1. Площадь слесарной мастерской составляет 70 м2 или 5 кв. м на одного учащегося, что не соответствует требованию п. 5.10 СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает норму равную 6,0 м2 на 1 рабочее место.
Расстояние между рядами двухместных верстаков равно 1 м, что не соответствует требованию п. 5.10 СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает норму равную 1,5 м.
Расстояние между осями тисков, закрепленных на верстаках, составляет 0,7 м, что не соответствует требованию п. 5.10 СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает норму равную 0,9 м.
Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (п. 5.10 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Температура воздуха в помещении мастерской равна 21 оС, что не соответствует требованию п. 6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает норму равную 17-20 °С.
Влажность в помещении мастерской равна 76 %, что не соответствует требованию п. 6.4 СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает норму равную 40-60 %.
Проветривание в мастерской осуществляется через две форточки, соотношение площади которых к площади пола составляет 1/40, что не отвечает требованию п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает норму равную 1/50
До занятия проветривание помещения мастерской не проводилось, что не отвечает требованию п. 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает проветривание учебных помещений во время перемен.
Система вытяжной вентиляции помещения слесарной мастерской не предусмотрена, что не отвечает требованию п. 6.11 СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает наличие отдельной системы вытяжной вентиляции в слесарных мастерских.
В мастерской при одностороннем боковом естественном освещении через два светопроёма обеспечивается на рабочих, горизонтальных поверхностях верстаков КЕО равное 1,2 %, что не отвечает требованию п. 7.1.6 СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает норму КЕО равную 1,5 %.
|
В мастерской, расположенной в центральной зоне для одностороннего бокового естественного освещения имеются два светопроёма, обеспечивающие продолжительность непрерывной инсоляции в 1 час, что не отвечает требованию п. 7.1.9 СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает норму равную 2,0 ч в центральной зоне.
Искусственная освещенность в мастерской осуществляется потолочными люминесцентными лампами, которые создают уровень дискомфорта на рабочих, горизонтальных поверхностях верстаков равный 50 единиц, что не отвечает требованию п. 38, табл. 2, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», который устанавливает норму равную 40 ед.
Фактическая длительность первого урока в мастерской составляет 46 мин, что не отвечает требованию п. 10.9. СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает продолжительность урока не более 45 мин.
Продолжительность перерыва между уроками труда составляет 7 мин., что не отвечает требованию п. 10.12. СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут.
В мастерской нет аптечки для оказания первой медицинской помощи, не отвечает требованию п. 5.15. СанПиН 2.4.2.2821-10, который устанавливает, что мастерские трудового обучения должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
2. Таким образом, в ходе проверки организации и условий проведения урока труда у школьников 7А класса муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 9 выявлен ряд нарушений, которые могут стать причиной неблагоприятных изменений в состояния их здоровья. Это чаще выражается в симптомах переутомление, таких как плохой аппетит, повышенная раздражительность, продолжительное засыпание вечером, учащение случаев заболеваемости, низкая работоспособность, а также неблагоприятно отражается на успеваемости обучающихся, возможностях усвоения ими образовательной программы. Также нарушения гигиенических норм могут привести к снижению зрения и нарушения осанки.
|
Задача 2.
Роспотребназор проверил организацию и условия проведения трудового обучения школьников муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 5 (далее – СОШ № 5), расположенной в центральной зоне.
В ходе проверки организации и условий проведения урока труда у школьников 7Б класса установлено, что наполняемость мастерской полная и составила 12 чел.
Мастерская для трудового обучения столярному делу имеет площадь 65 м2.
Мастерская оборудована верстаками, которые стоят в два ряда параллельно окнам.
Расстояние между верстаками в переднезаднем направлении составляет 0.7 м, подставки для ног отсутствуют.
Размеры рубанков, используемых на занятии у школьников 7 класса: длина – 244 мм, ширина – 56 мм, длина металлической колодки – 250 мм, ширина металлической колодки – 52 мм, длина железки – 180 мм, ширина железки – 40 мм.
Температура воздуха в мастерской 22 оС, относительная влажность 67 %, скорость движения воздуха – 0.1 м/сек.
|
Проветривание в мастерской осуществляется через две форточки с соотношением их площади к площади пола – 1/40. Одна форточка в период проверки сломана и заклеена липкой лентой, не открывается. Система вытяжной вентиляции не предусмотрена.
В мастерской имеются два светопроёма, обеспечивающие одностороннее боковое естественное освещение с уровнем КЕО на рабочей поверхности верстаков равное 1,3 %, при этом световой коэффициент составляет 1: 5. Продолжительность непрерывной инсоляции в мастерской составляет 2 часа.
Искусственное освещение в мастерской осуществляется потолочными люминесцентными лампами. Искусственная освещенность на рабочей поверхности верстаков составляет 300 лк, показатель дискомфорта – 50 единиц.
Урок по расписанию второй по счету, длительность – 47 минут, перерыв до третьего урока составил 8 мин.
Непрерывная продолжительность трудовой операции одним видом деятельности – 15 мин. Общая плотность урока – 90 %.
На уроке присутствовали 12 человек, форма одежды: у 8 чел. халаты и береты, 2 чел. без специальной одежды.
В классном журнале о каждом обучающемся имеются сведения по состоянию здоровья.
Задание.
1. Выявите несоответствие требованиям санитарно-эпидемиологическим нормам трудового обучения школьников.
2. Определите последствия нарушения санитарно-противоэпидемических правил.