нормативам.

Чистый доход и его отражение в цене. Прибыль и косвенные налоги (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж) как элементы цены товара (услуги). Порядок их расчета при установлении цен. Показатели рентабельности, применяемые при установлении цен.

Виды цен и их классификация.

 

Тема 2. Формирование свободных цен

 

Свободные цены и их роль в формировании рыночных отношений. Свободные (рыночные) закупочные цены, свободные оптовые (отпускные) цены на продукцию производства. Порядок их установления, применения и фиксирования. Структура этих цен.

Монопольные цены: монопольно высокие и монопольно низкие. Сущность этих цен. Роль антимонопольных органов в выявлении этих цен, ограничении, пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Санкции за нарушение антимонопольного законодательства в области ценообразования.

Особенности формирования свободных цен внутреннего рынка на биржах, торгах, аукционах.

Снабженческо-сбытовые, оптовые и торговые надбавки, их структура, порядок установления, применения и фиксирования.

Свободные розничные цены, порядок их установления, применения и фиксирования. Структура свободных розничных цен на отечественные товары в Зависимости от стадий товародвижения (прямые связи между производителем и розничной торговлей; поставка товаров через заготовительные, оптовые, снабженческо-сбытовые предприятия, а также посредников, участвующих и не участвующих в расчетах).

 

Тема 3. Особенности ценообразования на импортные товары

 

Место цен на импортные товары в общей системе ценообразования, их значение в формировании внутреннего рынка продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Таможенная стоимость - база формирования цен на импортные товары. Методы определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, метод вычитания стоимости, метод сложения стоимости, резервный метод). Порядок применения указанных методов. Виды контроля за таможенной стоимостью.

Роль валютного курса в формировании внутренних цен на импортные товары.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, сборы за таможенное оформление и т.д. - как элементы цены импортного товара.

Порядок определения цен на импортные товары. Цены на импортные товары, закупаемые за счет централизованных валютных средств. Расчетные и свободные отпускные цены на импортные товары, порядок определения и их структура

Цены на импортные товары, закупаемые предприятиями и организациями за собственных валютных средств. Порядок определения расчетных и свободных цен, их структура в зависимости от различных факторов (порядок налогообложения при таможенном оформлении товаров, звеньев товародвижения и т.д.).

Формирование розничных цен на импортные товары.

 

Тема 4. Регулирование цен

 

Сущность и методы регулирования цен. Экономические и административные методы регулирования цен. Роль регулируемых цен в сдерживании неоправданного роста цен, инфляции и т.д. Социальная направленность регулируемых цен. Методы административного регулирования цен. Органы, осуществляющие регулирование цен

Регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополий. Сфера деятельности субъектов естественных монополий. Ценовые методы регулирования деятельности естественных монополий. Ответственность субъектов естественных монополий за нарушение государственной дисциплины цен.

Перечень продукции и услуг производственно-технического назначения, в народного потребления и услуг, на которые регулируются цены со стороны Правительства России, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Регулирование снабженческо-сбытовых, оптовых, торговых надбавок и наценок.

Роль местных органов самоуправления в регулировании цен на отдельные виды товаров и услуг социальной значимости.

 

Тема 5. Особенность ценообразования в отдельных отраслях народного хозяйства

 

Ценообразование в отдельных отраслях промышленности.

Ценообразование на продукцию отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Ценообразование на продукцию металлургического и машиностроительного комплекса. Ценообразование на продукцию легкой и пищевой промышленности. Особенности калькулирования себестоимости продукции и ценообразования в этих отраслях народного хозяйства. Порядок определения цен, их уровень, структура, динамика, соотношения в ценах.

Ценообразование в сельском хозяйстве.

Роль и значение закупочных цен в условиях становления рыночных отношений. Факторы, влияющие на уровень затрат и цен в сельском хозяйстве. Структура закупочных цен, характеристика ее элементов.

Дотации и компенсации сельскому хозяйству. Соотношения цен на отдельные сельхозпродукции. Диспаритет цен: на сельскохозяйственную продукцию, потребляемую сельским хозяйством; на сельхозпродукцию и товары, вырабатываемые из сельхозсырья.

Виды закупочных цен. Свободные (рыночные) закупочные цены. Целевые цены, гарантированные цены, залоговые ставки, их сущность и порядок установления.

Ценообразование в торговле и в массовом (общественном) питании.

Ценовая политика торговых предприятий. Оптовые и торговые надбавки как цены сферы торговых услуг. Факторы, влияющие на формирование надбавок в оптовых и розничных торговых организаций.

Стратегии ценообразования для стимулирования реализации товаров в торговле.

Роль и значение цен в формировании рынка услуг массового питания. Стоимость сырья как основной элемент цены продукции массового питания. Порядок оплаты и включения в цены готовой продукции стоимости сырья. Торговые надбавки и наценки. Единые наценки, порядок их определения. Дифференциация наценок. Социальная направленность цен на продукцию массового питания в общеобразовательных школах, ПТУ, вузах, техникумах.

Калькуляция цен готовой продукции

 

Тема 6. Ценообразование на рынке транспортных услуг

 

Роль грузовых тарифов в развитии рыночных отношений. Требования, предъявляемые к грузовым транспортным тарифам. Тарифная система России в современных условиях. Влияние на формирование затрат и тарифов особенностей транспорта как отрасли инфраструктуры. Учет при установлении тарифов рыночных факторов.

Структура транспортных тарифов. Обоснование уровня затрат на транспорте. Затраты на начально-конечные и движенческие операции. Проблемы доходности транспортного комплекса и перекрестного субсидирования.

Виды грузовых транспортных тарифов. Свободные и регулируемые тарифы. Динамика тарифов на различных видах транспорта и факторы, влияющие на них.

Особенности формирования тарифов на различных видах транспорта (железнодорожном, морском, речном, автомобильном).

Учет рыночных факторов и система скидок с действующих тарифов.

 

Раздел 3. Ценообразование на мировом товарном рынке

Мировой товарный рынок и его признаки. Особенности формирования мировых (внешнеторговых) цен. Требования, предъявляемые к мировым ценам.

Определение мировой цены. Интернациональная стоимость и мировая цена, их сущность и взаимосвязь. Отличие интернациональной стоимости от национальной, мировых цен от цен национального рынка. Факторы, влияющие на формирование мировых цен.

Цены мирового рынка - база для определения цен на товары экспортного и импортного контракта

Источники информации о мировых ценах. Виды мировых цен, специфика их формирования. Справочные цены; цены прейскурантов, каталогов, проспектов; цены предложений; цены торгов; цены международных товарных аукционов; цены биржевой торговли; расчетные цены; цены фактических сделок. Влияние на уровень цены фактической сделки базисных условий поставки (обязанности сторон по доставке товаров, оформление таможенных формальностей, момент перехода рисков в процессе доставки товаров). Базисные условия поставки: «франко-завод», «франко-перевозчик», ФОБ, ФАС, КАФ, СИФ, КПТ, СИП, ДАФ и т.д.

Выравнивание цены (учет вознаграждения посредника, вид платежа, количество товаров и т.д.). Скидки на уторговывание, их виды.

Фиксирование цен фактических сделок в контракте.

 

Перечень примерных контрольных вопросов заданий для самостоятельной работы

1. Дайте определение цены и покажите ее роль в рыночной экономике.

2. Какие функции цен Вы знаете?

3. Какие факторы влияют на формирование рыночных цен?

4. В чем суть ценовой политики, каковы ее цели?

5. Какие методы установления цен в условиях рынка Вы знаете?

6. Какие основные стратегии ценообразования Вы знаете, как они классифицируются?

7. Назовите этапы разработки ценовой стратегии.

8. Дайте определение себестоимости и покажите ее значение для целей ценообразования.

9. Какие статьи затрат включаются в калькуляцию себестоимости?

10. Какие виды себестоимости Вы знаете?

11. Какие показатели рентабельности используются при установлении цен?

12.Какие косвенные налоги включены в цены товаров. Дайте им краткую характеристику.

13.Назовите виды цен, применяемые в России, и покажите, как они классифицируются.

14.Как формируются цены на продукцию отечественных производителей?

15.Дайте определение монопольных цен. Какие их виды Вы знаете?

16. Как формируются оптовые и торговые надбавки к ценам?

17.Как формируются розничные цены?

18.Какие элементы включает в себя структура розничных цен в зависимости от различных звеньев товародвижения?

19.Какие виды таможенной стоимости Вы знаете?

20.Дайте краткую характеристику каждому виду таможенной стоимости.

21.Какие виды контроля за таможенной стоимостью Вы знаете?

22.Какие таможенные платежи включаются в цену импортного товара?

23.Как рассчитываются цены на импортные товары, закупаемые за счет собственных валютных средств предприятий?

24.Как рассчитываются цены на импортные товары, закупаемые за счет централизованных валютных средств?

25.Дайте определение регулируемой цены.

26. Какие методы регулирования цен Вы знаете?

27.Какие сферы деятельности относятся к естественным монополиям?

28.На какие виды продукции и услуг регулируются цены?

29.Как формируются цены на продукцию топливно-энергетического комплекса (ТЭК)?

30.Как устанавливаются цены на продукцию металлургического комплекса?

31.Как устанавливаются цены на продукцию машиностроительного комплекса?

32.Как устанавливаются цены на продукцию пищевой промышленности?

33.Как устанавливаются цены на продукцию легкой промышленности?

34.Какие виды закупочных цен Вы знаете?

35.Дайте характеристику оптовым и торговым надбавкам как цены сферы

36.Какие факторы влияют на формирование оптовых и торговых надбавок?

37.Какие основные стратегии для стимулирования реализации товаров в сфере торговли?

38.Как формируются цены на продукцию собственного производства в общественном питании?

39.Как формируются цены на покупные товары в общественном питании?

40.Что включает в себе единая наценка в общественном питании?

41Хакие факторы учитываются при установлении транспортных тарифов?

42.Какие требования предъявляются к грузовым транспортным тарифам?

43.B какие элементы цены включены расходы на транспортировку грузов?

44.Как регулируются тарифы на грузовые железнодорожные перевозки?

45.Как формируются тарифы на грузовые перевозки автомобильным транспортом?

46. Как формируются тарифы на грузовые перевозки морским транспортом?

47.Как формируются тарифы на грузовые перевозки речным транспортом?

48.Как учитываются рыночные факторы при установлении тарифов на грузовые перевозки различными видами транспорта?

49.В чем заключается особенность формирования мировых цен?

50.Дайте определение мировой цены и покажите, какие факторы влияют на ее формирование?

51.Какие источники информации о мировых ценах Вы знаете?

52.Какие виды мировых цен Вы знаете?

53.Дайте краткую характеристику ценам прейскурантов, каталогов, проспектов, используемых в мировой торговле.

54.В чем суть цен предложений, используемых в мировой торговле?

55.Как формируются цены торгов на мировом товарном рынке?

56.Как формируются цены аукционов на мировом товарном рынке? 14

57.Как формируются биржевые цены на мировом товарном рынке? Какие виды биржевых цен Вы знаете?

58.Как формируются цены фактических сделок на мировом товарном рынке?

59.Какие виды цен фактических сделок, используемых в мировой торговле Вы знаете?

60.Какие базисные условия поставки используются при формировании мировых цен?

61.В чем суть скидок на уторговывание, используемых в практике мировой торговли.?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: