Примеры определения Х-неэффективности




Рассмотрим формирование Х-неэффективности и ее размер на примере 2 предприятий за 2018 год:

1) ООО «Интерпартс», которая занимается розничной торговлей запасных частей к спецтехнике;

2) ООО «Метсервис» - розничная торговля строительными материалами.

На рисунке 2 продемонстрирована величина Х-неэффективности у первой организации.

Рис. 2. График Х-неэффективности для ООО «Интерпартс»

Х-неэффективность существует в компании, но невысокого уровня. При этом она вызвана или слабым стимулированием персонала, или плохими взаимоотношениями в коллективе, или неудовлетворительным техническим вооружением. Также необходимо понизить немного фактические расходы по выпуску.

На рисунке 3 показана величина Х-неэффективности у второй организации.

Рис. 3. График Х-неэффективности для ООО «Метсервис»

Как видно из рисунка, Х-неэффективность у второй организации намного выше, а значит, существует необходимость в уменьшении издержек и пересмотре проблем на предприятии в плане основных средств, фонда оплаты труда сотрудников и их взаимоотношений.

Точка зрения автора эссе

Следовательно, с концепцией X-неэффективности, разработанной Х. Лейбенстайном, можно согласиться, поскольку в рамках конкретной компании мотивация персонала и уровень фондовооруженности играют значимую роль в ее развитии и финансово-экономическом положении, как и взаимоотношения между сотрудниками. Однако на практике при стимулировании работников организации довольно часто не учитывают взаимосвязь между производительностью труда и величиной заработной платы, что сокращает мотивацию персонала к какой-либо деятельности, а также не обновляют техническую и технологическую базы, что ухудшает работоспособность и заинтересованность сотрудников.

Стоит отметить, что величина Х-неэффективности при совершенной конкуренции минимальна, что вызвано борьбой между организациями и предприятиями за место на рынке или в отрасли, наращивании объемов выпуска до момента перехода средних издержек по факту за границу предельных расходов. При монополии и олигополии эта величина иногда в разы больше, поскольку нет конкуренции и необходимости развивать объемы производства, контролировать структуру капитала, количество управленческого персонала и уровень заработной платы. Цены монополист устанавливает выше рыночных, окупая так высокие затраты, а не количеством выпускаемой продукции.

Заключение

Проанализировав концепцию и явление Х-неэффективности, можно сделать вывод, что она дополнила и даже расширила неоклассическую теорию производства за счет таких факторов, как мотивация персонала и взаимоотношения внутри предприятий и коллективов.

Действительно, не только технико-технологический уровень организации влияет на производительность труда (выработку и трудоемкость) и финансовые результаты функционирования, но и величина фонда оплаты труда и заработной платы отдельного сотрудника, нематериальное стимулирование работников, а также взаимодействия внутри компании (психологическая и эмоциональная обстановка тоже оказывают воздействие на работоспособность, адаптацию и активность персонала).

Явление Х-неэффективности встречается как в условиях совершенной конкуренции, так и монополизма и олигополизма. Если при первой величина этой неэффективности минимальна, поскольку организациям нет необходимости наращивать цены, поскольку затраты окупаются количеством выпускаемой продукции, то при монополии и олигополии ее размер выше, что вызвано несколькими причинами, в частности, окупаемостью затрат высокими ценами.

Российская практика показывает, что наши предприятия не приспособлены пока к рыночной экономике, что доказывают и невысокий уровень технической вооруженности (неготовность обновлять основные средства и нематериальные активы, например, технологии), и слабое материальное и нематериальное стимулирование персонала.

На примере 2 предприятий исследована Х-неэффективность и ее величина. Выявлено, что фактические средние затраты выше минимальных, что может быть вызвано несколькими причинами и требует дополнительного анализа. При этом у второй организации ее размер больше, то есть экономические процессы в ней построены нерезультативно.

 

 

Список литературы

1. Бородкин В. П. Экономическая неэффективность фирм в транзитивной экономике: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01: Челябинск, 2004. 160 c.

2. Микроэкономика: учебник / под ред. Г.П. Журавлевой, Л.Г. Чередниченко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 388 с.

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. — М.: Инфра-М, 2000. — С. 229-230.

4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник/Под общей ред. д. э. н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.- с.185-206; 223-227.

5. Лейбенстайн Х. Аллокативная эффективность в сравнении с «X-эффективностью» // Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы. — СПб.: Экономическая школа, 2000. — С. 477-506.

6. Павлова Н. С. Негативные последствия монополистической деятельности. экономический аспект. Вестник университета имени О. Е. Кутафина. Издательство: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) (Москва). № 9 (37), 2017 г. - С. 74-80.

7. Полянская Н. А. Некоторые подходы к определению эффективности использования производственных ресурсов // Вестник НГИЭИ. 2011. №4 (5).

8. Усачева Н. Ю. Модернизация производства и "Х-неэффективность". Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 7. С. 23-27.

9. Халитдинова И. Р. Х-эффективность: теория и практика на примере малых предприятий г. Челябинска // Студенческий: электрон. научн. Журн. 2017. № 16(16).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: