Лжеучители говорили, что он Самого Господа Иисуса Христа не видел, Евангельскому учению научился от Апостолов, потом отступил от них и составил своё учение о ненужности закона Моисеева; чтобы прикрыть своё отступление, он, бывая с другими Апостолами, говорит и действует, как они, чтобы не показать своего разногласия с ними.
Апостол Павел в защиту утверждает, что получил откровение непосредственно от Самого явившегося ему Господа Иисуса Христа. Далее Апостол Павел рассказывает Галатам, какая перемена с ним произошла, как из жестокого гонителя Церкви Божией он стал проповедником учения Христовой веры. Он не стал советоваться с другими Апостолами и не пошёл к ним в Иерусалим, а пошёл в Аравию, где видимо и был посвящён в тайны христианского учения Самим Господом в многократных явлениях. Только спустя три года Святой Апостол Павел ходил в Иерусалим видеться с Петром, а не учиться у него. В это время он там никого не видел, кроме Иакова брата Господня, т. е. ни от кого из других Апостолов не почерпнул он свои знания Евангельского учения.
Его служение, возложенное на него свыше, было признано Церковью (Гал. 1:21 – 2).
На Соборе, не взирая на агитацию лжебратьев, руководители Иерусалимской Церкви «не наложили на него ничего более», не потребовали то него обрезания сопровождавшего его Тита, христианина языческого происхождения.
На Сборе было произведено разделение сфер служения – Апостолы признали, что Апостолу Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Апостолу Петру для обрезанных. В знак полного согласия, Иаков, Петр и Иоанн, «почитаемые столпами», подали Святому Апостолу Павлу и Варнаве руку общения – признали равноценность апостольского служения.
|
Однажды Апостолу Павлу пришлось выступить и против самого Апостола Петра – т.н. Антиохийский инцидент. Апостол Павел останавливается здесь на этом, т.к. он свидетельствовал о равенстве его и старших Апостолов. Он был не только равен им. Были случаи, когда он был вернее правде Евангельской, чем они. Если в Иерусалиме на Соборе Павел отстоял против непримиримых иудаистов свободу христиан из язычников, то поведение его в Антиохии показывает его убеждение, что иудо-христиане, несмотря на решения Собора, были тоже принципиально свободны от закона.
Заканчивая свою автоапологию в послании Галатам, Апостол Павел пишет: «видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов» (6:11-12). Хвалиться по плоти – это иметь славу, набирать маленькие иудейские школки, а не нести Крест Христов, как это делал Апостол. «Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17). Здесь Апостол Павел снова возвращается к мысли о Кресте, и говорит о своём участии в Страстях Христовых.
Вопрос №10.
Обзор догматических идей послания к Галатам: закон и вера, единство во Христе и усыновление спасаемых Богу (Гал. 2:15-4:20).
Ответ
Апостол Павел раскрывает основную мысль Послания – об оправдании человека и об отношении Ветхого завета к Новому. Человек оправдывается теперь только верой, а не делами закона. Закон же был лишь детоводителем ко Христу и имел значение только для иудеев. Поэтому с пришествием в мир большего откровения закон Моисеев утратил своё значение и силу. Во Христе объявлена новая воля Божия, и служение Богу теперь подобает совершать в обновлении Духом Божиим, а не в следовании мертвящей букве закона. Благодать и вера в любви заменили теперь ветхозаветный закон: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (5:6).
|
Необязательность Закона для Галатов.
Доказательства этого, во-первых, видны в том, что Галаты приняли Святого Духа и Благодатные дары чудотворения. Во-вторых, галатийская Церковь сравнивается с Родоначальником Авраамом, т.е. если Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность, то отсюда ясно, что все верующие благословляются с верующим Авраамом. Третье доказательство состоит в том, что невозможно исполнить все предписания закона и избегнуть Его клятвы. «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона».
Закон изначально не имел силы оправдывать перед Богом, это ясно из самого Закона: «праведный от веры жив будет» (Авв. 2:4).
Зачем же нужен Закон?
Закон дан по причине преступлений, для обуздания преступности, что бы народ держался в страхе Божием, и жил праведно и делался достойным проявить в себе Обетованного. Закон дан вместо узды для научения, усмирения и удержания от нарушения хотя бы некоторых заповедей.
Закон имеет временное и преходящее значение. Закон дан как детоводитель ко Христу, т.е. он лишь воспитывал нас, подготовляя к принятию Христова учения. С приходом оправдывающей веры Закон стал не нужен. Если то, что совершил Христос не достаточно само по себе, а нужны и дела закона, то напрасно Христос пришёл. Значит, Его спасительный подвиг не самоценный, а нужно ещё какое-то прибавление к нему. Сказав это, Апостол Павел начинает развёрнутую аргументацию. Мысль высказана, спасение только верою во Иисуса Христа, дела закона не спасают.
|
Смысл веры.
Положительное значение веры сказывается, во-первых, в том, что верующие по вере во Христа усыновляются Богу (главы 26-28). Все человеческие различия стираются, и все верующие становятся одним человеком во Христе. Этот один человек есть Христос. Это единство и создаётся верою, которая запечатлевается крещением (Гал. 3:27). Из сказанного вытекает сущность веры в понимании Апостола Павла. Вере в его учении принадлежит главное место. Вера в понимании Апостола Павла носит большую смысловую нагрузку, чем просто некий «символ веры». Для него это, прежде всего, «вся полнота духовной жизни». Именно в таком понимании вера во Христа есть начало христианского единства. Во-вторых, значение веры сказывается в том, что на верующем исполняются обетования, данные Аврааму, иначе говоря, верующий вступает в полноту наследственных прав сына (3:29 – 4:7).
Воплощение.
Здесь надо пояснить, что выражение в Синодальном тексте «по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26) не соответствует греческому тексту. Скорее всего, это место можно было перевести как «через веру вы сделались сынами Божиими, и вы остаетесь такими, пока находитесь во Христе».
Единство в крещении.
И далее Апостол говорит о том, что в крещении мы облекаемся во Христа, т.е. мы как члены Его Тела облекаемся в одежду нетления. После того, как мы стали единым телом во Христе, нет теперь различия между женским полом и мужским, язычником и иудеем. Ибо вас соединяет вера в Того, в Кого вы крестились и облеклись, а это делает вас семенем Авраамовым, и вследствие этого вы становитесь наследниками обетования, данного Аврааму.
Во Христе отец верующих Авраам передал обетование Божие всем народам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:28-29).
Наследие.
Далее Апостол даёт нам понять, что израильский народ есть наследник, но только ещё маленький, и поэтому он должен слушаться, т.е. подчиняться домоправителям, попечителям и т. д. Такое его состояние не отличается ничем от состояния раба. Хотя он и есть наследник, но не может пользоваться своей властью. Но это будет только до определённого момента. И тогда он, т.е. наследник получит своё наследство.
Богосыновство.
Ветхозаветное богосыновство Израильтян было более номинальным и идеальным, чем действительным. Теперь же, когда пришла полнота времени, т.е. народ израильский повзрослел, то «Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5). Теперь же, – говорит Апостол, – вы сыны Божии, а раз так, то Бог послал Духа Сына Своего в сердца ваши, Который вопиет: «Авва Отче!» Сделавшись сынами Божиими, вы уже не рабы, а это значит, что вы наследники Божии через Сына Его – Иисуса Христа.
Вопрос №11.