Фронтовые и трудовые дороги учителей Владимировской школы.




Учителей Владимировской школы»

Подготовил: Сергеев Андрей Александрович,

МБОУ «Владимировская СОШ»

Ивнянского района Белгородской области

Руководитель:

Зубкова Людмила Викторовна,

учитель географии МБОУ «Владимировская СОШ»

Ивнянского района Белгородской области

Учителя - ветераны Великой Отечественной войны, работавшие в МБОУ «Владимировская СОШ»: Прешпективых И.Ф., Батурин С.А., Трошин Н.Ф.

Фронтовые и трудовые дороги учителей Владимировской школы.

Великая Отечественная война. … Как далеко она от нас – современных мальчишек и девчонок. Наше детство – счастливое и почти беззаботное. Мы можем учиться и заниматься интересными делами, встречаться с друзьями и совершать увлекательные путешествия. Нам невозможно представить, что такое голод и непосильный труд. Но мы знаем, что, более 70 лет назад была война, рвались снаряды и гибли люди, а наши военные ровесники так и не узнали что такое детство. Меня давно интересовала данная тема, ведь идут года, ветеранов остается очень мало, а знать о Великой Отечественной войне, о том, как жили люди, хочется знать не только по книгам, но и по рассказам тех, кто это видел и пережил.

Среди учителей, работавших в разное время в нашей школе, тоже есть участники Великой Отечественной войны. Наши сверстники ещё помнят эти имена. Но пройдёт время, и оно может стереть их из памяти наших земляков. Этого нельзя допустить. Ниточка, связывающая нас с тем героическим поколением не должна оборваться. Учителя-ветераны войны – это часть истории нашей школы, это наша гордость, это пример для подражания.

По рассказам выпускников нашей школы, учителя географии, руководителя школьной музейной комнаты Зубковой Л.В., учителя начальных классов Дураковой Е.Н., учителей-ветеранов Афанасьевой Г.Ф., Иванисовой З.А., Тимофеевой Т.М., я узнал о учителях, которые работали в 50-80-е гг в школе. Время идёт, большинство учителей уже нет с нами, но хотелось бы сохранить память о них.

Свою работу я назвал «Фронтовые и трудовые дороги учителей Владимировской школы», которую хочу посвятить воспоминаниям об учителях – фронтовиках. Все эти люди совершили свой подвиг, вносили вклад в Победу, восстанавливали страну после войны, просто учили детей.

Кто же они, учителя-фронтовики? Как сложились их судьбы после войны?

Я поставил задачу: узнать подробнее о наших замечательных ветеранах, чьи имена многократно повторяются в воспоминаниях выпускников, односельчан. На мой взгляд, на фронтовиках, пришедших в школьные классы, лежала особая миссия. В них дети видели спасителей. В глазах же тех мальчишек и девчонок, чьих отцов отняла война, они воспринимались как люди, жизненные советы и наставления которых закрепились в сознании как отцовские наказы.

В начале войны даже школа прекратила работу. Позднее в 1942-1943 годах школа была переоборудована в госпиталь. Жители села помогали ухаживать за ранеными. Чаще это делали дети-подростки. Им приходилось копать могилы и хоронить умерших. Это было самое страшное время для людей, которое принесло страдания, разруху. Голод, лишения, потерю близких людей.

То страшное время не обошло стороной и здание школы. В то время в ней работали Козлов Константин Иванович и Батурина Александра Ильинична. От школы уцелели только крыша и стены, разбитые осколками снарядов. Хотя крыша была и железная. Но из-за попадающих снарядов были образованы большие дыры, и она протекала.

В 1946 году после окончания Обоянского педагогического училища стала работать во Владимировской школе учительница начальных классов Несмачная Мария Ивановна. Вот что она вспоминает: «Вместо парт стояли столы и скамейки. Где вмещались по 4-5 человек. Наполняемость классов была где-то по 30 и более человек. Окна были заложены кирпичами, застеклены были только 4 шипки.

Учебников и тетрадей не хватало. Но дети учились добросовестно, т.к. постоянно ощущался их интерес к знаниям, хотя жили бедно, но было весело: в школе проводились самые различные мероприятия. Т.к. денег в школе на подарки не было, учителя сами пекли пироги, различные сладости и поощряли детей.

Школа была излюбленным местом односельчан, туда спешили, как говорят, и стар и млад для того, чтобы посмотреть праздник, подготовленный учениками школы, а также узнать про успехи и неудачи своих детей» [1].

Я хочу рассказать о замечательном человеке, учителе-фронтовике Иване Филипповиче Прешпективых, который без малого 40 лет проработал учителем физики, математики и черчения.

Иван Филиппович Прешпективых родился 14 августа 1921 года в селе Владимировка Ивнянского района.

В семье Прешпективых было шестеро детей, мама работала в колхозе. Не легко ей было управиться с ребятишками. Ведь работа в колхозе ну будет ждать, когда младшенькие подрастут. Поэтому «воспитывать» младших приходилось старшему Ивану. Он был за няньку в семье, пока не пошел в школу, рос Иван Филиппович в крестьянской многодетной семье. Его воспитали трудолюбивым, добрым, чутким человеком. С детства он проявлял способности к учебе. На становление дальнейшего жизненного пути оказал влияние его первый учитель. В детские годы зародилась мечта – стать учителем. Иван Филиппович учился с удовольствием. Учеба давалась ему легко. Каждый день, проведенный в школе, становился для мальчика праздником, приносил новые знания. Наверно в первые годы учебы и зародилась детская мечта Прешпективых И.Ф.– стать учителем таким, каким был его первый учитель. Вместе с ребятами учитель Ивана Филипповича ходил по окрестным лесам и полям. Вместе находили интересные старинные находки – предметы утвари, старины. Первым помощником учителю был Иван Прешпективых. Ребята еще по детским играм признали его вожаком, а теперь этот авторитет подкреплялся отличной учебой.

К сожалению дальнейшее обучение Прешпективых И.Ф. было невозможным, не было денег. Но он все же окончил Рыльский рабфак ИВХТИ, получал повышенную стипендию. При поступлении в ВХТИ он столкнулся с настоящей проблемой, т.к. на одно место было 9 желающих обучаться. Денег, конечно же, у Прешпективых не было, но он сдал вступительные экзамены и поступил. Возвращаясь с другом, домой, Иван Филиппович нашел на дороге спичечный коробок и, чтобы быстрей добраться домой, футболил его. Но через некоторое время решил поднять коробку и не поверил своим глазам, в ней лежало 10 рублей. Счастью не было предела.

Ему было двадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. В 1934 году он окончил 5 классов, а через два года Курасовскую семилетку. Иван Филиппович выбрал себе профессию учителя, что в то время для мужчины было очень редко. Добросовестный и ответственный он старательно изучал предметы. Особенно интересовался физикой и математикой. Один год проработал учителем в Воронежской области.

В 1942 году пошел на фронт. Недалеко от Харькова, через несколько месяцев получил контузию, что отразилось на зрении. Затем сильно заболел. Переливание крови не принесло должных результатов. Но он не стал дожидаться выздоровления и отправился на фронт под Харьков. Его назначили составителем вещей у солдат. Вместе с войсками прошел Румынию, Болгарию, Югославию.

На фронтах идут бои. Солдаты в бой шли с думой о тех, кто ждал их дома, верил в них. Эта вера помогала выстоять под Москвой, у стен Сталинграда, на Днепре и Одере. Она давала силы Ивану Филипповичу Прешпективых и всем тем, кто шёл по фронтовым дорогам. Его военный путь отмечен боевыми медалями «За Победу над Германией», «За отвагу», и другими.

Знание немецкого языка помогло при освобождении Австрии, где Иван Филиппович работал при штабе делопроизводителем. Это к нему можно отнести слова из песни «Майский вальс».

«Вальс русский, на площади Вены свободной, солдат на гармони играл».

Хотел Иван Филиппович нести службу в Армии, но контузия все чаще давала о себе знать. В результате чего он был комиссован и получил третью группу инвалидности. С войны вернулся в Воронежскую область. Но здесь его ждала печальная весть. На фронте без вести пропал старший брат Наум Филиппович, 1913 года рождения. Его все больше тянуло в родное село и через некоторое время он вернулся во Владимировку. Его назначили на должность директора Вознесеновской восьмилетней школы. Добираться приходилось пешком, а иногда на лошадке. Вместе с ним добирались и дети из Владимировки, которые продолжали обучение в соседнем селе.

Из воспоминаний бывшего председателя сельского Совета Софьи Федоровны Емельяновой [2]. «Мне легко было с ним работать. Этот замечательный человек учил меня житейской мудрости, терпению, исполнительности. Он избирался членом исполкома и всегда поднимал важные задачи. Иван Филиппович был добрым и справедливым, видимо поэтому его любили как ученики, так и их родители». В 1968- году Иван Филлипович стал работать завучем во Владимировской школе и преподавал физику, математику и черчение. Прешпективых И.Ф. сам начертил эскиз пристройки к школе и руководил строительными работами. Ушел на пенсионный отдых в 1985 году. Благороден и прекрасен труд учителя. Завиден удел - отдавать молодой смене запас своих знаний, весь запас своей любви.

Из воспоминаний бывшего директора Владимировской неполной школы Афанасьевой Галины Федоровны [3].

«Иван Филиппович был уже на пенсии, когда я работала директором Владимировской неполной средней школы. Он всегда охотно отзывался на мою просьбу провести уроки математики по замещению заболевшего учителя. Ученики очень любили его за то, что он доходчиво и интересно объяснял изучаемый материал, требовательность сочетал с большим уважением к каждому воспитаннику. Я помню, как он пришел на вечер встречи выпускников. Он говорил волнуясь и красноречиво. И своё выступление начал с таких слов «В науке нет широкой столбовой дороги. И лишь тот достигает ее сияющих вершин, кто карабкается по ее каменистым тропам». Он поделился своими воспоминаниями о военных годинах, о разных испытаниях выпавших на его долю.Умер Иван Филиппович 18 июня 1999 г.

Не менее интересна биография другого учителя нашей школы, Батурина Степана Александровича.

Родился Степан Александрович 1925 году в с. Владимировка. Когда объявили о начале войны, ему было 16 лет. В 1943 году Степана Александровича забрали на фронт. Воевал на втором Украинском фронте. Освобождал Румынию, Чехословакию, Польшу. Сражаясь в боях против немецко-фашистских захватчиков, проявил себя как настоящий герой, истинный патриот своей Родины. Заслужил почетные награды за смелость и мужество, проявленные в боях, награжден орденом Отечественной войны, медалями «За победу над Германией», «За отвагу», «За Бухарест», всего 10 медалей.

Участвуя в боях, Степан Александрович всегда думал о своей семье, о светлом мирном будущем. Вернувшись домой он решает исполнить свою давнюю мечту – стать учителем. Батурин С.А. закончил заочно педагогическое училище. Учительствовал. Строгий, немного ироничный и добрый учитель физического воспитания во Владимировской школе. Вспоминаются, – рассказывала учитель начальных классов Дуракова Е.Н. [4]., – лыжные прогулки на уроках физкультуры, катания с ледяной горки, сооруженной по предложению Батурина С.А. Бывший фронтовик заботился о том, чтобы на пришкольном участке была оборудована спортивная площадка.

Степан Александрович проработал учителем более 40 лет. На своих уроках уделял внимание патриотическому воспитанию учеников, приводя примеры из своей фронтовой жизни. И не раз на встречах рассказывал о подвигах своих земляков.

Кроме этого он был классным руководителем. Дети любили его, уважали. Коллеги ценили его как старшего товарища. Это был замечательный человек, безотказный в работе, умелец на все руки. Увлекался учитель игрой на гармошке, ни одно мероприятие не обходилось без Степана Александровича, который мог подыграть любую мелодию.

О войне вспоминать не любил. Видимо, не заживала боль в ветеране, не хотел бередить раны, нанесенные войной.

Умер Степан Александрович в 1998 году.

Всю свою послевоенную жизнь Степан Александрович отдал детям. Стал настоящим профессионалом своего дела, учителем от Бога. В его лице дети видели пример для подражания, героя своего времени. Односельчане и коллеги до сих пор его вспоминают. Для них он остался добрым, чутким человеком.

Ветеран педагогического труда, жена Степана Александровича, Татьяна Андреевна Батурина [5], в своих воспоминаниях рассказывала. - «В 1946 году мы с мужем работали в школе. Было нам трудно? Наверное. Было и холодно, и голодно, никто не отказывался от работы. А Степан Александрович подбадривал окружающих его людей шутками, песнями, игрой на гармошке».

Семья Трошиных Николай Федорович и его жена Анна Федоровна в с. Владимировка приехали из Орловской области в 1966 году. Николай Федорович тихим голосом погружал детей в математические формулы, а сам был эталоном опрятности, точности, исполнительности.

Заядлый рыбак, он проводил много времени на пруду. Ловил окуней, ершей. Очень радовался доброму улову, делился секретами рыбалки с теми, кто разделял его увлечение.

Как всякий фронтовик, он скромно рассказывал о своём боевом пути, не кичился наградами. На войне управлял танком, был контужен, получил ранение, но продолжал воевать. Победу встретил под Берлином. За боевые заслуги Николай Федорович был награжден многими орденами.

Учителя, работавшие с ним, говорили: «Строг, требователен, но справедлив. В часы отдыха был весел, прост, общителен. С коллегами держался на равных» [1].

Вот как вспоминает об этом времени его дочь Галина:

«Будучи маленькой, часто ходила с папой и мамой на работу, в школу. Сижу тихонечко, чтобы не мешать. Иногда, устав, засыпала под папиным учительским столом. А дома было негласное правило – когда папа готовится к урокам, не мешать, вопросов не задавать. Все вопросы после, когда, проверив тетради, папа тихонько подзовёт меня, посадит на коленки и почитает любимую детскую книжку» [6]. На заслуженном отдыхе связь со школой не терял.

Учителя Владимировской школы с оружием в руках, проявив свои лучшие качества патриотов, защищали нашу Родину. Учителя – фронтовики, сражавшиеся в борьбе за освобождение родной земли от фашистов, стали гордостью нашей школы. Вернувшись с войны, они посвятили себя нелёгкому, но нужному делу – воспитанию детей.

Их дела, как военные дороги, так и мирные будни, были бесстрашными и громкими, но об этом сейчас мало кто знает. Потому что они не любили говорить сами о себе, потому что уже поработало время...

«На скромном сельском кладбище покоятся мои учителя. И не только родственники приносят им цветы. К ним приходят те, кому они давали уроки доброты, благородства, любви к Родине.

Поклонимся же их памяти».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: