Глава 2.4. Прекращение выплаты пожизненного содержания




 

В заключение данной главы рассмотрим вопрос о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям. Выплата ежемесячного пожизненного содержания прекращается в следующих случаях:

а) при прекращении отставки судьи;

б) при нарушении бывшим судьей или судьей, пребывающим в отставке, условий получения ежемесячного пожизненного содержания применительно к обстоятельствам, влекущим прекращение отставки;

в) при прекращении гражданства Российской Федерации;

г) в случае подачи заявления о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания;

д) в случае смерти получателя ежемесячного пожизненного содержания или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим - с первого числа месяца, следующего за месяцем этих событий.

Если лицо, получающее ежемесячное пожизненное содержание, устраивается на оплачиваемую работу, кроме случаев, перечисленных в Законе "О статусе судей в Российской Федерации", выплата пожизненного содержания прекращается со дня его приема на эту работу, причем излишне полученные суммы подлежат возмещению судьей добровольно или в судебном порядке.

Принимая решение о прекращении отставки судьи, квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного местожительства пребывающего в отставке судьи, сообщает об этом управлению Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, суду, выплачивающему ежемесячное содержание. В отношении судей арбитражных судов - в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. При принятии решения о нарушении бывшим судьёй, не прибывающим в отставке, условий получения ежемесячного пожизненного содержания так же сообщает об этом управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации или суду. При восстановлении решением Верховного Суда Российской Федерации статуса судьи, пребывающего в отставке, а также в случае отмены обвинительного приговора или решения квалификационной коллегии судей о прекращении отставки судьи, выплата ранее назначенного ежемесячного пожизненного содержания возобновляется со дня принятия такого решения.

II. Судебная практика назначения пожизненного содержания судей

 

2.1 Назначение пожизненного содержания судей

 

Основания и условия назначения ежемесячного пожизненного содержания судей определены в «Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов», утверждённой Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 августа 1999 года и Председателем Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 1999 года.

Пример 1.

Дело по заявлению судьи в отставке о признании незаконной отмены ежемесячного пожизненного содержания направлено для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку доводы заявительницы о том, что в стаж ее судебной деятельности, учитываемый для назначения пожизненного содержания, должен включаться не только стаж непосредственно судебной работы, но и стаж предшествовавшей работы в качестве адвоката, заслуживают внимания.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Горохов Б.А., рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Ж. дело по ее заявлению о признании незаконными решения комиссии по назначению и выплате ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции при Управлении Судебного департамента в Кемеровской области и приказа начальника Управления Судебного департамента в Кемеровской области об отмене ежемесячного пожизненного содержания, установил: приказом начальника Управления Судебного департамента в Кемеровской области от 27 мая 2002 года N 174-к Ж., ушедшей в апреле 1976 года с должности судьи в связи с истечением срока полномочий, назначено ежемесячное пожизненное содержание исходя из стажа судебной работы свыше 23 лет, из них непосредственно судьей - 8 лет и 15 лет - время предшествующей работы в качестве адвоката.

На основании решения комиссии по назначению и выплате ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции от 6 февраля 2003 года приказом начальника Управления Судебного департамента в Кемеровской области от 5 марта 2003 года N 88-к ежемесячное пожизненное содержание отменено по тем мотивам, что Ж. ушла на пенсию не с должности судьи и стаж работы ее судьей составляет менее 10 лет.

Считая отмену ежемесячного пожизненного содержания незаконной, Ж. обратилась в суд с указанным выше заявлением.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 25 апреля 2003 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 февраля 2004 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Определением судьи Кемеровского областного суда от 20 апреля 2004 года, с которым согласился председатель этого суда в своем ответе от 23 июля 2004 года, отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2005 года в истребовании дела отказано.

Определением Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2005 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Кемеровского областного суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В надзорной жалобе Ж. указывает, что судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по ее мнению, в следующем.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года N 5-П выплата вместо пенсии ежемесячного пожизненного содержания судьям, находящимся на пенсии, может производиться при стаже судебной работы не менее 10 лет. Ж. отработала в должности судьи 8 лет, поэтому права на получение такого содержания не имеет.

Однако примененные судом нормы материального права, конституционное истолкование которых дано в вышеупомянутом постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, устанавливают условия выплаты ежемесячного пожизненного содержания при стаже работы в должности судьи менее 20 лет.

Требование Ж. основано на том, что она имеет стаж судебной работы свыше 20 лет. В этой связи следовало руководствоваться пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи; ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июня 1995 года N 91-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года N 5-П указанная норма подлежит применению также и в отношении тех судей, чьи полномочия были прекращены в связи с истечением срока или с уходом на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, независимо от времени ухода на пенсию.

Статьей 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 1996 года, установлено, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если эта работа предшествовала назначению на должность судьи.

Действие этой статьи распространено на судей Российской Федерации, ушедших в отставку или на пенсию до принятия настоящего Федерального закона.

Таким образом, Федеральным законом от 10 января 1996 года N 6-ФЗ изменены общие правила определения стажа работы в качестве судьи, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, и вновь установленные правила распространены на судей, ранее ушедших в отставку или на пенсию.

При этом продолжительность работы непосредственно в должности судьи значения не имела. Требование о наличии 5-летнего судейского стажа введено лишь с 1 июля 2002 года и на спорное правоотношение не распространяется.

Следовательно, стаж судебной работы, предусмотренный пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", необходимо устанавливать, в том числе и в отношении ушедших до вступления в силу этого Закона с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию, с учетом положений статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", которая определяет периоды работы, подлежащие включению в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации, при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот.

Стаж судебной деятельности заявителя согласно протоколу от 23 мая 2002 года заседания комиссии по назначению и выплате ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции составляет 23 года 8 месяцев 4 дня (л.д. 7).

Приведенные доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорной жалобой Ж. и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил:

Дело по заявлению Ж. о признании незаконными решения комиссии по назначению и выплате ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции при Управлении Судебного департамента в Кемеровской области и приказа начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Кемеровской области об отмене ежемесячного пожизненного содержания направить для рассмотрения по существу в президиум Кемеровского областного суда.

 

Пример 2.

Решение Южно-Сахалинского городского суда в составе:

− председательствующего судьи Кучкиной С.В.,

− при секретаре Старостиной О.А.

Рассмотрев в отрытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Ращупкина Ю.Б. к:

− Управлению Судебного департамента по Сахалинской области,

− Комиссии по рассмотрению заявлений судей о назначении ежемесячного пожизненного содержания судей, имеющих право на получение ежемесячной надбавки и по установлению стажа работы для выплаты судьям доплат за выслугу лет при Управлении Судебного департамента по Сахалинской области,

− Судебному департаменту при Верховном Суде РФ

о признании за ним право на получение ежемесячного пожизненного содержания при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет, возложении обязанности назначить ему ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% от заработной латы работающего по аналогичной должности судьи установил:

Ращупкин Ю.Б. обратился в суд с данным иском, указывая, что он решением квалификационной коллегии судей Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращены его полномочия судьи <адрес> городского суда по п.п.1 п.1 ст.14 Закона «О статусе судей» (по собственному желанию), после чего им было подано заявление о назначении ему ежемесячного пожизненного содержания (далее – ЕПС). Приказом начальника УСД по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ № 443л\с ему отказано в назначении данного содержания на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений судей о назначении ЕПС судей, имеющих право на получение ежемесячной надбавки и по установлению стажа работы для выплаты судьям доплат за выслугу лет при Управлении судебного департамента (далее – Комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ № 39, ссылаясь на то, что его стаж работы в должности судьи составляет 18 лет 9 месяцев и 9 дней. Полагает решение Комиссии и приказ начальника УСД по Сахалинской области незаконными, считает, что его стаж работы в должности судьи составляет более 20 лет, так как Комиссией не были включены в стаж работы в должности судьи время его работы на должностях юрисконсульта в колхозе им.Ленина <адрес>, совхозе «24 партсъезд» <адрес> и в ООО <данные изъяты> <адрес> <адрес>, что составляет в общей сложности 1 год 6 месяцев и 2 дня. В обоснование своих доводов истец ссылается на положения ст.7 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ», п.п.1 п.5 ст.4 Закона «О статусе судей в РФ», указывает, что в указанные им периоды он работал в организациях на должностях, требующих высшее юридическое образование.

В заявлении поставлены требования: признать за ним право как судьи в отставке на получение ЕПС при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет и возложить на ответчиков обязанность по назначению ему ЕПС в размере 80% заработной платы работающего по аналогичной должности судьи.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, проживает за пределами Сахалинской области, просил дело рассматривать в его отсутствие.

Представитель ответчика – Управления Судебного департамента в Сахалинской области, Евстегнеева Т.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, пояснила, что его требования основаны на неправильном понимании действующего законодательства.

Представитель ответчика – Комиссии по рассмотрению заявлений судей о назначении ЕПС, в судебное заседание не явился, председатель комиссии о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просила дело рассматривать в их отсутствие.

Представитель ответчика – Судебного департамента при Верховном Суде РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежаще, представили отзыв на исковое заявление, в котором с заявленными требованиями не согласны в полном объеме, указывая на неправильное понимание истцом норм действующего законодательства, просили дело рассматривать в отсутствие их представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся судьей <адрес> районного суда <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - судьей <адрес> городского суда,

ДД.ММ.ГГГГ его полномочия судьи прекращены в связи с его письменным заявлением об отставке на основании решения квалификационной коллегии судей Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ

Законом «О статусе судей РФ» установлено, что отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

В силу требований части 5 этой же статьи, пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Таким образом, право на получение ЕПС возникает у судьи, пребывающего в отставке, при достижении им определенного стажа работы в должности судьи (не менее 20 лет) либо при достижении определенного возраста (для мужчин – 55 лет).

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по рассмотрению заявлений судей о назначении ЕПС было рассмотрено заявление Ращупкина Ю.Б. о назначении ему ЕПС, и комиссия приняла решение об отсутствии у него права на назначение ежемесячного пожизненного содержания в связи с тем, что его стаж работы в должности судьи в льготном исчислении составляет 18 лет 9 месяцев 9 дней, т.е. менее 20 лет, и его возраст на момент отставки <данные изъяты> года.

При этом, как установлено судом, истцу в стаж работы в должности судьи не включены периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности юрисконсульта колхоза им. Ленина <адрес>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности юрисконсульта совхоза XXIV партсъезда;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности юрисконсульта ТОО <данные изъяты>

Проверяя доводы истца о необходимости включения данных периодов его работы в стаж работы в должности судьи для назначения ЕПС, суд приходит к следующему.

Пунктом 5 статьи 4 Закона РФ от 26.06.1992 г. № 3132-й «О статусе судей в Российской Федерации, определяющей требования к кандидатам на должность судьи, установлено, что в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 76-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ), установлено, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Из прямого содержания приведенной статьи 7 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей…» следует, что в стаж работы в качестве судьи включаются только те периоды работы на должностях, требующих высшего юридического образования, если учреждения, организации, в которых осуществлялась данная работа, относились к системе органов судов и юстиции, а не в любых организациях, как ошибочно понимает истец.

Такую же правовую позицию выразил Конституционный суд РФ в пункте 4.1 Постановления от 20.04.2010 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобами граждан А.А. Анохина и П.И. Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону"), указав следующее:

«Из взаимосвязанных положений статей 4 и 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ и статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" следует, что в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение всех видов выплат и льгот, помимо периода осуществления непосредственно судейской деятельности включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", только в том случае, если эта работа имела место в судах и органах юстиции».

Поскольку работа истца юрисконсультом в колхозе им.Ленина <адрес>, совхоза 24 партсъезда и в ТОО <данные изъяты> не связана была с работой в судах и органах юстиции, то данный стаж его работы правомерно не был включен в стаж работы истца в качестве судьи.

Так как из представленных суду документов следует, что стаж работы истца в качестве судьи составляет 18 лет 9 месяцев 9 дней (в льготном исчислении), и при этом возраст истца менее 55 лет, то Комиссией по рассмотрению заявлений о назначении ЕПС обоснованно отказано истцу в выплате ему ежемесячного пожизненного содержания, поскольку право на данную выплату у него еще не наступило.

При таких обстоятельствах суд признает требования истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л:

Ращупкину Ю.Б. в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня постановления в окончательном виде.

Решение в окончательном виде постановлено 17 ноября 2010 года.

 

2.2 Разъяснения Совета судей РФ по применению закона «О статусе судей в РФ»

 

1. Вопрос: Если судья, пребывающий в отставке, имея стаж работы более 10 лет, не достиг возраста 55 (для женщин - 50) лет и не получает ежемесячное пожизненное содержание, сохраняется ли за ним право на социальное обеспечение (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте)?

Ответ: При соблюдении требований, предусмотренных п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 с. N 3132-1 (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.), судья считается пребывающим в отставке и за ним сохраняется право на социальное обеспечение (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте).

При нарушении требований, предусмотренных п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.), отставка судьи должна быть прекращена решением квалификационной коллегии по инициативе верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

2. Вопрос: Сохраняется ли право на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение за судьей, отработавшим менее 10 лет в должности судьи и ушедшим в отставку в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.), по истечении сроков полномочий?

Ответ: На основании п. 2 ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.) судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подп. 4 п. 1 ст. 14 вышеуказанного Закона.

Судья считается пребывающим в отставке в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" до тех пор, пока соблюдает п. 3 ст. 3 указанного Закона. При выполнении указанных требований за судьей сохраняется право на медицинское обслуживание, включая санаторно-курортное лечение и обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета.

3. Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.) время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

В соответствии с абз. 2 п. 8 постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" оплата судьям проезда к месту отдыха и обратно производится в пределах территории Российской Федерации применительно к нормам возмещения командировочных расходов.

Как отражать, дни проезда к месту отдыха и обратно в табеле и на основе каких документов производить их оплату?

Ответ: Дни, необходимые для проезда к месту отдыха и обратно, оформляются приказом (распоряжением) по заявлению судьи как дни без сохранения заработной платы (соответственно, так же они отмечаются и в табеле). После отпуска судья должен представить в бухгалтерию проездные документы, подтверждающие его нахождение в эти дни в дороге, после чего бухгалтерией производится оплата стоимости проезда применительно к нормам командировочных расходов, установленным Указом Президента РФ от 24 ноября 1995 г. N 1177 "О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах Российской Федерации". При этом следует иметь в виду, что для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, применяется п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка России 22 сентября 1993 г. N 40), согласно которому лица, получившие наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязаны не позднее трех рабочих дней со дня их возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах.

Предоставление судье отпуска без сохранения заработной платы на время следования судьи к месту отдыха и обратно должно иметь место только одновременно с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска, или возможно этот отпуск судье предоставить позднее по его заявлению?

Ответ: В соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 декабря 1997 г. N 14-25-2481-97 "О некоторых вопросах социальной защиты судей и членов их семей" оплата проезда к месту отдыха и обратно за счет средств федерального бюджета производится только судьям в период очередного отпуска, а также судьям, пребывающим в отставке, привлеченным к исполнению обязанностей судьи в соответствии со ст. 7.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в случае предоставления им отпуска за фактически проработанное время в период исполнения обязанностей судьи. Таким образом, в данном письме проезд к месту отдыха и обратно связывается со временем предоставления очередного отпуска.

4. Вопрос: Имеет ли право судья, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, на социальные гарантии, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" все судьи Российской Федерации обладают единым статусом.

Следовательно, вышеуказанная категория судей пользуется всеми льготами, предусмотренными данным Законом.

5. Вопрос: Следует ли прикреплять к поликлинике супруга(у) судьи и детей, если он(а) зарегистрирован(а) для постоянного места проживания по другому адресу?

Ответ: В п. 5 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" указано, что судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание. Согласно п. 5 постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" членами семьи судьи признаются супруг(а), родители и дети, проживающие с ним и ведущие общее хозяйство. Таким образом, добровольному медицинскому страхованию подлежат только члены семьи судьи, которые зарегистрированы и проживают с ним на одной жилой площади.

6. Вопрос: В соответствии с п. п. 8, 9, 25 - 27 ст. 14 и п. п. 5, 6, 18 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" участники и инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготу по оплате жилья, коммунальных услуг, телефона, на бесплатный (один раз в два года) либо льготный (один раз в год) проезд на железнодорожном, воздушном, водном или автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов. Указанные льготы реализуются через органы социальной защиты для лиц, получающих пенсии по старости и по инвалидности. Каким образом реализовывать эту льготу ветеранам Великой Отечественной войны, получающим ежемесячное пожизненное содержание?

Ответ: Только судьи, пребывающие в отставке, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности одновременно. Получая пенсию по инвалидности, эти судьи пользуются льготами, закрепленными Федеральным законом "О ветеранах".

Для судей, пребывающих в отставке, являющихся участниками Великой Отечественной войны и ставших инвалидами вследствие общего заболевания, одновременное получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности действующим законодательством не предусмотрено. Эти судьи могут пользоваться льготами, закрепленными в Федеральном законе "О ветеранах", получая пенсию по старости и пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания, отказавшись при этом от получения ежемесячного пожизненного содержания.

7. Вопрос: Пользуется ли судья в отставке, привлеченный к осуществлению правосудия по ст. 7.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", всеми видами материального и социального обеспечения, установленными для действующих судей?

Ответ: Пребывающий в отставке судья, привлекаемый по ст. 7.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" к исполнению обязанностей в качестве судьи, пользуется всеми видами материального и социального обеспечения, установленными Законом для действующих судей, так как в это время отправляет правосудие.

8. Вопрос: В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ N 5-П судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие в отставку с должности судьи при истечении срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания при достижении ими 50- или 55-летнего возраста (соответственно для женщин и мужчин), чему не препятствует и то, что до момента достижения указанного возраста ушедший с судейской должности мог заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

Что следует понимать под иной оплачиваемой работой? Любую оплачиваемую работу или только предусмотренную п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"?

Ответ: На назначение ежемесячного пожизненного содержания имеют право судьи, пребывающие в отставке и соблюдающие требования, предусмотренными п. 6 ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". В соответствии с указанной статьей судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 указанного Закона. А это значит, что судья, пребывающий в отставке, до назначения ежемесячного пожизненного содержания вправе заниматься только научной, преподавательской, литературной, творческой деятельностью или работать в сфере правосудия.

9. Вопрос: В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в стаж работы судьи включается как стаж работы в качестве судьи в судах Российской Федерации и бывшего Союза ССР, так и стаж его работы в качестве судьи в судах государств, входящих ранее в состав СССР.

В соответствии с п. 3.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям время работы судьей в государствах, ранее входящих в состав СССР до 12 декабря 1991 г., засчитывается в стаж работы лицам, ушедшим на пенсию либо в отставку с должности судьи Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: при уходе в отставку с должности судьи Российской Федерации засчитывается ли в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания период работы после 12 декабря 1991 г. в судах государств, входящих ранее в состав СССР.

Ответ: При уходе в отставку с должности судьи Российской Федерации в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания период работы после 12 декабря 1991 г. в судах государств, входящих ранее в состав СССР, не засчитывается. Указанный период возможно засчитать при наличии соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и государством, входящим в состав Содружества Независимых Государств.

10. Вопрос: Судья, полномочия которого прекращены, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи. Какой стаж судьи следует учитывать для назначения ежемесячного пожизненного содержания и выплаты выходного пособия - на момент прекращения полномочий или на момент отчисления из штата суда?

Ответ: В соответствии с п. 3.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: