Юноши и девушки все чаще организовывают, создают свои компании для общения со сверстниками. Характерным для таких компаний является высокий уровень конформизма. Защита своей независимости от взрослых в этом возрасте соединяется с некритическим отношением представлениям и ценностям собственной группы или компании, и ее лидеров. Очень серьезной является проблема не просто входить в состав группы, а быть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость в данной группе, иметь в ней определенный авторитет.
Структура стихийных групп общения и степень их сплочения определяется уровнем развития взаимоотношений между юношами и девушками.
И уличное общение, и спонтанные юношеские группы тесно связаны с особенностями юношеской субкультуры. Она имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения.
В юношеских увлечениях, проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственного чувства независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» и разделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому. Дружба активизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немало разнообразных тайн.
Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.
|
Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у школьников могут появляться общие интересы.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Ощущение целостности и устойчивости себя и других членов группы – важнейшее условие для внутреннего благополучия и установления нормальных отношений с окружающими. Формирование этого чувства во многом зависит от особенностей развития в подростковом возрасте. Если внешняя и внутренняя жизнь подростка характеризуется напряжением, противоречиями и конфликтами, то устойчивость психологических особенностей характера проявляется достаточно поздно – где-то в возрасте 20-40 лет. Поэтому межличностных отношений подростка может повлиять на его дальнейшее развитие и жизнь в целом. Но не все зависит лишь от подростка, но и от особенностей группы, к которой он относится. Известно, что чем выше уровень развития группы, тем лучше условия, которые она создает для проявления позитивного и торможения негативного в личности.
Выводы:
Большая роль в совершенствовании общества принадлежит молодому поколению россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежат ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение.
|
В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи учеников этих групп. Особенно интенсивное развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте. Отношения со сверстниками обычно строятся как равноправные и управляются нормами равноправия. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, готовность прийти на помощь.
Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.
Полученные в ходе исследования данные, целесообразно занесем в таблицу:
Тип малой группы | |||
Коллектив | Семья | Компания подростков | |
Количество членов | 4 человека | 4 человека | 6 человек |
Половозрастной состав | Все члены коллектива – женщины; Возраст можно отнести в две категории: 1) от 20-33 лет, 2) от 45-55 лет. | Имеются представители обоих полов (мама, папа, дочь и сын); Возраст также можно отнести в две категории: 1) от 14-20 лет, 2) от 50-55 лет. | Имеются представители обоих полов (3 девушки, 3 юношей); Одна возрастная категории: 15-17 лет. |
Частота контактов | В рабочее время | В досуговое время, проводимое в семейном кругу | В неурочное время |
Особенности | Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем: 1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями; 2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми; 3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости. | Особенности зрелого коллектива: 1) межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении; 2) группа должна успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности); 3) иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения; 4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. | Особенности группы: 1) Характерным для таких компаний является высокий уровень конформизма; 2) Она имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения. 3) Защита своей независимости от взрослых, что соединяется с некритическим отношением к представлениям и ценностям собственной группы и ее лидеров. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
Российское общество переживает сложный период социально-экономического реформирования. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни.
Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане — воспитаннее, образованнее, умнее, культурнее, способнее к демократичному и свободному образу жизни.
Таким образом, подводя итог всей работы, задача, поставленная при написании данной работы, выполнена.
В первой главе работы из всех многочисленных определений малых групп было выбрано наиболее «синтетическое» универсальное, которое наиболее полно раскрывает сущность этого понятия. Были перечислены признаки малой группы, а именно:
1) малая численность;
2) непосредственность контактов (визуальных, информационных, эмоциональных);
3) общность побуждений (целей, интересов, потребностей, планов мотивов);
4) общая деятельность (образ жизни, поведение, действия).
Для классификации малых групп допустимы самые различные основани: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Но были приведены три самые распространенные классификации:
1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»;
2) деление их на «формальные» и «неформальные»;
3) деление на «группы членства» и «референтные».
Во второй главе мы рассмотрели особенности малых групп.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов А. // Возродить семейную жизнь. Социологические исследования.- 1992,.-№10
2. Гришина Н.В. // Общение в трудовом коллективе. // Лениздат.- 1990.-
3. Маркович Д. // Общая социология.- Р-на дону, 1993
4. Мацковский М. С // Социология семьи.- М.,1989
5. Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. // Социология.- М., 1990
6. Психология группы // Рогов Е.И. – М.: Владос, 2005.
7. Психология и этика делового общения //Учебник// Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8. Психология малых групп // Десев Л.- М., 1979.
С. 44-50.
9. Словарь-справочник по социальной психологии// Крысько В.Г. — СПб.: Питер, 2003.
10. Социальная психология//Учебник// Андреева Г.М. – М.: Аспект Пресс, 2000