ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ программа
«ОСНОВЫОХРАНЫЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Киров
Авторы-составители:
Койков А.И.,ст.преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и здоровьесберегающих технологий
Образовательная программа основывается на следующих документах:
1. Законов Российской Федерации:
«Об образовании» от 13.01.96г. № 12-ФЗ,
«Об охране окружающей природной среды»,
«О безопасности»,
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №53-ФЗ от 30.03.99.
«О качестве и безопасности продуктов питания» №29-ФЗ от 02.01.00.
«Об охране здоровья граждан в Кировской области» от 27.10.2005.
2. Государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования,
3. Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов от 26.06.95 № 610.
4. Требований к содержанию дополнительных профессиональных программ (Приказ МО РФ от 18.06.97г. № 1221).
5. Концепции развития здравоохранения РФ до2010 г..
6. Рекомендаций для учреждений дополнительного педагогического образования «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. (Москва-Барнаул, 1999).
7. Приказа Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях» от 30.06.92 №186/272.
8. ГОСТов 19301.1 и 19301.3-94 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры».
9.СанПиНов 1.1-3.1(Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях).
10.Конвенции о правах ребенка. Генеральная ассамблея ООН.1993.
|
Пояснительная записка
Настоящая программа курсовой подготовки направлена на повышение квалификации учителей-предметников, работников администрации школ и организаторов внеклассной работы по методической и практической деятельности в образовательных учреждениях, а также- на корректировку учебно- воспитательного процесса от негативных тенденций, что позволит сохранить здоровье всех участников образовательного процесса.
Слушатели ознакомятся с мониторингом здоровья, новыми и безопасными методиками сохранения и укрепления индивидуального здоровья, а также-с эффективными методами пропаганды и воспитания культуры здоровья.
Программа учитывает возросшие требования к общечеловеческим ценностям и здоровью участников образовательного процесса (обеспечение безопасности жизни и формирование здоровья подрастающего поколения).
В процессе ее реализации предполагается использование разнообразных форм и методов организации учебных занятий: лекций, семинаров, дискуссий, тренингов, консультаций, деловых игр, широкое использование информационных технологий и т.д.
Программа рассчитана на 144 часа, включающих аудиторные занятия, самостоятельную работу слушателей (20,5% от учебного времени), а также выездные и экскурсионные занятия на базе образовательных учреждений и структр системы здравоохранения.
Форма обучения – с отрывом от работы. По окончании обучения в случае успешного прохождения квалификационных испытаний предполагается выдача удостоверения о повышения квалификации.
|
Настоящая программа состоит из четырех логически взаимосвязанных разделов, охватывающих теорию и практику подготовки преподавателей к выполнению функциональных обязанностей.
При изучении первого раздела «Концепция здоровья» (36 часов) рассматривается понятийное и проблемное поле системы охраны здоровья, определяются современные патогенетические факторы и обозначаются пути сохранения и укрепления здоровья человека.
Во втором разделе "Здоровьесберегающие технологии" (36 часов) изучаются основные принципы и технологии организации обучения здоровьесберегающей направленности, рассматриваются все необходимые компоненты здоровьесбережения.
Третий раздел «Теория и методика формирования основ здорового образа жизни» (36 часов), посвящен изучению категорий общественного и индивидуального здоровья, способам воспитания у человека ценностей здоровья, новым возможностям правильного определения способов влияния на здоровье.
При изучении четвертого раздела «Основы профилактики заболеваний и вредных привычек» (36 часов), слушатели знакомятся с новыми способами предупреждения распространенных заболеваний, новыми формами и методиками профилактики употребления ПАВ.
Предусмотрена диагностика учебного процесса:
· Входная (анкетирование, информационно-аналитические дискуссии и пр.);
· Текущая (рефлексивная оценка знаний и умений слушателей);
· Итоговая (анкетирование, тестирование, защита курсовых работ).
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Программы, справочники и энциклопедии на цифровых носителях;
|
2. Видеофильмы и презентации на CD и DVD носителях;
4. Проекционная техника;
5. Сборники нормативно-правовой документации регламентирующей вопросы курса ОХРАНЫДЕТСТВА в образовательном учреждении;
6. Учебные программы, календарно-тематические планы, поурочные планы по вопросам охраны здоровья участников образовательного учреждения, методические разработки основных мероприятий пропаганды здорового образа жизни в образовательных учреждениях;
7. Плакаты, схемы, таблицы, графики.
В результате изучения учебной программы курсов преподаватель должен:
знать:
- нормативно-правовую и организационную документацию в области охраны детства в образовательных учреждениях;
- современную концепцию здоровья;
- компоненты здоровьесберегающей направленности и способы организации здоровьесберегающей среды образовательного учреждения;
-основы профилактики вредных привычек и основных заболеваний в условиях образовательного учреждения.
уметь:
- выполнять планирование мероприятий по организации деятельности здоровьесбережения в образовательном учреждении;
- организовывать и проводить обучение здоровому образу жизни;
- организовывать деятельность по обучению первоначальным знаниям в области здоровья и профилактики;
- использовать знания и педагогические технологии для формирования здорового образа жизни и поддержания здоровья участников образовательного процесса.
Учебный план
Цель: Создать условия для овладения теоретическими и практическими знаниями в области охраны здоровья.
Задачи обучения:
1. Изучить теоретические основы концепции целостного здоровья человека, механизмы и закономерности его формирования, функционирования, сохранения и совершенствования.
2.Отработать навыки разработки стратегий внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения.
3. Изучить имеющиеся научные и практические способы оздоровления и профилактики, теорию и методику пропаганды здорового образа жизни.
4.Провести рефлексию на понимание теоретического и практического материала курса.
Категории слушателей: Руководители и директора учреждений образования, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, социальные педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования, классные руководители, методисты, учителя-предметники.
Форма обучения: с отрывом от производства.
Раздел I «Концепция здоровья»- 36 часов | |||||||||||||
Список тем | Всего час. | Лекции | Практич. | АМО | Стаж. | Самост. | |||||||
1. | Понятия здоровья и болезни. | ||||||||||||
2. | Причины заболеваний и механизмы их развития. | ||||||||||||
3. | Факторы здоровья | ||||||||||||
4. | Механизмы сохранения и укрепления здоровья. | ||||||||||||
5. | Здоровье учащихся и преподавателей | ||||||||||||
Раздел II "Здоровьесберегающие технологии"– 36 часов(из них 4 сам. изуч.). | |||||||||||||
1. | Правовые и законодательные акты сферы социальной защиты и охраны здоровья детей | ||||||||||||
2. | Школьные факторы рискка | - | |||||||||||
3. | Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса. | - | |||||||||||
4. | Личностная ориентированность как компонент здоровьесберегающей направленности процесса образования | - | |||||||||||
5. | Физическая безопасность в школе. | - | |||||||||||
6. | Гигиеническая обоснованность процесса образования | ||||||||||||
7. | Профилактический компонент здоровьесбережения | ||||||||||||
8. | Технические средства здоровьесбережения | ||||||||||||
Раздел III "Теория и методика формирования основ здорового образа жизни"(36 часов) | |||||||||||||
1. | Составляющие ЗОЖ | ||||||||||||
2. | Здоровое питание и питьевой режим | ||||||||||||
3. | Двигательная активность | ||||||||||||
4. | Правильное дыхание | ||||||||||||
5. | Режим дня | ||||||||||||
6. | Психогигиена | ||||||||||||
7. | Методы формирования привычек ЗОЖ | ||||||||||||
8. | Разработка школьных программ ЗОЖ | ||||||||||||
Раздел IV "Основы профилактики заболеваний и вредных привычек"(36 часов) | |||||||||||||
1. | Профилактика распространенных инфекций. | ||||||||||||
2. | Предупреждение заболеваний органов и систем. | ||||||||||||
3. | Введение в сексологию | ||||||||||||
4. | Подростковое пьянство и алкоголизм. | ||||||||||||
5. | Профилактика употребления ПАВ | ||||||||||||
6. | Современные методы профилактики вредных привычек | ||||||||||||
7. | Профилактические программы образовательных учреждений | ||||||||||||
ВСЕГО: | |||||||||||||
Раздел I
Концепция здоровья
(36 часов)
Цель: ознакомить слушателей с существующими в мире подходами к проблеме сохранения и укрепления здоровья, показать возможности успешной адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды, изучить методы оценки уровня имеющегося и прогнозируемого здоровья.
Содержание:
ТЕМА 1.1. ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ (4 час.).
Занятие 1.1.1. Лекция " Понятия нормы и патологии"- 2 часа.
Учебные вопросы:
1 Норма и отклонения от нормы: современные понятия.
2.Количество и качество здоровья.
3 Многомерность проявлений здоровья.
4.Развернутое понятие здоровья.
Занятие 1.1.2. Лекция «Резервные возможности организма» - 2 часа.
Цель: Раскрыть сущность методов оценки уровня здоровья и резервных возможностей организма.
Учебные вопросы:
1. Модели исследования человека.
2. Резервные возможности организма.
Занятие1.1.3. Самостоятельная работа-2часа
Вопросы для разработки:
1.Здоровье ребенка
2.Социальное здоровье.
3.Индивидуальное здоровье