СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА




Федеральное агентство по образованию

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Институт права и гуманитарного образования

 

Специальность 021100 кафедра______________

(код) (аббревиатура)

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему Права авторов изобретений, патентообладателей и их защита

 

 

Студент Осьмачка Андрей Сергеевич ________________

Руководитель Бойко Наталья Семеновна ________________

Рецензент Янюшкина Татьяна Николаевна ________________

Заведующий кафедрой _____________________________________________

Москва 2005г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1 История развития авторского права в России 5

Глава 2 Авторское право. Права авторов изобретений 9

2.1 Изобретение 9

2.2 Автор изобретения 10

2.3 Авторское право 12

2.4 Субъекты авторского права 19

2.5 Объекты авторского права 24

Глава 3 Патентное право 28

3.1 Патентная чистота 28

3.2 Принципы патентного права 35

3.3 Объекты патентного права 39

3.4 Субъекты патентного права 46

3.5 Оформление патентных прав 49

Глава 5 Защита и охрана прав авторов и патентообладателей 54

Заключение 63

Список используемых источников 67

 

ВВЕДЕНИЕ

Авторское право в России появилось лишь в начале 19 веке (1828), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать [18,С.8] Сто семьдесят шесть лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как, например, права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право [30,С.28]. "С тех пор, — замечает профессор Табашников, — как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься."

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права [27,С.3]. Такого же мнения придерживался в своих работах Г.Ф. Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право" [30,С.14].

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства [22,С.8].

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение [27,С.3].


ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В

РОССИИ

Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году. В России же первые законы, регулирующие авторские отношения были приняты в 1828 году. Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца 18 века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии, но доминирующее положение государства сохраняется еще несколько десятилетий. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права.

На всем протяжении истории в России господствовала цензура. Причем на первых порах становления авторского права, привилегии на издание произведений выдавались не авторам, а издателям, а цензуру совершенно не интересовало, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Только грубые нарушения со стороны некоторых издательств — сознательное введение публики относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство принять соответствующие меры.

В Цензурном уставе 22 апреля 1828 г. впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу. Издано того же числа Высочайше утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет со смерти автора [22,С.55]. Затем последовало утвержденное мнение Государственного Совета 8 января 1830г. "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", дополнившие правила 1828 г., решив вопрос об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. В этом законе право сочинителей признается уже правом собственности, и постановлено, "что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока". Наконец, в 1857 году Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.

Постановления о музыкальных и художественных произведениях были изданы еще позже, именно: Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета 9 января 1845 года правила о сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано «Высочайшее утвержденное Положение о собственности художественной» [22,С.55].

К концу 19 века стало совершенно очевидно, что частичное усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Понадобилось более 13 лет, чтобы закон был принят 20 марта 1911 года. Он назывался "Положением об авторском праве" и был составлен на основании лучших западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.

Являясь значительным шагом в развитии авторского права, закон вывел Россию на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений [27,С.12].

Октябрьская революция не могла не оказать существенного влияния на авторское право. Внедряя в жизнь нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами, ЦИК отменил все прежнее гражданское законодательство России. И уже 29 декабря 1917 г. увидел свет новый советский закон об авторском праве "О государственном издательстве". Декрет, "учитывая книжный голод в стране", предложил народной комиссии по просвещению приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков. Сочинения тех из писателей, по которым срок авторского права истек, должны были быть переизданы без особых формальностей. Однако и в отношении других писателей декрет предоставил комиссии по просвещению право объявлять государственной монополией сроком не более чем на пять лет сочинения, которые подлежат изданию. Декрет объяснял, что эти произведения переходят таким образом "из области частной собственности в область общественности" [20,С.22]. Продолжил эту линию декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений". Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорар по установленным ставкам, а в соответствии с декретом "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. декрет от 26 ноября отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству, [15,С.24]. Однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума. Декрет от 10 октября 1918 г. "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым литературные, художественные или музыкальные произведения перешли в полную собственность издательств [20,С.26].

Следующий этап развития авторского права связан с принятым 8 октября 1928 г. Законом "Об авторском праве". Право авторов на созданное ими произведение в большинстве случаев стало пожизненным, использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами. И, тем не менее, не считался нарушением авторского права перевод произведения, публичное исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара. Однако по сравнению с периодом военного коммунизма данный этап следует рассматривать как период постепенного восстановления и расширения авторских прав [28,С.14].

В начале 60-х годов в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства нормы авторского права были существенно пересмотрены в направлении дальнейшего расширения прав авторов и укрепления их позиций в отношениях с организациями, использующими их произведения. В 1973 г. СССР становится участником Женевской конвенции об авторском праве и в советском законодательстве впервые закрепляется право автора на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора возрастает до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права.

В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права, которые значительно расширяли права авторов, исключив свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение без согласия автора, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора и вступили в силу лишь в июле 1992 г., как раздел V Основ гражданского законодательства.

И вот 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", с принятием которого утратил силу раздел IV Основ гражданского законодательства.

 

ГЛАВА 2 АВТОРСКОЕ ПРАВО, ПРАВА АВТОРОВ

ИЗОБРЕТЕНИЙ

2.1 АВТОР ИЗОБРЕТЕНИЯ

Автором изобретения признается физическое лицо, творческим трудом которого изобретение создано. Ес­ли в создании изобретения принимали творческое уча­стие несколько физических лиц, все они признаются авторами (соавторами), а порядок пользования права­ми, принадлежащими соавторам, определяется согла­шением между ними.

Не признаются авторами физические лица, не внесшие творческого вклада в создание изобретения, оказавшие ав­тору только техническую, организационную, материальную или юридическую помощь.

Заявка на выдачу патента подается автором, работодате­лем или правопреемником (заявителем) в Патентное ве­домство ст.15 [6].

Работодатель. В том случае, если изобретение создано работником в связи с выполнением им служебных обязан­ностей или полученного им от работодателя служебного задания, заявка на изобретение подается работодателем. Ему же принадлежит право получения патента, если дого­вором между работником и работодателем не предусмот­рено иное ст. 8 [6].

Связано такое положение с тем, что современное произ­водство весьма сложное, наукоемкое и затратное, что весьма затрудняет (хотя и не исключает) возможности изобретате­лей-одиночек по получению специальных знаний, наблю­дений, результатов испытаний.

Такие исходные знания получают в результате работы целых коллективов, проведения многочисленных опытов, обработки их результатов с применением вычислительной техники. Поэтому фактически материальные затраты по организации и проведению исследования несет работода­тель, и поэтому именно ему предоставляется право на по­лучение патента. По той же причине в Патентном законе использовано понятие служебного изобретения, сделанного автором или авторами при исполнении своих служебных обязанностей или при получении от работодателя служеб­ного задания. В соответствии с Законом между работником и работодателем предусмотрено заключение договора, в котором определяется величина вознаграждения и условия его выплаты.

Вместе с тем, если работодатель в течение четырех ме­сяцев с даты уведомления его автором о создании изобре­тения не подаст заявку в Патентное ведомство, не переус­тупит право на подачу заявки другому лицу и не сообщит автору о сохранении изобретения в тайне, то автор имеет право подать заявку и получить патент на свое имя ст. 8 [6].

 

2.2 ИЗОБРЕТЕНИЕ

#G0Изобретение - новая совокупность приемов и способов действий в любой #M12291 841502678области#S человеческой деятельности, направленная на достижение поставленной цели. изобретения, в отличие от приобретения, обозначает обретение #M12291 841500258автором#S #M12291 841502481определенного#S жизненного блага не путем присвоения ранее существовавших материальных и нематериальных ценностей одним из известных способов (покупкой, изготовлением и пр.), а в результате творческой, в первую очередь мыслительной деятельности, самовыражения автора. Как результат духовного творчества, изобретение всегда нематериально, однако с его помощью могут создаваться материальные предметы: произведения искусства, науки, техники и пр. Изобретениями называли свои музыкальные композиции Джованни Баттиста Витали, Франческо Антонио Бонпорти, Иоган Себастьян Бах и другие композиторы. В зависимости от того, в какой #M12291 841502678области#S творчества действует автор, изобретение может защищаться #M12291 841500246авторским правом#S на художественные, литературные, научные произведения и #M12291 841502587патентным#S #M12291 841500049правом#S, которое охраняет изобретения, имеющие технический характер. Термин изобретение стал преимущественно применяться к техническим новшествам с 12 в, когда в промышленно передовой для того времени Англии создавались новые отрасли производства и развивалась практика передачи технологий. [33]. В настоящее время термин изобретение употребляется исключительно для обозначения новых способов #M12291 841501171решения#S научных и технических задач. Упомянутые задачи могут решаться как техническими средствами, например, путем создания нового оборудования, изготовления ранее неизвестного вещества, так и путем внедрения новых методов организации труда. Изобретение охраняется авторским #M12291 841500049правом#S с момента создания изобретения и патентным #M12291 841500049правом#S с даты выдачи патента. Патентной охране в России в соответствии с #M12293 0 9004779 78 1187444748 4266313284 2898067680 2746372374 4253779311 2889568117 1120581982п.2.ст.4 Патентного закона#S подлежат- изобретения, содержащие устройство изделия, способы выполнения действий над материальными объектами, структуру вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и #M12291 841502322животных#S полученные искусственным путем, а также применение известных ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению. Законодатель не распространяет патентную охрану на изобретения, представляющие собой организационные решения, к которым в соответствии с #M12293 1 9004779 79 1187444748 2822 4253779285 1238544340 4294967294 3268004517 2556909680п.3 ст.4 Патентного закона#S РФ отнесены: научные теории и математические методы; методы организации и управления хозяйством; условные обозначения, расписания, правила; методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий, решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей; топологии интегральных микросхем. Изобретениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали патентная охрана не предоставляется. Изобретения, относящиеся к новым сортам растений и породам животных охраняются Законом о #M12291 841500337селекционных достижениях#S. Несмотря на то, что понятие изобретение является родовым для всех объектов патентного #M12291 841500049права#S, его формально-логическое определение отсутствует в #M12291 841500603законодательстве#S. Для того, чтобы отграничить способы решения технических задач техническими средствами от организационных способов решения тех же задач, применяется определение изобретения, как технического решения задачи в одной из #M12291 841502678областей#S хозяйственной деятельности человечества, осуществленного с помощью технических средств. Указанные существенные признаки являются необходимыми, но не достаточными для признания изобретения патентоспособным. Законодатель устанавливает три признака #M12291 841502591патентоспособности#S изобретения: новизна, #M12291 841500704изобретательский уровень#S и промышленная применимость. Новизна изобретения определяется через неизвестность точно такого же технического решения на дату регистрации заявки на патент в патентном ведомстве [32]. Новизна определяется по приоритету изобретения, т.е. - по общественному знанию, представленному публикациями, либо действующими патентами и доступному для публики до даты изобретения. Новизна бывает абсолютная и относительная. Под абсолютной новизной изобретения понимается неизвестность технического решения во всем мире. Относительная новизна определяется через неизвестность предложенного технического решения в стране патентования. В большинстве стран, в том числе и в России действует принцип абсолютной мировой новизны изобретения.В США § 102 Раздела 35 #M12291 841501227Свода законов#S предпочтение отдано относительной новизне. Поэтому в США невозможно оспорить патент на известное в другой стране техническое решение, если будет доказано, что на момент выдачи патента в США не было сведений о существующем в мире сходном техническом решении. [25,С.64]. Промышленная применимость изобретения оценивается через возможность его использования в одной или нескольких отраслях хозяйственной деятельности любым специалистом помимо автора. Если предложено техническое решение задачи, эффект от применения которого может получить только сам автор в силу личных исключительных качеств, которыми не может обладать любой человек даже после обучения, то такое изобретение не отвечает требованиям промышленной применимости.

 

2.3 АВТОРСКОЕ ПРАВО

Авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Применительно к конкретным лицам авторское право понимается как совокупность принадлежащих автору имущественных и личных неимущественных (духовных) прав в отношении созданного им творческим трудом произведения науки, литературы и искусства, обладающим новизной и оригинальностью.

Одной из основных функций авторского права является создание правовых, имущественных и иных условий для эффективной творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, обеспечение реальных возможностей автору для признания и защиты его права на созданное его творческим трудом произведение.

Наряду с этим не менее значимой функцией авторского права является создание правовых, материальных и иных условий для использования произведения науки, литературы и искусства максимально широким кругом лиц.

То есть авторское право решает проблему разумного сочетания прав автора на произведение и возможностью использования его обществом.

Авторское право в России регулируется и охраняется Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-I от 09.07.93 г. В Законе прямо указывается, что авторское право носит исключительный характер, из чего следует, что объекты авторского права – это, по сути, объекты интеллектуальной собственности.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы, искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

- звуко - или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

- в других формах [7].

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Для того чтобы произведение охранялось авторским правом, необходимо, чтобы оно было оригинальным. Идеи произведения, его содержание не обязательно должно быть новыми, но форма выражения этих идей должна быть оригинальным произведением автора.

Произведение должно охраняться независимо от его ценности и достоинств и даже независимо от своего назначения, так как цели использования произведения не имеют никакого отношения к его охране.

Произведения, которые подлежат охране авторским правом, должны быть оригинальными результатами творчества. Это означает, что они должны появиться на свет в творческой лаборатории автора, причем их не следует проверять на новизну и качество. Произведение охраняется даже тогда, когда оно не является произведением литературы или искусства в буквальном понимании [7].

По российскому законодательству, не охраняются авторским правом информационные сообщения о событиях и фактах, официальные документы – законы, судебные решения и их официальные переводы, произведения народного творчеств, а также государственная символика и денежные знаки.

ЛИЧНЫЕ НЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРОВ. В связи с созданием как обнародованного, так и необнародованного творческого произведения автор приобретает определенные личные права неимущественного характера. Международным и российским законодательством указанные права признаются исключительными, поскольку только у автора или его правопреемника имеются особые полномочия по использованию произведения.

В соответствии со ст.15 Закона об авторском праве в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

- право авторства – право признаваться автором произведения. Право авторства может принадлежать только действительному создателю произведения и не может передаваться ни по каким основаниям, в том числе и по завещанию. От данного права нельзя и отказаться, поскольку оно возникает у автора в связи с созданием им произведения;

- право на имя, т.е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно. Указанное право также является личным правом автора, которое не может кому-либо передаваться, но реализуется только при обнародовании произведения. При подготовке произведения в порядке выполнения служебного задания наряду с непосредственным автором может быть обозначено и наименование организации, по поручению которой выполнена данная работа;

- право на обнародование, т.е. право обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме;

- право на защиту репутации автора, т.е. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Личные неимущественные права автора принадлежат автору независимо от его имущественных прав, сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения и охраняются бессрочно. Они не могут перейти и не могут быть переданы иным лицам, в том числе по наследству, по авторскому и иному договору, поскольку по смыслу норм закона являются неотчуждаемыми [27,С.31].

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРА. В соответствии со ст.16 Закона об авторских правах автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Право на использование произведения - это право автора самому выбирать тех, кто будет иметь к нему доступ. Открывая общественности доступ к произведению, автор сам определяет и те способы, с помощью которых его произведение будет использовано. При этом произведение может быть использовано как в своей первоначальной форме, которую придал ему автор, так и в измененной форме – в виде переработки или перевода. За автором же остается право решать, будет ли воспроизводиться первоначально избранная им материальная форма произведения, например переиздание книги, или последующее использование будет иметь иную форму.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА на использование произведения означают, в частности, право осуществлять или разрешать следующие действия:

- воспроизводить произведение, т.е. изготавливать один или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме и любым образом (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры произведения (право на распространение) любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д.;

- импортировать экземпляры произведения (право на импорт) в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав;

- публично показывать произведение (право на публичный показ);

- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир (право на передачу в эфир);

- сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку) [7].

Имущественные права на использование произведения, в отличии от неимущественных прав, могут быть переданы (уступлены) другим лицам на основе авторского договора либо по праву наследования и носят срочный характер, поскольку срок действия указанных авторских прав ограничен законом (в течении всей жизни автора и 50 лет после его смерти). Если автор произведения работал во время войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на четыре года. В случае, когда автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны авторских прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Такое право предоставлено наследникам автора в связи с тем, что репрессированные авторы не могли реализовать принадлежащее им право по вполне объективным причинам.

В отличии от иных авторских прав, право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану указанных прав после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний охрана права авторства, право на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом РФ, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или срок действия их авторских прав истек.

По истечении срока действия авторского права на произведение науки, литературы и искусства указанные произведения переходят в общественное достояние.

Также считаются перешедшими в общественное достояние произведения, которым на территории РФ никогда не предоставлялась охрана.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения, но и при этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ ПРАВА. Смежные права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений и постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Существуют три типа прав, которые обычно называют смежными правами:

- право исполнителя произведения на исполнение;

- право изготовителя фонограммы на фонограмму;

- право вещательных организаций на радио- и телепередачи.

Особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается или передается не охраняемое законом произведение или иной объект, не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права имеют самостоятельный характер.

Донести свое произведение до как можно более широкой аудитории не всегда под силу самому автору. Для распространения произведения часто требуется участие посредника, который, используя свои профессиональные качества, может представить произведение в такой форме, которая сделает его доступным большому количеству людей.

Круг объектов, на которые распространяются смежные права, определен в ст. 35 Закона об авторском праве.

В их числе:

- исполнение, постановка, под которыми понимается представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств). Защита прав исполнителей направлена на то, чтобы обеспечить охрану интересов актеров, певцов, музыкантов, танцоров, и других лиц, которые играют, поют, декламируют или каким-либо другим образом доводят до зрителей литературные и художественные произведения, включая и произведения фольклора, и не допустить незаконного использования результатов их творческой деятельности;

- фонограмма, т.е. любая исключительно звуковая запись (фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение) исполнений или иных звуков. Производителями фонограммы могут быть любые физические или юридические лица, которые впервые произвели запись исполнения произведения или иных звуков. За производителями фонограмм законом закреплены исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования. Переход права собственности на экземпляр фонограммы сам по себе не влечет за собой уступку каких-либо смежных прав, принадлежащих производителю фонограммы;

- передача организации эфирного или кабельного вещания, под которой понимается передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

Так же как и законодательство большинства других стран, российское законодательство допускает свободное использование объектов смежных прав в интересах общества, которое всегда заинтересовано в распространении информации, развитии науки и образования. Но законом подчеркивается, что свободное использование не должно наносить ущерба нормальному использованию объектов смежных прав и ущемлять законные интересы исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания, а также авторов исполняемых или передаваемых произведений.

 

2.4 ОБЪЕКТЫАВТОРСКОГО ПРАВА

Согласно ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»: «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения».

Авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.

В юридической литературе, в том числе учебной, объект авторского права (произведение) определяют как нематериальный продукт духовного творчества человека, имеющий объективную форму. В определение объекта авторского права, которое давалось в ст.475 ГК РФ, не содержалось прямого указания на творческий характер труда авторов произведений, что давало некоторым авторам основания утверждать, что «новые, творчески самостоятельные произведения – это лишь часть охраняемых авторским правом произведений» (Э.П. Гаврилов. Советское авторское право. Основные положения. Тенденция развития. Москва. «Наука» 1984г.). Новое определение объекта авторского права является более четким и согласуется с определением, приведенным в Типовом законе ВОИС.

Понятия науки, литературы и искусства имеют разное смысловое значение. Однако четкая классификация произведений на научные, литературные и произведения искусства и не требуется.

Отнесение произведения к категории исключительно научных, литературных или произведений искусства для признания его объектом авторского права не имеет значения. Важен лишь творческий характер труда, в результате которого создано произведение. Если нет творчества, нет и объекта авторского права. Например, не может быть объектом авторского права простой список телефонов, простая компиляция и т.д.

В случае спора о наличии или отсутствии творчества назначается экспертиза, с помощью которой суд может решить этот вопрос.

Творчество может быть выражено и в систематизации, и в объединении уже известного материала (сборники, справочники, словари и т.д.). Охране в этих случаях подлежит форма изложения материала.

Продукт творческой деятельности автора может быть объектом авторского права, если он выражен в какой-либо объективной форме, так как авторским правом защищаются именно те структурные элементы произведения, которые определяют его форму. Наличие элементов новизны в произведении не является обязательным для предоставления ему авторско-правовой охраны [12,С.84].

Произведение считается имеющим объективную форму, если оно выражено в одной из следующих форм:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

- устной (публичное произведение, публичное исполнение и т.д.);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: