Специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования




Коллективный характер педагогической деятельности

Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название пси­хологического климата коллектива

Если в других профессиях группы «человек-человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека, то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника.

С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название пси­хологического климата коллектива

Чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. Если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического.

 

10.Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет его вклад собственных возможностей, способностей и усилий в свою деятельность. Педагогическое творчество имеет обширную область применения и охватывает такие стороны педагогической деятельности, как планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Опыт исследований в этой области показывает, что наибольшее творчество проявляют учителя опытные, имеющие большое количество накопленной информации для исследований, анализа и выработки на основе этого нестандартных решений. Существуют некоторые наиболее общие правила эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач. Творчество педагога может проявляться не только в процессе реализации учебно-воспитательного процесса, но так же в собственном развитии и улучшении личных и профессиональных качеств.

11.Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования

Педагог является представителем одной из самых социально значимых профессий. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково предназначение педагога в обществе. Труд педагога не допускает однажды усвоенного алгоритма действий: это постоянный творческий поиск оптимальных решений разнообразных педагогических задач, смелый и тонкий эксперимент, требующий от педагога цельного и твердого характера, педагогических и психологических способностей, мастерства. Все эти качества органически взаимосвязаны между собой в единой функционально-динамической структуре его личности как сознательного субъекта педагогической деятельности и активного деятеля общественного прогресса. Специфическое содержание педагогического труда определяется социальной значимостью, характером включения в целостную социальную практику человека.

Анализируя специфические особенности педагогической деятельности, М. С. Каган выделил в ней следующие характеристики:

• по содержанию – это образовательная деятельность, направленная на выполнение и изменение учебного плана, методов обучения, преобразования детей и многих сторон личности самого педагога;

• по структуре – это ценностно-ориентационная деятельность, связанная с формированием системы ценностей педагога и переноса ее на детей;

• по форме – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное или опосредованное общение.

По определению Ю. Н. Кулюткина, педагогическая деятельность есть своеобразная «метадеятельность», то есть деятельность по организации другой деятельности, а именно деятельности детей.

С точки зрения С. М. Годника, сущность педагогической деятельности заключается в объект-субъектном преобразовании личности.

Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и в то же время отличается рядом особенностей.

Обеспечивая преемственность в развитии культуры, педагог в своей деятельности изначально выражает определенные государственные интересы, таким образом, педагогическая деятельность есть деятельность государственная, выражающая требования общества, его социальных институтов. Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. В отличие от других видов деятельности продукт педагогической работы – не предмет, а человек – субъект данной профессиональной деятельности. Труд человека в сфере образования, хотя и не создает необходимого прибавочного продукта, но обеспечивает условия для активного участия людей в общественном производстве, развивая человека как главную производительную и духовную силу в условиях социального бытия. Педагог учит потребности любить. Профессия от Бога одна – педагог, другие – от педагога (В. А. Сонин). Следовательно, специфика педагогической деятельности связана, прежде всего, с особенностями ее «объекта» и «продукта». Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда – развивающаяся личность другого человека – процесс формирования и развития личности ребенка. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое.

Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект деятельности становится ее субъектом. В связи с этим, педагогическая деятельность из субъект-объектной превращается в субъект-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.

Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральная фигура которого – ребенок. Ребенок, как неповторимая личность, требует особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения, таким образом, современный педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески их преобразовывать.

Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры. Творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще.

Во многих видах деятельности некачественно выполненную работу можно переделать. В воспитании брак, допущенный педагогом, имеет необратимые последствия.

Особенность педагогической деятельности в том, что педагогу не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочую наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Педагогическая деятельность носит коллективный характер. Невозможно определить меру вклада в развитие ребенка какого-либо конкретного лица, следовательно, воспитание ребенка – коллективное дело, забота об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) сил всех заинтересованных взрослых.

Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, так как ориентирована на стимулирование, организацию работы всех участников воспитательного процесса. Любое воспитательное воздействие педагога должно быть целенапрaвленным, вызывающим ту или иную деятельность.

Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию, в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал.

 

Вопрос 17)основные принципы государственной политики об образовании.Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011)

Статья 8. Принципы законодательства об образовании Законодательство об образовании основывается на следующих принципах:

соответствие Конституции Республики Беларусь;

соответствие общепризнанным принципам международного права;

обеспечение реализации права граждан на образование;

обеспечение доступности образования;

обеспечение качества образования;

установление ответственности за несоблюдение законодательства об образовании

Вопрос 18)Непрерывное образование – средство профессионального самосовершенствования педагога.

Непрерывное образование учителя включает в себя специализированное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование является связующим звеном между профессиональной подготовкой, полученной в государственных институтах и последующим повышением квалификации. Существуют внешние и внутренние факторы профессионального роста.

К внешним факторам относятся потребность общества в тех или иных специалистах, расположение образовательного учреждения вблизи места жительства, реальное знание о будущей работе, определённый уровень знаний.

Внутренние факторы: индивидуальные особенности человека, желание развиваться, профессионально расти, стаж работы и т.д. Самообразование выполняет ряд функций:

· накопление, приобретение новых знаний;

· определение себя в образовательном процессе;

· саморазвитие;

· поддержание связей с миром.

Система непрерывного образования учителя включает 3 этапа:

1. довузовский;

2. вузовский;

3. Послевузовский.

Вопрос 19)Сущность профессионального самообразования учителя.функции самообразования (по М. Князевой)

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных

интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

функции самообразования (по М. Князевой)

Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний.

Ориентировочная — определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе.

Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.

Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, реф­лексивных способностей и др.

Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.

Коммуникативная — установление связей между науками, специаль­ностями, возрастом.

Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.

Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, пре­дупреждение застоя в своем профессиональном росте.

Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы лич­ности, переживание полнотыжизни.

Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жиз­нестойкости организма.

Вопрос 20) Источники педагогического самообразования

Определим источники знаний:

телевидение;

газеты, журналы;

литература (методическая, научно-популярная, пу­блицистическая, художественная и др.);

Интернет;

видео, аудио;

платные курсы;

семинары и конференции;

мастер-классы;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

путешествия.

Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствую­щие профессиональному росту. Однако они могут спо­собствовать и тому и другому одновременно.

Первый и традиционный: книги, периодическая печать, средства массовой информации. Сюда же можно отнести и дистанционное самообразование — через Интернет.

Второй источник — исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность — непременная составляющая педагогического труда. В систематическом самообразова­нии очень важно определиться с темой исследования, основной проблемой, которая могла бы стать центром вашего профессио­нального интереса. Эта тема может быть глобальной, а может быть и локальной. Здесь важен сам навык. В вузе, как правило, есть много возможностей заниматься исследовательской деятель­ностью. Современные курсы по педагогическим дисциплинам предполагают и многообразие различных проектов — курсовых, дипломных, конкурсных. Неплохо, если с самого начала студент займется исследованием наиболее интересной, по его мнению, проблемы, рассматривая ее с разных позиций и с разным уров­нем проработки; тогда к моменту окончания вуза накопится много материала, что значительно облегчит написание квалификаци­онной работы.

Исследовательская деятельность дает не только повышение уровня самообразования, но и помогает найти единомышленни­ков, познакомиться со специалистами по той или иной проблеме. Представляется отличный шанс познакомить научно-педагогическую общественность с результатами своей работы через собствен­ные публикации в прессе и выступления на тематических конфе­ренциях. К сожалению, в нашей стране студенты, как правило, не отличаются профессиональной активностью, ошибочно предполагая, что построение карьеры начнется после получения документа о высшем образовании. Во многих странах это не так. Именно выпускники, проявившие свои способности еще будучи студентами, легче устраиваются на работу, получают более выгодные предложения от работодателей и быстрее продвигаются по социальной и профессиональной лестнице.

Третий источник систематического самообразования — это обу­чение на различных курсах.

Совершенно очевидно, что грамотный специалист должен об­ладать не только знаниями о непосредственном предмете профессиональной деятельности, но и разнообразными умениями, не­обходимыми для ее осуществления. Неплохо поэтому параллельно с учением в вузе освоить еще какие-то полезные навыки, особен­но на первом курсе, когда нагрузка не так велика. Например, можно пойти на курсы стенографии (это позволит быстрее конспектиро­вать на лекциях и работать в библиотеке) или на курсы обучения работе в сети Интернет, или на курсы по формированию имид­жа, изучению иностранного языка и т. д.

Отдельно стоит заняться проблемой ораторского искусства. Не секрет, что многие молодые педагоги не умеют говорить образно, красиво, выразительно, а ведь риторические умения — одни из самых значимых; ярко выраженная мысль привлекает внимание аудитории к лектору.

На старших курсах можно пройти тренинги личностного рос­та, тренинги развития коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Было бы отлично, если бы в комплекте с дипломом бакалавра или магистра у вас к концу обучения в вузе были еще какие-то документы, подтверждающие разнообразие ваших умений. Это хорошая стартовая позиция.

Четвертый источник — работа.

Пока вы учитесь в вузе, у вас есть прекрасная возможность попробовать себя в раз­личных видах деятельности, примерить на себя разные профес­сиональные роли, вовремя понять, какие именно знания вам понадобятся в реальной практике. Тогда процесс обучения ста­новится не только интересным, но и существенно экономит ваше время.

Пятый источник самообразования — окружающая действитель­ность: события, которые происходят вокруг; люди, с которыми вы общаетесь, их знания и опыт.

Говоря об окружающей действительности, в первую очередь необходимо отметить важность восприятия любой информации, которая попадает в поле вашего зрения. Постарайтесь научиться преобразовывать ее в максимально полезную для себя, пропус­кать через своеобразную профессиональную призму: а чем она может пригодиться в моей будущей деятельности? А что сделал бы я, столкнувшись с подобной ситуацией в своем классе, со своими воспитанниками? Такой подход позволяет развивать реф­лексивные навыки, мысленно проигрывать ситуацию, вырабаты­вать собственную модель поведения в аналогичных случаях.

Отдельного разговора требуют и отношения, которые вы воль­но или невольно выстраиваете со своими однокурсниками и преподавателями.

Обязательно постарайтесь как можно лучше узнать их и подру­житься с ними. Не избегайте общения с неприятными людьми — превратите и этот фактор в учебную ситуацию. Ведь на протяже­нии вашей профессиональной деятельности вам придется сталкиваться с разными характерами, разными взглядами и способами поведения людей. Учитесь сегодня!

Старайтесь оказывать максимальную поддержку однокурсни­кам. Если вам не всегда хочется это делать, вспоминайте о том, что очень часто мы не можем разглядеть вокруг себя известных в будущем людей. А вдруг рядом с вами учится такой человек?

Довольно часто студенты не думают о том, что отношения с преподавателями — важная часть их профессионального станов­ления.

Преподаватели, как и однокурсники, могут в дальнейшем стать и вашими работодателями, и вашими рекомендателями. В настоящее время в системе образования разрабатывается и реа­лизуется множество проектов, к участию в них приглашаются наи­более ответственные и энергичные люди, на которых можно по­ложиться. Участие в подобных проектах существенно увеличит диапазон ваших контактов, которые могут сыграть важную роль во всей последующей профессиональной карьере.

Иногда случается, что негативное отношение к какому-то пре­подавателю переносится на преподаваемый им предмет. Вряд ли это правильно. Надо прежде всего думать о той пользе, которую принесет вам сотрудничество с высококвалифицированным спе­циалистом, пусть и не очень симпатичным человеком. Многое в жизни происходит вопреки нашим ожиданиям, и тогда мы мо­жем говорить о понятии «шанс». Как вспоминал Д.С.Лихачев, его увлечение древнерусской литературой началось после вынуж­денного посещения спецкурса, на который он попал совершенно случайно и откуда не мог уйти из-за чувства неловкости (кроме него там присутствовал только один студент).

И последний, шестой, источник самообразования — ваши увлече­ния {хобби). Их часто называют «специальными умениями». Как говорил В. А. Сухомлинский, «учитель должен в чем-то блистать».

Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают все, по их мне­нию, «лишнее», «мешающее учебе», «развлекательное». А напрасно. Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно для педагога является крайне необходимой.

Отдельно необходимо сказать о знакомстве с различными образовательными учреждениями. Это — тоже важный источникполучения профессиональных знаний. Бывая в различных шко­лах, Дворцах творчества, детских садах, вы можете сравнить и педагогические технологии обучения, и уровень организации педагогического процесса, и мастерство педагогов, что позволит вам выбрать свой собственный стиль педагогической деятельности. Таким образом, обучение в вузе дает не только возможность повышения профессиональной компетентности, но и навыки самодиагностики и коррекции (профессиональных и личностных качеств), ориентацию в образовательном поле и обретение связей (дружеских и партнерских).

21.Профессиональное самовоспитание педагога.

Эффективная профессиональная подготовка будущего учителя невозможно без самообразования, самовоспитания и саморазвития.Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности.

Работа над собой начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо затрудняют ее.

22.Структура самовоспитательной деятельности педагога.

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

23.Характеристика профессиональных знаний современного педагога.

Педагогическая деятельность - это «технология» труда учителя, педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон.

Соотношение рассмотренных сторон может быть представлено таким образом:

Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Но труд учителя определяется и его результатами: теми изменениями в психическом развитии учащихся, которые возникают под влиянием его труда. Таким образом, обученность, воспитанность школьников составляют еще две стороны труда учителя.

В каждой из сторон труда можно вычленить следующие составляющие:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г)личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Профессиональные знания учителя - это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др. В профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития.

24.Характеристика профессионально-педагогических умений и навыков современного педагога.

Педагогические умения представляют собой совокупность различных действия учителя, посредством которых осуществляется его деятельность. Умения в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его профессиональной компетенции. Первый вид умений– психолого-педагогические. Их центральной составляющей является умение учителя работать в изменяющихся педагогических ситуациях, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся и заботясь об их психическом развитии. Психолого-педагогические умения можно разделить на три группы:

1) умения поставить педагогическую задачу и при ее постановке ориентироваться на ученика как на активно развивающегося соучастника образовательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию, принимать педагогические решения в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач;

2) умения, связанные с самим процессом обучения, с ответами на вопросы, чему, кого и как учить.

3) умения использовать психолого-педагогические знания и последнюю информацию по психологии и педагогике, передовой педагогический опыт, фиксировать процесс и результаты своего труда, соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе, видеть сильные и слабые стороны своего труда, формировать и оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей, строить планы развития и совершенствования своей педагогической деятельности.

Второй вид умений – коммуникативные. Коммуникативные умения связаны с созданием атмосферы психологической безопасности для другого человека и обеспечением условий для самореализации его личности. В реализации коммуникативных умений большую роль играют педагогический такт учителя, его позиция как партнера по общению.

4) умения ставить коммуникативные задачи, создавать условия психологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению;

5) умения, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умения понять позицию другого, проявить интерес к его личности, интерпретировать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения, создать обстановку доверительности и терпимости

Третий вид умений – самонаправленные. Данные умения необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя. Они напрямую отражают соответствие учителя требованию постоянного роста и совершенствования.

6) умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии и способного противостоять трудностям, реализовывать и развивать свои педагогические способности, управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер, воспринимать свои позитивные возможности, овладевать эталонами труда (педагогическим мастерством), осуществлять творческий поиск;

7) умения осознавать перспективы своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, укреплять свои сильные стороны и устранять слабые, использовать компенсаторные возможности своих способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

Четвертый вид умений – диагностико-прогностические. Они необходимы учителю для составления верного представления об учащихся, причем не только в настоящее время, но и представления о том, что из них может получиться в будущем. В этот вид умений входят восьмая и девятая группы:

8) умения определять знания учащихся в начале и конце учебного года, определять сформированность их деятельности, умений и навыков, выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, объем необходимой помощи), определять причины отставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, стимулировать учащихся к самообучению и непрерывному образованию;

9) умения оценивать состояние воспитанности и воспитуемости школьников, распознавать по поведению учащихся их нравственные нормы и убеждения, которыми они руководствуются, видеть личность ученика в целом во взаимосвязи того, что он говорит, думает и делает, создавать условия для развития необходимых личностных качеств у отдельных учеников.

 

37. Профессионализм педагога — это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и. Профессионализм педагога должен отвечать ряду критериев: — объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов — обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога — диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразовательной и др.); — субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентации профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом; — процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде; — результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе). Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:

— уровень овладения профессией, адаптации к ней

— уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии

— уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;

— уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений

38.Профессиональная компетентность педагога

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и на-выков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоре-тико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанные на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер

педагогических умений (от репродуктивого до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий. Наконец, данное понимание сущности педагогического умения позволяет понять его внутреннюю структуру. Это в свою очередь открывает возможность как для объединения множества педагогических умений по разным основаниям, так и для условного их разложения в практических целях.

39.Артистизм в структуре личности педагога.

Педагогический артистизм – это феномен, функционирующий в той или иной степени активности на всех стадиях педагогического творчества. Это сложный сплав духовных и физических качеств, способствующих установлению контакта с обучаемыми, получению доверия от них и осуществление на этой основе педагогической деятельности. Артистизм (учительский) – способность к органическому существованию в условиях педагогического процесса, внутреннее изящество, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, умение вы-страивать своё поведение в тех ситуациях, когда оказание педагогического воздействия одним только естественным чувством, лишённым педагогической заданности и воздействующей сверхзадачи, не приводит к желаемому результату и необходимо сознательно созданное поведение в соответствии с ситуацией. Современные реалии постоянно ставят педагога <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: