Порядок проведения занятия.




Занятие 1. «Система охлаждения и подогрева».

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ.

 

- ИЗУЧИТЬ и ЗНАТЬ: назначение, техническую характеристику, устройство и работу системы охлаждения и подогрева, обслуживание систем, характерные неисправности, причины и способы их устранения;

- ВОСПИТЫВАТЬ у обучаемых чувство необходимости добросовестного изучения материала, чувство ответственности за необходимость своевременного и полного технического обслуживания системы.

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

 

1. Тема отрабатывается на одном двухчасовом занятии в составе взвода.

2. Занятия по данной теме проводить в классах силовой установки с использованием деталей системы охлаждения и подогрева.

3. Особое внимание обратить на изучение устройства и работы подогревателя, порядок запуска подогревателя.

 

ВЕРМЯ: 2 часа.

МЕСТО: технический класс.

МЕТОД: рассказ с показом.

РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ:

- «Танк Т-72А ТО и ИЭ» кн.2 ч.1, М, в/и, 1989 г.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

- двигатель В-84;

- детали системы охлаждения и подогрева;

- плакат «Система охлаждения и подогрева».

 

План проведения занятия и расчет времени.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ - 10 мин.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 65 мин

2.1. Назначение, техническая характеристика и общее устройство системы охлаждения. Устройство элементов системы. Работа системы охлаждения. - 30 мин.

2.2. Назначение, техническая характеристика и общее устройство системы подогрева. Устройство элементов системы. Работа системы

подогрева. - 25 мин.

2.3. Обслуживание систем. - 5 мин.

2.4. Характерные неисправности систем, признаки, причины и способы их устранения. - 5 мин.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 5 мин.

 

Порядок проведения занятия.

Учебные вопросы и их содержание Вре-мя Методические указания
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.   - проверить готовность взвода к занятию;   - контроль усвоения пройденного материала; - объявить тему, учебные вопросы.   II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.   2.1. Назначение, техническая характеристика и общее устройство системы охлаждения. Устройство элементов системы. Работа системы охлаждения.   Система охлаждения предназначена для отвода тепла от деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами и поддержания температуры этих деталей в допустимых пределах.   2.1.1. Техническая характеристика системы.   Тип – жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором. Заправочная емкость – 90 л. Применяемые охлаждающие жидкости: летом - вода с трехкомпонентной присадкой; зимой – низкозамерзающая охлаждающая жидкость марки «40» или «65»; Нормальная температура при эксплуатационном режиме работы двигателя: - при заправке водой - 70-100˚С; - при заправке НОЖ - 70-95˚С Максимально допустимая температура ОЖ: - при заправке водой - 115˚С: - при заправке НОЖ - 115˚С     2.1.2. Общее устройство системы. Приборы системы охлаждения делятся на две группы: - приборы, обеспечивающие циркуляцию ОЖ; - приборы, обеспечивающие циркуляцию воздуха.   К первой группе относятся: - водяной насос; - водяные радиаторы; - расширительный бачок с паровоздушным клапаном; - пополнительный бачок; - рубашки охлаждения цилиндров; - трубопроводы; - сливной клапан; - датчик электротермометра; - датчик критической температуры воды; - датчик критической температуры антифриза.   Ко второй группе относятся: - вентилятор; - входные жалюзи, закрытые сеткой; - выходные жалюзи, закрытые сеткой; - привод управления жалюзи.   2.1.3. Работа системы охлаждения.   При работе двигателя циркуляция ОЖ осуществляется водяным насосом центробежного типа с приводом от коленчатого вала двигателя через механизм передач. Жидкость из радиатора забирается через раструб крышки и через патрубок подается к рубашкам блоков двигателя. Нагретая ОЖ, вышедшая из двигателя, разветвляется по трем потокам: ПЕРВЫЙ /ОСНОВНОЙ/ ПОТОК по трубопроводу поступает в радиаторы, где охлаждается атмосферным воздухом. Радиаторы – два, соединенных последовательно, трубчато-пластинчатого типа, трехзаходные /сердцевины, коллекторы, стойки/. Из радиатора ОЖ по трубопроводу вновь поступает в водяной насос двигателя. ВТОРОЙ ПОТОК – по трубопроводам через змеевики в основной масляный бак системы смазки двигателя и бак системы гидроуправления и смазки трансмиссии, обогреваемые полости насоса МЗН-2, котел подогревателя и радиатор обогревателя боевого отделения. ТРЕТИЙ ПОТОК – циркулирует по дренажно-компенсационному контуру из головок двигателя и левого водяного радиатора по трубопроводам в расширительный бачок, из которого через пополнительный бачок поступает в водяной насос. Расширительный бачок служит резервуаром для расширяющейся при нагревании жидкости, для сбора и конденсации пара, отводимого от блоков цилиндров и радиатора. Вместимость – 5 л. На расширительном бачке установлен паровоздушный клапан, состоящий из парового и воздушного клапанов. Пружина парового клапана обеспечивает при повышении температуры ОЖ открытие при избыточном давлении в системе охлаждения 2,1 +/- 0,1 кгс/см2. При охлаждении жидкости в системе создается разряжение. Если оно превышает 0,05-0,15 кгс/см2, то открывается воздушный клапан и воздух поступает в систему. Пополнительный бачок служит для пополнения потерь ОЖ в системе при длительной работе машины. Вместимость – 8 л. Температура ОЖ контролируется электрическим термометром, датчик которого установлен в трубопроводе, выходящим из двигателя, а указатель на щитке ИП механика-водителя. Кроме того в трубопроводе установлены датчики критической температуры воды с переделом срабатывания 112-118˚С. Сигнальная лампа установлена на выносном пульте ПВ-82. Переключение на соответствующий датчик осуществляется переключателем не щитке КИП «ВОДА-АНТИФРИЗ». Охлаждающая жидкость из системы сливается через клапан слива, установленный на водяном насосе.   Циркуляция воздуха в воздушном тракте системы охлаждения осуществляется вентилятором. Воздух всасывается вентилятором через входные жалюзи, проходит через масляные и водяные радиаторы, и через выходные жалюзи, выбрасывается наружу. Интенсивность воздушного потока регулируется положением подвижных створок выходных жалюзи, а также установкой соответствующей передачи в приводе вентилятора /«В», «О», «Н»/.   2.2. Назначение, техническая характеристика, общее устройство системы подогрева. Устройство элементов системы. Работа системы подогрева.   2.2.1. Система подогрева служит для разогрева двигателя и обслуживающих его систем перед пуском двигателя. 2.2.2.. Техническая характеристика системы.   Тип подогревателя – форсуночный. Максимальный расход топлива – не более 9 л/ч. Время непрерывной работы – не ограничено.   2.2.3. Общее устройство системы.   В систему подогрева силовой установки входят: - подогреватель; - змеевики масляных баков; - обогреваемые полости узлов двигателя; - водяные рубашки МЗН-2; - трубопроводы.   2.2.4. Устройство и работа системы подогрева.   . ПОДОГРЕВАТЕЛЬ состоит из: - котла /теплообменник и камера сгорания/ Теплообменник пластинчатого типа, состоит из наружного контура и сердцевины. каналы, образованные между пластинами секций и полость между кожухом и сердцевиной котла –тракт циркуляции ОЖ. Внутренние полости камеры сгорания и выпускной патрубок образуют газовый тракт. - электродвигатель нагнетателя и центробежный жидкостный насос на одной оси; - центробежный вентилятор; - шестеренчатый топливный насос; - форсунки центробежного типа; - топливный фильтр, не обслуживается в процессе эксплуатации; - топливный кран подогревателя с тросовым приводом. Рычаг расположен на правом борту машины и имеет два положения: «ОТКР» – в сторону носа машины и «ЗАКР» – в сторону кормы машины. - свеча накаливания – питание от бортовой сети танка. При работе системы подогрева топливный насос подогревателя подает топливо через сетчатый фильтр и топливный кран в форсунку, которая вводит его в распыленном виде в камеру сгорания котла. В камере сгорания топливо, смешиваясь с воздухом, подаваемым нагнетателем, образуют горючую смесь, которая сгорая нагревает жидкость, циркулирующую в жидкостном тракте подогревателя за сет топливного насоса. Нагретая жидкость насосом нагнетателя через радиатор обогревателя подается по трубопроводу в двигатель, разогревает его и через водяной насос двигателя направляет в насос нагнетателя и далее в подогреватель. По трубопроводам нагретая жидкость поступает в корпуса МЗН-2, змеевики масляных баков, нагревает их и возвращается в подогреватель. Температура жидкости при работе подогревателя контролируется по штатному термометру системы охлаждения. 2.4.2. Применение подогревателя: Подогреватель применяется для разогрева силовой установки перед пуском двигателя при температуре окружающего воздуха +5˚С и ниже, а при работе на бензине от +20˚С и ниже. Разогревать охлаждающую жидкость подогревателем до температуры, достаточной для поддержания давления в системе смазки двигателя не ниже 2 кгс/см2.     2.3.. Обслуживание систем.   При контрольном осмотре проверить: - уровень охлаждающей жидкости, при необходимости дозаправить; - целость прокладок заправочных горловин радиатора и расширительного бачка.   При ежедневном техническом обслуживании: - работы контрольного осмотра и дополнительно: - нет ли течи в местах соединения; - работу привода жалюзи. При возникновении больших усилий на кулисе привода жалюзи, промыть диз. топливом шарниры привода створки жалюзи.   При техническом обслуживании № 1 и № 2: - выполнить все работы ЕТО и дополнительно: - очистить сердцевины маслорадиаторов от посторонних предметов.   Система подогрева обслуживается только при появлении неисправности какого-либо узла.   2.4.. Характерные неисправности систем, признаки, причины и способы их устранения.                     По журналу взвода   Тему записать на доске     Цифровые данные записать на доске   Показать, где размещены приборы по плакату и мат. части.     При рассмотрении работы рассказать устройство элементов системы.     Работу рассказать по схеме.     Цифровые данные записать на доске.     Показать на плакате, материальной части.   Рассказ сопровождать показом по схеме, материальной части   Разъяснить, что это означает.   Разъяснить порядок выполнения работ, применяемый инструмент.     .  
Неисправность Причина неисправности Способ устранения
Высокая температура выходящей жидкости (температура ОЖ быстро достигает и превышает 105˚С при работе на антифризе и 115˚С при работе на воде).     Подогреватель не пускается. Закрыты жалюзи. Недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения.   Двигатель перегружен.     Попадание воздуха в топливный насос подогревателя.   Перегорела свеча накаливания.   Засорилась форсунка. Открыть жалюзи. Установить причину потери охлаждающей жидкости и устранить неисправность. Дозаправить охлаждающую жидкость в систему охлаждения. Перейти на низшую передачу и увеличить обороты. Если температура не снижается, остановить машину, снизить температуру охлаждающей жидкости и выявить причину перегрева. Выпустить воздух из насоса, для чего отвернуть пробку на поворотном угольнике перепускного клапана и прокачать топливо ручным подкачивающим насосом БЦН-1. Проверить исправность свечи накаливания и при необходимости заменить ее. Вывернуть форсунку, разобрать и продуть сжатым воздухом.
  III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.   3.1. Напомнить тему, цель задания. 3.2. Ответить на вопросы обучаемых. 3.3. Задание на самоподготовку: «Танк Т-72А ТО и ИЭ» кн.2 ч.1 М, В/И, 1989г. стр 345-368, 387- 392. 3.4. Указать тему и место проведения следующего занятия.     Страницы записать на доске
         

Преподаватель: п/п-к =О.Мосиенко=



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: