Ст. воспитатель
Е.Н. Недошковская
Деловая игра
«Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.»
Цель: Уточнить знания педагогов по экспериментальной деятельности в ДОУ.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность педагогов в планировании работы по экспериментальной деятельности.
2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по поисковой деятельности.
Ход деловой игры:
- Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре « Экспериментальная деятельность в ДОУ, как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.»
Антуан де Сент-Экзюпери.
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности.
Вопросы «Мозговой штурм»:
Предлагаю вам сейчас вспомнить ФГОС ДО ответить на вопросы:
· Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС ДО?(Конституция РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка)
· Какие требования устанавливает Стандарт ДО?(К структуре программы и её объёму, условиям реализации программы, результатам освоения программы)
· Назовите направления развития и образования детей по ФГОС?(ОО)
· На достижение каких целей направлен стандарт?(повышение статуса ДОУ, обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение государственных гарантий уровня и качества до, сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.)
· Назовите основные разделы Программы(целевой, содержательный, организационный)
· Назовите требования к развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС.(должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной, обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность.
2задание:
1. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив.игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?
Ответ: любознательный-активный, способный решать интеллект.задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.
Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
4.Что вы подразумеваете под понятием познавательная деятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).
5. Как вы понимаете термин "эксперимент"?
(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).
Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?
(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).
Какие этапы исследования вы знаете?
(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).
Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?
(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).
3.Творческое задание
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Незнайка, Винни- пух, Карлсон.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну. Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рождения.