ТЕМА 1.1. ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ (4 час.).




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ программа

 

«ОСНОВЫОХРАНЫЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

 

Киров


 

Авторы-составители:

Койков А.И.,ст.преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и здоровьесберегающих технологий

 

Образовательная программа основывается на следующих документах:

1. Законов Российской Федерации:

«Об образовании» от 13.01.96г. № 12-ФЗ,

«Об охране окружающей природной среды»,

«О безопасности»,

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №53-ФЗ от 30.03.99.

«О качестве и безопасности продуктов питания» №29-ФЗ от 02.01.00.

«Об охране здоровья граждан в Кировской области» от 27.10.2005.

2. Государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования,

3. Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов от 26.06.95 № 610.

4. Требований к содержанию дополнительных профессиональных программ (Приказ МО РФ от 18.06.97г. № 1221).

5. Концепции развития здравоохранения РФ до2010 г..

6. Рекомендаций для учреждений дополнительного педагогического образования «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. (Москва-Барнаул, 1999).

7. Приказа Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях» от 30.06.92 №186/272.

8. ГОСТов 19301.1 и 19301.3-94 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры».

9.СанПиНов 1.1-3.1(Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях).

10.Конвенции о правах ребенка. Генеральная ассамблея ООН.1993.


Пояснительная записка

Настоящая программа курсовой подготовки направлена на повышение квалификации учителей-предметников, работников администрации школ и организаторов внеклассной работы по методической и практической деятельности в образовательных учреждениях, а также- на корректировку учебно- воспитательного процесса от негативных тенденций, что позволит сохранить здоровье всех участников образовательного процесса.

Слушатели ознакомятся с мониторингом здоровья, новыми и безопасными методиками сохранения и укрепления индивидуального здоровья, а также-с эффективными методами пропаганды и воспитания культуры здоровья.

Программа учитывает возросшие требования к общечеловеческим ценностям и здоровью участников образовательного процесса (обеспечение безопасности жизни и формирование здоровья подрастающего поколения).

В процессе ее реализации предполагается использование разнообразных форм и методов организации учебных занятий: лекций, семинаров, дискуссий, тренингов, консультаций, деловых игр, широкое использование информационных технологий и т.д.

Программа рассчитана на 144 часа, включающих аудиторные занятия, самостоятельную работу слушателей (20,5% от учебного времени), а также выездные и экскурсионные занятия на базе образовательных учреждений и структр системы здравоохранения.

Форма обучения – с отрывом от работы. По окончании обучения в случае успешного прохождения квалификационных испытаний предполагается выдача удостоверения о повышения квалификации.

Настоящая программа состоит из четырех логически взаимосвязанных разделов, охватывающих теорию и практику подготовки преподавателей к выполнению функциональных обязанностей.

При изучении первого раздела «Концепция здоровья» (36 часов) рассматривается понятийное и проблемное поле системы охраны здоровья, определяются современные патогенетические факторы и обозначаются пути сохранения и укрепления здоровья человека.

Во втором разделе "Здоровьесберегающие технологии" (36 часов) изучаются основные принципы и технологии организации обучения здоровьесберегающей направленности, рассматриваются все необходимые компоненты здоровьесбережения.

Третий раздел «Теория и методика формирования основ здорового образа жизни» (36 часов), посвящен изучению категорий общественного и индивидуального здоровья, способам воспитания у человека ценностей здоровья, новым возможностям правильного определения способов влияния на здоровье.

При изучении четвертого раздела «Основы профилактики заболеваний и вредных привычек» (36 часов), слушатели знакомятся с новыми способами предупреждения распространенных заболеваний, новыми формами и методиками профилактики употребления ПАВ.

Предусмотрена диагностика учебного процесса:

· Входная (анкетирование, информационно-аналитические дискуссии и пр.);

· Текущая (рефлексивная оценка знаний и умений слушателей);

· Итоговая (анкетирование, тестирование, защита курсовых работ).

 


Информационно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Программы, справочники и энциклопедии на цифровых носителях;

2. Видеофильмы и презентации на CD и DVD носителях;

4. Проекционная техника;

5. Сборники нормативно-правовой документации регламентирующей вопросы курса ОХРАНЫДЕТСТВА в образовательном учреждении;

6. Учебные программы, календарно-тематические планы, поурочные планы по вопросам охраны здоровья участников образовательного учреждения, методические разработки основных мероприятий пропаганды здорового образа жизни в образовательных учреждениях;

7. Плакаты, схемы, таблицы, графики.

В результате изучения учебной программы курсов преподаватель должен:

знать:

- нормативно-правовую и организационную документацию в области охраны детства в образовательных учреждениях;

- современную концепцию здоровья;

- компоненты здоровьесберегающей направленности и способы организации здоровьесберегающей среды образовательного учреждения;

-основы профилактики вредных привычек и основных заболеваний в условиях образовательного учреждения.

уметь:

- выполнять планирование мероприятий по организации деятельности здоровьесбережения в образовательном учреждении;

- организовывать и проводить обучение здоровому образу жизни;

- организовывать деятельность по обучению первоначальным знаниям в области здоровья и профилактики;

- использовать знания и педагогические технологии для формирования здорового образа жизни и поддержания здоровья участников образовательного процесса.

 

 


Учебный план

 

Цель: Создать условия для овладения теоретическими и практическими знаниями в области охраны здоровья.

Задачи обучения:

1. Изучить теоретические основы концепции целостного здоровья человека, механизмы и закономерности его формирования, функционирования, сохранения и совершенствования.

2.Отработать навыки разработки стратегий внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения.

3. Изучить имеющиеся научные и практические способы оздоровления и профилактики, теорию и методику пропаганды здорового образа жизни.

4.Провести рефлексию на понимание теоретического и практического материала курса.

Категории слушателей: Руководители и директора учреждений образования, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, социальные педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования, классные руководители, методисты, учителя-предметники.

Форма обучения: с отрывом от производства.

Раздел I «Концепция здоровья»- 36 часов
  Список тем Всего час. Лекции Практич. АМО Стаж. Самост.
1. Понятия здоровья и болезни.            
2. Причины заболеваний и механизмы их развития.            
3. Факторы здоровья            
4. Механизмы сохранения и укрепления здоровья.            
5. Здоровье учащихся и преподавателей            
Раздел II "Здоровьесберегающие технологии"– 36 часов(из них 4 сам. изуч.).
1. Правовые и законодательные акты сферы социальной защиты и охраны здоровья детей            
2. Школьные факторы рискка         -  
3. Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса.         -  
4. Личностная ориентированность как компонент здоровьесберегающей направленности процесса образования         -  
5. Физическая безопасность в школе.         -  
6. Гигиеническая обоснованность процесса образования            
7. Профилактический компонент здоровьесбережения            
8. Технические средства здоровьесбережения            
Раздел III "Теория и методика формирования основ здорового образа жизни"(36 часов)
1. Составляющие ЗОЖ            
2. Здоровое питание и питьевой режим            
3. Двигательная активность            
4. Правильное дыхание            
5. Режим дня            
6. Психогигиена            
7. Методы формирования привычек ЗОЖ            
8. Разработка школьных программ ЗОЖ            
Раздел IV "Основы профилактики заболеваний и вредных привычек"(36 часов)
1. Профилактика распространенных инфекций.            
2. Предупреждение заболеваний органов и систем.            
3. Введение в сексологию            
4. Подростковое пьянство и алкоголизм.            
5. Профилактика употребления ПАВ            
6. Современные методы профилактики вредных привычек            
7. Профилактические программы образовательных учреждений            
  ВСЕГО:            
               
                           

Раздел I

Концепция здоровья

(36 часов)

Цель: ознакомить слушателей с существующими в мире подходами к проблеме сохранения и укрепления здоровья, показать возможности успешной адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды, изучить методы оценки уровня имеющегося и прогнозируемого здоровья.

Содержание:

ТЕМА 1.1. ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ (4 час.).

Занятие 1.1.1. Лекция " Понятия нормы и патологии"- 2 часа.

Учебные вопросы:

1 Норма и отклонения от нормы: современные понятия.

2.Количество и качество здоровья.

3 Многомерность проявлений здоровья.

4.Развернутое понятие здоровья.

Занятие 1.1.2. Лекция «Резервные возможности организма» - 2 часа.

Цель: Раскрыть сущность методов оценки уровня здоровья и резервных возможностей организма.

Учебные вопросы:

1. Модели исследования человека.

2. Резервные возможности организма.

Занятие1.1.3. Самостоятельная работа-2часа

Вопросы для разработки:

1.Здоровье ребенка

2.Социальное здоровье.

3.Индивидуальное здоровье



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: