X-неэффективность как отрицательное последствие в разных типах рыночных структур




Содержание

Введение

Главная цель любой компании заключается в достижении максимальной эффективности производства и организационных взаимодействий, что позволило бы достичь наилучших финансовых результатов и минимизировать потери (затраты) в своей деятельности. Но на практике с этим возникают проблемы как на государственном уровне, так и на ярусе предприятий.

В рамках страны может отсутствовать совершенная конкуренция. А олигополизация или монополизация рынка приводит к отсутствию борьбы между компаниями за потребителей (заказчиков), а следовательно, и к совершенствованию процессов внутри них с целью минимизации потерь и получения максимальных результатов. Также в государстве может отсутствовать определенный технико-технологический уровень, что влияет на производительность труда и оттоку населения (в случае незаинтеросованности, незамотивированности к прогрессу и развитию, улучшению ситуации). Это касается и уровня организаций.

Если на предприятии нет качественной техники, технологии, ее постоянного обновления, появления новых, более эффективных процессов и методик, оборудования, а также нет материального и нематериального стимулирования (премирования, доплат, надбавок, дополнительных отпусков, отгулов) за результаты деятельности — все это может сказаться на экономическом положении компании.

Взаимоотношения внутри коллективов и между службами, а также психологическая (эмоциональная) обстановка в рамках организации являются еще одним фактором, воздействующим на результативность функционирования компании.

Все эти проблемы были рассмотрены и учтены в рамках концепции и явления X-неэффективности, что было принято неоднозначно в рамках экономической науки.

 

1. X-неэффективность: содержание и причины возникновения

«X-неэффективность» как термин и явление впервые было представлено и охарактеризовано в 1966 году в статье «Аллокативная эффективность в сравнении с «X-эффективностью»» Х. Лейбенстайна.

Неоклассическая теория производства рассматривала корреляцию между объемом выпуска и количеством и составом применяемых (затрачиваемых) ресурсов (что отражает производственная функция), но не учитывала мотивации и стимулирования персонала, которые в разных условиях могут варьировать. Дифференциация мотивации участников производства приводит либо к разнообразию результатов процесса создания материальных и нематериальных благ при равном расходе ресурсов, либо к разным издержкам при идентичных результатах. X. Лейбинстайн в своей концепции результативности деятельности организации учел мотивацию сотрудников, обозначив ее как Х-фактор, а потери, детерминированные его воздействием, — Х-неэффективностью. Источником роста результативности выпуска продукции является, по мнению автора статьи, переход от Х-неэффективности к обратному явлению — Х-неэффективности.

Таким образом, с точки зрения американского экономиста, мотивация — еще один из факторов, кроме степени технической и капитальной оснащенности производственного процесса, влияющий на размеры объемов выпуска товаров и продукции. Именно конкретный работник, а не вся организация, - это базовый объект исследования, от замотивированности которого зависит производительность труда за счет комбинации ресурсов, а следовательно, затраты на производство (при увеличении объема производства происходит их понижение в среднем больше, чем на 25%, несмотря на условия среды, в которых происходит работа предприятия) и финансовые результаты компании.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на эффективность функционирования любой компании, служит уровень результативности системы внутрифирменной коммуникации (перемещения информации по принципам «сверху-вниз» или «снизу-вверх» о действительном положении дел, возникших проблемах, инновациях и разнообразных усовершенствованиях). Данный параметр по мнению Х. Лейбенстайна тоже приводит к сокращению суммарных расходов производства.

Х-неэффективность — это несоответствие между фактическими затратами и средними совокупными расходами или расхождение между фактическими средними и минимальными средними издержками. Современные экономисты применяют этот термин при определении потерь внутри организации в рамках монополии, когда у нее нет сильных конкурентов, с которыми она вела бы борьбу за потребителя.

Фактические средние издержки =

Минимальные средние затраты =

Согласно неоклассической концепции руководители максимизируют благосостояние юридического лица, сокращая риски и расходные статьи и увеличивая прибыль и выручку (доходы) компаний. Фактически (на практике) доказано, что значительная доля организаций и предприятий не выпускает такого объема продукции и не осуществляет столько услуг, чтобы уменьшить фактические средние затраты до минимального уровня. Цель руководства компаний при этом заключается не в понижении издержек, а в их наращивании путем привлечения дополнительного и некомпетентного персонала, исключения и игнорирования предпринимательских рисков, снижения производственных и иного вида нагрузок, отмены стимулирования работников, принятия решений без анализа и оценки доходов и затрат юридических лиц. Все это приводит к Х-неэффективности и усугублению ситуации в дальнейшем при отсутствии исследования (изучения) ситуации.

Еще одна причина возникновения Х-неэффективности — нет четко прописанного и составленного контракта, его неполноты, проблемы с реализацией условий, перечисленных в договоре. Юридическое лицо-исполнитель при этом получает свободу в осуществлении, выполнении бюджета. Чтобы уложиться в смету доходов и расходов, организация или предприятие начинает сокращать объемы производства, что сказывается на результативности функционирования. Контроль же за соблюдением бюджета и договора и принуждение к их исполнению могут быть функционально и технически нереализуемы или дорогостоящи, что выгодность от осуществления контракта окажется минимальной и ниже издержек его выполнения.

Третья причина — характер конкурентной среды, в которой существует компания. Наличие (присутствие) конкуренции между юридическими лицами способствует росту эффективности их деятельности, поскольку она содействует оптимизации расходования и поиску дешевых ресурсов, сокращению затрат по некоторым параметрам, нахождению новых путей привлечения клиентов и сбыта продукции, нахождения и отбора более компетентного персонала и его стимулирования и совершенствованию техники и технологии, повышению производительности труда.

Четвертая причина — применение неэффективных технологий и основных производственных фондов. Это влечет за собой снижение выработки сотрудников и увеличению трудоемкости, а следовательно, и результативности производства и труда. Согласно проведенному обзору и анализу Центром промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН промышленных предприятий и организаций, использующих в своей деятельности советские основные средства, - 41%; модернизированные фонды произведенные в СССР, - 44%; импортное оборудование — 29%. Согласно исследованиям Росстата инвестиции в НИОКР и технологические разработки составляют до 1% от всех вложений в нефинансовые активы, в производство активной части основных средств (оборудование, машины и технику) тоже около 1% от суммы всех инвестиций в основной капитал. Таким образом, в России не наблюдается развитой рыночной экономики, а на большинстве производств и предприятий наблюдается X-неэффективность, поскольку техническое и технологическое вооружение (оснащение) отстает от передовых государств и обновляется довольно редко, только при полной поломке или абсолютном износе, когда на нем уже невозможно осуществлять производственные действия.

X-неэффективность как отрицательное последствие в разных типах рыночных структур

Явление X-неэффективности встречается как при совершенной, так и несовершенной конкуренции (олигополии, монополии).

Причиной возникновения данного явления при совершенной конкуренции является плохое техническое вооружение организаций или слабая мотивация персонала.

На рисунке 1 приведено определение X-неэффективности в обоих видах конкуренции.

Рис. 1. X-неэффективность в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

В условиях совершенной конкуренции организация наращивает объемы выпуска продукции, пока не пересекутся предельные и средние расходы, до минимального значения АТС (в точке А). Когда издержки по факту оказываются больше минимальных средних затрат на значение АВ, то Х-неэффективность образуется при объеме производства Qc. Чтобы избавиться от данного явления, предприятию (организации) необходимо выйти из данного рынка (данной отрасли).

При монополии объем выпускаемой продукции уменьшается до Qm, при этом Х-неэффективность становится еще больше, что отражает отрезок СD.

В условиях монополистического рынка производители имеют практически полный контроль над ценообразованием и уровнем цен на рынке (в отрасли). При этом цены устанавливаются выше значения средних долгосрочных издержек. Если в этом случае существует явление X-неэффективности, то величина средних затрат растет, что еще больше усугубляет ситуацию с нерезультативностью производства и организационных показателей деятельности. То есть величина неэффективности вырастет за счет укрепления барьеров для вхождения в отрасль.

Источники Х-неэффективности при монополии: избыточное инвестирование, недостаток мотивации и стимулирования персонала из-за отсутствия борьбы между компаниями, рост заработных плат до уровня выше, чем рыночный, повышение количества управленцев (руководства), необоснованное экономически увеличение производственных мощностей и территорий, нерациональный состав производства, неоптимальный выпуск.

При олигополии компании могут не использовать полностью свой потенциал, а просто нарастить цены, чтобы окупить свои высокие затраты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: