Структура импорта и экспорта в России XVII в.




 

Головка таблицы может быть из одного или нескольких этажей (ярусов).

Заголовки граф первого яруса включают ключевые слова (в именительном падеже) или фразы, выражающие суть рассматриваемого предмета. Их печатают полужирным шрифтом с прописной буквы и в конце не ставят ни точку, ни запятую.

Заголовки граф последующих ярусов (подзаголовки) пишут в двух вариантах.

Если тексты на всех ярусах связаны и логически, и грамматически, то нижележащие подзаголовки начинаются строчной буквой.

Пример:

 

  Среднегодовая урожайность зерновых культур (в пудах) цехах, квт
пшеница рожь ячмень

Если ярус грамматически автономен, то с прописной буквы пишутся и подзаголовки.

Пример:

  Среднегодовая урожайность зерновых культур (в пудах)
Районы помещичьего землевладения Районы государственного землевладения

 

Каждый боковик должен иметь заголовок в именительном падеже с прописной буквы и без точки на конце. Строчки боковика должны строго соответствовать его заголовку как части – целому.

Пример:

Год  
   
     
     

 

При оформлении прографки надо соблюдать следующие правила:

1. Недопустимы пустые прографки. Если в принципе све­дения имеются, но просто их нет у исследователя, то нужно пи­сать “Нет свед.” (“Нет сведений”). Если же сведе­ния отсутствуют вообще, то ставится тире.

2. Идентичные текстовые сведения можно заменять: одно слово – кавычками; два слова и более – фразой “То же”.

3. Нельзя заменять цифры, химические символы, знаки, марки.

Пример:

 

Таблица 5

Структура импорта и экспорта в России XVII в.

Год Среднегодовая урожайность зерновых культур (в пудах)
Районы помещичьего землевладения Районы государственного землевладения
  Нет свед.
  Нет свед.

 

Основной принцип создания таблицы таков, что её ло­гический субъект (предмет или предметы, которые характеризуются) располагают в боковике, или в головке, или в них обоих, а сведения, характеризующие выбранный предмет (выбранные предметы), помещают в прографке.

Каждый заголовок над графой должен отно­ситься ко всем данным в этой графе, а каждый заголовок строки в боковике – ко всем данным этой строки.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таб­лицы следует повторить и над ней поместить слова “продолже­ние таблицы__”. Тематический заголовок при этом не по­вторяют. Если головка таблицы громоздкая, можно её не по­вторять, но тогда следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице.

Пример:

Продолжение таблицы 5

  Среднегодовая урожайность зерновых культур (в пудах)
Районы помещичьего землевладения Районы государственного землевладения

 

При ссылках на единственную таблицу в основном тексте слово “таблица” пишется полностью.

Примеры:

Как видно из таблицы, описанные процессы привели к...

По результатам анализа (см. таблицу) видно, что...

Если в тексте работы несколько таблиц, то при ссылках на них используется сокращение “табл.”.

Примеры:

Данные, приведённые в табл. 5, показывают, что...

Повторный анализ (см. табл. 7) свидетельствует, что...

Оформление иллюстраций

 

Если в тексте имеются иллюстрации (карты, чертежи, схемы, фотогра­фии, диаграммы, графики и т. п.), то каждая из них именуется “рисунком” и снабжается подписью. Такая подпись обычно включает:

1) сокра­щение “Рис.”;

2) порядковый номер иллюстрации арабскими цифрами;

3) тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме.

Подпись помещают под иллюстрацией с ориентацией по левому краю. Точка в конце не ставится.

Нередко подпись под иллюстрацией сопровождается экспликацией (пояснением): приводятся важные для автора детали, которые обо­значаются цифрами. Эти комментарии приводят ниже подписи (после двоеточия) с ориентацией по левому краю и без абзацного отступа.

Пример:

   

Рис. 14. Схема расположения восставших на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.:

1 – Гвардейский флотский экипаж; 2 – лейб-гвардии Московский полк; 3 – лейб-гвардии Гренадерский полк.

 

При упоминании той или иной иллюстрации в основном тексте работы обязательно указывается её порядковый номер.

Пример:

Судя по расположению мятежных войск (см. рис. 14), можно заключить…

 

4. Структурное оформление заключения

 

В заключении подводятся итоги работы: повторяются и обобщаются выводы, сделанные по ходу изложения наработанного материала, указывается, насколько выполнены те задачи, что были поставлены во введении, а также, если это возможно, обрисовываются перспективы дальнейшего изучения темы.

 

Если в конце глав специально отводилось место для выводов, то в заключении их не следует повторять – нужно сосредоточить внимание на обобщении и вторичном анализе полученных выводов.

 

 

5. Структурное оформление списка источников и литературы

 

Список помещается после заключения. Он включает перечень всех материалов, использованных в работе.

В список включаются только те материалы, которые студент лично изучил. Иначе говоря, недопустимо перечислять работы, с которыми студент знаком понаслышке (например, узнал от преподавателя) или познакомился благодаря тому, что их содержание использовал другой автор.

 

Обычно список делится на две части: “Список использованных источников” и “Список использованной литературы”.

 

Все материалы располагаются в алфавитном порядке – сначала на русском языке, а потом на иностранных (например, публикации на английском языке, затем на немецком, французском и т. д.).

 

Работы одного и того же автора могут приводиться как в хронологическом порядке (от более ранних к более поздним), так и в логической последовательности (если автор посвятил данной проблеме несколько работ, каждая из которых соответствует определённому этапу в изучении данной проблемы).

 

Каждый пункт библиографического списка нумеруется. При этом источники и литература нумеруются раздельно.

 

Допускается делить “Список использованных источников” на “Неопубликованные материалы” и “Опубликованные материалы”.

 

Требования к оформлению выходных данных источников и литературы см. ниже – в разделе IV.

 

6. Оформление приложений

Приложения к работе помещают после библиографического списка. Они включают дополнительные тексты, фотографии, рисунки, схемы, карты и др.

 

Каждое приложение нумеруется и снабжается названием, отражающим его суть (и номер, и название печатаются полужирным шрифтом).

 

Если приложение всего одно, то его не нумеруют, однако заголовком снабжают.

 

После заголовка делается ссылка на архивный фонд или публикацию, откуда взят материал, использованный в данном приложении.

Пример:

Приложение 1. Портрет княгини Е. Р. Дашковой1

 

____________________________________

1 Лозинская Л. Я. Во главе двух академий. М., 1978. С. 97.

 

Если в приложения вынесены таблицы, то они оформляются так же, как и в основной части работы.

 

III. ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ

 

1. Оформление цитат и ссылок

 

Любой продукт интеллектуального труда (вербальный текст, рисунок, фотография и пр.), помещённый в текст нового автора, – это цитата. Процесс такого интеллектуального заимствования, а именно включение цитат в новый текст, согласование их друг с другом и с мыслями автора, – это цитирование.

Если заимствованный текст визуально не отличается от авторского, то он заключается в кавычки.

Рекомендуется использовать главным образом кавычки “ёлочкой”. Если же такие кавычки имеются в цитируемом тексте, то ради избежания путаницы внутренние кавычки лучше сделать "прямыми" или “лапками”.

Пример:

А. П. Ларионов отмечает: “В Федеральном Законе о дополнительном образовании в качестве "дополнительных образовательных программ" образования детей выделены следующие направления…”

 

Кавычки можно не ставить, когда чужое изречение даётся в пересказе или наглядно отделено от авторского текста (шрифтом, цветом или расположением на отдельной строке) и когда читателю ясно, что перед ним цитата.

Примеры:

Вспомним знаменитые строки:

Ваш скорбный труд не пропадёт!

Из искры возгорится пламя...

А. С. Пушкин писал жене: Что-то дети мои и книги мои?

НО:

В деле художественной критики И. Н. Крамской был, по словам В. В. Стасова, “истинный Белинский”.

В учебных текстах всё же лучше выделять кавычками все цитаты.

 

По окончании заимствования (в том числе цитаты-пересказа) нужно сделать ссылку на работу, из которой она взята. Ссылка представляет собой единство сноски и примечания.

Сноска – это цифра, которая ставится справа вверху после пересказа или цитаты и соответствует номеру примечания.

Знак сноски размеща­ют в тексте:

1) после слова или словосочетания, которое комментируется в при­мечании, – перед запятой, точкой с за­пятой, двоеточием, тире, закрывающейся скобкой и закрываю­щимися кавычками (если относится к последнему выражению в скобках или кавычках);

2) в конце предложения (если примечание относится к нему в целом) – перед точкой, завершающей фразу, но после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, точки как знака графического сокра­щения, закрывающих скобок и кавычек (если сноска относится к тексту в скобках или кавычках целиком).

Примечание – это информация, поясняющая и/или связывающая данный текст с другим.

Когда примечание выступает частью ссылки, то есть отсылает читателя к другому тексту, оно должно сообщать так называемые выходные данные чужой работы (см. ниже).

Ссылки нумеруются последовательно (1, 2, 3 и так далее до последней ссылки), а примечания помещаются внизу страницы под чертой.

Если чужая мысль или сведения источника даются в пересказе, примечание начинается сокращением “См.: ____” [= Смотри] или “См. об этом: ____”.

Эти сокращения употребляются и тогда, когда от исходного текста нельзя совершить плавный переход к ссылке, поскольку логическая связь между ними неясна.

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, – лишь один из многих, имеющих значение для темы исследования, то используют слова “См., например: ____”, “См., в частности: ____”.

Когда же нужно сообщить, что в примечании указана дополни­тельная литература, то его начинают выражением “См. также: ____”.

Если же работа, указанная в примечании, более подробно освещает вопрос, о котором говорит исследователь, то примечание предваряют фразой “Об этом подробнее см.: ____”.

Когда ссылка содержит материал для сравнения, то примечание предваряют сокращением “Ср.: ____” [= Сравни].

Примечание может начинаться сокращением “Цит. по: ___” [= Цитируется по], если цитата извлечена не из первоисточника, а из работы, написанной на его основе и содержащей цитируемый текст в качестве выдержки.

Но такое “опосредованное” цитирование допустимо лишь в том случае, когда студент не может получить в своё распоряжение первоисточник по объективным причинам.

 

Цитируе­мый текст желательно воспроизводить без каких-либо искажений. Допустимы лишь следующие от­клонения:

1) передача орфографии и пунктуации по совре­менным правилам, если для исследования не важен оригинальный стиль источника (но это нужно оговорить в примечании);

2) “развёртывание” сокращённых слов (при этом дополнительные части слов заключаются в прямые скобки – напри­мер: “лит[ерату]ра”, “т[ак] к[ак]”);

3) пропуск отдельных слов и даже фраз при условии, что цитируемая мысль не будет этим искажена;

4) исправление явных опечаток и ошибок (но это нужно оговаривать в примечаниях);

5) внесение в исходный текст специальных знаков для выделения главного (это нужно оговорить в примечании) или для демонстрации жанровой природы стихотворной цитаты;

6) изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для удачного “вписывания” их в текст исследования.

 

Если цитата полностью воспроизводит предложение исходного текста, то её начинают с прописной буквы, кроме случая, когда она оказывается частью нового предложения – написанного исследователем.

Примеры:

Ещё Г. В. Плеханов отмечал: “Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми”.

Ещё Г. В. Плеханов отмечал, что “всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми”.

Если цитата воспроизводит только часть предложения исходного текста и начинается после двоеточия, то после открывающих кавычек ставят многоточие. Однако всё же лучше оформить подобную цитату как придаточное предложение, и тогда многоточие не понадобится.

Примеры:

М. Горький писал: “…пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги”.

М. Горький писал, что “пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги”.

При цитировании отдельных слов и словосочетаний разрешается многоточие не ставить, но необходимо, чтобы заимствованные слова были максимально корректно “вписаны” в новую фразу.

Примеры:

Печорин говорит, что он “в напрасной борьбе” уже “истощил и жар души и постоянство воли”.

С. И. Вавилов требовал “всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг”.

Если в данном случае внутри цитируемого словосочетания пропущено слово, это нужно отметить многоточием.

Примеры:

Печорин говорит, что он “в напрасной борьбе” уже “истощил… жар души”.

С. И. Вавилов требовал “избавлять человечество от чтения… ненужных книг”.

При исправлении в цитате явных опечаток и ошибок соответствующее примечание выносят обычно за пределы основного текста и оформляют с помощью ссылки (см. ниже).

Когда же в цитату вносятся знаки для маркировки её отдельных элементов, то соответствующие примечания помещают, как правило, здесь же, в цитируемом тексте, но внутри круглых скобок. Подобный комментарий начинается словосочетанием типа “Подчёркнуто мной (нами)”, “Выделено мной (нами)”, “Курсив мой (наш)” и т. п., затем после точки и тире курсивом указываются инициалы имени и фамилии автора примечания.

Примеры:

“В ряде зарубежных стран реализуется принцип "бинарного образования", позволяющего давать в средних учебных заведениях объём знаний, необходимый для получения высшего образования, и первичную трудовую квалификацию (подчёркнуто мной. – О. У.)”.

“В африканском варианте лутократия выступает как вторичный (выделено мной. – О. У.) способ организации власти, пребывающей в начальной фазе формирования”.

 

2. Именование авторов цитируемых произведений

 

Если некое лицо именуется в основном тексте работы, следует придерживаться такого порядка: сначала инициалы, потом фамилия.

Примеры:

Как считает В. О. Ключевский, главными факторами развития Древней Руси были…

Прежде всего следует сказать о книге Б. А. Рыбакова…

 

Если некое лицо именуется как автор в примечании, то порядок обратный: сначала указывается его фамилия, а потом инициалы (см. ниже).

В любом случае инициалы (первые буквы имени и отчества) и фамилия автора цитируемого произведения отделяются друг от друга пробелами.

IV. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫХОДНЫХ ДАННЫХ*

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: