Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестры | Всего зачетных единиц (часов) | Семестры | Всего зачетных единиц (часов) | Семестры |
Общая трудоемкость дисциплины | 3(108) | 6-й | 3(108) | 8-й | 3(108) | 6-й |
Аудиторные занятия | ||||||
лекции | ||||||
практические занятия | ||||||
семинарские занятия | - | |||||
лабораторные работы | - | |||||
другие виды аудиторных занятий | - | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
изучение теоретического курса | ||||||
курсовая работа (контрольная) | - | |||||
домашние задания | ||||||
подготовка к зачету | ||||||
Вид промежуточного контроля | зачет | зачет | Переаттестация |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
Введение. Безопасность жизнедеятельности как наука, цель, содержание и средства познания | - | Еженед | Входной контроль 1 | |||||
Безопасность жизнедеятельности и производственная среда | Еженед | Участие в практ. занятии – 2-7 | ||||||
2.1 | Физиолого-гигиенические основы труда и рациональные условия деятельности | - | Еженед | |||||
2.2 | Рациональная организации учебно-производственного процесса | - | Еженед | |||||
2.3 | Негативные факторы среды обитания. Последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации | 7-11 | Еженед | |||||
2.3.1 | Метеорологические условия. | - | Еженед | |||||
2.3.2 | Освещение помещений и рабочих мест | 4, 7 | Еженед | |||||
2.3.3 | Производственный шум и вибрация | 6,8,9 | Еженед | |||||
2.3.4 | Производственная пыль и производственные яды. Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания | 10, 12, | - | Еженед | ||||
2.3.5 | Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы | - | Еженед | |||||
2.3.6 | Воздействие электрического тока на человека. Электромагнитные поля. Ионизирующие и неионизирующие излучения. | - | - | Еженед | ||||
Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности | 15, | Еженед | Собеседование, участие в практ. Занятии-10 | |||||
3.1 | Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности, техника безопасности | 12, 13-15 | Еженед | |||||
Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) | 17-19 | Еженед | Семинар, выступления с докладами -12, 14 | |||||
4.1 | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. | 14, 16, 17-19 | Еженед | |||||
Оказание первой медицинской помощи при различных травмах | 18-20 | - | Еженед | Собеседование, участие в практ. Занятии-15 | ||||
Итого за 1 семестр | зачет |
Содержание разделов (тем) дисциплин
Раздел 1. Введение. Безопасность жизнедеятельности как наука, цель, содержание и средства познания.
Обеспечение безопасности человека в системе "человек - среда обитания - машина", - объективная основа возникновения проблемы безопасности жизнедеятельности. Цель и содержание курса "Безопасность жизнедеятельности", его комплексный характер. Средства познания в БЖД.
Аксиома о потенциальной опасности. Объект и предмет изучения. Основные задачи курса, место в системе наук, значение в подготовке педагога.
Роль и задачи педагога в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов, организации и проведении работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Достижения отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности. Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда
2.1. Физиолого-гигиенические основы труда и рациональные условия деятельности.
Производственная среда. Условия труда (понятие и определение). Опасные и вредные производственные факторы, их классификация. Основные характеристики трудовой деятельности. Виды труда. Функциональное напряжение организма. Понятия физического и умственного труда. Формы трудовой деятельности.
Степень трудовой нагрузки. Тяжесть и напряженность трудового процесса. Оптимальные, допустимые, вредные и экстремальные условия труда. Гигиеническая классификация условий труда. Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания.
Физиологические процессы в организме при трудовой деятельности. Труд – как социальная и биологическая категория. Энергетическое обеспечение работы мышц. Работа в условиях «кислородного долга». Оценка энергетических трат организма.
Функции дыхания и кровообращения при работе. Реакции сердечнососудистой и дыхательной систем при выполнении работы разной мощности и интенсивности.
Биохимические сдвиги при работе, тепловой и водно-солевой обмен. Изменения состояния центральной нервной системы при работе. Утомление. Механизмы утомления при физическом и умственном труде.
Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности. Понятие и определение работоспособности. Общий уровень и наличное состояние ее. Динамика работоспособности. Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на работоспособность и условия их проявления. Биологическая роль утомления и пути его снижения.
Эргономические вопросы научной организации труда. Пути приспособления работы к человеку.
Эргономические требования к организации рабочего места. Пути приспособления человека к работе. Профессиональный отбор и профориентация.
2.2.Рациональная организация учебно-производственного процесса. Санитарно-гигиенические требования к условиям обучения.
Упражнение (тренировка) как процесс функционального совершенствования организма. Принципы тренировки. Организация рациональных режимов труда и отдыха при организации учебного процесса. Регламентирование труда подростков.
Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Требования к размещению предприятий, объемно-планировочным и конструктивным решениям. Водоснабжение. Требования к вентиляции и кондиционированию.
Вентиляция производственных помещений. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование – устройство и требования к ним.