Правовая система Казахстана.




Правовая система Казахстана входит в Романо–Германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами России и других республик СНГ самостоятельную «евразийскую» группу.

Вплоть до 1920-х годов на территории современного Казахстана господствовало система обычного права (адат). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников – скотоводов. Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке хане (1680-1718гг.). Созданный им свод законов «Жеті Жарғы» (Семь уложений) не был писаным правом, а представял собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий–судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и «Жеті Жарғы», постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев–судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами.

Посредством судебных прецедентов и ереже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.

В советский период в Казахстане была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР и до конца 1980 г. официальная правовая система Казахской ССР копировала право других союзных республик.

Как и в других бывших советских республиках, правовая система Казахстана переживает коренную трансформацию с начала 90-х годов. Провозглашенные принципы реформ: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и сводов личности и укрепление их гарантий.

По темпам правовых реформ Казахстан занимает одно из первых мест среди бывших советских республик. К 2006 году здесь принят целый ряд новых кодексов: Гражданский (1994-1999 гг.), Уголовный (1997 г.), Уголовно-процессуальный (1997 г.), Уголовно-исполнительный (1997 г.), Гражданско-процессуальный (1999 г.). Некоторые бывшие советские кодексы (о браке и семьи) были заменены новыми кодифицированными законами. Новые кодексы и законы, чаще всего, концептуально совпадают с соответствующим российским законодательством, поскольку при их создании в качестве основы используются общие модельные акты. В то же время развитие Казахстанской правовой системы на современном этапе носит самостоятельный и достаточно творческий, оригинальный характер.

Согласно Конституции (п.1 ст.4) действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и других обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда республики.

Иерархия источников права в Казахстане определяется Законом «О нормативных правовых актах», принятым 24 марта 1998 года.

Судебная система.

В Казахстане существует единая судебная система, состоящая из Верховного суда республики, областных и приравненных к ним судов, районных (городских) судов, районных (городских) судов, военных судов. Верховный суд, областные и Алматинский Городской суд рассматривают уголовные, гражданские и хозяйственные дела. Районные, Городские м военные суды уголовные и Гражданские дела, отнесенные к их ведению.

Верховный суд РК является высшим судебным органом по Гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Председатель Верховного суда, председатели коллегии и судьи верховного суда избираются Сенатом по представлению Президента. Председатели областных и приравненных к ним судов, председатели коллегий и судьи, областных и приравненных к ним судов назначаются Президентом по рекомендации Высшего судебного совета республики, председатели и судьи других судов – по представлению Министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии Юстиции.

Высший судебный совет возглавляется председателем, назначаемым Президентом республики, и состоит из председателя Конституционного Совета, председателя Верховного суда, Генерального прокурора, министра юстиции, депутатов Сената, судей и других лиц, также назначаемых Президентом.

В соответствии с Конституцией (ст.83) прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, выявляет и устраняет любые нарушения законности.

Прокуратура республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту. Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Казахстана на пять лет с согласия Сената.

В Казахстане дознание и предварительное следствие по уголовным делам ведется органами внутренних дел (включающими криминальную полицию и военно-следственные органы), Комитетом национальной безопасности и органами налоговой полиции, которые отделены от судов и прокуратуры.

Деятельность адвокатов в Казахстане регулируется Законом «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года.

Модель организации конституционного контроля принципиально отличается от принятой в других государствах СНГ. Конституционный Суд Казахстана соответствует с Конституционным Советом Франции. Конституционный суд Казахстана состоит из семи членов, срок полномочий которых составляет шесть лет. Председатель Совета и два его члена назначаются Президентом Казахстана, еще по два – представителем Сената и председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета сменяется каждые три года.

Конституционный Совет:
1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;
2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на соответствие Конституции;
3) рассматривает до ратификации международные Конституции;
4) дает официальное толкование норм Конституции;
5) дает заключения о соблюдении установленных конституционных процедур при импичменте и досрочном освобождении Президента от должности по стойкой неспособности исполнять полномочия.


Послание Президента Н.А. Назарбаева народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации».

18 февраля 2005 года в Астане на совместном заседании палат Парламента Глава Государства Н.А. Назарбаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации»1)

Суть данного Послания заключается в том, что Президент, определяя основные направления внутренней и внешней политики страны на период до 2010, предложил конкретную программу по ускорению дальнейшего развития. Через весь документ проходит главная мысль о том, что наступил «радикально новый этап в экономическом и политическом развитии страны». А на повестке дня: «дальнейшая модернизация и демократизация Казахстана».

Но прежде чем излагать задачи на предстоящее время Н.А. Назарбаев проанализировал предшествовавший «10-летний период, когда начала работать собственная национальная валюта, а значит, экономическая независимость стала реальной. 10-лет-это также юбилей нашей Конституции, благодаря которой страна стабильна, экономически процветает ». Президент напомнил о том, что Казахстан начал движение суверенитету, когда, «социально-экономическая и политическая ситуация была просто критической, экономика была недееспособной, казна пустой, политическая система неразвитой, миру мы были не интересны, мировое сообщество беспокоил лишь наш ядерный потенциал».

За годы независимости жизнь Казахстанцев кардинально изменилась, констатировал Н.А. Назарбаев. В чем это выразилось? Была создана успешно работающая рыночная экономика, значительно выросли основные показатели качества жизни населения и на данный момент Казахстан по классификации Всемирного банка входит в группу стран со средним уровнем дохода. Впервые в нашей истории было создано независимое государство, построенное на принципах западной демократии, учитывая опыт передовых восточноазиатских государств и специфику многонационального и многоконфессионального общества. Казахстан стал региональным лидером, уважаемым международным партнером, активным участником борьбы с международным терроризмом, трафиком наркотиков и распространением ядерного оружия. Подытоживая этот раздел Послания, Президент подчеркивал: «Казахстан сегодня является одним из самых динамично развивающихся государств мира, и это всеми признан».

Главную же часть Послания составляет раздел: «Куда мы идем?» где изложено видение будущего нашей страны, на что будет направлены дальнейшие усилия. Каковы же эти ориентиры? Они ясны и конкретны:
1) укрепление государственности;
2) развитие Казахстана как современного демократического и правового государства;
3) обеспечение прочной стабильности в стране и регионе;
4) развитие регионального и международного сотрудничества;
5) динамичное развитие экономики соответствии с требованиями глобализации и развития новых технологий с акцентом на развитие не сырьевых секторов;
6) развитие образования, профессиональной подготовки и социальной сферы на уровне XXI века;
7) последовательное развитие гражданского общества, обеспечение прав и свобод граждан;
8) дальнейшее развитие моральных и духовных ценностей казахского народа; обеспечение веротерпимости и межконфессионального согласия;
9) борьба с коррупцией;
10) глобальная борьба с терроризмом, наркоторговлей, экстремизмом вэкстрелизмом нального согласия;
11) в интересах своей страны и международного сообщества использовать уникальное геополитическое положение Казахстана, находящегося в фокусе коммуникационного потока между Европой и Азией.


В итоге «мы должны завершить строительство общества максимальных возможностей, - подчеркивал в заключение Президент, - у нас есть уникальный шанс на этой основе ускорить наше движение вперед. Это тот путь, который ведет Казахстан в число развитых и процветающих стран мира».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: