Из истории детского хорового воспитания




РАЗВИТИЕ ГОЛОСА В ДЕТСКОМ ХОРЕ

И ЕГО ОХРАНА

 

 

Автор: Заболотских Л.И.

 

Г. Березники 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Пояснительная записка.

История хорового испытания.

Основные параметры развития голоса.

Возрастные особенности младших школьников.

Вокально – техническая работа.

Список используемой литературы.

Пояснительная записка

Хоровое пение - действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально – творческих способностей. Прежде всего – это коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общее дело. Хоровое пение - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей и юношества.

Важнейшей задачей педагога детского хорового коллектива является формирование вокально – хоровых навыков и организации певческого дыхания, Естественного звукообразования, правильной артикуляции и т.д. От того, насколько грамотно будет осуществляться процесс развитияи становления детского голосового аппарата, будет зависеть решение другой задачи - не менее значимой - охраны детского голоса.

Актуальность данной проблемы обусловлена появлением различных методик, предназначенных для работы с детским коллективом. Начинающему хормейстеру трудно ориентироваться в многообразии методических подходов. Важно понять, какие методы наиболее эффективны, особенно на первоначальном этапе обучения. Однако, сам педагог, помимо знания методик, должен обладать верными вокально – хоровыми навыками и вокальным слухом.

Основные определяющие характеристики голоса - тембр, сила, звучность, выносливость, диапазон во многом даются от природы. Но вместе с тем существуют большие возможности для развития и улучшения звучания голоса. Не всякое пение способствует развитию голоса. Неправильный режим голосообразования, как нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порче голоса.

Организация учебно – воспитательного процесса в детском хоре предполагает учет возрастных особенностей и психологический фактор. Сочетание требовательности, доброжелательности со стороны педагога обеспечит желаемый результат.

Целью данной работы является определение оптимальных условий развития и охраны детского голоса.

Из истории детского хорового воспитания

Советская педагогика не только накопила большой опыт в теории и практике обучения, но и разработала принципиально новую систему воспитания. В большинстве школ велось обучение игре на фортепиано, скрипке, виолончели. Популярностью пользовалось пение. Особенное внимание обращалось на организацию во внешкольной работе хоровых и оркестровых коллективов. Кроме детских музыкальных школ в эти годы большой популярностью пользовались различные студии, ставшие в последствии основой развития музыкальной самодеятельности.

Становление системы массового музыкального воспитания в поисках новых форм и методов музыкального просвещения принимала участие целая плеяда выдающихся деятелей музыкальной педагогики, непосредственно занимающихся с детьми. Среди них особое место принадлежит советским педагогам - С.Т. и В.Н. Шацким. Они создали детские клубы, в которых ребята рабочих окраин Москвы могли учиться грамоте, трудовым навыкам и приобщаться к различным видам искусства.

30 - 60 годы характеризуются рядом преобразований. С этого времени музыкальное воспитание официально стало осуществляться по двум направлениям:

1. Общеобразовательная школа (с 1-го по 7 класс - по одному часу в неделю).

2. Различные формы внешкольного воспитания и образования.

В 1947 году создается Научно – исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР, где во главе с В. Шацкой объединяют свои усилия ведущие ученые и деятели музыкального воспитания - О.А.Апраксина, Е.Я. Гембицкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Л. Локшин, Н.Д. Орлова, В.Г.Соколов и другие. НИИ художественного воспитания оказал большое влияние на разработку методических основ музыкально – эстетического воспитания детей, изучение детского голоса, методов развития, системы подготовки педагогов - музыкантов. Многие научно – методические труды этого периода не потеряли своего значения и в наше время. Среди них труды по истории методики музыкального воспитания в России (Д.Локшин, О.Апраксина), проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста (Н.Ветлугина), методы охраны детского голоса (Н.Орлова, В.Багадуров).

70 -80 годы - новый период, характеризующийся активными поисками путей современного музыкального воспитания. В это время начинает свою деятельность Д.Кабалевский, который создал новую программу для общеобразовательной школы «Музыка». Главная цель программы отражена в эпиграфе, где приведены слова В.А.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Начало создания детских внешкольных коллективов относится к 30 –м годам. Одним из старейших коллективов является Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР, созданный в 1936 году Владиславом Геннадьевичем Соколовым. В детском хоре впервые в нашей стране создавалась новая система обучения пению. В.Соколов воспитывает детей на музыке классиков и обработках народных песен. Составляющими учебной работы в хоре является воспитание культуры пения, овладение вокально – хоровыми навыками: певческим дыханием, правильным звукообразованием и звуковедением. Без целенаправленного учебно – воспитательного процесса создать полноценный исполнительский коллектив практически не возможно. В этом хоре выросла плеяда хоровых деятелей - И.Полтавцев, В.Локтев, Е. Лобачева, В.Попов, Л.Абелян и др.

Новый этап детского хорового исполнительства начинается в 50 –е годы. Он характеризуется поиском новых форм массового музыкально – эстетического воспитания и основан на принципах коллективности, систематичности, профессиональной требовательности. В это время создаются хоровые студии, в которых вся работа строилась по определенному учебному плану на базе хоровых обществ. Деятельность хоровых студий во многом отличалась от общешкольной системы музыкального воспитания.

В 1954 году была организована первая хоровая студия «Пионерия» под руководством Георгия Александровича Струве в подмосковном городе Железнодорожный. Принцип ее организации - четыре хоровых ступени: подготовительный хор, младший хор, средний хор и старший хор.

Наметившиеся к 70 –м годам успехи в хоровом исполнительстве стимулировали творчество многих советских композиторов, начавших создавать для детей новую хоровую музыку: песни, небольшие циклы, кантаты и оратории. Это такие композиторы, как Д.Б. Кабалевский, З.Левина, Т.Попатенко, Г.Фрид, Е.Теличеева, Р.Бойко, А.Рубин, А.Пахмутова, Ю.Чичков, В.Шаинский и многие другие.

В 70 –м году был организован коллектив при Всесоюзном радио и Центральном телевидении под руководством В.С.Попова. Это один из самых совершенных детских хоров не только в нашей стране, но и за рубежом.

В это время в структуре музыкальных школ в экспериментальном порядке появляется новое отделение - хоровое, учебный план которого был разработан на основе опыта хоровых студий. Это дало возможность преобразовать многие хоровые студии в музыкально - хоровые школы. Например, из хоровой студии Г.Пономарева «Весна» образовалась московская хоровая школа.

Появляются специальные исследования, связанные с методами вокального воспитания в хоре: И.Левидов, «Вокальное воспитание детей» (1936 г.), В.Багадуров «Вокальное воспитание детей» (1953 г.), В.Попов «Некоторые вопросы развития и воспитания в детском, подростковом и юношеском возрасте» и др. Комплексные исследования ученых по отдельным проблемам музыкального воспитания внесли много уточнений в характеристику работы голосового аппарата. В это время устанавливаются возрастные голосовые нормы.

Таким образом, советская педагогика характеризуется обновлением всей системы образования, появлением многочисленных хоровых студий и созданием разнообразного репертуара, предназначенного специально для детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: