НАША ПИЩА – НАША КУЛЬТУРА




В статье «Пища как часть культуры» историк Массимо Монтанари проводит понятный и наглядный анализ истории, антропологии и философии питания. В результате он приходит к выводу, что пища является частью культуры, когда:

· Человек создает пищу. В отличие от животных мы едим не только то, что можем найти, но и то, что способны создать сами.

· Человек готовит пищу. Перед употреблением произведенные продукты питания необходимо преобразовать в готовое блюдо, для этого они подвергаются тепловой и кулинарной обработке.

· Человек потребляет пищу. Хотя человек и может съесть почти все что угодно, он этого не делает. Человек тщательно выбирает свой рацион, который соответствует определенным критериям и обладает неким символическим смыслом.

Таким образом, понятие пищи как набора необходимых питательных веществ приобретает глубокое значение, превосходящее по важности ее физиологическую роль. Пища становится выражением культуры общества, отражением процесса развития мысли индивидов, объединенных в общности (civitas), и межкультурного (civilitas) общения. Обратив внимание на пищу, которую мы употребляем ежедневно, можно заметить, что природного значения в ней осталось не много.

Развитие и изменение пищи является отражением уровня развития цивилизации, культуры и знания в обществе.

КУЛЬТУРА МЯСОЕДЕНИЯ

Распространение культуры мясоедения – одно из самых значимых событий в истории человечества. Как мы уже убедились, у людей как у рода отсутствуют характеристики и физические признаки, свойственные плотоядным животным и хищникам. Более того, в прошлом человек зачастую был скорее добычей, чем хищником, а если и хотел отведать мяса, ему приходилось ждать, пока хищник поймает добычу и насытится ей сначала сам, а за остатки нужно было еще побороться с гиенами и стервятниками.

Только с приручением диких животных (коров, коз, овец, лошадей и свиней) в рационе человека более или менее регулярно, но с большими перерывами начало появляться мясо. Человек учился его хранить, солить и вялить.

В средневековье мясное питание стало атрибутом воина, рыцаря, дворянина. Идея об исключительной важности мяса как символа здоровья и власти для европейца родилась именно в ту эпоху, когда его употребление стало ассоциироваться с силой, богатством и властью, а значит и физическим здоровьем. Бедность же приводит к голоду, болезням и смерти.

Более того, в общественном сознании, в котором физическая сила и мощное тело выходят на первый план, в лидеры выдвигаются храбрые, сильные и могучие люди, имеющие исключительно животное превосходство над подданными. Их прозвищами часто становились называния хищников (Медведь, Лев, Леопард, Волк и т.д.). Названия же травоядных животных (бык, осел, кролик) среди прозвищ не встречаются.

Из статьи Массимо Монтанари:

«Согласно общепринятому наполненному символизмом мнению и точке зрения «научного» сообщества, своей силой и отвагой благородный воин обязан именно мясу. Считается, что только оно обеспечивает организм полноценным питанием, способствует росту мышечной массы и дает воину силу и право командовать подчиненными. Символичность такого представления заключается в том, что прежде чем употребить в пищу мясо, сначала нужно убить животное. Охота, изнуряющая погоня, нередкие схватки с жертвой один на один – все это способствует оттачиванию военной тактики, совершенствованию навыка владения оружием и приобретению практики ведения боя – идеальная тренировка для воина.

«Диетология» также поддерживает данное представление, признавая в мясе идеальное питание для мощного и крепкого мужского тела – именно такой взгляд отражается в медицинских трактатах средневековья, которые, по крайней мере, этим и отличаются от греко-романских воззрений. В рационе питания ее представителей, включая горожан и солдат, хлебу (злакам в принципе: пшенице, ячменю, ржи и просо), без всяких сомнений, отводилось центральное место, что находит отражение в мифе о генерале-земледельце Луции Квинкции Цинциннате.

Героем же средневековых мифов стал правитель-охотник».

На самом деле вегетарианцы, вошедшие в историю античности и второго тысячелетия, – в основном люди искусства (Леонардо да Винчи), философы (Сенека), религиозные деятели и монахи (св. Бенедикт, св. Франциск), которые включали в свой «кодекс» правила, строго регламентирующие их рацион питания. За некоторыми исключениями, в основе этих правил всегда лежит полный или частичный отказ от мяса. Так или иначе, при обсуждении монашеского питания «мясной» вопрос всегда выходит на первый план.

Очевидно, это не случайно. Причины отказа могут быть разнообразными и сложными, но одно можно утверждать наверняка: ими движет стремление отстраниться от мяса как образа жизни, связанного с властью, силой и жестокостью.

Отказаться от мяса значит отказаться от соблазна власти и прибегнуть к питанию «бедными» (бобовыми, злаками, овощами) продуктами рабочих и крестьян, встать на путь духовного смирения.

Такой психологический настрой до сих пор доминирует в общественном сознании, обуславливают наши гастрономические предпочтения и приверженность псевдонаучным убеждениям, которые идут вразрез с законами экономики и экологии, а также принципами здорового питания, подтвержденными научным путем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: