Международный туризм —это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар.
Начало эры массового туризма связано с интернационализацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку, 15% — на остальные регионы (1990 г.). За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3. По данным Международной организации туризма, темпы роста международного туризма составляют 4,5—5% в год.
Такой рост связан с воздействием основных факторов, влияющих на развитие туризма. Их можно подразделить на экономические и социальные. К этим факторам прежде всего относят рост личных доходов граждан выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей, техническое совершенствование средств транспорта и связи, вовлечение в туризм новых слоев общества (пенсионеров, хозяев мелких предприятий, семейный туризм). Повышение темпов урбанизации приводит к расширению туризма — формируются мощные туристические комплексы, которые рекламируют свои услуги. Не малую роль играет тенденция к дроблению отпуска, в результате чего сроки туризма сокращаются, но растет количество поездок. К субъективным причинам роста туризма относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан.
Международный туризм рассматривается странами как одно из средств развития экономики, что проявляется в следующем.
• Предоставляя туристам товары и услуги, страна шире участвует в системе международного разделения труда, рационально используя свои природные ресурсы.
• Международный туризм — эффективный источник валютных поступлений, в том числе и за счет «внутреннего экспорта», т.е. продажи туристам местных товаров. В качестве примера можно привести Италию, где эффективность валютных поступлений от туризма позволила смягчить проблемы внешних расчетов. В течение всего последнего периода положительное сальдо по текущим операциям на 70—80% формировалось за счет вклада от международного туризма. Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время пребывания их в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. Международные туристские расходы включают оплату товаров и услуг, произведенных жителями данной страны за рубежом.
Кроме того, в результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект),во-вторых, повышается спрос на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствует росту спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанные с туристическим бизнесом, а это приводит к повышению потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект в совокупности называют вторичным эффектом.
• Валютные доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс не только в сфере туризма, но и в других отраслях региональной и национальной экономики, способствуя развитию отсталых регионов. С развитием международного туризма быстрыми темпами развиваются туристская индустрия промышленно развитых стран, в сферу которой вовлекается гостиничное хозяйство, транспорт, пищевая, обувная, швейная и другие отрасли. Увеличивается спрос на медицинское обслуживание, стимулируется развитие ремесленных отраслей, специализирующихся на изготовлении сувениров. Развитие туризма создаст новые рабочие места, увеличивает доходы и ВНП.
• Международный туризм способствует повышению качества, расширению ассортимента и осуществлению структурных сдвигов в национальном производстве товаров и услуг.
• В развитых странах с хорошо поставленной индустрией туризма поступления по этой статье, как правило, компенсируют пассив по другим статьям платежного баланса. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса. Так, в Великобритании в 1997 г. поступления от торговли услугами достигли 17,8 млрд ф. ст., что привело к положительному сальдо платежного баланса в размере +4,5 млрд ф. ст. Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристских услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, и нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков — Барбадос, Сейшельские острова. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия.
• Туризм способствует росту числа занятых. Большая часть трудовых ресурсов в туризме приходится на гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские услуги, а также на смежные отрасли — пищевую (расходы на трудовые ресурсы составляют 8—10% общей суммы поступлений), строительную, производство горнолыжного инвентаря. Развитие туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением не только увеличить приток иностранной валюты, но и создать новые рабочие места. По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест. В 1996 г. общее число занятых в международном туризме стран ЕС составило 8,5 млн человек, что соответствует в среднем 6% экономически активного населения. В Испании и Португалии — 10%, Греции и Франции — 8, Италии — 7, ФРГ — 6, Великобритании — 5%.
Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного туризма, есть у него и отрицательные стороны и негативные последствия для стран. К ним, в частности, можно отнести следующие.
• Социально-экономические последствия. Они связаны в первую очередь с возможным импортом инфляции. Приток иностранных туристов увеличивает цены в стране и в связи с возрастанием спроса на товары туристской сферы, и возможным расширением покупательской способности граждан данной страны, занятых в сфере туризма, за счет повышения их доходов, что впоследствии распространяется и на другие области. Такие последствия характерны не только для развивающихся стран, но и для развитых. И еще. Как правило, развитие туризма приводит к вытеснению традиционных форм земледелия, перемещению коренного населения. Например, с развитием туризма в Тунисе произошло вытеснение 1500 мелких крестьян, которым пришлось найти другое занятие и место жительства.
• Социально-культурные и психологические последствия, связанные с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что может привести к забвению собственных традиций, увлечению «западным образом мысли».
• Экологические, связанные с ускоренной индустриализацией естественных ландшафтов, строительством дорог, портов, загрязнением водоемов и пляжей.
• Валютные последствия. Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, возможна и значительная ее утечка. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15—55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Существует также импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая в промышленно развитые страны, способствуют импорту иностранных потребительских товаров.
И все же, несмотря на это, международный туризм продолжает развиваться, расширяются его цели. Туризм классифицируется:
— по целям — маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, курортный, горнолыжный, фестивальный, охотничий, шоптуризм, религиозный, учебный;
— по степени мобильности —передвижной, стационарный, смешанный;
— по форме участия —индивидуальный, групповой, семейный;
— по возрасту —зрелый, молодежный, детский, смешанный;
— по продолжительности —однодневный, многодневный, транзитный;
— по использованию транспортных средств —автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, велосипедный, конный, комбинированный;
— по сезонности —активный туристский сезон, межсезон, несезон;
— по географии —межконтинентальный, международный, региональный;
— по способу передвижения —пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, экзотических видов транспорта.
В последние годы развитие международного туризма обусловлено определенными особенностями.
1. Изменились цели туризма. Если раньше основной целью международного туризма было проведение летнего отпуска, то теперь люди предпочитают активный отдых, спорт, заботу о здоровье. С начала 80-х гг. туризм развивается в целях поддержания физической формы и лечения. Для этого создаются специализированные туристские компании, предлагающие разнообразные маршруты такого направления. Новые формы отдыха и развлечений (оперные спектакли в Египте, Бразильский карнавал, гольф и т.д.) требуют разработки новой культурной инженерии. Возрастает доля делового туризма, его темпы вдвое превышают другие виды туризма. На него приходится 55% мирового спроса на размещение в четырех- и пятизвездочных отелях. Это связано с интернационализацией бизнеса, которая в последнее время затрагивает не только ТНК, но и совместные предприятия. Во Франции расходы на деловые поездки составляют 2% стоимости экспорта французских компаний.
2. Изменяются формы международного сотрудничества. В основных отраслях туристической индустрии господствуют ТНК: на долю 12 крупных гостиничных сетей приходится 5 тыс. гостиниц на 1 млн номеров, их совокупный оборот — 15 млрд долл. Компании-туроператоры обеспечивают обслуживание 80% организованных туристов. Расширяется производственное кооперирование в создании специализированной материально-технической базы международного туризма по лицензии иностранной фирмы; эти связи характеризуются большим охватом, устойчивостью, глубиной и основываются на долгосрочных отношениях. Одной из распространенных форм остается создание совместных туристических фирм по непосредственной реализации и предоставлению туристских услуг, торгово-промышленному сотрудничеству с иностранными фирмами и организациями, которые проектируют, создают и эксплуатируют материально-техническую базу туризма, сотрудничеству в подготовке кадров; кооперирование в области проведения научно-исследовательской работы; сотрудничество в предоставлении специфических услуг, например, присоединение страны к системе «Всемирный туристский ваучер».
3. Увеличивается стоимость туристских услуг. Высокий уровень капиталоемкости придает международному туризму характер тяжелой индустрии. Современные гостиницы требуют очень дорогого оборудования, срок окупаемости которого превышает 5 лет. Для многих стран это часто означает иммобилизацию капитала, необходимого для финансирования развития. К тому же дорогая гостиничная база эксплуатируется по сезонам неравномерно: в начале 80-х гг. средний уровень ее использования в мире составил 50%. Создание туристских центров требует развития инфраструктуры, в том числе основанной на новейшей информационной технологии. По некоторым оценкам, расходы на инфраструктуру в два раза превышают непосредственные инвестиции в строительство. В результате высокой капиталоемкости стоимость каждого рабочего места возрастает. В странах Восточной Африки в гостиничном секторе заработная плата в среднем в два раза больше, чем в промышленности. Велики инвестиции в подготовку кадров. Интернационализация туризма усиливает господство иностранных ТНК и часто приводит к снижению оплаты труда местных кадров.
4. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная их часть производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования национальной валюты.
5.Распределение международного туризма по странам мира отражает неравномерность их социально-экономического развития. Так, развивающиеся страны принимают 1/4 часть мирового потока иностранных туристов. (Согласно международной статистике, к иностранным туристам относятся лица, посещающие страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.) На мировой карте международного туризма ясно выделяется центр и периферия, хотя большинство стран одновременно и принимают, и поставляют туристов. В 1996 г. Западная Европа и Северная Америка получили 72% всех мировых доходов от международного туризма, а их доля в общих платежах по нему составила 71%. Эти страны привлекли 77% всех туристов, тогда как страны Африки — 2,6, Латинской Америки — 6, Азии и Океании — 11%. Тем не менее, и они получили от международного туризма 55 млрд долл. — второе место по важнейшим источникам доходов.
На современном этапе в мировой практике в качестве основных показателей экономического эффекта от туристского производства для народного хозяйства той или иной страны используют следующие переменные:
· вклад туризма в создание национального дохода;
· доля доходов от туризма в экспорте страны;
· доля расходов на туризм в импорте страны;
· количество и качество рабочих мест в туризме;
· влияние туриндустрии на региональное развитие.
Таким образом, мы можем говорить о следующих основных народнохозяйственных функциях туризма:
· доходная;
· внешнеэкономическая (баланс доходов от туризма и расходов на него);
· создание рабочих мест;
· выравнивающая.
Туристская политика государства – это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.
Основные направления туристской политики включают:
· защита прав путешествующих;
· защита интересов производителя отечественного туристского продукта;
· всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, который может проявляться в форме прямых инвестиций в туристскую инфраструктуру, научную рекламу, обеспечения продвижения национального туристского продукта, налоговых и таможенных льгот.
Базируется на стратегии и тактике. Туристская стратегия – выработка общей концепции и развития и целевых программ. Туристская тактика – конкретные меры и приемы достижения цели в конкретных условиях.
Туризм – это экономическая категория. Создание рабочих мест, продажа услуг и т.д. Пример. В общей сумме от экспорта туризма доходы от туризма достигает 30% (Испания, Австрия, Греция). А на Кипре и в Панаме - доходит до 50% от общей суммы экспорта товаров и услуг.
Туризм может оказывать негативное действие на экономику за счет переброски ресурсов из других отраслей (деньги, рабочая сила).
Туризм не должен развиваться односторонне. Параллельно с другими отраслями. В качестве основных показателей воздействия туризма на экономику:
1) Вклад туризма в создание национального дохода
2) Доля доходов от туризма в экспорте страны
3) Доля расходов на туризм в импорте страны
4) Количество рабочих мест
5) Влияние туристской индустрии на региональное развитие.
Функции:
1) доходная
2) внешнеэкономическая (на внешнеторговый баланс)
3) усиление диверсификации экономики путем создания отраслей, обслуживающих туризм
4) создание рабочих мест
5) выравнивающая функция
Доходая – вклад в создание национального дохода страны туризма обеспечивает около 3,8% мирового ВВП.
- Прямое влияние: за счет поступления доходов
- Косвенное влияние: строительство гостиниц, транспортной инфраструктуры, товарная продукция.
3,8% прямое влияние и 11% с учетом косвенного.
Доля туризма большинства стран колеблется от 1% в высокоразвитых странах и диверсифицированных экономиках и до 10% с относительно крупным туристским сектором.
Пример. США – 1%; Великобритания – 2%; Австрия – 8,5%.
Развивающиеся и малые страны: Багамские острова – 52%; Бермуды – 35%. В России – 1%.
Внешнеэкономический вклад туризма в платежный баланс некоторых стран выравнивается.
ВТО провела классификацию стран по их положению в платежном балансе. Как правило баланс положительный в странах средиземноморья + Австрия, Швейцария (горнолыжные курорты).
Из развивающихся стран положительный баланс имеют Тунис, Тайланд, страны Карибского бассейна.
Отрицательный туристский баланс присущ развитым странам с высоким уровнем жизни и неблагоприятным климатом (Скандинавия, Германия, Канада, Япония, и в нефтедобывающих странах Персидского залива).
Большинство развивающихся стран имеют отрицательный баланс из-за недостатка необходимой инфраструктуры для привлечения туристов.
Наиболее высокое сальдо имеет Испания, США, Италия, Франция.
Наименьшее сальдо (самое большое отрицательное сальдо) имеет Германия и Япония.
У России сальдо отрицательное – 8 млрд долл.
Создание рабочих мест:
1) прямое
2) косвенное
В небольших странах может быть большая доля населения в сфере туризма, более 50%.
В крупных развитых странах работает порядка 5% населения.
Пример. ЕС 7%
Восточная Европа 12%
Мальдивы более 20%
По данным ВТО в среднем в мире занято 8% трудоспособного населения.
Особенности занятости в сфере туризма:
1) большая доля (80%) неквалифицированного труда при широком привлечении иностранной силы
2) невысокий уровень заработной платы
3) значительный удельный вес женского труда (1/3), хотя во Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии доля женщин 50%
4) сезонность занятости, специальные режимы и график работы
На одного человека в туристской отрасли приходится 1,5 человека из других отраслей (сопутствующих: связь, транспорт и пр.)
Обслуживание одного туриста обходится 9 человек. Темпы роста в 1,5 раза превышают темпы роста других отраслей. Каждые 2 секунды создается новое рабочее место.
Выравнивающая функция - стимулирование слабых регионов, выравнивает уровня развития различных регионов.
Кроме экономического воздействия, туризм оказывает:
1. Экологическое воздействие
Изменение окружающей среды. Положительное: защита парков, вложение денег в защиту окружающей среды. Негативное: деньги уходят в другие сферы, воздействие на качество воды, шум, отрицательно влияет на фауну, разрушение памятников.
2. Социальное воздействие
Как вид отдыха, туризм способствует восстановлению сил человека, рациональное использование времени, сотрудничество стран и народов.
Главная социальная функция туризма – воспроизводящая (внутренние силы и ресурсы человека).
3. Гуманитарная функция
Туризм позволяет совместить отдых с познанием. Развитие мирных, дружественных отношений между людьми и государствами, воспитание подрастающего поколения.
Мультипликатор влияния туризма – учитывает прямое и косвенное влияние туризма. Складывается из мультипликаторов продаж (прямые и косвенные), производства (дополнительное производство с расходованием туризма), доходов, занятости.
Значения мультипликатора не равны для разных стран и регионов в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных секторов.
Влияние туризма может быть, как позитивным, так и негативным. Так, если в стране наблюдается монокультура и все остальные отрасли развиты слабо, влияние крайне негативное. Потому что в конкурентной борьбе за землю и капитал, туризм теснит остальные традиционные отрасли. Более высокая зарплата отвлекает работников от традиционных отраслей. И они все более забиваются, снижаются объемы производства. А объемы потребления растут.
Негативное влияние – нагрузка на окружающую среду, туризм иногда порождает рост темпа инфляции. Рост цен на землю (до 20 000% за год, потому что цена, которую готовы заплатить иностранцы выше).
Преимущества развития туризма для страны:
1. Увеличение денежно потока в регион, в том числе приток иностранной валюты, а, следовательно, и рост доходов населения.
2. Рост ВНП
3. Пополнение бюджета государства, в основном за счет увеличения налоговых сборов
4. Создание новых рабочих мест
5. Привлечение капитала, в том числе иностранного
6. Эффект мультипликации (развивая сферу туризма развиваются другие отрасли)
7. Развитие инфраструктуры
8. Повышение качества жизни в следствии демонстрационного эффекта.
Недостатки от развития международного туризма
1. Влияние на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, и недвижимость
2. Отток денег за границу при туристском импорте
3. Возможность причинения ущерба развитию других отраслей
4. Сезонный характер туризма
5. Возникновение экологических (нагрузка на среду) и социальных (местное население не имеют материальных возможностей, поэтому вызывают напряженность) проблем