Какие беспорядки начинаются в организме в результате воздействия пяти патогенных факторов:
- если патогенные факторы попадают в субстанцию ян, то возникает сумасшествие;
- если патогенные факторы попадают в субстанцию инь, тогда нарушается циркуляция крови в организме, возникает синдром-бы;
- если патогенные факторы борются с субстанцией ян, то болит область макушки;
- если патогенные факторы борются с субстанцией инь, то больной теряет голос;
- если патогенные факторы субстанции ям попадают в субстанцию инь, то больной остается опокойным; если же патогенные факторы субстанции инь попадают в субстанцию ян, то больной раздражается.
Таковы пять видов беспорядков, возникающих в организме в результате воздействия патогенных факторов.
В случае пяти нарушений наблюдается следующее:
- весной наблюдается пульс, соответствующий осени;
- летом наблюдается пульс, соответствующий зиме;
- долгим летом наблюдается пульс, соответствующий весне;
- осенью наблюдается пульс, соответствующий лету;
- зимой наблюдается пульс, соответствующий долгому лету.
Это явление называется: субстанция ян, выходящая из субстанции инь. Если больной склонен к раздражительности, значит болезнь неизлечима.
Таковы пять видов нарушений, и во всех этих случаях болезнь неизлечима и приводит к смерти.
В каждом из пяти органов-цзан (сокровищниц) хранится следующее:
- в сердце сохраняется дух- шэнь;
- в легких сохраняется душа- по;
- в печени сохраняется душа- хунь;
- в селезенке хранятся мыслеобразы-ы;
- в почках хранятся эмоциональные стремления.
Таковы сущности, которые сохраняются в пяти органах- цзан.
Чем управляет каждый из пяти органов-цзан: сердце управляет каналами; легкие управляют кожей; печень управляет сухожилиями; селезенка управляет мышцами; почки управляют костями.
|
Такими объектами соответственно управляет каждый из пяти органов-цзан.
Пять видов утомлений вредят следующему:
- долго вглядываться, утомляя зрение, то это вредит крови;
- если долго лежать, то это вредит дыханию -ци;
- если долго сидеть, то это вредит мышцам;
- если долго стоять, то это вредит костям;
- если долго ходить, то это вредит сухожилиям.
Вот такой получается вред в случае пяти видов утомления.
Соответствующие признаки пульсов пяти органов-цзан:
- пульс печени — натянутый, как струна-тетива;
- пульс сердца — цепляющий;
- пульс селезенки — пропадающий;
- пульс легких — тонкий, как волос;
- пульс почек — твердый, как камень
Таковы пульсы пяти органов-цзан.
Раздел двадцать третий
О КРОВИ, ДЫХАНИИ -ЦИ, ТЕЛЕСНОЙ ФОРМЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ УСТРЕМЛЕНИЯХ
Сейчас приведем нормальные показатели состояния человека:
- обычно в меридиане сверх-ян много крови и мало дыхания -ци;
- обычно в меридиане малый ян мало крови и много дыхания -ци;
- обычно в меридиане светлый ян много дыхания -ци и много крови;
- обычно в меридиане малый инь мало крови и много дыхания -ци;
- обычно в меридиане недостаточный инь много крови и мало дыхания -ци;
- обычно в меридиане сверх-инь много дыхания -ци и мало крови.
Таковы нормальные показатели, определенные небом.
Меридианы сверх-ян на ноге и малый инь на ноге по отношению друг к другу являются поверхностными и внутренними. Меридианы малый ян на ноге желчного пузыря и недостаточный инь на ноге печени по отношению друг к другу являются поверхностными и внутренними. Меридианы светлый ян на ноге желудка и сверх-инь на ноге селезенки по отношению друг к другу являются поверхностными и внутренними. Таковы соотношения для трех иньских и трех янских меридианов, расположенных на ногах. Меридианы сверх-ян на руке тонкой кишки и малый инь на руке сердца по отношению друг к другу являются поверхностными и внутренними. Меридианы малый ян на руке трех обогревателей и недостаточный инь на руке хозяина сердца перикарда по отношению друг к другу являются поверхностными и внутренними. Меридианы светлый ян на руке толстой кишки и сверх-инь на руке легких по отношению друг к другу являются поверхностными и внутренними. Таковы соотношения трех иньских и трех янских меридианов, расположенных на руках. И когда тебе известно, какова причина заболевания иньских меридианов на руках и на ногах, при лечении заболевания необходимо сначала выпустить больную кровь из меридиана, в результате чего исчезнет причина болезни. Изучи состояние больного, и после этого в случае избыточности применяй опорожнение, а в случае недостаточности применяй восполнение.
|
Если хочешь определить расположение специальных точек- шу на спине (имеются в виду точки, соответствующие пяти внутренним органам), то сначала с помощью травинки следует измерить расстояние между сосками. Потом данная травинка сгибается посередине, и берется еще одна травинка, которая в два раза меньше первой. Из этих двух травинок составляется треугольник, с помощью которого производятся измерения на спине. Один угол треугольника помещается вверху так, чтобы он совпал с расположением точки да-чжуй, и тогда два нижних угла треугольника показывают расположение точек- шу легких слева и справа. Если переместим треугольник вниз, поместив его верхний угол на середине линии, соединяющей две точки легких, тогда нижние углы покажут расположение точек-шу сердца. Если переместим треугольник еще раз, то левый нижний угол его покажет нам место расположения точкя-шу печени, на правый угол будет соответствовать точке-шу селезенки. Если еще раз переместим треугольник вниз, то получим расположение точек-шу почек. Таким образом отыскиваются точки-шу пяти органов-цзан, которые применяются в иглоукалывании и прижигании.
|
Если телесная форма в хорошем состоянии, а дух угнетен, это значит, что болезнь действует в каналах-ло. В этом случае для лечения следует использовать прижигание и иглоукалывание.
Если телесная форма в хорошем состоянии и эмоциональные устремления тоже в хорошем состоянии, это значит, что болезнь действует в мышцах. В этом случае болезнь лечить следует при помощи воздействия каменными иглами.
Если телесная форма утомлена, а эмоциональное состояние хорошее, это значит, что болезнь рождается в сухожилиях. В этом случае для лечения следует, применять горячие компрессы и физические упражнения дао-инь.
Если телесная форма утомлена, а эмоциональное состояние тоже подавленное, это значит, что болезнь рождается в горле, и в этом случае для лечения следует применять лекарственные препараты.
Если телесная форма страдает от многочисленных страхов, каналы и меридианы цзин-ло теряют проходимость, это значит, что болезнь рождается в результате нарушения правильного контакта с людьми и миром. В этом случае для лечения следует применять массаж и спиртовые настои трав. Таковы пять вариантов состояний телесной формы и психики.
Меридиан тонкой кишки Сверх-ян на руке
При укалывании точек меридиана светлый ян допускается, чтобы выходили кровь и дыхание -ци. При укалывание меридиана сверх-ян можно, чтобы выходила кровь, но при этом нельзя нанести вред дыханию -ци. При укалывании меридиана малый ян можно, чтобы выходило дыхание -ци, но нельзя при этом нанести вред крови. При укалывании меридиана сверх-ииь можно, чтобы выходило дыхание -ци, но нельзя нанести вред крови. При укалывании меридиана недостаточный инь можно, чтобы выходила кровь, но нельзя повредить дыхание -ци. При укалывании меридиана малый инь можно, чтобы выходило дыхание -ци, но нельзя при этом повредить кровь.
ЦЗЮАНЬ ВОСЬМОЙ
Раздел двадцать четвертый
РАССУЖДЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕНИТЬ СУДЬБУ И СОХРАНЯТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕЛЕСНОЙ ФОРМЫ
Хуан-Ди спрашивает:
— Небо покрывает, а земля несет на себе, и в результате существуют десять тысяч вещей, среди которых самое ценное — это человек. Человек рождается в результате взаимодействия дыханий-ци неба и земли, а четыре сезона делают его совершенным. Властители и правители, массы и народ, все они стремятся достичь целостности телесной формы. Однако люди не чувствуют, как болезнь поражает их телесную форму, они позволяют болезни развиваться в организме, в результате чего она проникает далеко, воздействтвует на кости и костный мозг. Я много думал об этом в сердце своем, и хотел бы понять, каким образом можно избавиться от болезни посредством воздействия на организм иглами?
Ци-Бо отвечает:
— Соль имеет соленый вкус, и она обладает такими свойствами, что если долго хранится в сосуде, то сосуд начинает пропускать влагу. Перед тем как порвется струна на цине, звук ее становится дребезжащим. Когда развитие дерева достигает своего предела, листья его начинают опадать. Когда болезнь проникает глубоко в человеческий организм, тогда больной издает звук кашля. Если в состояниях человека наблюдаются три вышеописанные ситуации, то это называется разрушением жилища, и если в этом случае не применять яды и лекарства (фармакологические методы лечения), не воздействовать на организм короткими иглами, разрушится кожа и попортятся мышцы, кровь и дыхания -ци будут бороться друг с другом, а лицо почернеет.
— Если я в мольбах сопереживаю боль человека, то тем самым и усилием сердца своего сею в нем смуту, и наоборот, усугубляется его болезненное состояние, которое никак не получается устранить, ведь нельзя же страдать вместо больного. И когда люди узнают о такой ситуации, они считают меня жестоким мучителем. Расскажи мне, как тут быть?
— Человек рождается на земле, но судьба его связана с небом. Небо и земля соединяют свои дыхания -ци, и то, что они определяют в судьбе, и является человеком. Когда человек живёт в соответствии с ритмом четырех сезонов, тогда небо и земля являются для него отцом и матерью. А для десяти тысяч сущностей он является сыном неба. На небе существуют субстанции инь и ян, а в человеческом организме есть двенадцать сочленений. На небе существует холод и жар, а в человеке существует пустота и полнота. Если человек способен следовать изменениям-трансформациям неба и земли, субстанций инь и ян, то он не нарушает ритма четырех сезонов. Если знаешь законы работы двенадцати сочленений-переходов, то достаточно в тебе мудрости, чтобы не быть обманутым болезнью. Если можешь безопасно существовать в изменениях восьми движений (имеются в виду воздействия восьми ветров, которые считаются основными причинами возникновения болезней), то и после подавления пяти стихий сможешь опять стать здоровым. Если способен постичь законы взаимодействия пустоты и наполненности, то станешь независимым в движениях своих, будешь вдыхать и выдыхать тончайшее, и глазом сможешь различать тончайший кончик осенней паутинки.
— Человек, пока живет, обладает телесной формой, в нем постоянно присутствует действие субстанций инь и ян. Небо и земля объединяют в нем свои дыхания -ци, которые, разделяясь в организме, образуют девять полей. Все они распределяются по четырем сезонам. И месяцы бывают большие и малые, и дни бывают длинные и короткие. И вся тьма сущностей действует одновременно, так что действия их невозможно сосчитать. Пустота и полнота перехода переходят друг в друга незаметно, и я осмеливаюсь спросить мудрецов, какие законы этим управляют?
— Когда дерево подвергается воздействию металла, оно срубается; когда огонь подвергается воздействию воды, он гаснет; дерево, воздействуя на почву, делает ее проницаемой; металл при воздействии огня становится ущербным; когда почва воздействует на воду, она препятствует ее течению, во всех десяти тысячах сущностей действуют эти законы, так что их и пересчитать невозможно. Так что из методов иглоукалывания в Поднебесной распространены пять основных. А простые люди стараются только есть побольше, и никто из них не знает, как правильно поддерживать здоровье. Первый метод — это упорядочивание духа-шэнь. Второй — это знание питания организма. Третий метод состоит в правильном знании воздействия и употребления лекарственных средств. Четвертый метод заключается в правильном выборе камней, маленьких или больших, для лечения каждой конкретной болезни. Пятый заключается в умении определять состояние внутренних органов цзан и фу, крови и дыхания -ци. Следует знать все эти пять методов и правильно выбирать последовательность их употребления. В настоящее время любой врач, который использует методы иглоукалывания, знает, что при опустошении следует наполнять, а при переполнении следует опорожнять. Однако следует еще знать, что при лечении следует руководствоваться законами неба, беря за образец землю, в любом движении своем нужно подчиняться этому правилу. Нужно откликаться, подобно эху, движениям неба и земли, нужно следовать за ними подобно тени. Когда следуешь по пути-Дао, то нет для тебя ни духов- гуй, ни духов- шэнь, и ты независимо продвигаешься во времени, проходя свой путь.
— Хочу я услышать о пути иглоукалывания.
Ци-Бо отвечает:
— Истинный путь иглоукалывания заключается в том, что в первую очередь врач должен упорядочить свой дух, определить состояние пяти внутренних органов, разобраться во взаимодействии и показателях девяти областей, и лишь после этого можно обдумывать, каким образом производить укалывание. Если не изучил показатели всех пульсов, если прослушал все зловещие симптомы и на основании этого не соединил внутреннее и внешнее, нельзя сразу воздействовать на телесную форму. Так как следует разобраться в динамике всех процессов организма, и лишь после этого можно применять иглоукалывание. Организм человека характеризуется пустотой и полнотой. При пяти видах пустоты не спеши приближаться, а при пяти видах полноты не спеши удаляться; лишь когда приходит надлежащее время, начинай лечить, и если пропустишь нужный момент, можешь сделать серьезные ошибки. Будь очень тщательным, когда работаешь иглой, следи за блеском иглы, взвешивай каждое свое движение. Успокой свои мысли, ибо ты должен видеть смысл каждого движения, должен внимательно следить за всеми изменениями. Ведь пока не почувствовал дыхание -ци иглой, не знаешь, какое оно, и не можешь узнать его форму. Это подобно птице в небе, голос которой услышал. Так же и болезнь наблюдаешь. Когда видишь полет, то знаешь, что это за птица. Так что нужно быть, как в засаде с арбалетом, выжидая удобного момента для выстрела.
— Каким же образом лечится болезнь, связанная с опустошением? Каким образом лечится болезнь, связанная с наполнением?
— Когда колешь наполнение, тогда следует опустошать. Когда колешь пустоту, тогда следует наполнять. Когда чувствуешь, что вместо укола приходит дыхание -ци меридиана, тогда следует быть осторожным, чтобы его не упустить. Нужно постоянно следить за глубиной укалывания, постоянно быть сосредоточенным на расстоянии дыхания -ци от места укола. Ты должен действовать так же осторожно и осмотрительно, будто ходишь по краю бездонной пропасти, будто держишь за хвост тигра. Так чтобы дух-шэнь не отвлекали посторонние объекты.
Раздел двадцать пятый
РАССУЖДЕНИЕ О ВОСЬМИ ИСТИННЫХ ДЫХАНИЯХ -ЦИ И ПРОСВЕТЛЕНИИ ДУХА-ШЭНЬ
— Когда лечат болезни при помощи игл, используют самые разнообразные методы укалывания, так вот, хотелось бы знать, какие методы укалывания являются истинными?
Ци-Бо отвечает:
— Следует руководствоваться небом и следовать движению земли, соединять в своих действиях влияния всех небесных светил.
— Хочу послушать об этом подробно.
— Во всех методах укалывания следует учитывать законы движения солнца, луны, звезд и созвездий, определять положение дыхания-ци восьми сторон. И лишь после того, как определено положение дыхания-ци, можно проводить иглоукалывание. Таким образом, теплу (имеется в виду также и гармоничное состояние) неба соответствует свет, и таком состоянии кровь в человеческом организме легко движется, а охранительное дыхание вэй-ци действует на поверхности. В этом случае кровь легко вытекает, а дыхание -ци легко движется в организме. Холоду неба соответствует субстанция инь, и в организме при таком состоянии кровь становится вязкой, малоподвижной, а охранительное дыхание вэй-ци движется в глубине. Когда луна начинает рождаться, тогда дыхание -ци и кровь начинают становиться здоровее, и в этом случае начинает действовать охранительное дыхание-ци. Когда диск луны становится полным, тогда и кровь и дыхание -ци тоже наполняются, а мышцы становятся твердыми. Когда диска луны нет на небе, мышцы ослабевают, а каналы и меридианы опустошаются. Охранительное дыхание вэй-ци уходит и телесная форма остается без прикрытия.
Таким образом в соответствии с законами небесного времени следует регулировать деятельность крови и дыхания-ци. Следовательно, если на небе холод, тогда нельзя производить укалывание. Если же на небе тепло, тогда не следует сомневаться. Когда луна рождается, нельзя опорожнять, а когда луна полная, не следует восполнять. Когда лунного диска вообще нет на небе, тогда лечить не нужно. Таким образом производится регулирование в зависимости от законов времени. Небесные тела движутся по определенным законам, и в зависимости от полноты или ущербности лунного диска, перемещения солнца и изменения времени дня и ночи, можно определять правильное время и место воздействия. Потому говорится: Если во время рождения лунного диска делается опорожнение, в результате происходит опустошение внутренних органов. Если во время полой луны делается восполнение, тогда происходит переполнение и расходование крови и дыхания -ци. Это приводит к тому, что в каналах- ло образуется застой крови. Такое состояние организма называется двойным наполнением. Если лечение производится в то время, когда на небе отсутствует лунный диск, это приводит к беспорядку в циркуляции дыхания -ци по меридианам. В результате возникает граница во взаимодействиях субстанций инь и ян, так что трудно различить истинное и ложное, а в глубине организма образуется застой. Внешнее опустошается, внутри творится хаос, и в результате начинает действовать патогенная сила.
— Каким образом познается воздействие на организм звезд, созвездий и восьми направлений?
— Через звезды и созвездия определяется движение солнца и луны. При помощи восьми направлений устанавливается, в какое время действуют опустошающие патогенные факторы, приводимые в движения восемью ветрами. Четыре сезона — это то, посредством чего определяется расположение дыхания-ци весной, осенью, зимой и летом. И при помощи сезонов регулируется местоположение дыхания-ци. Необходимо предотвращать и избегать патогенного опустошающего воздействия восьми направлений. Если человек в то время, когда его организм ослаблен в результате внутреннего опустошения, подвергается воздействию опустошающих патогенных факторов неба, тогда два опустошения объединяют свое действие в организме, и патогенное дыхание- ци достигает костей. Если оно проникает и вовнутрь костей, тогда повреждаются пять органов-цзан. Если врач ставит правильный диагноз, знает возможное время воздействия патогенных факторов, тогда ничто не может повредить человеку. Потому-то и говорится: Нельзя не знать времени предостережений небес.
— Хорошо. Я выслушал истину о том, как брать за образец звезды и созвездия. Теперь же хочу узнать о том, как брать за образец заветы древности?
— Для того чтобы брать за образец заветы древности, нужно ознакомиться с каноном «Об иглоукалывании», или Чжень-цзин. Для того чтобы эффективно использовать изложенные в этой книге знания в настоящее время, сначала следует разобраться в том, что представляет собой холод и тепло солнца, что такое опустошение и наполнение луны, так как посредством вышеназванных категорий следует определять поверхностный или глубинный уровень действия дыхания-ци. На основании этого можно регулировать состояние организма, и будешь немедленно видеть результат своих действий. Когда говорится, что можно видеть во тьме непроявленного, то имеется в виду, что изменения состояния дыхания-ци и крови, питающей и охранительной функций ин и вэй, хотя и не проявляются на внешнем уровне телесной формы, тем не менее врач способен распознавать эти изменения. На основании закономерностей тепла и холода солнца, опустошения и наполнения луны, действия дыхания-ци на поверхности или в глубине в зависимости от четырех времен года, врач способен, соединяя тройки и пятерки, регулировать состояния организма, и таким образом он знает, какое воздействие оказывают на организм внешние факторы изменений окружающей среды, и знает все эти изменения, хотя они и не проявляются на уровне телесной формы. Потому и говорится, что можно видеть во тьме непроявленного. Таким образом врач, знания которого безграничны, может передавать свои прозрения последующим поколениям, и тем самым он отличается от обычных людей. Ведь если явление не проявляется в организме на уровне внешней телесной формы, люди обычные не способны его различить. Так что если человек видит то, что не проявляется на уровне телесной формы, ощущает то, что не имеет вкуса, значит он способен видеть во тьме непроявленного, и кажется, что он обладает чудесными способностями.
Патогенные факторы опустошения представляют собой опустошающие патогенные дыхания-ци восьми направлений. (Восемь направлений можно так же передать как «восёмь правильных ориентации, то тогда термин патогенный фактор се можно перевести как отклонение от правильной ориентации»). Патогенный процесс в результате отклонения от правильной ориентации возникает в организме, когда человек, вспотев в результате значительных усилий, находится на воздухе, а поры в коже у него раскрываются, и он подвергается воздействию ветра, который через эти отверстия проникает в организм. Воздействие на этом этапе развития болезни является минимальным, и потому нельзя определить характер заболевания, нельзя различить его признаки в изменениях телесной формы. Врач высших способностей помогает больному, когда заболевание находится в самой зачаточной стадии своего развития. Для этого необходимо в первую очередь исследовать дыхание-ци трех частей и девяти областей, после чего можно окончательно его урегулировать, когда болезнь еще не проявилась на уровне телесной формы. Таким образом врач помогает больному, и потому называется врачом высших способностей. Если же врач помогает больному, когда болезнь уже полностью оформилась в организме, то значит, что он не заметил разлада пульсов трех частей и. девяти областей, а потому болезнь и смогла развиться в организме. Такой врач обладает высокими способностями. Так что если знаешь место действия болезни, то это только потому, что способен определять изменения пульсов трех частей и девяти областей, на основании чего и производится лечение. Об этом и говорится, что следует охранять двери и врата. Так что можно не знать конкретной ситуации болезни, но можно видеть, каким образом она будет проявляться.
— Я слышал об опорожнении и восполнении, но не знаю, в чем смысл этих типов воздействия.
— При опорожнении следует применять квадрат (имеется в виду схема земли, которая противопоставляется кругу). Когда говорится про квадрат, то имеется в виду, что по схеме квадрата дыхание -ци достигает расцвета-наполнения; по схеме квадрата становится полным диск луны; по схеме квадрата солнце приносит тепло; по схеме квадрата организм пребывает в устойчивом состоянии. Что касается дыхания, то по схеме квадрата делается вдох, и при этом производится укалывание внутренних разделов. После этого дожидаешься, когда начинается следующий вдох, после чего производишь вращение иглы. Затем дожидаешься, когда больной начинает делать выдох, и во время выдоха плавно и медленно вынимаешь иглу. Потому и говорится, что при опорожнении следует действовать согласно схемы квадрата, ибо дыхание -ци в этом случае движется по такой схеме. При восполнении следует применять круг. Круг в данном случае подразумевает движение по стихиям, а движение по стихиям — это перемещение. При укалывании следует попадать в кровеносные сосуды (круг противопоставляется квадрату, как схема движения во времени символизирует небо). При повторной вдохе больного игла погружается внутрь. Когда говорится о круге и квадрате, то имеется в виду отнюдь не форма игл. Для того чтобы уметь оздоравливать дух-шэнь, нужно знать и принимать во внимание характеристики полноты или худобы телесной формы больного, следует учитывать состояние расцвета или упадка питающей и охранительной функций крови и дыхания -ци. Кровь и дыхание -ци представляют собой дух-шэнь человека, и потому следует очень внимательно относиться к питанию духа-шэнь.
— Действительно, поведал ты мне таинственное суждение. Ведь необходимо соединить телесную форму человеческого организма с субстанциями инь и ян, с ритмом четырех сезонов, нужно найти соответствия пустоты и полноты, связать процессы организма с таинственными процессами течения времени. И если ты не мудрец, разве можешь постичь глубину учения? Однако, вот вопрос. Когда вы, мудрейший, многократно говорите о связи между телесной формой и духом-шэнь, то что же вы называете в этом случае телесной формой?
— Давайте поговорим о форме. Когда говорится о телесной форме, то имеется в виду внешняя форма и глаза при её изучении мало что могут подсказать. Следует расспросить больного о состоянии течения болезни, следует изучить состояние циркуляции дыхания-ци в меридианах. Хотя ты ясно различаешь телесную форму глазами, однако при исследовании пульса, если в результате давления на пульс не определяешь характеристик дыхания -ци, тогда не сможешь разобраться и в характере заболевания. Потому и говорится о внешней форме, что она отражает лишь внешнее.
— А что же называется духом-шэнь?
— Давайте поговорим о духе- шэнь. Ведь он называется духом-шэнь потому, что ушами его не можешь услышать. Однако именно он делает глаза светлыми, сердце открытым и эмоции-мысли быстрыми. В состоянии ясного сосредоточения можно прозреть его сущность, однако словами ее передать нельзя. Ведь все смотрят, а видят только при помощи глаз, а такое видение духа подобно взгляду в сумерках. Когда же проявляется свет, тогда человек способен видеть, и это подобно тому, как ветер разогнал облака и появилось солнце. Поэтому и называется духом-шэнь. Источником его являются три части и девять разделов, и без того не может существовать теория девяти игл.
Раздел двадцать шестой
РАССУЖДЕНИЕ О СОЕДИНЕНИИ И РАЗЪЕДИНЕНИИ ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО
Император Хуан-Ди спрашивает:
— Я уже слышал о том, что существует девять разделов в девяти иглах, а вы, мудрец, увеличили это количество разделов в девять раз и, девять умножив на девять, получили восемьдесят один раздел. Я понял значение этого. В каноне говорится о расцвете и упадке состояния дыхания -ци, об отклонении движения влево или вправо. Я понял, что, воздействуя сверху, следует регулировать состояние внизу, а, воздействуя слева, следует регулировать состояние справа. Я знаю, что существует недостаточность и избыточность, и в этих случаях применяется опорожнение и восполнение в точках-ин и в точках- шу. Однако в этих случаях заболевания возникают в результате переразвития или недостаточности действия питательного и охранительного дыханий- ци и вэй-ци, что приводит к чрезмерному опорожнению или восполнению! Причиной заболевания является проникновение внешних патогенных факторов в меридианы человеческого организма. Я бы хотел узнать, каково состояние больного, когда в меридианах действует патогенное дыхание -ци? Каким образом в такой ситуации следует лечить заболевание?
Ци-Бо отвечает:
— Совершенномудрый, определяя меры и числа для методик воздействия на организм, должен соотносить их с небом и землей, так как на небе существуют меры расположения 28 созвездий114, на земле существуют водные каналы, а в человеческом организме существуют меридианы. Если небо и земля пребывают в состоянии тепла и мира, тогда водные каналы земли тоже находятся в спокойном состоянии. Если на небе холод, а земля замерзает, тогда замерзают и водные каналы. Если на небе слишком жарко, а на земле чересчур греет, тоща вода в каналах клокочет, переливаясь через край. Когда резко поднимается сильный ветер, тогда волны и валы вздымаются в водных каналах. Так что если патогенные факторы попадают в каналы организма, тогда при воздействии холода кровь становится густой и застывает; при воздействии жара кровь, наоборот, теряет всякую вязкость и липкость. Если в результате опустошения патогенные факторы попадают в организм, то это подобно воздействию сильного ветра в водных каналах. В точках биения пульса на меридианах удар приходит слишком сильный, как волна в канале. Пульс может двигаться в канале в упорядоченном виде, не теряя закономерностей чередования, а когда удар приходит в точку биения пульса цунь-коу на запястье, то временами он ощущается как большой, а временами как маленький. Если пульс ощущается как большой, это значит, что действуют патогенные факторы, а если пульс ощущается как маленький, это значит, что болезнь отступает. Патогенное дыхание проникает в человеческий организм и может действовать не в определенном месте, а менять его, обнаруживаясь то в иньских меридианах, то в янских меридианах. Нельзя руководствоваться одним определением пульса, а нужно пронаблюдать перемещение места действия патогенных факторов. Следует искать его на основании знаний о трех частях и девяти областях. Нужно стараться начать лечить болезнь на как можно более. ранней стадии ее развития. Когда лечишь, следует вводить иглу во время вдоха, с тем чтобы не нарушить движения дыхания -ци. После введения иглы следует спокойно ждать, когда дыхание -ци придет в точку укалывания, с тем чтобы не позволить распространение патогенного дыхания -ци. Во время вдоха следует производить вращение иглы с тем, чтобы получить возможность контролировать дыхание -ци. Иглу следует вытаскивать, дождавшись вдоха, и когда выдох заканчивается, игла извлекается полностью. Избыточное дыхание -ци полностью выходит, и потому данный метод называется опорожнением.