Подробно опишите и сравните «семантический треугольник» и «тетраэдр модели образа сознания». Приведите примеры.




Перечислите основные признаки слова.

1) номинативность - называние явления реальной действительности и представление его в виде лексического значения;

2) информативность - объем знаний о явлении мира действительности;

3) индивидуальность лексического значения - отражение в значении слова одного, определенного класса явлений реальности;

4) материальность - существование слова в звуковой/ графической форме;

5) воспроизводимость - повторяемость слова в готовом, не создаваемом каждый раз виде;

6) структурная цельнооформленность - целостность лексического, фонетического/ графического и грамматического единства слова.

 

Укажите важнейшую особенность слова.

Важной особенностью слова является его способность расширять своё лексическое значение

Опишите одну из концепций значения слова, наиболее существенную с позиции ПЛ.

Комлев выделяет 11 основных концепций значения:
1) значение – это называемый предмет,
2)представление о предмете,
3)понятие,
4)отношение между знаком и предметом,
5)отношение между знаком и представлением о предмете,
6)отношение между знаком и понятием,
7)отношение между знаком и деятельностью людей,
8)отношение между знаками,
9)функция слова-знака,
10) инвариант информации,
11) отражение (отображение) действительности.
Первая из них, наиболее старая, представляет значение как отнесенность слова к объекту: слово называет вещи. Собственное имя связывается к одним объектом, нарицательное – с кругом объектов, глагол называет действие, прилагательные и наречия – свойства объектов и действий.

Слово - это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью.

Р.Н. Шмелев пишет: «слово является словом постольку, поскольку оно имеет значение, - бессмысленное сочетание звуков мы не считаем словом».

По О.Н. Шмелеву, «правильной представляется точка зрения А.И. Смирницкого, писавшего, что «значение слова есть известное отображение предмета, явления или отношения в сознании, входящие в структуру слова в качестве так называемой внутренней его стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения и для сообщения его другим людям, но и для самого его возникновения, формирования, существования и развития».

Подробно опишите и сравните «семантический треугольник» и «тетраэдр модели образа сознания». Приведите примеры.

Семантический треугольник - схематическое изображение компонентов слова: фонетическая оболочка слова, понятие.

Знаком называется материальный объект, который для некоторого интерпретатора выступает в качестве представителя какого-то другого предмета.

Значение знака (экстенсионал)— предмет, представляемый (репрезентируемый) данным знаком.

Смысл знака (интенсионал) — информация о репрезентируемом предмете, которую содержит сам знак или которая связывается с этим знаком в процессе общения или познания.

з нак (фонетическое слово)

 
 


предмет понятие

«Семантический треугольник» Фреге

«Тетраэдр модели образа сознания».

Структурный аспект анализа сознания в данной работе представлен моделью образа сознания. В ходе развития идей А.Н. Леонтьева и В.П. Зинченко об «образующих сознания» на материале патопсихологических исследований была разработана теоретическая модель, в соответствии с которой в образе сознания выделяются четыре "узла", или полюса.
Каждый из них является представителем в образе одного из миров: мир культуры репрезентируется значением, предметный мир – полюсом предмета, внутренний мир человека – личностным смыслом, мир языка – словом (знаком). Все полюса связаны друг с другом непосредственно, что можно графически изобразить объемной фигурой, получившей название «психосемиотический тетраэдр». Внутренний объем тетраэдра заполнен чувственной тканью, которая приобретает специфические характеристики, приближаясь к каждому из углов. Чувственная ткань является представителем в сознании мира тела.

5. Найдите правильные варианты:

а) слово соотносится только с определенным содержанием;

б) по мнению Л.С. Выготского, «значение есть путь от мысли к слову»;

в) слово является достоянием всего народа;

г) в ассоциативном подходе анализируются ассоциативные связи слова и выявляется значение слова;

д) ситуативный подход ориентирован на выявление ситуаций говорения; е) новое слово возникает, когда говорящий понимает значение предмета,

не имеет готового цельнооформленного синонима к развернутому описанию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: