Концепция математического образования
МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты
Обоснование Концепции
Основные приоритеты развития математического образования определены в Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 года № 2506-р. Приказом Министерства образования и науки России от 03.04.2014 года № 265 утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации до 2020 года.
Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Основными проблемами развития математического образования являются:
- низкая учебная мотивация школьников,
- нарушение преемственности между уровнями образования,
- нехватка квалифицированных преподавателей.
Государством поставлены задачи модернизировать содержание учебных программ на всех уровнях (с обеспечением их преемственности), исключить пробелы в базовых математических знаниях у каждого учащегося, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов и применение современных технологий образовательного процесса. Особое внимание следует уделить повышению качества работы учителей математики.
Не последнюю роль играют математическое просвещение и популяризация математики. Необходимо развивать как традиционные формы (например, математические кружки и соревнования), так и новые (интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества).
Для решения существующих проблем и последовательного развития школьного математического образования необходим целевой подход и планирование соответствующих мероприятий.
Концепция гимназии представляет собой согласованный комплекс мероприятий организационного характера, направленный на решение приоритетных задач развития математического образования.
Согласно Концепции гимназии:
- дошкольники (Школа раннего развития) должны освоить «первичные математические представления и образы, используемые в жизни»;
- младшим школьникам необходимо предоставить условия (материальные, информационные и кадровые) «для развития средствами математики»;
- в средней школе все ученики должны иметь возможность получить уровень знаний в математике, необходимый для жизни в обществе.
Основные цели и задачи Концепции
Цель: повышение качества математического образования на основе создания эффективной системы взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Основные задачи:
- создание условий для повышения мотивации учащихся в обучении математики;
- формирование специальных математических компетенций учащихся;
- организация внеурочной деятельности учащихся;
- организация активной творческой и исследовательской деятельности.
Кроме того, сохраняются «традиционные» задачи математического образования:
- овладение конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования;
- формирование мировоззрения (понимание взаимосвязи математики и действительности, знакомство с математическими методами и особенностями их применения для решения научных и прикладных задач).
Формирование у школьников потребности к повышению качества образования на основе компетентностного подхода, использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, исследовательской деятельности приведет к конечной цели – модели выпускника.
Качество математического образования будет осуществляться через взаимосвязь:
В соответствии с федеральным государственными образовательным стандартом второго поколения критериями достижения качества математического образования будут являться уровни овладения учащимися специальными математическими компетенциями:
- математической (прагматической);
- социально-личностной;
- общекультурной.
Основными процессами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учебный процесс;
- внеклассная работа;
- диагностика.