В 1999 году в Казахстане была проведена первая перепись населения в условиях суверенитета, которая показала, что со времени предыдущей переписи 1989 года население страны уменьшилось на 1246023 человека и составило 14953131 человек против 16199154, из них более 50% - городское население и более 40% - сельские жители.
В общем численности населения женщины составляли более 50%, дети и подростки – более 30%, более 50% - население нетрудоспособного возраста и более 12% - пенсионеры.
Удельный весь национальностей в общей численности населения составлял (в %):
Национальность | |||||
Казахи | 44,3 | 49,4 | 50,6 | 52,0 | 53,4 |
Русские | 35,8 | 32,9 | 32,1 | 31,4 | |
Немцы | 3,6 | 2,3 | 2,0 | 1,6 | 2,4 |
Украинцы | 5,1 | 4,6 | 4,5 | 4,4 | 3,7 |
Узбеки | 2,2 | 2,3 | - | - | 2,5 |
Татары | 2,0 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,7 |
Белорусы | 1,1 | 1,0 | - | - | 0,7 |
Стратегические цели в начале 1992 года в сфере социального развития были сформулированы следующим образом:
- создание общества, в котором было бы на деле обеспечено благосостояние всех;
- обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой другой сфере деятельности с тем, чтобы более способный, трудолюбивый и предприимчивый достигал в обществе более высокого социального статуса;
- развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразие Казахстана, укрепление на этой основе его престижа в мире как региона со стабильным общественно-политическим климатом;
- повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи, но не допуская незаконного обогащения.
Реализуя на практике стратегию социального развития, в 1994 году Президент сформулировал факторы как позитивного, так и негативного характера, влияющие на проведение социальной политики.
|
К первым относятся:
1) более высокий уровень индустриализации по сравнению с другими странами, проводящими, радикальные реформы;
2) сравнительно высокий уровень образования населения;
3) развития система социальной поддержки населения со стороны государства, в виде обязательного среднего образования, бесплатной медицины, доступности базовых культурных услуг; 4) наличие массовых составляющих потенциальную базу будущего среднего слоя.
К отрицательным фактором Президент отнес сохраняющуюся психологию иждивенчества, резкую региональную неравномерность распределения населения и ресурсов социального развития, отсталость производительного аппарата.
Тогда же исполнительной властью были сформулированы основные направления социальной политики:
- осуществление государственной политики социальной защиты пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, детей и молодежи, других мало обеспеченных граждан;
- формирование социального слоя предпринимателей как ключевого фактора реализации экономических и социальных преобразований;
- развитие многообразных систем страхования как дополнительных каналов социальной защиты;
- подтягивание уровня социального развития от стальных регионов за счет льготного режима хозяйствования.
Подходы к социальной политике существенно изменились. Суть изменений свелась к резкому сокращению государственного финансирования социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная помощь безработным, инвалидам, многодетным, жилищное строительство и т.д.). Образованы пенсионный фонд, фонды социального, медицинского страхования, занятости.
|
В результате миграционного оттока, численности населения республики с 1991 года сократилось почти на 2 млн. человек.
С 1991 по 2001 год средняя продолжительность жизни в стране снизилась на 4 года – с 68 до 64. В три раза упал за десять лет естественный прирост населения, в 1,5 раза – рождаемость. Общая смертность населения увеличилась на треть (в 1991 году 7,7 человека на каждую тысячу, в 2001 году – более 10).
Происходит неуклонное снижение уровня образования населения. С 1991 года в 6 раз сократилось число дошкольных учреждений (это означает, что лишь 11 из 100 имеют доступ к дошкольному образованию). Государственные расходы на образование неуклонно сокращались и составляли в процентах от ВВП в 1991 году – 6,5%, в 1998 году – 3,9%. Как следствие, доля учащихся сократилась с 67% в 1991 году до 64% в 1998 году.
Если, по отчету ООН, по индексу человеческого развития (индекс измеряется на основании трех компонентов: продолжительной и здоровой жизни, приобретении знаний и реального ВВП на душу населения) Казахстан занимал в 1991 году 61-е место в мире среди 175 стран, то в 1995-м 64-е место, в 1996 –м 72 место, в1997 году 93-е место, в 1999 году 76-е.
1999 год стал важной вехой в развитии демократических процессов в Казахстане. Именно тогда впервые была введена пропорциональная система выборов в Парламент в нижнею палату. В Мажилисе Парламента республики из 77 мест 10 было выделено для выборов по пропорциональной системе. Политические партии первые получили возможность напрямую участвовать в борьбе за депутатские мандаты. По партийным спискам был зарегистрировано 84 кандидата. В выборах приняли участия 9 партии: Народный конгресс, Возрождение Казахстана, Республиканская политическая партия «Отан», Коммунистическая партия, Демократическая партия «Азат», Гражданская Аграрная, Национальная партия «Алаш».
|
Победителями при голосовании по списку стали следующие партии. Партия «Отан», которая была создана в феврале 1999 года на учредительном съезде в г. Алматы на основе общественного штаба по поддержке кандидата в президенты Н.А. Назарбаева, набрала 30, 39% голосов и заняла 4 депутатских места в Мажилисе. Следующей стала коммунистическая партия Казахстана, образованная в октябре 1991 года. Она набрала 17, 75% голосов и получила 2 депутатских места в Мажилисе Парламента. Далее шла Аграрная партия, зарегистрированная в марте 1999 года, она набрала 12, 63% голосов и также получила 2 депутатских мандата. И, наконец, Гражданская партия, созданная в ноябре 1998 года на учредительном съезде в г. Актюбинске. Она набрала 11,23% голосов и тоже заняла 2 депутатских места.