Перечислите основные признаки слова.
1) номинативность - называние явления реальной действительности и представление его в виде лексического значения;
2) информативность - объем знаний о явлении мира действительности;
3) индивидуальность лексического значения - отражение в значении слова одного, определенного класса явлений реальности;
4) материальность - существование слова в звуковой/ графической форме;
5) воспроизводимость - повторяемость слова в готовом, не создаваемом каждый раз виде;
6) структурная цельнооформленность - целостность лексического, фонетического/ графического и грамматического единства слова.
Укажите важнейшую особенность слова.
Важной особенностью слова является его способность расширять своё лексическое значение
Опишите одну из концепций значения слова, наиболее существенную с позиции ПЛ.
Комлев выделяет 11 основных концепций значения:
1) значение – это называемый предмет,
2)представление о предмете,
3)понятие,
4)отношение между знаком и предметом,
5)отношение между знаком и представлением о предмете,
6)отношение между знаком и понятием,
7)отношение между знаком и деятельностью людей,
8)отношение между знаками,
9)функция слова-знака,
10) инвариант информации,
11) отражение (отображение) действительности.
Первая из них, наиболее старая, представляет значение как отнесенность слова к объекту: слово называет вещи. Собственное имя связывается к одним объектом, нарицательное – с кругом объектов, глагол называет действие, прилагательные и наречия – свойства объектов и действий.
Слово - это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью.
Р.Н. Шмелев пишет: «слово является словом постольку, поскольку оно имеет значение, - бессмысленное сочетание звуков мы не считаем словом».
По О.Н. Шмелеву, «правильной представляется точка зрения А.И. Смирницкого, писавшего, что «значение слова есть известное отображение предмета, явления или отношения в сознании, входящие в структуру слова в качестве так называемой внутренней его стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения и для сообщения его другим людям, но и для самого его возникновения, формирования, существования и развития».
Подробно опишите и сравните «семантический треугольник» и «тетраэдр модели образа сознания». Приведите примеры.
Семантический треугольник - схематическое изображение компонентов слова: фонетическая оболочка слова, понятие.
Знаком называется материальный объект, который для некоторого интерпретатора выступает в качестве представителя какого-то другого предмета.
Значение знака (экстенсионал)— предмет, представляемый (репрезентируемый) данным знаком.
Смысл знака (интенсионал) — информация о репрезентируемом предмете, которую содержит сам знак или которая связывается с этим знаком в процессе общения или познания.
з нак (фонетическое слово)
![]() |
предмет | понятие |
«Семантический треугольник» Фреге
«Тетраэдр модели образа сознания».
Структурный аспект анализа сознания в данной работе представлен моделью образа сознания. В ходе развития идей А.Н. Леонтьева и В.П. Зинченко об «образующих сознания» на материале патопсихологических исследований была разработана теоретическая модель, в соответствии с которой в образе сознания выделяются четыре "узла", или полюса.
Каждый из них является представителем в образе одного из миров: мир культуры репрезентируется значением, предметный мир – полюсом предмета, внутренний мир человека – личностным смыслом, мир языка – словом (знаком). Все полюса связаны друг с другом непосредственно, что можно графически изобразить объемной фигурой, получившей название «психосемиотический тетраэдр». Внутренний объем тетраэдра заполнен чувственной тканью, которая приобретает специфические характеристики, приближаясь к каждому из углов. Чувственная ткань является представителем в сознании мира тела.
5. Найдите правильные варианты:
а) слово соотносится только с определенным содержанием;
б) по мнению Л.С. Выготского, «значение есть путь от мысли к слову»;
в) слово является достоянием всего народа;
г) в ассоциативном подходе анализируются ассоциативные связи слова и выявляется значение слова;
д) ситуативный подход ориентирован на выявление ситуаций говорения; е) новое слово возникает, когда говорящий понимает значение предмета,
не имеет готового цельнооформленного синонима к развернутому описанию.