Третья группа - компания подростков.




Юноши и девушки все чаще организовывают, создают свои компании для общения со сверстниками. Характерным для таких компаний является высокий уровень конформизма. Защита своей независимости от взрослых в этом возрасте соединяется с некритическим отношением представлениям и ценностям собственной группы или компании, и ее лидеров. Очень серьезной является проблема не просто входить в состав группы, а быть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость в данной группе, иметь в ней определенный авторитет.

Структура стихийных групп общения и степень их сплочения определяется уровнем развития взаимоотношений между юношами и девушками.

И уличное общение, и спонтанные юношеские группы тесно связаны с особенностями юношеской субкультуры. Она имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения.

В юношеских увлечениях, проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственного чувства независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» и разделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому. Дружба активизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немало разнообразных тайн.

Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.

Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у школьников могут появляться общие интересы.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Ощущение целостности и устойчивости себя и других членов группы – важнейшее условие для внутреннего благополучия и установления нормальных отношений с окружающими. Формирование этого чувства во многом зависит от особенностей развития в подростковом возрасте. Если внешняя и внутренняя жизнь подростка характеризуется напряжением, противоречиями и конфликтами, то устойчивость психологических особенностей характера проявляется достаточно поздно – где-то в возрасте 20-40 лет. Поэтому межличностных отношений подростка может повлиять на его дальнейшее развитие и жизнь в целом. Но не все зависит лишь от подростка, но и от особенностей группы, к которой он относится. Известно, что чем выше уровень развития группы, тем лучше условия, которые она создает для проявления позитивного и торможения негативного в личности.

 

Выводы:

Большая роль в совершенствовании общества принадлежит молодому поколению россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежат ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение.

В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи учеников этих групп. Особенно интенсивное развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте. Отношения со сверстниками обычно строятся как равноправные и управляются нормами равноправия. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, готовность прийти на помощь.

Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.

Полученные в ходе исследования данные, целесообразно занесем в таблицу:

  Тип малой группы
Коллектив Семья Компания подростков
Количество членов 4 человека 4 человека 6 человек
Половозрастной состав Все члены коллектива – женщины; Возраст можно отнести в две категории: 1) от 20-33 лет, 2) от 45-55 лет. Имеются представители обоих полов (мама, папа, дочь и сын); Возраст также можно отнести в две категории: 1) от 14-20 лет, 2) от 50-55 лет. Имеются представители обоих полов (3 девушки, 3 юношей); Одна возрастная категории: 15-17 лет.
Частота контактов В рабочее время В досуговое время, проводимое в семейном кругу В неурочное время
Особенности Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем:   1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями; 2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми; 3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.   Особенности зрелого коллектива:   1) межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении; 2) группа должна успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности); 3) иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения; 4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.   Особенности группы:   1) Характерным для таких компаний является высокий уровень конформизма; 2) Она имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения. 3) Защита своей независимости от взрослых, что соединяется с некритическим отношением к представлениям и ценностям собственной группы и ее лидеров.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Российское общество переживает сложный период социально-экономического реформирования. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни.

Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане — воспитаннее, образованнее, умнее, культурнее, способнее к демократичному и свободному образу жизни.

Таким образом, подводя итог всей работы, задача, поставленная при написании данной работы, выполнена.

В первой главе работы из всех многочисленных определений малых групп было выбрано наиболее «синтетическое» универсальное, которое наиболее полно раскрывает сущность этого понятия. Были перечислены признаки малой группы, а именно:

1) малая численность;

2) непосредственность контактов (визуальных, информационных, эмоциональных);

3) общность побуждений (целей, интересов, потребностей, планов мотивов);

4) общая деятельность (образ жизни, поведение, действия).

Для классификации малых групп допустимы самые различные основани: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Но были приведены три самые распространенные классификации:

1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»;

2) деление их на «формальные» и «неформальные»;

3) деление на «группы членства» и «референтные».

Во второй главе мы рассмотрели особенности малых групп.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов А. // Возродить семейную жизнь. Социологические исследования.- 1992,.-№10

2. Гришина Н.В. // Общение в трудовом коллективе. // Лениздат.- 1990.-

3. Маркович Д. // Общая социология.- Р-на дону, 1993

4. Мацковский М. С // Социология семьи.- М.,1989

5. Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. // Социология.- М., 1990

6. Психология группы // Рогов Е.И. – М.: Владос, 2005.

7. Психология и этика делового общения //Учебник// Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

8. Психология малых групп // Десев Л.- М., 1979.

С. 44-50.

9. Словарь-справочник по социальной психологии// Крысько В.Г. — СПб.: Питер, 2003.

10. Социальная психология//Учебник// Андреева Г.М. – М.: Аспект Пресс, 2000

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: