Основные параметры развития голоса




«Что впервые будет внушено детям, будет ли это добро или зло, крепко внедрится в них и последующие впечатления нелегко могут изгладить прежние, уже укоренившиеся».

Я.А.Коменский.

В методической литературе раскрываются перед нами самые разнообразные приемы в обучении пению и их обоснования. Такие авторы, как В.Емельянов, Г.Стулова, Н.Орлова, Е.Огородников, В.Морозов, Л.Венгрус раскрывают свое видение проблемы, представляют свои методы решения задачи.

«Постановка голоса - взрыв, который наполняет жизнь человека смыслом, красотой, превращая его в личность!» - Л.Венгрус.

Хоровое пение - это процесс коллективного музицирования, однако, формирование певческих навыков во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Перед педагогом стоит сложная задача - научить всех вместе и каждого в отдельности. Авторы Г.Стулова, Н.Орлова, Л.Венгрус говорят о важности индивидуального контроля при обучении пения в хоре.

Сложность работы с детьми заключается еще и в том, что необходимо учитывать еще и возрастные особенности ребенка. Процесс формирования певческих навыков не происходит стихийно, а подчиняется общим закономерностям. Певческие навыки не могут быть до конца автоматизированы, Т.К. и автоматизированная деятельность вызывается и управляется сознательной целью. В сознании фиксируются условия, в которых действие происходит.

Наблюдать за развитием учащихся нужно по индивидуальным параметрам: возраст, физическое развитие, музыкальная эмоциональность, чистота интонирования, тембр голоса, дикция, дыхание. «Набирать дыхание так, чтобы его никто не смог приметить». Пение на легато считается лучшим для начала обучения пению.

Начальный этап обучения очень сложен и не однозначен. Дети еще не могут анализировать поставленную задачу в целом и не обладают способностью переносить достигнутые результаты на другое и не видят связи между отдельными навыками. Помочь могут память, эмоциональный подъем, внимание. Построения занятий в игровой форме также придут на помощь на раннем этапе.

Возрастные особенности младших школьников

За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола ребенка, с физическим и нервно – психическим его развитием.

Различаются 4 основных стадии развития голоса.

У младших школьников (до 10 – 11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Звук нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание». Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте и возможно станет ощущаться болезненно.

По мере роста ребенка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Ее строение постепенно усложняется и к 12 – 13 года она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Голос делается сильнее и компактнее. Если занятия пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с 1 класса идет правильно, то к 9 – 10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют расцветом голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость». В голосах у девочек уже может наблюдаться тембровая окраска.

В детском возрасте голосовой аппарат еще очень хрупок и неустойчив в перегрузкам. Нарушения, которые выделяет Шацкая из своих наблюдений:

-Чрезвычайно громкое пение.

-Не соблюдение возрастного диапазона и сложности вокального репертуара.

-Неправильная техника пения, то есть использование приемов, которые ребенок не может физически осилить.

-Злоупотребление продолжительностью занятий.

-Пение в неподходящих помещениях.

Соблюдение возрастного диапазона - одно из условий правильного развития голоса (от 7 до 9 лет: РЕ1 - ДО2 октавы, от 10 до 11 лет: до1 - ми2 октавы, от 12 до 14 лет: до1 - фа2 октавы). Для нормального развития детского голоса необходимо с самого начала обучения соблюдать возрастные ограничения в работе голосового аппарата. Правильное систематическое обучение - один из важнейших способов охраны детского голоса во все периоды его развития, включая и период мутации.

Мутация

Различают несколько этапов развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.

7 – 10 лет голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все - дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Диапазон ограничен звуками РЕ1 – РЕ2. Наиболее удобные звуки РЕ1 - ДО2 октавы, тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя - добиваться при возможности ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

11 - 13 лет предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон: РЕ1 - ФА2, альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон Сим – ДО2 октавы.

В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром - чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.

13 - 15 лет - мутационный (переходный) период. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других - более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна - от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача руководителя - своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, временно освободить от хоровых и вокальных занятий. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

16 - 19 лет - период послемутационный. Хоры этой возрастной категории состоят их трех партий: сопрано, альты - голоса девушек, тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий: сопрано - ДО1 - СОЛЬ2, альты - ЛЯм - РЕ2, мужская партия - Сим - ДО1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: