Благодаря этому косвенному свидетельству мы видим, какие средства требовались Александре Петровне для деятельности по устройству её учреждений. Её невестка великая княгиня Милица Николаевна вспоминала, что во время посещения монастыря Александра Петровна, показывая ей своё хозяйство, поясняла: «Это здание – мои серьги, здесь – моё ожерелье, а сюда ушли все мои кольца».
В 1889 году она переехала жить в новую обитель, где свою обычную обстановку сменила на монастырскую, заняв келью в одну комнату. Александра Петровна облачилась в иноческое одеяние, видимо, примерно тогда же она приняла и иноческий постриг с именем Анастасия, но известно это стало лишь после её смерти, после вскрытия духовного завещания. В её кабинете находилась чудотворная икона Почаевской Божией Матери – подарок отца. Молясь перед ней, великая княгиня получила исцеление: в монастырскую обитель её привезли на тележке, а здесь она начала ходить, как бы воскресла для новой жизни, оправдывая свое новое имя (Анастасия, с греч. – воскресшая).
Жизнь и порядок в обители были организованы по строгому монастырскому уставу, несмотря на это, число желающих поступить туда в первый же год составило 400 чел., тогда как монастырь мог принять лишь 150 инокинь. Вся жизнь сестёр проходила в молитвах и трудах. Сама великая княгиня много часов проводила в больнице, иногда по 5-6 часов выстаивала на больных ногах, ассистируя хирургу. Весь надзор за подготовкой больных к операциям, уборкой операционных, дежурством у постелей оперированных по ночам принимала она на себя. Надзор за порядком в больнице, за работой сестёр в больнице, за питанием больных, за их духовной жизнью также несла на себе «Великая матушка», как с любовью её называли. Александра Петровна сердечно относилась к врачам, по-матерински ободряла, старалась помочь им в жизни, доверяла их профессионализму. Недаром в монастырской больнице ей самой сделали не одну операцию.
При Покровском монастыре Александра Петровна открыла современную больницу для неимущих с единственным в Киеве рентгеновским кабинетом, устроила безплатную аптеку, училище и приют для девочек-сирот, приюты для неизлечимо больных женщин и для слепых.
В 1898 г. в Киеве проходил съезд естествоиспытателей и врачей. Они посещали врачебные учреждения, в том числе и больницу Покровского монастыря, которая оснащенностью и порядком поразила Варшавского профессора М. Зенца: «Каждый кабинет снабжён всеми необходимыми принадлежностями по своей специальности. Чистота, свет, воздух и, если угодно, роскошь не оставляют желать ничего лучшего. Всех кабинетов я насчитал 12, в которых, судя по списку, принимают 20 врачей. Один из кабинетов предназначен для отдохновения врачей и обставлен так, как обставляют кабинеты у богатых людей.
Все обязанности сестёр милосердия при этой амбулатории исполняют монахини…
Между прочим, при больнице имеется единственный в Киеве кабинет для снятия фотографий лучами Рентгена, служащий целям не только этой, но и других киевских больниц».
Анастасия Киевская была строгой постницей, жила в простой келье, отдавая все средства на содержание основанных ею учреждений. В 1897 г. великая княгиня предотвратила эпидемию тифа в Киеве, организовав несколько специализированных больниц. До 1894 г., когда состояние здоровья великой княгини стало ухудшаться и ей самой потребовалась операция, Александра Петровна присутствовала на всех монастырских службах, сама читала шестопсалмие, часы, канон.
Созданием монастыря с его многочисленными лечебными и благотворительными учреждениями, с деятельностью монастырских сестёр на пользу ближнего и страдающего человека великой княгиней Александрой Петровной было положено начало новой эры в культурном значении монастырей на Руси.
«Княгинин» монастырь, как называли Покровскую обитель, имел миссионерское и просветительское значение: здесь работали книжная и иконная лавки, большим тиражом выпускались листки религиозно-нравственного содержания, помещённые в обитель сектантки-штундистки благодаря мягкому обращению и беседам с великой княгиней через некоторое время возвратились в Православие.
В 1894 г. к Покровскому монастырю был присоединен преобразованный в женский Межигорский в честь Преображения Господня монастырь. В 1896 г., во время визита святых императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, в Покровской обители был заложен собор во имя свт. Николая по проекту великого князя Петра Николаевича. На средства, пожертвованные императором, в 1897-1898 гг. было открыто новое здание больницы и усовершенствовано медицинское оборудование.
|
|
В 1890 году её супруг Николай Николаевич тяжело заболел и уехал в Крым в надежде на выздоровление. Но болезнь прогрессировала, он никого не узнавал, отказывался от пищи, страдал припадками буйства. Николай Николаевич скончался в Алупке в апреле 1891 года. Его похоронили в великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора. Александра Петровна на похороны не приехала, за что многие осудили её. Однако, она жалела своего бывшего супруга и была осведомлена о его тяжкой болезни, о чём свидетельствуют её письма сыну Петру Николаевичу от 16 октября 1890: «Милый дорогой Пётр! …Здоровье твоего бедного отца безвозвратно погибло, таково мнение врачей – и при этой болезни жить можно долго, медленно впадая в полный идиотизм. Меня тяготит мысль, что при настоящем положении ещё не уловили минуты для приобщения его Св. Таинств. Молю Господа да дарует он Всеблагий мирную, христианскую кончину бедному страдальцу, страдальцу не физическому, ибо таковых страданий, вероятно, нет. Сегодня выехал из Алупки мой брат Алек, он сообщит все подробности» … В письме от 11 мая 1891 г.: «В 40 дней после кончины твоего родителя предполагаю иметь Архиерейское заупокойное служение. Псалтырь поставила особый, где день и ночь непрерывно читается псалтырь о упокоении души новопреставленного. На каждой литургии ежедневно кроме этого литию и панихиду.
Творите милостыню о упокоении души Вашего Родителя. Лучше в ресторане подешевле обедать, а кормить нищих за упокой его души. Я писала Николаше, Вам что-нибудь пожертвовать в обитель на поминовение. Цифры указать не могу – милостыня это свобода. Господь принимает усердие и чистоту помысла, а не количество денег».
Более всего её мучило то, что он, впав в безумие, не имел возможности перед смертью сознательно исповедаться и приобщиться Святых Таинств.
Сыновья Александры Петровны и родственники Романовы поддерживали морально и финансово её подвижническую деятельность и неоднократно посещали Киевский Свято-Покровский монастырь. Не оставил без внимания свою необычную родственницу и Николай II, посетивший с супругой «тётю Сашу» в 1896 г. Он пожертвовал на расширение больницы крупную сумму и распорядился отпускать из казны ежегодно 80 тыс. руб. на содержание монастыря. Во время этого посещения царской четой в их присутствии был заложен соборный храм во имя святителя Николая, эскизный проект которого подготовил Петр Николаевич, младший сын Александры Петровны.
У Александры Петровны и Николая Николаевича было два сына. Старший – вел. кн. Николай Николаевич-младший (1856-1929) родился в Петербурге, получил хорошее первоначальное домашнее образование, учился в Николаевском инженерном училище, в Николаевской Академии Генерального штаба, которую окончил с серебряной медалью. Сделал великолепную военную карьеру, в первую мировую войну Николай II назначил его Главнокомандующим русской армии. Он был женат на дочери короля Черногории Анастасии Николаевне, детей не имел. После революции великий князь эмигрировал, жил во Франции, где и скончался в возрасте 72 лет.
Вел. кн. Петр Николаевич (1864-1931) родился также в Петербурге. Армейская служба его не привлекала, хотя он отдал ей более 10 лет, служа в инженерных частях. Его призванием были живопись и архитектура. Из-за слабого здоровья он в 1895 году вышел в отставку и поселился в своём имении Дюльбер в Крыму. В 25 лет Петр Николаевич женился на Милице Николаевне, дочери Черногорского короля, живы его внуки – Николай (р. 1922), историк по образованию, живущий в Риме, в настоящее время является главой дома Романовых и Дмитрий (р. 1926), финансист, проживает в Копенгагене.
Александра Петровна тихо скончалась в 1 час 20 мин. ночи с 12 на 13 апреля. Удивительно, что это произошло в один и тот же день, час и даже минуты, как и у её супруга вел. кн. Николая Николаевича девятью годами ранее. 13 апреля был опубликован Высочайший манифест, данный в Москве, возвестивший о кончине великой княгини Александры Петровны, в инокинях Анастасии. По особому разрешению Николая II её похоронили на монастырском кладбище, исполнив волю самой скончавшейся, выраженную в её завещании от 11 (23) марта 1889 г. «Смиренно прошу Вседержавнейшего Отца и Благодетеля моего дозволить погребсти моё тело на восточной стороне храма Пресвятой Богородицы в моей обители в г. Киеве под открытым небом, не делая в земле никакого приспособления, в простом сосновом гробу… Прошу отпевать меня без всякой мирской славы, суетности и без всяких венков и цветов. При погребении и вообще после моей кончины прошу именовать меня рабою Божиею Александрою или иным именем, если я когда-либо сподоблюсь монашеского пострижения.
Над могилою прошу поставить весьма небольшой и самый дешёвый каменный крест, вделав в него икону Царицы Небесной, полученную мною на Св. горе Афонской, работы иеродиакона Лукиана, – на кресте надпись: тут покоится прах рабы Божией Александры…»
|
Несмотря на политические катаклизмы и войну, Свято-Покровский монастырь уцелел, сохранилась и могила Великой Матушки. И сегодня на ней всегда живые цветы, а на каменном кресте надпись: «Инокиня Анастасия». Насельницы монастыря свято чтят память инокини Анастасии, великой княгини Александры Петровны, принцессы Ольденбургской. Потомки Александры Петровны посещают её могилу, чтобы поклониться этой замечательной женщине и по возможности поддержать существование основанного ею монастыря.
Отдавая дань подвижнической деятельности великой княгини, её безпримерному христианскому подвигу, профессор Сикорский напишет после её смерти: «Народной святыней станет Её скромная могила, потому что Она сослужила великую службу русскому народу. Земной поклон принесет Ей Киев, потому что Она создала ему славу, избрав местом своей высокой жизни и дел.
Преклонится перед Ней русская женщина, потому что в Её лице идеализм, милосердие и служение женщины высшему долгу нашли своё полное осуществление. Она явила собой пример Милосердной сестры русского народа… Земной поклон Ей от всех живых!»
Подвижничество Александры Петровны является примером безкорыстного и истинного служения высокой идее. Она была поистине счастливым человеком, так как могла дарить другим людям счастье обретения здоровья, счастье обретения смысла жизни, счастье осознания пользы и необходимости своего труда. «Нужно уметь носить в себе счастье, чтобы других сделать счастливыми. Нужно держаться за идею».
Из журнала № 64 заседаний Священного Синода Украинской Православной Церкви Московской Патриархии от 24.11.2009:
На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины
СЛУШАЛИ рапорт Преосвященного Иоанна, архиепископа Херсонского, Главы Комиссии по канонизации святых УПЦ, о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии основательницы Свято-Покровского женского монастыря города Киева, подвижницы благочестия инокини Анастасии (Великой княгини Александры Петровны Романовой)
Разобравши житие, труды, чудеса и принимая в счёт народное почитание подвижницы благочестия инокини Анастасии (Романовой)
ПОСТАНОВИЛИ:
1) Благословить местное прославление и почитание инокини Анастасии (Великой княгини Александры Петровны Романовой).
2) Утвердить иконописное изображение святой
3) Утвердить представленные проекты тропаря и кондака святой преподобной Анастасии Киевской.
4) Останки святой считать святыми мощами
5) Память святой преподобной Анастасии совершать в четверг Светлой седмицы и в день обретения её мощей октября/ 2 Ноября
6) Принести благодарение Всемилостивому Богу дивному во святых Своих, что явил нам новую молитвенницу за Святую Церковь и наш народ.