Savannah Bay
Вариант пьесы, премьера которого состоялась
в театре «Рон-Пуан» 27 сентября 1983 года
Режиссер-постановщик: Маргерит Дюрас
Ассистент режиссера: Ян Андреа
Декорации: Роберто Плат
Ассистент художника по декорациям: Симон Дюамель
Мадлен: Мадлен Рено
Молодая Женщина: Бюль Ожье
Художник по свету: Женевьев Субиру
Заведующий постановочной частью:Жан-Пьер Матис
Музыкальное оформление: Филипп Пруст
В спектакле использована музыка:
«Слова любви» Эдит Пиаф.
Адажио из Квинтета до мажор, соч. 163 Ф. Шуберта.
Сцена почти пуста. Две скамейки и шесть стульев в светлых чехлах. Стол. На полу ничего нет. Заставленная мебелью площадь, на которой будет сыграна пьеса, должна занимать не более десятой части сцены. «Саванна Бэ» будет сыграна именно здесь.
Поодаль от этого места можно увидеть декорации Роберто Плата, изображающие Саванна Бэ. Это очень большая театральная площадка, которая должна возвышаться среди обширного, пустынного пространства. Деревянный занавес, крашенный под красный бархат, поднимаются перед внушительной сценой. Посередине сцены до задней стены идет значительное углубление. Перед этим углублением располагаются две створки очень высокой двери темно-зеленого цвета, которая напоминает двери соборов в долине реки По. За дверью на некотором отдалении стоят две громадные, расписанные под мрамор, светло-желтые колонны, уходящие под потолок театра. Еще дальше, за колоннами, словно зажатыми между створками двери, и за участком сцены, погруженным в полумрак, находится море. Оно кажется заключенным в рамку, как Объяснение всему.Море освещается переменным светом, то «холодным», то «обжигающим», то приглушенным.
|
Таким образом, декорации, изображающие Саванна Бэ, удалены от самого Саванна Бэ, когда-то оставленного женщинами из Саваннэ Бэ.
Сцена 1
Громко звучит песня Эдит Пиаф «Слова Любви».
После четвертого куплета в полутьме возникает Мадлен. Она идет от декораций. Чуть позже на сцене в свою очередь появляется Молодая Женщина. Она подходит к Мадлен.
Они стоят рядом в полутьме и слушают песню.
Музыка становится тише.
Женщины начинают разговаривать.
Мадлен: Что это такое?
Молодая Женщина: Пластинка для вас.
Молодая Женщина и Мадлен слушают певицу.
Молодая Женщина: Вы узнаете эту песню?
Мадлен (с сомнением): Кажется… Понемногу… Да.
Песня продолжается. Мадлен слушает ее с неослабевающим вниманием.
Мадлен: Кто поет?
Молодая Женщина: Одна давно умершая певица.
Мадлен: В самом деле?
Молодая Женщина: Лет пятнадцать тому назад.
Мадлен (слушая песню): А словно она здесь.
Молодая Женщина (после паузы): Она здесь. (Пауза). Кажется, на реке Магра вы пели эту песню. Каждое лето.
Мадлен: Да? Может быть… Может быть.
Молодая Женщина (твердо): Да.
Мадлен (слушая песню): У нее большой талант.
Молодая Женщина: Да. (Пауза). Пластинка всегда была в доме. Но однажды она разбилась.
Мадлен (едва слышно): В самом деле… (Молчание. Песня звучит еще тише. Мадлен делает жест в сторону, откуда доносится музыка). Я когда-то знала, кто поет эту песню?
Молодая Женщина: Имя вам ничего не скажет.
Мадлен: Нет.
|
Молодая Женщина (после паузы): Вы узнаёте голос?
Мадлен: Не сам голос… Но что-то в нем, может быть, его силу… У певицы очень сильный голос…
Молодая Женщина: Это ваша сила. И ваш голос.
Мадлен (не слушая ее): Эта женщина покончила с собой.
Молодая Женщина (нерешительно): Да. (Пауза). Вы это знали.
Мадлен (после паузы): Нет. Я сказала это наугад. (Пауза). Возможно, так заставляют думать слова, которые она поет. (Тишина. Пластинка закончилась). В течение многих месяцев мне тоже приходилось в театре умирать каждый вечер. Много месяцев подряд, каждый вечер. (Пауза). Это было во время очень большой боли.
Молчание.
Молодая Женщина: Давайте, я спою эту песню, а вы, вы повторяйте за мной слова. (На лице Мадлен появляется легкое недовольство). Не хотите?
Мадлен: Нет, почему… Я не против. (Молчание. Она смотрит на Молодую Женщину. Внезапное удивление). Кто вы? (Пауза). Маленькая девочка ...? (Молчание. Мадлен встает. Испуганно). Никак не могу точно вспомнить...
Молодая Женщина встает перед Мадлен.
Молодая Женщина: Посмотрите на меня. Я прихожу к вам каждый день.
Мадлен: Да… В самом деле… Мы играем в карты..? Рассказываем друг другу всякие истории..?
Молодая Женщина: Правильно … Мы пьем чай… Нам есть, чем заняться…
Мадлен (после паузы): Да… Однажды… Вы попросили меня посчитать.. Я помню… Какие-то числа.
Молодая Женщина: Да.
Мадлен: Большие, огромные числа…
Молодая Женщина: Вы правы.
Мадлен: Я вас узнала. (Долгая пауза). Вы дочь той умершей девочки. Моей умершей дочери. (Долгая пауза). Вы дочь Саванна. (Молчание. Она закрывает глаза и руками как будто гладит кого-то по голове). Да… Да… Так и есть. (Она перестает гладить воздух, ее руки безвольно падают.) Я хотела бы остаться одна.
|
Молодая Женщина садится перед Мадлен. Она начинает петь песню, замедлив ее темп и очень четко артикулируя все слова.
Молодая Женщина: Посмотрите на меня. (Пауза. Поет):
Люблю, люблю тебя,
Люблю тебя сильней,
Сильней, чем может крик…
Мадлен (Смотрит на Молодую Женщину, как ученица на учительницу, и медленно, словно под диктовку, повторяет):
Люблю, люблю тебя,
Люблю тебя сильней,
(Пауза)
Сильней, чем может крик…
Молодая Женщина: Да. (Пауза. Еще медленней):
Поведать о моей
Моей к тебе любви.
Клянусь тебе я в ней…
Мадлен (все более и более внимательно):
Поведать о моей
Моей к тебе любви.
Клянусь тебе я в ней…
Молодая Женщина (после паузы): Хорошо. (Она замолкает на мгновение, потом снова начинает петь):
Но если навсегда,
Ты навсегда уйдешь,
Уйдешь, забыв меня.
То этим ты меня,
Любовь моя, убьешь,
Любовь, любовь моя…
Мадлен (застывает, словно пораженная неистовой силой слов): Нет.
Молчание.
Молодая Женщина (продолжает петь):
Но если навсегда,
Ты навсегда уйдешь…
Мадлен:
Но если навсегда,
Ты навсегда уйдешь…
Молодая Женщина: Да.
Уйдешь, забыв меня.
То этим ты меня,
Любовь моя, убьешь,
Любовь, любовь моя…
Мадлен: Нет.
Молодая Женщина (после паузы. Она больше не поет). То этим ты меня, любовь моя, убьешь…
Мадлен: То этим ты меня, любовь моя, убьешь…
Молодая Женщина: То этим ты меня, любовь моя, убьешь. Любовь, любовь моя.
Мадлен (послушно): То этим ты меня, любовь моя, убьешь. Любовь, любовь моя…
Молодая Женщина: Да.