Хуан-Ди спрашивает:
— В человеке есть четыре меридиана-цзин и двенадцать ответвлений-цзун. Почему так говорится?
— Ци-Бо отвечает:
Четыре меридиана-цзин соответствуют четырем сезонам, стадиям временного цикла. Двенадцать ответвлений-цзун соответствуют двенадцати месяцам года. Двенадцать месяцев года соответствуют двенадцати каналам, пульсам.
Пульсы-каналы бывают иньские и янские, и если знаешь субстанцию ян, значит знаешь и субстанцию инь; если знаешь субстанцию инь, то знаешь и субстанцию ян. Существует всего пять янских пульсов. Пять раз по пять (в соответствии с пятью органами-цзан) получится двадцать пять янских пульсов. Когда говорится о субстанции инь, то имеется в виду истинный орган-цзан. И если наблюдается такой пульс, это обозначает поражение органа. В результате поражения может наступить смертельный исход. Когда говорится о субстанции ян, то имеется в виду субстанция ян дыхания -ци пищеприемника желудка. Если различаешь характеристики субстанции ян, то можешь определить место действия болезни. Если различаешь характеристики субстанции инь, тогда можешь определить сроки исхода болезни. Три янских пульса определяются на голове, а три иньских пульса определяются на руках, но говорят об одном и том же. Если различаешь характеристики субстанции ян, то можешь определить время запретов и воздержаний в развитии болезни. Если различаешь характеристики развития субстанции инь, то можешь определить сроки положительного или отрицательного исхода развития болезни. Нужно очень серьезно относиться к определению иньского и янского пульсов, так чтобы не приходилось ни с кем советоваться при постановке диагноза. Кроме того, когда говорят о субстанции инь и ян, то имеется в виду, что когда пульс уходит, это субстанция инь, а когда пульс приходит — это субстанция ян. Когда пульс спокойный — это субстанция инь, а когда пульс подвижный — это субстанция ян. Когда пульс запаздывающий, то это субстанция инь, а когда пульс ускоренный — это субстанция ян.
|
При определении пульсов истинных органов-цзан, если пульс печени прощупывается обрывистый-сюань72 и прерывающийся-цзюэ73, то это значит, что через восемнадцать дней наступит смерть.
Если пульс сердца прощупывается обрывистый и прерывающийся, это значит, что смерть наступит через девять дней.
Если пульс легких прощупывается обрывистый и прерывающийся, это значит, что смерть наступит через двенадцать дней.
Если пульс почек прощупывается обрывистый и прерывающийся, то это значит, что смерть наступит через семь дней.
Если пульс селезенки прощупывается прерывистый и прерывающийся, это значит, что смерть наступит через четыре дня.
При заболевании двух субстанций ян (имеются в виду два меридиана — светлый ян, желудка и толстой кишки) болезнь развивается в сердце и селезенке, (у женщин) нарушаются менструации, (у мужчин) не выделяется семя.
При нарушении менструации у женщин распространение болезни приводит к развитию истощения дыхания -ци в организме фэн-сяо74. Если болезнь распространяется дальше, то это приводит к расстройству функции дыхания, и в этом случае вылечить ее очень сложно, чаще всего больной умирает.
При заболевании тройной субстанции ян (имеются в виду меридианы мочевого пузыря и тонкой кишки, сверх ян на ноге и на руке), у больного развивается то холод, то жар. В нижней части организма появляются гнойные опухоли, и в результате в нижних конечностях пропадает сила, при этом очень болят голени. Если болезнь прогрессирует, то это приводит к разрушению и отслаиванию кожи. Если болезнь прогрессирует и дальше, тогда у больного развивается паховая грыжа.
|
Что касается одинарной субстанции ян (имеется в виду меридиан малый ян на ноге желчного пузыря и меридиан малый ян на руке трех обогревателей), то при ее заболеваниях у больного развивается одышка, появляется кашель и понос. Если болезнь прогрессирует, появляются боли в сердце. Если болезнь прогрессирует дальше, тогда развивается нарушение проходимости.
При одновременном заболевании двойной субстанции ян (имеется в виду светлый ян, включая меридиан желудка светлый ян на ноге и меридиан толстой кишки светлый ян на руке и одинарный субстанции инь (имеется в виду недостаточный инь, включая меридиан печени недостаточный инь на ноге и меридиан перикарда недостаточный инь на руке) у больного появляются тревожные состояния, боли в области спины, кроме того появляется отрыжка и зевота. Такое заболевание называется недостаточностью ветра фэн-цзюэ.
При одновременном заболевании двойной субстанции инь (имеется в виду малый инь, включая меридиан почек малый инь на ноге и меридиан сердца малый инь на руке) и одинарной субстанции ян (имеется в виду малый ян. включая меридиан желчного пузыря малый ян на ноге и меридиан трех обогревателей малый ян на руке) у больного развивается отечность, давление в области сердца, дыхание становится тяжелым.
|
При одновременном заболевании тройной субстанции ян (имеется в виду сверх-ян, включая меридиан мочевого пузыря сверх-ян на ноге и меридиан тонкой кишки свсрх-ян на руке) и тройной субстанции инь (имеется в виду сверх-инь, включая меридиан селезенки свсрх-инь на руке и меридиан легких сверх-инь на руке) у больного развивается односторонний паралич, он теряет силу, теряет способность двигать конечностями.
Пульс с отчетливыми характеристиками субстанции ян назывется крюкообразным-гоу76; пульс с ярко выражснными характеристиками субстанции инь называется тонким, как волос-мао77. Пульс с характерными ударами субстанции ян, сильными и быстрыми, называется натянутым как струна-сянь78. Пульс с ударами субстанции ян, которые не прощупываются при сильном нажатии, называется каменным-ши79. Когда в ударах пульса субстанции инь и ян переходят друг в друга, такой пульс называется текучим-лю80.
Бывает, что внутри происходит борьба субстанции инь, а снаружи обеспокоена субстанция ян. В этом случае телесный пот в организме (соответствует субстанции ян) не сохраняется, и потому нарушается циркуляция (дыхания -ци и крови) в конечностях. Кроме того повреждается функционирование легких, в результате чего дыхание у больного становится тяжелым и шумным. Когда болезнь соотносится со смертью субстанции инь, тогда не проходит и трех дней, как больной умирает. Когда болезнь соотносится с рождением субстанции ян, тогда не проходит и четырех дней, как болезнь заканчивается выздоровлением. Что касается выражений «рождение субстанции ян» и «смерть субстанции инь», то они объясняются следующим образом. Когда болезнь из печени переходит в сердце, это называется «рождением субстанции ян»; когда болезнь из сердца переходит в легкие, это называется «смертью субстанции инь». Когда болезнь из легких переходит в почки, то это называется «удвоением субстанции инь». Когда болезнь из почек-переходит в селезенку, то это называется «раскрытием субстанции инь», такое состояние указывает на неизлечимость болезни.
При застое субстанции ян образуется отечность четырех конечностей. При застое субстанции инь во время дефекации выходит один шэн81 крови; при повторном застое выходит два шэна. Если застой повторяется еще раз, тогда выходит три шэна крови.
При одновременном застое дыхания -ци субстанции инь и ян, если много субстанции инь и мало субстанции ян, тогда образуется болезнь, которая называется каменная водянка ши-шуй82, в результате чего образуются отеки в нижней части живота.
При образовании застоя двойной субстанции ян у больного появляется недуг, который называется осушение-сяо83. При образовании застоя в трех янских меридианах у больного нарушается взаимосвязь между верхней и нижней частями организма.
При образовании застоя в трех иньских меридианах у больного развивается водянка.
При образовании застоя в одном янском и в одном иньском меридиане у больного развивается болезнь горла хоу-би84.
Если щупаешь пульс в области субстанции инь, а различаешь характеристики субстанции ян, то это свидетельствует о беременности.
Если наблюдается одновременное опустошение иньского и янского пульсов, и одновременно у больного сильный понос с кровью, это признаки смертельного исхода болезни.
Если в месте преобладания пульса субстанции инь прощупывается пульс субстанции ян, это свидетельствует о выделении пота.
Если имеет место опустошение пульса субстанции инь, и в то же время наблюдается избыточность пульса субстанции ян, это свидетельствует о внутреннем кровотечении.
Если пульсы тройной субстанции инь сильно ударяют при нажатии пальцем, то это значит, что в полночь через двенадцать дней больной скончается.
Если пульсы двойной субстанции инь сильно ударяют при нажатии пальцем, то это значит, что больной скончается через тринадцать дней вечером.
Если пульс одинарной субстанции инь сильно ударяет при нажатии пальцем, это значит, что больной скончается через десять дней ранним утром.
Если пульсы тройной субстанции ян при нажатии пальцем сильно бьют, а удары отчетливы, то это значит, что больной скончается через три дня.
Если пульсы тройной субстанции инь и тройной субстанции ян при нажатии пальцем отзываются сильными ударами, кроме того у больного ощущается наполнение под сердцем и в животе, который очень сильно пучит, кроме того у болього нарушается мочеиспускание и дефекация, то все это свидетельствует о том, что смерть наступит через пять дней.
Если пульсы двойной субстанции ян при нажатии пальцем отзываются сильными ударами, и при этом у больного температура, то это свидетельствует о неизлечимости заболевания, и смерть должна наступить через десять дней, не позднее.
ЦЗЮАНЬ ТРЕТИЙ
Раздел восьмой
РАССУЖДЕНИЕ О ТАЙНОЙ ИСТИНЕ, БЛАГОУХАЮЩЕЙ ВОЛШЕБСТВОМ ПОЗНАНИЯ
Хуан-Ди спрашивает:
— Хочу знать об иерархии функций двенадцати внутренних органов, какие являются главными, а какие играют менее важную роль?
Ци-Бо говорит в ответ:
— Ты задал большой вопрос, и я буду отвечать по порядку. Сердце в организме выполняет функцию правителя. Из сердца исходит свет духа-шэнь. Легкие исполняют передаточную (от правителя) функцию, из них исходит ритм порядка. Печень выполняет функцию полководца, из нее исходят стратегические планы. Желчный пузырь выполняет функцию наведения внутреннего порядка, из него исходят решения и суждения. Перикард выполняет функцию слуги-посланника, из него исходит радость и веселье. Селезенка выполняет функцию амбара, хранилища, из нее происходит пять вкусов. Толстая кишка выполняет функцию передаточного пункта, она является источником преобразования и трансформаций. Тонкая кишка выполняет функцию приемника-накопителя, в ней трансформируются продукты организма. Почки выполняют функцию придания силы, из них исходит умение в мастерстве. Три обогревателя выполняют функцию пробивания заторов, они создают водные каналы. Мочевой пузырь выполняет функцию накопления воды, в нем сохраняются жидкости организма, и потому он способен являться источником трансформаций дыхания -ци. Все эти двенадцать функций должны действовать слаженно. Ибо если владыка светел, то и низы спокойны, и именно таким образом укрепляется здоровье и достигается долголетие. В результате человек до конца дней своих не подвергается опасностям. Если именно так осуществляется низведение небесного, тогда достигается великое процветание. Если хозяин не обладает мудростью, тогда и двенадцать функций находятся в опасности. В результате перекрываются пути, нарушается сообщение, телесной форме наносится великий вред. Если таким образом укрепляется здоровье, тогда быстро приходишь к гибели. Если таким образом низводить небесное, то в основе данного подхода лежит большая опасность, а потому следует остерегаться.
Достижение пути осуществляется в мельчайшем-таинственном, и трансформации не могут истощиться. Так кто же способен познать их источник? Воистину, сложное это дело. И даже талантливые люди усердно изучая, разве могут постичь они сущность происходящего? А темные неучи, разве могут понять они, в чем кроется польза такого постижения? Ведь цифры туманного небытия, они рождаются в мельчайших долях бытия, и лишь цифры бытия, мельчайшие цифры, они выражаются количественно, и умножая их в тысячи и десятки тысяч раз, можно дорасти до великого, и потом развивая великое, можно прийти к созданию телесной формы и руководству ей.
— Прекрасно! Я услышал замечательную, глубочайшую истину. Таково дело великого мудреца. Однако что касается передачи истины с великим пути-Дао, то, не очистив сердце свое постом-воздержанием, не выбрав благоприятный день, я не осмелюсь воспринять эту истину.
Потом Хуан-Ди избрал благоприятный день, предвещающий удачный исход, и в этот день поместил истинную книгу в «зал благоухания»85 в «чудесной башне»86, с тем, чтобы передать в дальнейшем эти истинные знания последующим поколениям.
Раздел девятый
О СООТВЕТСТВИИ ПРИЗНАКОВ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ШЕСТИ СОЧЛЕНЕНИЯМ
Хуан-Ди говорит:
— Я слышал, что на небе в результате сочетания шести с шестью87 соединениями получается годичный период. В человеке же в результате сочетания девяти с девяткой88 в системе организма протекает жизнь, и кроме того в человеческом организме насчитываются 365 сочленений, в результате чего небо и земля способны длить свое существование. Однако я не до конца понимаю, что под этим подразумевается?
Ци-Бо говорит в ответ:
— Воистину, задал ты очень умный вопрос. Попробую жe поэтапно ответить тебе на твой вопрос. Нужно сказать, что соединение шестерки с шестеркой, а также система сочленения девятки с девяткой дает возможность сохранять истинный небесный ритм движения в соответствии с числом дыания -ци. Доля-ритм небесного движения, это то, посредством чего осуществляется движение солнца и луны. Число дыханий -ци — это то, посредством чего осуществляется претворение жизни. Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а луна это субстанция инь. Движение из упорядоченного, а цикличность подчиняется определенным законам (взаимодействия неба и земли). Мерой движения солнца является одна доля-ритм, а мерой движения луны является тридцать с половиной долей-ритмов. Таким образом складываются вместе большие и малые луны, и 365 дней образуют один год. Однако, в связи с тем, что лун недостаточно, образуется излишек сочленений дыханий -ци (цзе -ци)89, и потому вставляются добавочные луны. Определяют начало года, потом посредством гномона уточняют средину, проводят вычисления для последующего этапа и определяют конец. Таким образом совершается небесный цикл.
— Я уже выслушал о небесном цикле-ритме, а теперь «хочу узнать, каким образом он сочетается с количеством дыханий -ци?
— Небо, значит, шесть раз по шесть составляет цикл, а земля руководствуется в своей системе сочетанием девять раз по девять. На небе существует обозначение десяти дней, он повторяется шесть раз, после чего начинается новый шестидесятидневный цикл. Шесть раз повторяется цикл в шестьдесят дней (который начинается со знака цзя)91, и заканчивается годовой цикл. Таков закон цикличности 360 дней. Ибо с древних времен небо понималось именно таким образом, и корень рождения заключается в субстанциях инь и ян. Дыхание -ци девяти областей (земли) и девяти отверстий (человеческого организма) обязательно сообщается с дыханием -ци неба. Таким образом рождается пять (стихий). А дыханий -ци существует три92. В результате утроения получается небо. В результате утроения получается земля. В результате утроения получается организм. Когда утраивается тройка, получается девятка. На земле она представлена девятью разделами, а в организме девять разделов соответствуют девяти внутренним органам. Таким образом телесных органов существует четыре (желудок, толстая кишка, тонкая кишка и мочевой пузырь), а духовных (шэнь) органов существует пять (сердце, печень, селезенка, легкие и почки). Таким образом всего будет девять органов, которые соотносятся с небесным дыханием -ци.
— Я уже выслушал о соединении шестерки с шестеркой и девятки с девяткой, вы, мудрец, сказали, что накапливается, дыхание -ци, и таким образом получается вставной месяц. Хотелось бы знать, что именуется дыханием -ци? Просветите мое невежество, рассейте мои сомнения в этом вопросе, о мудрый!
— Это тайна, которую хранит верховный владыка Шан-Ди93, а мой учитель поведал мне этот секрет.
— Так поведай мне этот секрет!
— Пять дней составляют период-хоу94. А три хоу называются дыханием -ци. Шесть дыханий -ци составляют один сезон года. А четыре сезона составляют один год. Каждый из сезонов управляет соответствующей стихией. Таким образом движения пяти стихий преемствуют друг друга, управляя всем сущим, и заканчивается годичный цикл после последнего дня, после которого все повторяется сначала. Устанавливаются четыре сезона, а по сезонам распределяются дыхания -ци, и движение подобно кругу, не имеющему конца. Точно так же повторяются периоды-хоу. Потому и говорится: если не знаешь, каким образом прибавляется годичный цикл, каковы периоды расцвета и упадка дыхания -ци, в результате чего возникает пустота и наполнение, тогда не сможешь стать мастером.
— Если начинаются пять движений, и движение осуществляется подобно кругу, не имея конца, то что имеется в виду, когда говорится об избыточности и недостижении?
— Пять дыханий -ци сменяют друг друга в течение времени, и для каждого есть время порождения, расцвета и опустошения; они сменяют друг друга, и данный закон действует постоянно.
Божественный земледелец Шэнь-нун
— Что же такое ровное дыхание -ци?
— Это когда нет ошибок.
— Какова ситуация, характерная для избыточности и недостижения?
— Эти ситуации уже описаны в древних канонических книгах.
— Что имеется в виду, когда говорится о преодолении-шэн95?
— Весна преодолевает-побеждает длинное лето; длинное лето побеждает зиму. Зима побеждает лето. Лето побеждает осень, а осень побеждает весну. Таковы законы победы пяти стихий по сезонам. И каждое дыхание -ци предназначено определенному органу-цзан.
— Каким образом можно узнать о взаимной победе стихий друг над другом?
— В первую очередь следует определить, когда начинается сезон дыхания -ци. Обычно отсчет начинается с начала весны ли-чунь 96. И если определенный сезон еще не наступил, а дыхание -ци соответствует данному сезону -ци, то такая ситуация называется избыточностью тай-го 97. При избыточности может происходить подавление, угнетение дыхания -ци сезона, которым оно не должно побеждаться. Кроме того происходит притеснение дыхания -ци, которым оно должно побеждаться. Такая ситуация называется разнузданностью дыхания -ци или ци-инь90. Если же сезон уже наступил, а дыхание -ци еще не пришло в соответствующую форму, то данная ситуация называется недостижением. В данном случае то, что побеждает, ведет себя абсурдно-хаотично, а то, что порождается, наоборот, заболевает, так как то, что не побеждается, подавляет его. Такая ситуация называется подавлением дыхания -ци. Когда говорится об ожидании прихода дыхания -ци, то имеется в виду, что во время прихода определенного дыхания -ци нужно очень внимательно следить за изменениями характеристик времени, чтобы можно было предсказать эти изменения в зависимости от смены периодов-хоу и периодов цзе -ци 99. Если не соответствуешь времени или нарушаешь законы данного периода, не различаешь времени расцвета пяти стихий, тогда внутри организма возникают патологические процессы, которые не сможет остановить даже искусный врач.
— Бывает ли так, что теряется связь между дыханием -ци?
— Дыхание -ци голубых небес не может терять своего постоянства. Если же теряется связь между дыханием -ци, то подобное явление называется отсутствием постоянства, а когда отсутствует постоянство, возникают патологические изменения.
— Что это за патологические изменения, которые возникают при потере постоянства?
— Если возникают изменения, то это приводит к возникновению болезни. Если при этом имеет место явление преодоления (подразумевается взаимодействие стихий организма с дыханием -ци конкретного сезона, когда возникает заболевание, тогда болезнь будет не слишком сильной. Если же имеет место непреодоление, тогда болезнь будет протекать тяжело. Если же при этом на больного сильно воздействуют внешние патогенные факторы, тогда болезнь заканчивается смертью. Так что если наблюдается несоответствие ритма организма с временным ритмом конкретного момента, тогда болезнь незначительна по степени воздействия на организм; если же ритм совпадает, тогда болезнь протекает тяжело.
— Хорошо. Я слышал о том, что дыхание -ци пребывает в гармонии, оно может обладать телесной формой. И для всех изменений-вариаций должны существовать истинные имена. Движения неба и земли, трансформации субстанций инь и ян в каждой из десяти тысяч сущностей распределяется по-разному, и мне хотелось бы узнать об этом подробнее.
— Воистину задал ты тонкий вопрос! Небо в его предельной широте невозможно измерить никакими мерами. Земля в се величии также не поддается метрическим измерениям. И поэтому в ответе на ваш вдохновленный, божественный вопрос попробую изложить все в соответствии с истинным порядком. Травы порождают пять цветов (имеется в виду расцветка), однако посредством всех возможностей зрения невозможно охватить все оттенки этих пяти цветов. Травы порождают пять вкусов, однако нельзя определить границы красоты всех этих пяти вкусов, ибо при пробованы и съедобных продуктов вариации вкусовых ощущений всегда разнообразны. Небо посылает человеку пять дыханий -ци, а земля питает человека пятью вкусами. Пять дыханий -ци попадают в организм через нос, они сохраняются в сердце и легких. Это дыхание поднимается в верхнюю часть организма, и в результате человек различает цвета и оттенки, может отчетливо слушать звуки и голоса. Пять вкусов попадают в организм через рот. Они сохраняются в кишечнике и желудке. Если эти пять вкусов сохраняются, тогда они питают пять дыханий -ци между собой в гармоничных взаимоотношениях, тогда жидкости организма создают друг друга, и в результате дух-шэнь оздоравливает сам себя.
— Каковы знаки, соответствующие внутренним органам?
— Сердце представляет собой основу жизни. Это место, где пребывает дух-шэнь. Цветком сердца является лицо; полноты воплощения сердце достигает в кровеносных сосудах. Оно представляет собой сверх-ян внутри субстанции ян. Оно сообщается с дыханием -ци лета.
Легкие — это основа дыхания -ци. В них располагается душа -ци. Цветком легких являются волосы на коже, а полностью выражаются они в состоянии кожи. Они представляют собой сверх-инь внутри субстанции ян. Легкие сообщаются с дыханием -ци осени.
Почки управляют процессом засыпания-сохранения. Они.представляют собой основу сохранения в укрытии. В них располагается семя-цзин. Цветком почек являются волосы на голове. А полное выражение они получают в костях. Они представляют собой малую субстанцию инь внутри субстанции инь. Они сообщаются с дыханием -ци зимы. Печень — это орган, отвечающий за физическое утомление и усталость. В ней располагается душа- хунь. Цветами печени являются ногти. Полное выражение она находит в сухожилиях. Печень порождает кровь и дыханис -ци. Ей соответствует кислый вкус. Ее цвет — голубой. Она представляет собой малую субстанцию ян внутри субстанции ян. Печень сообщается с дыханием -ци весны.
Селезенка, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя, мочевой пузырь. Эти органы отвечают за накопление припасов. В них пребывает питающее дыхание ин -ци. Их можно назвать сосудами для припасов. Они способны перерабатывать и отбрасывать грязную составляющую продуктов, они распространяют-передают вкусы (имеются в виду также и продукты, носители вкусов). Цветком этих органов являются мышцы вокруг губ. А полное выражение они получают в мышцах тела. Им соответствует сладкий вкус; а из цветов — это желтый. Они являются крайним выражением субстанции инь. Они сообщаются с дыханием -ци стихии почвы. Всего имеется одиннадцать органов, и деятельность их определяется желчным пузырем. Таким образом, если в точке жэнь-ин100 («навстречу человеку») прощупывается пульс, который на порядок сильнее обычного, это значит, что болезнь действует в меридиане малый ян.
Если пульс на два порядка сильнее обычного, значит, болезнь действует в меридиане сверх-ян.
Если пульс на три порядка сильнее обычного, значит, болезнь действует в меридиане светлый ян.
Если пульс на четыре порядка сильнее обычного, то это свидетельствует о полном блокировании деятельности субстанции ян. Если в точке цунь-коу101 («отверстие величиной в цунь») прощупывается пульс, который на порядок сильнее обычного, значит, болезнь действует в меридиане недостаточный инь.
Если пульс на два порядка сильнее обычного, значит, болезнь действует в меридиане малый инь.
Если пульс на три порядка сильнее обычного, значит, болезнь действует в меридиане сверх-инь.
Если пульс на четыре порядка сильнее обычного, это значит, что действие субстанции инь полностью блокировано.
В тех случаях, когда в точках жэнь-ин и цунь-коу пульс ощущается в четыре раза сильнее обычного, это свидетельствует о нарушении связи между субстанциями инь и ян. При чрезмерном наполнении пульса, когда теряется связь между субстанциями инь и ян, если нет возможности достичь нормального состояния семени-цзин дыхания -ци неба и земли, тогда больной умирает.
Раздел десятый
ПОРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЯТИ ОРГАНОВ-ЦЗАН
На внешнем уровне сердцу соответствуют кровеносные сосуды, и расцвет деятельности сердца выражается в цвете лица. Легким на внешнем уровне соответствует кожа, а расцвет деятельности легких выражается в состоянии волос на коже. Внешним выражением печени являются сухожилия, а расцвет деятельности выражается в состоянии ногтей. На внешнем уровне селезенки соответствуют мышцы, а расцвет ее деятельности выражается в состоянии губ. Селезенка является хозяином печени. Внешним выражением почек являются кости, а расцвет их деятельности выражается в состоянии волос на голове. Они управляют селезенкой.
Так что, если есть слишком много соленого, тогда нарушится проходимость кровеносных сосудов, и изменится в худшую сторону цвет лица. Если есть слишком много горького, тогда кожа будет сохнуть, а волосы на коже будут выпадать. Если есть слишком много острого, тогда сухожилия будут сокращаться, а ногти будут усыхать. Если есть слишком много кислого, тогда мышцы будут сморщиваться, а губы станут задираться вверх. Если есть слишком много сладкого, тогда кости будут болеть, а волосы на голове повыпадают. Таким образом пять вкусов могут наносить вред организму. Потому сердце предпочитает горькую пищу; легкие предпочитают острую пищу; печень предпочитает кислую пищу; селезенка предпочитает сладкую пищу;
почки предпочитают соленую пищу. Таким образом пять вкусов сочетаются с дыханием -ци пяти органов-цзан.
Поэтому если видишь синеватый цвет пожухлой травы, то это признак умирания. Если наблюдается желтый цвет, как у плодов понцируса трехлисточкового, то это признак умирания. Если наблюдается цвет черный, как цвет фитиля, то это признак умирания. Если наблюдается цвет красный, похожий на цвет свернувшейся крови, то это признак умирания. Если наблюдается белый цвет, похожий на цвет высохших костей, то это признак умирания. Таковы пять цветов, которые свидетельствуют о дальнейшем ухудшении состояния. Если наблюдается синий цвет, похожий на перья зимородка, то это признак оживания. Если наблюдается красный цвет, похожий на цвет петушиного гребня, то это признак оживания. Если наблюдается желтый цвет, похожий на цвет крабьего брюшка, то это признак оживания. Если наблюдается белый цвет, похожий на цвет свиного сала, то это признак оживания. Если наблюдается черный цвет, похожий на цвет вороньих перьев, то это признак оживания. Таковы пять цветов, которые свидетельствуют о дальнейшем улучшении состояния. Если происходит оздоровление сердца, тогда на лице наблюдается такой цвет, который появляется, если в тонкий белый шелк завернуть киноварь. Если происходит оздоровление легких, тогда на лице наблюдается такой цвет, который появляется, если в «тонкий белый шелк завернуть розовый краситель. Если происходит оздоровление печени, тогда на лице наблюдается такой цвет, который появляется, если в тонкий белый шелк завернуть лазоревую материю. Если происходит оздоровление селезенки, тогда на лице наблюдается такой цвет, который наблюдается, если в тонкий белый шелк завернуть пурпур. Таковы внешние признаки оздоровления пяти органов-цзан.