«Что впервые будет внушено детям, будет ли это добро или зло, крепко внедрится в них и последующие впечатления нелегко могут изгладить прежние, уже укоренившиеся».
Я.А.Коменский.
В методической литературе раскрываются перед нами самые разнообразные приемы в обучении пению и их обоснования. Такие авторы, как В.Емельянов, Г.Стулова, Н.Орлова, Е.Огородников, В.Морозов, Л.Венгрус раскрывают свое видение проблемы, представляют свои методы решения задачи.
«Постановка голоса - взрыв, который наполняет жизнь человека смыслом, красотой, превращая его в личность!» - Л.Венгрус.
Хоровое пение - это процесс коллективного музицирования, однако, формирование певческих навыков во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Перед педагогом стоит сложная задача - научить всех вместе и каждого в отдельности. Авторы Г.Стулова, Н.Орлова, Л.Венгрус говорят о важности индивидуального контроля при обучении пения в хоре.
Сложность работы с детьми заключается еще и в том, что необходимо учитывать еще и возрастные особенности ребенка. Процесс формирования певческих навыков не происходит стихийно, а подчиняется общим закономерностям. Певческие навыки не могут быть до конца автоматизированы, Т.К. и автоматизированная деятельность вызывается и управляется сознательной целью. В сознании фиксируются условия, в которых действие происходит.
Наблюдать за развитием учащихся нужно по индивидуальным параметрам: возраст, физическое развитие, музыкальная эмоциональность, чистота интонирования, тембр голоса, дикция, дыхание. «Набирать дыхание так, чтобы его никто не смог приметить». Пение на легато считается лучшим для начала обучения пению.
|
Начальный этап обучения очень сложен и не однозначен. Дети еще не могут анализировать поставленную задачу в целом и не обладают способностью переносить достигнутые результаты на другое и не видят связи между отдельными навыками. Помочь могут память, эмоциональный подъем, внимание. Построения занятий в игровой форме также придут на помощь на раннем этапе.
Возрастные особенности младших школьников
За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола ребенка, с физическим и нервно – психическим его развитием.
Различаются 4 основных стадии развития голоса.
У младших школьников (до 10 – 11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Звук нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание». Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте и возможно станет ощущаться болезненно.
По мере роста ребенка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Ее строение постепенно усложняется и к 12 – 13 года она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Голос делается сильнее и компактнее. Если занятия пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с 1 класса идет правильно, то к 9 – 10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют расцветом голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость». В голосах у девочек уже может наблюдаться тембровая окраска.
|
В детском возрасте голосовой аппарат еще очень хрупок и неустойчив в перегрузкам. Нарушения, которые выделяет Шацкая из своих наблюдений:
-Чрезвычайно громкое пение.
-Не соблюдение возрастного диапазона и сложности вокального репертуара.
-Неправильная техника пения, то есть использование приемов, которые ребенок не может физически осилить.
-Злоупотребление продолжительностью занятий.
-Пение в неподходящих помещениях.
Соблюдение возрастного диапазона - одно из условий правильного развития голоса (от 7 до 9 лет: РЕ1 - ДО2 октавы, от 10 до 11 лет: до1 - ми2 октавы, от 12 до 14 лет: до1 - фа2 октавы). Для нормального развития детского голоса необходимо с самого начала обучения соблюдать возрастные ограничения в работе голосового аппарата. Правильное систематическое обучение - один из важнейших способов охраны детского голоса во все периоды его развития, включая и период мутации.
Мутация
Различают несколько этапов развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.
7 – 10 лет голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все - дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Диапазон ограничен звуками РЕ1 – РЕ2. Наиболее удобные звуки РЕ1 - ДО2 октавы, тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя - добиваться при возможности ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
|
11 - 13 лет предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон: РЕ1 - ФА2, альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон Сим – ДО2 октавы.
В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром - чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.
13 - 15 лет - мутационный (переходный) период. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других - более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна - от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача руководителя - своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, временно освободить от хоровых и вокальных занятий. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.
16 - 19 лет - период послемутационный. Хоры этой возрастной категории состоят их трех партий: сопрано, альты - голоса девушек, тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий: сопрано - ДО1 - СОЛЬ2, альты - ЛЯм - РЕ2, мужская партия - Сим - ДО1.