Международный туризм в структуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь




Международный туризм —это вид деятельно­сти, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар.

Начало эры массового туризма связано с интернационализацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку, 15% — на остальные регионы (1990 г.). За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3. По данным Международной организации туризма, темпы роста международного туризма составляют 4,5—5% в год.

Такой рост связан с воздействием основных факторов, влияющих на развитие туризма. Их можно подразделить на экономические и социальные. К этим факторам прежде всего относят рост личных доходов граждан выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей, техническое совершенствование средств транспорта и связи, вовлечение в туризм новых слоев общества (пенсионеров, хозяев мелких предприятий, семейный туризм). Повышение темпов урбанизации приводит к расширению туризма — формируются мощные туристические комплексы, которые рекламируют свои услуги. Не малую роль играет тенденция к дроблению отпуска, в результате чего сроки туризма сокращаются, но растет количество поездок. К субъективным причинам роста туризма относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан.

Международный туризм рассматривается странами как одно из средств развития экономики, что проявляется в следующем.

• Предоставляя туристам товары и услуги, страна шире участвует в системе международного разделения труда, рационально используя свои природные ресурсы.

• Международный туризм — эффективный источник валютных поступлений, в том числе и за счет «внутреннего экспорта», т.е. продажи туристам местных товаров. В качестве примера можно привести Италию, где эффективность валютных поступлений от туризма позволила смягчить проблемы внешних расчетов. В течение всего последнего периода положительное сальдо по текущим операциям на 70—80% формировалось за счет вклада от международного туризма. Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время пребывания их в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. Международные туристские расходы включают оплату товаров и услуг, произведенных жителями данной страны за рубежом.

Кроме того, в результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект),во-вторых, повышается спрос на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствует росту спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанные с туристическим бизнесом, а это приводит к повышению потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект в совокупности называют вторичным эффектом.

• Валютные доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс не только в сфере туризма, но и в других отраслях региональной и национальной экономики, способствуя развитию отсталых регионов. С развитием международного туризма быстрыми темпами развиваются туристская индустрия промышленно развитых стран, в сферу которой вовлекается гостиничное хозяйство, транспорт, пищевая, обувная, швейная и другие отрасли. Увеличивается спрос на медицинское обслуживание, стимулируется развитие ремесленных отраслей, специализирующихся на изготовлении сувениров. Развитие туризма создаст новые рабочие места, увеличивает доходы и ВНП.

• Международный туризм способствует повышению качества, расширению ассортимента и осуществлению структурных сдвигов в национальном производстве товаров и услуг.

• В развитых странах с хорошо поставленной индустрией туризма поступления по этой статье, как правило, компенсируют пассив по другим статьям платежного баланса. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса. Так, в Великобритании в 1997 г. поступления от торговли услугами достигли 17,8 млрд ф. ст., что привело к положительному сальдо платежного баланса в размере +4,5 млрд ф. ст. Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристских услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, и нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков — Барбадос, Сейшельские острова. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия.

• Туризм способствует росту числа занятых. Большая часть трудовых ресурсов в туризме приходится на гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские услуги, а также на смежные отрасли — пищевую (расходы на трудовые ресурсы составляют 8—10% общей суммы поступлений), строительную, производство горнолыжного инвентаря. Развитие туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением не только увеличить приток иностранной валюты, но и создать новые рабочие места. По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест. В 1996 г. общее число занятых в международном туризме стран ЕС составило 8,5 млн человек, что соответствует в среднем 6% экономически активного населения. В Испании и Португалии — 10%, Греции и Франции — 8, Италии — 7, ФРГ — 6, Великобритании — 5%.

Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного туризма, есть у него и отрицательные стороны и негативные последствия для стран. К ним, в частности, можно отнести следующие.

• Социально-экономические последствия. Они связаны в первую очередь с возможным импортом инфляции. Приток иностранных туристов увеличивает цены в стране и в связи с возрастанием спроса на товары туристской сферы, и возможным расширением покупательской способности граждан данной страны, занятых в сфере туризма, за счет повышения их доходов, что впоследствии распространяется и на другие области. Такие последствия характерны не только для развивающихся стран, но и для развитых. И еще. Как правило, развитие туризма приводит к вытеснению традиционных форм земледелия, перемещению коренного населения. Например, с развитием туризма в Тунисе произошло вытеснение 1500 мелких крестьян, которым пришлось найти другое занятие и место жительства.

• Социально-культурные и психологические последствия, связанные с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что может привести к забвению собственных традиций, увлечению «западным образом мысли».

• Экологические, связанные с ускоренной индустриализацией естественных ландшафтов, строительством дорог, портов, загрязнением водоемов и пляжей.

• Валютные последствия. Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, возможна и значительная ее утечка. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15—55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Существует также импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая в промышленно развитые страны, способствуют импорту иностранных потребительских товаров.

И все же, несмотря на это, международный туризм продолжает развиваться, расширяются его цели. Туризм классифицируется:

— по целям — маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, курортный, горнолыжный, фестивальный, охотничий, шоптуризм, религиозный, учебный;

— по степени мобильности —передвижной, стационарный, смешанный;

— по форме участия —индивидуальный, групповой, семейный;

 

— по возрасту —зрелый, молодежный, детский, смешан­ный;

— по продолжительности —однодневный, многодневный, транзитный;

— по использованию транспортных средств —автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, велосипедный, конный, комбинированный;

— по сезонности —активный туристский сезон, межсезон, несезон;

— по географии —межконтинентальный, международный, региональный;

— по способу передвижения —пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, экзотических видов транспорта.

В последние годы развитие международного туризма обусловлено определенными особенностями.

1. Изменились цели туризма. Если раньше основной целью международного туризма было проведение летнего отпуска, то теперь люди предпочитают активный отдых, спорт, заботу о здоровье. С начала 80-х гг. туризм развивается в целях поддержания физической формы и лечения. Для этого создаются спе­циализированные туристские компании, предлагающие разнообразные маршруты такого направления. Новые формы отдыха и развлечений (оперные спектакли в Египте, Бразильский карнавал, гольф и т.д.) требуют разработки новой культурной инженерии. Возрастает доля делового туризма, его темпы вдвое превышают другие виды туризма. На него приходится 55% ми­рового спроса на размещение в четырех- и пятизвездочных отелях. Это связано с интернационализацией бизнеса, которая в последнее время затрагивает не только ТНК, но и совместные предприятия. Во Франции расходы на деловые поездки составляют 2% стоимости экспорта французских компаний.

2. Изменяются формы международного сотрудничества. В основных отраслях туристической индустрии господствуют ТНК: на долю 12 крупных гостиничных сетей приходится 5 тыс. гос­тиниц на 1 млн номеров, их совокупный оборот — 15 млрд долл. Компании-туроператоры обеспечивают обслуживание 80% организованных туристов. Расширяется производственное кооперирование в создании специализированной материально-технической базы международного туризма по лицензии иностранной фирмы; эти связи характеризуются большим охватом, устойчивостью, глубиной и основываются на долгосрочных отношениях. Одной из распространенных форм остается создание совместных туристических фирм по непосредственной реализации и предоставлению туристских услуг, торгово-промышленному сотрудничеству с иностранными фирмами и организациями, которые проектируют, создают и эксплуатируют материально-техническую базу туризма, сотрудничеству в подготовке кадров; кооперирование в области проведения научно-исследовательской работы; сотрудничество в предоставлении специфических услуг, например, присоединение страны к системе «Всемирный туристский ваучер».

3. Увеличивается стоимость туристских услуг. Высокий уровень капиталоемкости придает международному туризму характер тяжелой индустрии. Современные гостиницы требуют очень дорогого оборудования, срок окупаемости которого превышает 5 лет. Для многих стран это часто означает иммобилизацию капитала, необходимого для финансирования развития. К тому же дорогая гостиничная база эксплуатируется по сезонам неравномерно: в начале 80-х гг. средний уровень ее использования в мире составил 50%. Создание туристских центров требует развития инфраструктуры, в том числе основанной на новейшей информационной технологии. По некоторым оценкам, расходы на инфраструктуру в два раза превышают непосредственные инвестиции в строительство. В результате высокой капиталоемкости стоимость каждого рабочего места возрастает. В странах Восточной Африки в гостиничном секторе заработная плата в среднем в два раза больше, чем в промышленности. Велики инвестиции в подготовку кадров. Интернационализация туризма усиливает господство иностранных ТНК и часто приводит к снижению оплаты труда местных кадров.

4. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная их часть производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования национальной валюты.

5.Распределение международного туризма по странам мира отражает неравномерность их социально-экономического развития. Так, развивающиеся страны принимают 1/4 часть миро­вого потока иностранных туристов. (Согласно международной статистике, к иностранным туристам относятся лица, посе­щающие страну с любой целью, кроме профессиональной дея­тельности, оплачиваемой в этой стране.) На мировой карте международного туризма ясно выделяется центр и периферия, хотя большинство стран одновременно и принимают, и поставляют туристов. В 1996 г. Западная Европа и Северная Америка получили 72% всех мировых доходов от международного туризма, а их доля в общих платежах по нему составила 71%. Эти страны привлекли 77% всех туристов, тогда как страны Африки — 2,6, Латинской Америки — 6, Азии и Океании — 11%. Тем не менее, и они получили от международного туризма 55 млрд долл. — второе место по важнейшим источникам доходов.

На современном этапе в мировой практике в качестве основных показателей экономического эффекта от туристского производства для народного хозяйства той или иной страны используют следующие переменные:

· вклад туризма в создание национального дохода;

· доля доходов от туризма в экспорте страны;

· доля расходов на туризм в импорте страны;

· количество и качество рабочих мест в туризме;

· влияние туриндустрии на региональное развитие.

Таким образом, мы можем говорить о следующих основных народнохозяйственных функциях туризма:

· доходная;

· внешнеэкономическая (баланс доходов от туризма и расходов на него);

· создание рабочих мест;

· выравнивающая.

Туристская политика государства – это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.

Основные направления туристской политики включают:

· защита прав путешествующих;

· защита интересов производителя отечественного туристского продукта;

· всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, который может проявляться в форме прямых инвестиций в туристскую инфраструктуру, научную рекламу, обеспечения продвижения национального туристского продукта, налоговых и таможенных льгот.

Базируется на стратегии и тактике. Туристская стратегия – выработка общей концепции и развития и целевых программ. Туристская тактика – конкретные меры и приемы достижения цели в конкретных условиях.

Туризм – это экономическая категория. Создание рабочих мест, продажа услуг и т.д. Пример. В общей сумме от экспорта туризма доходы от туризма достигает 30% (Испания, Австрия, Греция). А на Кипре и в Панаме - доходит до 50% от общей суммы экспорта товаров и услуг.

Туризм может оказывать негативное действие на экономику за счет переброски ресурсов из других отраслей (деньги, рабочая сила).

Туризм не должен развиваться односторонне. Параллельно с другими отраслями. В качестве основных показателей воздействия туризма на экономику:

1) Вклад туризма в создание национального дохода

2) Доля доходов от туризма в экспорте страны

3) Доля расходов на туризм в импорте страны

4) Количество рабочих мест

5) Влияние туристской индустрии на региональное развитие.

Функции:

1) доходная

2) внешнеэкономическая (на внешнеторговый баланс)

3) усиление диверсификации экономики путем создания отраслей, обслуживающих туризм

4) создание рабочих мест

5) выравнивающая функция

Доходая – вклад в создание национального дохода страны туризма обеспечивает около 3,8% мирового ВВП.

- Прямое влияние: за счет поступления доходов

- Косвенное влияние: строительство гостиниц, транспортной инфраструктуры, товарная продукция.

3,8% прямое влияние и 11% с учетом косвенного.

Доля туризма большинства стран колеблется от 1% в высокоразвитых странах и диверсифицированных экономиках и до 10% с относительно крупным туристским сектором.

Пример. США – 1%; Великобритания – 2%; Австрия – 8,5%.

Развивающиеся и малые страны: Багамские острова – 52%; Бермуды – 35%. В России – 1%.

Внешнеэкономический вклад туризма в платежный баланс некоторых стран выравнивается.

ВТО провела классификацию стран по их положению в платежном балансе. Как правило баланс положительный в странах средиземноморья + Австрия, Швейцария (горнолыжные курорты).

Из развивающихся стран положительный баланс имеют Тунис, Тайланд, страны Карибского бассейна.

Отрицательный туристский баланс присущ развитым странам с высоким уровнем жизни и неблагоприятным климатом (Скандинавия, Германия, Канада, Япония, и в нефтедобывающих странах Персидского залива).

Большинство развивающихся стран имеют отрицательный баланс из-за недостатка необходимой инфраструктуры для привлечения туристов.

Наиболее высокое сальдо имеет Испания, США, Италия, Франция.

Наименьшее сальдо (самое большое отрицательное сальдо) имеет Германия и Япония.

У России сальдо отрицательное – 8 млрд долл.

Создание рабочих мест:

1) прямое

2) косвенное

В небольших странах может быть большая доля населения в сфере туризма, более 50%.

В крупных развитых странах работает порядка 5% населения.

Пример. ЕС 7%

Восточная Европа 12%

Мальдивы более 20%

По данным ВТО в среднем в мире занято 8% трудоспособного населения.

Особенности занятости в сфере туризма:

1) большая доля (80%) неквалифицированного труда при широком привлечении иностранной силы

2) невысокий уровень заработной платы

3) значительный удельный вес женского труда (1/3), хотя во Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии доля женщин 50%

4) сезонность занятости, специальные режимы и график работы

На одного человека в туристской отрасли приходится 1,5 человека из других отраслей (сопутствующих: связь, транспорт и пр.)

Обслуживание одного туриста обходится 9 человек. Темпы роста в 1,5 раза превышают темпы роста других отраслей. Каждые 2 секунды создается новое рабочее место.

Выравнивающая функция - стимулирование слабых регионов, выравнивает уровня развития различных регионов.

Кроме экономического воздействия, туризм оказывает:

1. Экологическое воздействие

Изменение окружающей среды. Положительное: защита парков, вложение денег в защиту окружающей среды. Негативное: деньги уходят в другие сферы, воздействие на качество воды, шум, отрицательно влияет на фауну, разрушение памятников.

2. Социальное воздействие

Как вид отдыха, туризм способствует восстановлению сил человека, рациональное использование времени, сотрудничество стран и народов.

Главная социальная функция туризма – воспроизводящая (внутренние силы и ресурсы человека).

3. Гуманитарная функция

Туризм позволяет совместить отдых с познанием. Развитие мирных, дружественных отношений между людьми и государствами, воспитание подрастающего поколения.

Мультипликатор влияния туризма – учитывает прямое и косвенное влияние туризма. Складывается из мультипликаторов продаж (прямые и косвенные), производства (дополнительное производство с расходованием туризма), доходов, занятости.

Значения мультипликатора не равны для разных стран и регионов в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных секторов.

Влияние туризма может быть, как позитивным, так и негативным. Так, если в стране наблюдается монокультура и все остальные отрасли развиты слабо, влияние крайне негативное. Потому что в конкурентной борьбе за землю и капитал, туризм теснит остальные традиционные отрасли. Более высокая зарплата отвлекает работников от традиционных отраслей. И они все более забиваются, снижаются объемы производства. А объемы потребления растут.

Негативное влияние – нагрузка на окружающую среду, туризм иногда порождает рост темпа инфляции. Рост цен на землю (до 20 000% за год, потому что цена, которую готовы заплатить иностранцы выше).

Преимущества развития туризма для страны:

1. Увеличение денежно потока в регион, в том числе приток иностранной валюты, а, следовательно, и рост доходов населения.

2. Рост ВНП

3. Пополнение бюджета государства, в основном за счет увеличения налоговых сборов

4. Создание новых рабочих мест

5. Привлечение капитала, в том числе иностранного

6. Эффект мультипликации (развивая сферу туризма развиваются другие отрасли)

7. Развитие инфраструктуры

8. Повышение качества жизни в следствии демонстрационного эффекта.

Недостатки от развития международного туризма

1. Влияние на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, и недвижимость

2. Отток денег за границу при туристском импорте

3. Возможность причинения ущерба развитию других отраслей

4. Сезонный характер туризма

5. Возникновение экологических (нагрузка на среду) и социальных (местное население не имеют материальных возможностей, поэтому вызывают напряженность) проблем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: