©1999 г. А. Эльянов
Индустриализация развивающихся стран, положив начало их приобщению к техногенной цивилизации, способствовала рассредоточению промышленного и общеэкономического потенциала планеты. Доля этой группы стран в совокупной промышленной продукции и ВВП мира (рассчитанных в ценах и по паритетам покупательной способности 1995 г.) в 1950-1995 гг. возросла с 20.6 и 27.3% до 41.1 и 39.8% соответственно[18]. Причем подавляющая часть этого прироста произошла в последние 25 лет, когда в полной мере раскрылись преимущества и возросло число ее приверженцев экспорториентированной индустриализации, в то время как экономический рост индустриально развитых государств несколько замедлился.
Еще более показателен сдвиг в географии международной торговли, связанный с индустриализацией развивающихся стран. Поначалу их позиции на мировом рынке существенно ослабли, но затем стали быстро укрепляться. Так, в 1950— 1970 гг. доля этих стран в мировом экспорте товаров снизилась более чем в 1.7 раза (с 33 до 19%), а в 1971-1996 гг. - в 1.5 раза возросла (до 29%), в том числе-в поставках промышленных изделий, представляющих наиболее динамичный сегмент международной торговли, - в 3.8 раза (с 5.6 до 21.4%), а машинотехнической продукции, образующей сердцевину этого сегмента, - почти в 10 раз (с 2.1 до 20.6%)[19].
Вместе с тем в процессе перехода развивающихся стран к индустриальному способу производства выяснилось, что немалая часть новых государственных образований, возникших после Второй мировой войны, едва ли жизнеспособна. Их отставание от параметров, задаваемых научно-техническим прогрессом (НТП) и формирующейся на его основе современной цивилизацией, настолько значительно, что они, похоже, просто не в состоянии решать стоящие перед ними задачи. За истекшие полвека прирост среднедушевого производства был отмечен только в трех из четырех (в 74 из 98) развивающихся стран, а в каждой пятой из них (18) его объем даже сократился. И лишь трем из пяти стран (55) удалось несколько уменьшить свое отставание по этому показателю от США, являющихся лидером и "законодателем" мировой экономической моды. Ускорившееся социально-экономическое расслоение мира при сохранении застоя в самой неблагополучной его части создает немало проблем для человечества.
Ослабление позиций развивающихся стран на мировом рынке в начальный период индустриализации справедливо связывается с отсталой структурой их экспорта. При этом, однако, как правило, упускается из виду или обходится молчанием тот факт, что задержка с его диверсификацией и облагораживанием была, в сущности, вызвана нацеленностью на создание всеобъемлющих промышленных комплексов, которая, как показано в первой статье, обернулась неоправданным свертыванием внешнеэкономических связей.
Взаимозависимость между динамикой участия в международном разделении труда (МРТ) и темпами экономического роста, разумеется, не линейна. Ибо развитие любой, тем более отсталой в экономическом отношении страны зависит не только от избранной стратегии и последовательности ее осуществления, но и от множества привходящих обстоятельств. Таких, например, как неурожаи, всплески социально-политической нестабильности, просчеты в текущей экономической политике государства, конъюнктурные колебания на рынках основных экспортных товаров. Однако при большой протяженности рассматриваемых периодов зигзаги, вызываемые действием таких факторов, как бы сглаживаются, оттеняя тем самым реальные результаты и возможности каждой из стратегий.
Это отчетливо просматривается в экономической динамике Бразилии иМексики, которые в течение двух десятилетий, предшествовавших экономическому обвалу 80-х годов, развивались темпами, сопоставимыми с НИС, но в целом за рассматриваемый период им заметно уступали.
В итоге обе эти страны, как и закосневшая на импортзамещении Аргентина (долгое время возглавлявшая по уровню развития группу периферийных стран) поменялись местами в мировой экономической табели о рангах не только с четырьмя первопроходцами экспортоориентированной индустриализации, но и с идущей по их пятам Малайзией. Южная Корея, например, в 1950 г. по ВВП в расчете на душу населения уступала Аргентине, Мексике и Бразилии в 6.7; 3.2 и 1.7 раза, а в 1995 г. превзошла их по этому показателю соответственно в 1.7; 1.9 и 2.4 раза (а Малайзия — в 1.1; 1.3 и 1.6 раза).
Глубокий структурный кризис в странах, переоценивших созидательные возможности промышленного импортозамещения, о котором говорилось в первой части статьи, послужил толчком к переосмыслению концептуальных основ проводимой ими индустриализации и активизации усилий по развитию экспорта. К этому их подталкивали и впечатляющие успехи НИС. В результате начиная с 70-х годов включенность развивающихся стран в МРТ стала расти. За истекшую с тех пор четверть века экспортная квота увеличилась в каждых 7 из 10 стран (64 страны из 90, по которым мы располагаем данными), а сократилась лишь в 1 из 4 стран (23), оставшись неизменной в трех странах.
В той или иной мере повысило степень своего участия в МРТ и большинство закореневших приверженцев импортозамещения. Помимо Аргентины, Бразилии, Мексики и Индии в их число входят такие большие и средние по численности населения страны развивающегося мира, как Колумбия, Перу, Египет, Марокко, Кения, Бангладеш, Пакистан, Турция, Филиппины, Вьетнам. В итоге совокупная экспортная квота развивающихся стран в 1970-1994 гг. возросла более чем в 3 раза[20].
Рост масштабов и повышение качества включенности в МРТ, отражая насущные потребности развивающихся стран, в то же время находятся в русле глобальных тенденций развития. В 1960— 1966 гг. при росте совокупного объема мирового промышленного и сельскохозяйственного производства в 3.3 раза международная торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами увеличилась в 6.3 раза[21], оказав на его динамику ощутимое стимулирующее воздействие через расширение рынков сбыта, доступа к более эффективным технологиям и передовому опыту, а также общего экономического эффекта от специализации и кооперации. Динамизирующая роль МРТ проступает еще более выпукло, если к международному обмену товарами присовокупить торговлю услугами. Так, в 1950-1995 гг. мировой экспорт товаров и нефакторных услуг возрос в 15.2 раза, почти втрое превысив прирост совокупного ВВП всех стран, в свою очередь увеличившегося в 5.4 раза[22]. В итоге в 1960-1994 гг. так называемая экспортная квота мира, по оценке С. Отсубо, возросла в 2.2 раза и достигла 23% ВВП[23].
Другое дело, что более чем двукратное увеличение экспортной квоты Мексики, например, практически не отразилось ни на уровне капиталообразования, ни на темпах ее экономического роста. Но при тяжком бремени ранее накопленного долга и глубочайшем финансовом кризисе, поразившем эту страну в начале 90-х годов, иначе, наверное, и не могло быть. В общем, нынешняя активизация участия развивающихся стран в МРТ, как правило, не сопровождалась радикальным ускорением экономического роста, хотя бы отдаленно напоминающим то, которое наблюдалось в своем время в НИС. Тем не менее эту активизацию, по-видимому, можно считать началом реального перехода к более открытой модели индустриализации, ориентированной на всемерное использование возможностей международной экономической кооперации.
Благодаря усилиям по облагораживанию экспорта, предпринятым в последние десятилетия, общее число стран, сумевших подключиться или расширить свое участие в международном промышленном разделении труда, существенно возросло. В 1970-1995 гг. долю промышленных изделий в экспорте удалось повысить 74 из 80 развивающихся стран, по которым мы располагаем данными[24]. Однако ощутимых результатов на этом поприще добились пока очень немногие. И не только из-за запоздалого осознания необходимости такого подключения и низкой конкурентоспособности промышленных структур, созданных при реализации импортозамещающей модели индустриализации. И не только из-за обострения конкуренции после появления на мировых рынках промышленных изделий множества новых производителей. Достижению таких результатов мешало также противодействие новому курсу со стороны влиятельных социально-политических сил, интересам которых этот курс противоречит. Успех сопутствовал только тем странам, где, несмотря на подчас серьезные коллизии, сопротивление таких сил было все-таки сломлено.
Среди преуспевших в этом деле лидирующие. позиции занимают, как и следовало ожидать, пионеры внешнеориентированной индустриализации. Затем идут Индонезия, Малайзия и Таиланд, образующие по этой классификации второе поколение НИС, и присоединившийся к ним Китай. Чтобы лучше представить их достижения и трудности остальных стран, сопоставим динамику доли НИС в совокупном товарном экспорте мира с аналогичными показателями по развивающемуся миру в целом, а также по Индии, Бразилии, Мексике и Аргентине, которые долгое время исповедовали идею промышленного самообеспечения. Для большей наглядности эти доли рассчитаны не только по всему экспорту, но и по экспорту промышленной продукции, в частности ее маши-нотехнического компонента (см. таблицу).
Изменения в позициях развивающихся стран на мировом рынке, демонстрируя зависимость динамики экспорта от стратегии индустриализации, являются еще одним убедительным подтверждением стимулирующей роли ее ориентированного на МРТ варианта. Так, в 50-е годы, в период повального импортозамещения, совокупная доля развивающихся стран в мировом товарном экспорте сократилась более чем на 1/4. Одним из немногих исключений, как ни странно, был тогда Китай (прежде всего, по-видимому, благодаря бурному развитию торгово-экономического сотрудничества с СССР). В следующем десятилетии, когда эта доля сократилась еще на 1/5, таким исключением стала дальневосточная четверка стран, приступивших к диверсификации и облагораживанию экспорта на основе наращивания его промышленного компонента фактически еще до завершения первой фазы импортозамещения (позднее азиатская четверка была наречена первым поколением НИС).
Однако уже в 70-е годы, ознаменовавшиеся энергетическим кризисом, в этой неблагоприятной для развивающегося мира тенденции наметился очевидный перелом. Но не вследствие вздутых цен на нефть (представлявшую важнейшую статью их экспорта) - ведь относительные цены уже в середине 80-х годов вернулись в нормальное русло.
Доля развивающихся стран в мировом товарном экспорте (%)
1950 г. | 1960 г. | 1970 г. | 1990 г. | 1996 г. | |
Все товары | |||||
Развивающиеся страны | 33.00 | 23.90 | 18.90 | 23.70 | 28.66 |
Дальневосточная четверка1 | 2.83 | 1.71 | 2.13 | 7.65 | 10.49 |
Тройка из АСЕАН2 | 3.40 | 2.06 | 1.18 | 2.24 | 3.50 |
КНР | 0.89 | 1.98 | . 0.73 | 1.78 | 2.88 |
Индия | 1.85 | ■ 1.03 | . 0.64 | 0.52 | 0.63 |
Бразилия | 2.19 | 0.97 | 0.87 | 0.91 | 0.91 |
Мексика | 0.80 | 0.58 | 0.44 | 1.17 | 1.82 |
Аргентина | 1.90 | 0.83 | 0.59 | 0.37 | 0.45 |
Промышленные изделия
Развивающиеся страны | 15.56 | 20.92 | 21.39 | ||
Дальневосточная четверка1 | 2.16 | Y85 | 8.24 | ||
Тройка из АСЕАН2 | 0.11 | 1.65 | 3.28 | ||
КНР | 0.583 | 1.85 | 3.39 | ||
Индия | 0.55 | 0.52 | 0.644 | ||
Бразилия | 0.19 | 0.68 • | 0.67 | ||
Мексика | 0.20 | 1.06 | 1.98 | ||
Аргентина | 0.001 | 0.15 | 0.19 | ||
Машины и оборудование - | |||||
Развивающиеся страны | 2.09 | 13.57 | 20.58 | ||
Дальневосточная четверка1 | 0.79 | 6.34 | 9.17 | ||
Тройка из АСЕАН2 | 0.03 | 1.32 | 3.49 | ||
КНР | - | 0.0043 | 0.89 | 1.78 | |
Индия | 0.10 | 0.11 | 0.134 | ||
Бразилия | 0.11 | 0.48 | 0.48 | ||
Мексика | 0.14 | 1.33 | 2.184 | ||
Аргентина | 0.001 | 0.06 | 0.13 |
Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань. Индонезия, Малайзия, Таиланд.3 1975 г. 4 1995 г.
Подсчитано по: "Handbook of International Trade and Development Statistics", 1988, 1991, 1994 and 1995; "International Financial Statistics Yearbook", 1987 and 1997; "WTO Annual Report", 1997.
Реальная основа для такого перелома была заложена мощным рывком в развитии промышленного экспорта, который всего за 10 лет возрос в стоимостном выражении в 9.9 раза и в 1980 г. дал 48.4% выручки от экспорта за вычетом нефти (против 37.8% в 1970 г.), при том, что доля нефти почти удвоилась (с 31.2 до 59.7%). Более половины этого прироста пришлось на первую четверку НИС[25]. Но тогда же имел место один из упомянутых выше всплесков в промышленном экспорте Бразилии и многократно возрос вывоз промышленных изделий из Малайзии и Таиланда, положив начало становлению следующего поколения НИС, к которым позднее примкнули Индонезия и Китай. Спустя еще десять лет, доля промышленных изделий в совокупном экспорте развивающихся стран повысилась до 54.3%, а в 1994 г. перевалила за 2/3.
В общем сопутствовавшее энергетическому кризису резкое вздорожание нефти, вызвавшее серьезные перебои в экономике развивающихся стран, нуждающихся в ее импорте, подтолкнуло реформы, нацеленные на повышение эффективности местной промышленности и ее интеграцию в мировое хозяйство. Для большинства же нефте-экспортирующих стран - огромные, по сути дела, дармовые доходы, напротив, обернулись ослаблением стимулов к экономическим преобразованиям. (С появлением таких доходов не в последнюю очередь связана и пагубная затяжка реформ в Советском Союзе.) Помимо НИС наиболее значимой по объему и качеству оказалась внешнеторговая экспансия Мексики, увеличившая ее долю в мировом экспорте в 2.3 раза в сравнении с исходным 1950 г. Достижения же большинства других столпов стратегии импортозамещения значительно скромнее: в 1996 г. доля Бразилии в 2.5 раза уступала показателю исходного 1950 г., Аргентины - в 4, а Индии- в 3 раза. Удастся ли им и другим странам наверстать упущенное и каковы реальные масштабы этих упущений - покажет время. Ясно одно - рассчитывать на чей-то добровольный уход с ранее завоеванных позиций на рынке не приходится.
А пока суд да дело, несмотря на изменения в отношении основной массы развивающихся стран к МРТ и предпринятые ими усилия по развитию экспортного сектора, доля ранее выделенной нами восьмерки НИС в мировом экспорте товаров продолжает расти. Растет ее доля и в экспорте развивающегося мира. Учитывая девальвацию национальных валют большинства НИС, вызванную финансовым кризисом, а также ранее наработанные ими мирохозяйственные связи, изменить сложившуюся ситуацию совсем непросто. Поэтому в обозримой перспективе другие развивающиеся страны, если и смогут упрочить свои позиции на мировом рынке, то скорее всего за счет индустриально развитых и(или) постсоциалистических государств. В такой ситуации положение наименее развитых стран с большой долей вероятности может стать абсолютно безнадежным.
Итак, передислокация мировых производительных сил, обусловленная индустриализацией развивающихся стран, создала новые возможности, проблемы и вызовы. С одной стороны, в связи с образованием новых емких и динамичных рынков, рассчитанных на импорт и экспорт широкого ассортимента промышленных товаров и услуг как потребительского, так и производственного спроса, и появлением дополнительных разработчиков современных технологий, способных по ряду направлений конкурировать с их традиционными поставщиками, расширилось поле для маневра чуть ли не во всех сферах международного экономического взаимодействия. С другой стороны, утверждение во многих сегментах и нишах мирового рынка новых сильных игроков осложняет положение ранее обосновавшихся там старожилов и затрудняет проникновение аутсайдеров.
Вместе с тем индустриализация развивающихся стран показывает, что сколько-нибудь быстрое преодоление технологической и социально-экономической отсталости требует активного участия в МРТ, нацеленного на освоение наиболее динамичных и перспективных его сегментов. Исключением являются лишь некоторые малые и карликовые по численности населения государства, обладающие уникальными запасами ископаемого, прежде всего энергетического сырья и (или) расположенные в ключевых с геополитической и геоэкономической точек зрения районах планеты. Важнейшим компонентом участия в МРТ выступает экспорт промышленных изделий нарастающей технической сложности. В связи со становлением в основных центрах мирового хозяйства постиндустриального способа производства растет также значение торговли научно-техническими и другими, главным образом, нетрадиционными услугами с высокой эластичностью спроса (по доходу). Особо ощутимое влияние на интеграцию развивающихся стран в мировую экономику оказывает национальное государство. Ибо общую направленность и динамику их трансформации, как явствует из более чем полувекового опыта этих стран, в решающей степени определяли устанавливаемые государством порядки и проводимая им экономическая политика. Чем больше и то, и другое сообразовалось с глобальными тенденциями развития, а также с реальными возможностями и потребностями самих развивающихся экономик, тем более весомым было и их продвижение по пути модернизации.
РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ
Наверное, на таких общих, казалось бы самоочевидных вещах можно было бы и не заострять внимания. Если бы российские власти должным образом учитывали состояние и тенденции мировой экономики, принимали во внимание специфику своей страны и извлекали необходимые уроки из всемирной и отечественной истории. И если бы не столь удручающими были итоги почти четырнадцати лет нынешних общественных преобразований. Ведь горбачевская перестройка завершилась развалом Советского Союза, экономическим спадом, появлением солидного внешнего долга, тотальным бюджетным дефицитом, ничем не компенсированным подрывом прежних и без того далеких от совершенства правовых устоев общества. А за семь лет ельцинских реформ чуть ли не вдвое сократился валовой внутренний продукт (ВВП) страны и на 3/5 - промышленное производство при еще более глубоком свертывании его высокотехнологичных составляющих, а также отраслей, обслуживающих потребительский рынок. Приблизился к опасной черте объем внешнего долга. Более чем в полтора раза снизился в среднем жизненный уровень россиян при вызывающем их расслоении на очень богатых и очень бедных. Ухудшилась демографическая ситуация. Идет интенсивное разрушение интеллектуального и научно-технического потенциала страны. Налицо парадоксальная бартеризация, способствующая натурализации хозяйства. Ощутимо ослаблены правовые и экономические скрепы общества. Под угрозой оказалась теперь уже государственность самой России.
Дело, разумеется, не только в пренебрежительном отношении к историческому опыту и реальной действительности. Нельзя сбрасывать со счетов необычайную тугоплавкость самого трансформируемого материала и обусловленных ею уникальных трудностей, с которыми испокон веков сталкивались реформы в России, а также тяжелых наслоений большевистского тоталитаризма, наложившего глубокий отпечаток на жизнь, по меньшей мере, трех поколений. Это, наряду со всепоглощающим государством, в основе которого лежал монолит власти и собственности, и практически полное отсутствие навыков рыночного хозяйствования, и редкая идеологизация сознания, мешающая адекватному восприятию реальной действительности, и весьма своеобразное представление о социальной справедливости, и укоренившаяся привычка к государственному патернализму, и неразвитость правосознания, демократических традиций и политической культуры, и низкая культура труда, и, наконец, крайне утяжеленная и разбалансированная структура экономики.
Одна ее часть была представлена находившимся в привилегированном положении, непомерно раздутым ВПК, вобравшим в себя чуть ли не все современные технологии, а также лучшие кадры, и подверстанными под его нужды так называемыми базовыми отраслями промышленности. Другую часть экономики, обслуживающую сферу потребления, составляли деградирующее сельское хозяйство, хиреющая гражданская промышленность, оснащенная в основном морально и физически устаревшим оборудованием и широко использовавшая ручной труд, и допотопная в техническом отношении сфера услуг. К этому необходимо добавить гигантоманию, господство монопольных структур в сферах производства и распределения, иррациональное размещение производительных сил, чрезмерную жесткость меж- и внутриотраслевых связей, искаженную систему цен и экономических критериев. Но даже принимая во внимание все это, трудно избавиться от мысли, что цена, уплаченная Россией за жизненно необходимые рыночные реформы, неоправданно высока. Особенно, если учесть, что плата эта еще далека от завершения.
Из-за поразительного по глубине экономического, социального и научно-технического обвала, в отечественной публицистике и научной литературе нередко высказываются опасения относительно возможного оттеснения России на периферию и превращения ее в страну Третьего мира. И хотя продолжающаяся деградация вызывает серьезную тревогу, такая постановка вопроса представляется не корректной. В ее основе - десятилетиями внедрявшийся в наше сознание миф о беспримерных достижениях советской экономики, которые якобы вывели ее на второе место в мире и подготовили почву для продвижения на самую верхнюю ступеньку.
Второе место в первые послевоенные десятилетия возможно и было. Но не по уровню развития, а по общему объему производства, до и то скорее всего лишь по сомнительным данным официальной советской статистики. А это, как известно, далеко не одно и то же. Ибо объем ВВП зависит не только, а нередко и не столько от эффективности производства, сколько от массы используемых производственных ресурсов и от численности населения, образующей исходную базу потребительного потенциала общества. В то же время на мировом рынке Советский Союз во все времена выступал прежде всего как поставщик природного сырья и продукции его первого передела, на долю которых приходилось более половины совокупного экспорта.
В результате беспрецедентного для мирного времени экономического спада в 1990-1995 гг., Россия в ее нынешних границах по объему ВВП и промышленного производства скатилась с 3 на 13 и с 4 на 10 место, а по такому интегральному показателю как ВВП в расчете на душу населения, которым принято определять общий уровень развития, - с 52 на 76 место, пропустив вперед не только многие из динамично развивавшихся стран периферии, но и переживших далеко не лучшие времена Бразилию, Колумбию, Эквадор, Уругвай, Коста-Рику, Алжир, Сирию.
Однако, по этому важнейшему критерию социально-экономического прогресса Советский Союз никогда не выбивался из пятого десятка. Его сближение по уровню развития с наиболее продвинутыми странами мира прекратилось еще в 60-е годы, когда по завершении послевоенного восстановления мобилизационные, командно-разверсточные методы хозяйствования начали давать серьезные сбои. Успехи же в развитии ядерной энергетики и освоении космоса, вызывающие у нас законную гордость, во многом явились все-таки побочным продуктом безумной гонки вооружений, которая способствовала поддержанию иллюзии относительно принадлежности советской экономики к высокоразвитым и в конечном счете высосала из нее чуть ли не все соки. Несколько позднее, как известно, прорыв к производству ядерных и космических вооружений совершил Китай, а совсем недавно в число ядерных стран вошли Индия и Пакистан, еще раз продемонстрировав возможности больших слаборазвитых экономик в овладении передовыми рубежами НТП на отдельных его участках и направлениях.
Не менее, если не более существенным основанием для отнесения советской экономики к группе развивающихся, представляется заблокированность рыночных частнокапиталистических форм и методов хозяйствования, без которых, как свидетельствует исторический опыт, невозможно вырваться из тисков экономической и социальной отсталости. То же, как ни странно на первый взгляд, относится по существу и к нынешней России. Ибо попытки решить эту ключевую проблему развития, предпринятые после распада Союза, пока не принесли должных результатов. Не принесли прежде всего потому, что начатые
реформы не были подкреплены необходимыми институционными преобразованиями и наведением правового порядка. Несмотря на масштабное разгосударствление, так и не создан класс эффективных частных собственников, не обеспечена надлежащая защита права собственности, не устранены барьеры, блокирующие конкуренцию.
Помимо огромных объективных трудностей это связано с полной несостоятельностью представлений о том, что и как следовало сделать для становления полнокровной рыночной экономики, и, в частности, с иллюзорностью надежд на то, что такие проблемы можно решить исключительно силами рынка. При том, что многие из них без государства не решаемы в принципе и уж тем более на низких ступенях экономического развития. А те, что поддаются такому решению, нуждаются в нормально функционирующем рынке, отладка которого также входит в круг важнейших обязанностей государства. Так что отказ от выполнения этих обязанностей, чем бы его ни мотивировали, не подлежит никакому оправданию.
После либерализации цен и внешней торговли экономические функции государства были в основном сведены к подавлению инфляции, причем только монетарными средствами. В их число вошли такие, с позволения сказать, меры, как не поддающиеся никаким оправданиям задержки в оплате труда бюджетников и выполненных заказов государства. При этом основанная на ГКО система заимствований, призванная обеспечить неинфляционное финансирование текущих нужд бюджета, на деле оказалась гигантской финансовой пирамидой, которая к тому же блокировала приток необходимых средств в хиреющий реальный сектор.
Масштаб допущенных промахов и связанных с ними потерь особенно поражает, если принять во внимание некоторые культурные традиции, высокий уровень образования и науки, а также сравнительно развитую систему здравоохранения и социального обеспечения, которые достались нынешней России в наследство от прошлого. Несмотря на все разрушения и огромные утраты последних лет это пока еще заметно отличает ее от типичной развивающейся страны и несомненно может облегчить борьбу за становление современной экономики и современного общества. Однако, чтобы реализовать такую возможность, требуется существенно скорректировать подходы к проблеме развития.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ РОССИИ
Вместо дискредитировавшей себя односторонней ставки на рыночные силы необходимо укреплять и - главное - неустанно совершенствовать то, что еще осталось от государства, добиваясь от него реальной заботы о реальной экономике и реальном гражданском обществе. В противном случае придется забыть о реформах и похоронить мечты о достойной жизни, во всяком случае в обозримой перспективе.
Речь не о привычных, но по сути дела изживших себя формах и методах хозяйствования. Их восстановление едва ли возможно, а стремление к этому просто опасно, так как при его реализации можно легко затоптать еще не окрепшие ростки нормальной рыночной экономики. Словом, нужно не возрождать прежние, а творчески осваивать новые, более сложные, но и более продуктивные способы хозяйствования. Такого хозяйствования, которое сообразуется не с произвольными решениями, а с нуждами и возможностями рынка и ориентировано не на обуздание рыночной стихии, а на всемерное использование ее созидательных потенций. Речь, стало быть, не об отказе государства от управления процессом развития, а о принципиальных изменениях в выборе целей и путей их достижения.
Это диктуется не только необходимостью извлечь позитивный субстрат из рыночной стихии, но и набирающей силу глобализацией хозяйственной жизни, которая далеко не всегда и не во всем совпадает с интересами каждой отдельно взятой страны, особенно развивающейся (поскольку рынок по определению льет воду на мельницу сильного). Избежать или хотя бы как-то ослабить негативные последствия такого хода событий можно лишь, опираясь на силу государства и, в частности, на его содействие в перестройке ущербных структур и отношений средствами налоговой, финансовой и социальной политики с целью их адаптации к требованиям жизни.
Глобализация, вопреки широко распространенному мнению, едва ли сужает сферу деятельности национального государства. Думается, что суть происходящих в этой связи перемен состоит скорее в усложнении проблем, стоящих перед государством, что повышает уровень предъявляемых к нему требований и цену его ошибок. Поэтому главное не в том, чтобы государства было меньше, на чем настаивают некоторые наши доморощенные либералы, а в том, чтобы возросла его эффективность. Тогда можно было бы сократить и расходы, связанные с его деятельностью. Трудность достижения этой цели состоит, помимо прочего, в том, что глобализация по ряду параметров ограничивает возможности маневра и соответственно увеличивает степень риска. В таких условиях политические решения по регулированию экономических и социальных процессов приходится особо тщательно взвешивать, учитывая не только общую направленность, но и различные варианты развития, и не допуская отклонений от основополагающих принципов рыночного хозяйствования.
При всех различиях, обусловленных спецификой каждой отдельно взятой развивающейся и переходной экономики, в основе их системной трансформации лежат идеи либерализма. Такова логика общественного прогресса, нацеленная на высвобождение творческой энергии масс. Но в реальной жизни либерализация не может быть абсолютной. Ибо в этом случае она ведет не к вожделенной демократии, которая подразумевает определенный порядок, покоящийся на системе сдержек и противовесов и обусловленных законом и правом, а к вседозволенности и хаосу. Убедительным свидетельством этого как раз и служит опыт российских реформ.
Нескончаемый спор ортодоксальных либералов и государственников о том, должно ли государство вмешиваться в экономику, является, в сущности, беспредметным. Ибо практически все решения государства, затрагивающие экономическую и социальную сферы, - будь то налоги, тарифы, дотации, валютный курс, процентная ставка по кредитам, бюджет или политика в вопросах образования и подготовка кадров, науки, здравоохранения, социального обеспечения и т.п., равно как и отсутствие таковых - оказывают влияние на ход экономического развития. Проблема, стало быть, не в том, вмешиваться или нет, а в целях, инструментах и последствиях государственного вмешательства. Одно дело, когда такое вмешательство сообразуется с реальными потребностями и возможностями данной конкретной экономики и тенденциями развития мирового рынка, и совсем другое, когда все это игнорируется или недоучитывается.
В общем становление рыночной экономики все зависимости от того, с какой стартовой площадки оно начинается, требует вовсе не устранения государства из хозяйственной жизни, а принципиального изменения функций, осуществляемых им в этой сфере. На смену всеобъемлющему контролю над производством и распределением приходит косвенное их регулирование. Ключевое значение приобретают меры, способные создать экономическую и социальную инфраструктуру, сформировать институциональные основы частного предпринимательства и конкурентного рыночного хозяйства, а также направить частную инициативу в сферы, стратегически важные для экономического развития.
При сложившихся на данном этапе (в сентябре 1998 г.) обстоятельствах первоочередная задача состоит в том, чтобы:
- минимизировать цену выхода из глубочайшего финансово-экономического кризиса, в котором оказалась страна из-за просчетов и ошибок государственной власти, в немалой части обусловленных ее структурными изъянами и слепой приверженностью идеям безудержного либерализма;
- блокировать бесперспективные реставрационные намерения;
- создать условия для перехода к самоподдерживающемуся экономическому росту.
Учитывая наличие ряда антикризисных программ, содержащих разумные конкретные предложения, и потребность в их безотлагательной реализации, ограничусь обозначением проблем, которые, на мой взгляд, имеют ключевое значение для решения этой стратегической задачи и требуют совместной напряженной работы всех ветвей власти.
К таким проблемам относятся: укрепление законности и порядка, обеспечивающих реальное равенство прав и ответственность всех граждан и субъектов рынка перед законом; ликвидация немотивированных льгот; упорядочение налогов и существенное ослабление налогового пресса; снижение экономической преступности; разумная экономия государственных средств и переход к бездефицитному бюджету; обеспечение стабильного и реального обменного курса рубля, не превышающего уровня рыночного равновесия; неуклонное выполнение государством всех своих обязательств и постепенная ликвидация долгов перед бюджетниками и предприятиями - исполнителями его заказов, не позволяя при этом раскрутиться маховику инфляции;, формирование действенной платежно-расчетной системы и искоренение бартера; децентрализация (истинная федерализация) системы государственного управления и укрепление дисциплины в выполнении принятых решений; активная поддержка здравоохранения, образования, науки (особенно в части, определяющей возможности экономического прогресса); усиление антимонопольной деятельности государства и других мер, способствующих развитию рыночной конкуренции; повышение культуры труда и воспитание деловой этики; отладка такого регулирования естественных монополий, которое позволяло бы совмещать интересы представляемых ими отраслей экономики с интересами государства; максимальное упрощение правил организации бизнеса и поддержка его малых форм прежде всего в научно-технической и венчурной сферах; отказ от порочной практики решения всех проблем за счет безответного потребителя, памятуя, помимо прочего, о том, что для экономического роста нужны не только капиталовложения, но и рынок сбыта; создание стабильных и выгодных условий для долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики и в целом восстановление доверия к власти.
Одновременно с реализацией мер по выходу из финансово-экономического кризиса целесообразно, не дожидаясь его завершения, разработать долгосрочную стратегию развития, рассчитанную по меньшей мере на 10—15 лет, или хотя бы осмыслить ее концепцию. Такая работа полезна не только для того, чтобы во всеоружии встретить послекризисный период. Ее целесообразность обусловлена та