Объем дисциплины и виды учебной работы




Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов)   Семестры   Всего зачетных единиц (часов)   Семестры   Всего зачетных единиц (часов) Семестры  
Общая трудоемкость дисциплины 3(108) 6-й 3(108) 8-й 3(108) 6-й  
Аудиторные занятия      
лекции      
практические занятия      
семинарские занятия -    
лабораторные работы -    
другие виды аудиторных занятий -
Самостоятельная работа      
изучение теоретического курса      
курсовая работа (контрольная) -    
домашние задания      
подготовка к зачету      
Вид промежуточного контроля зачет зачет Переаттестация

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
                 
  Введение. Безопасность жизнедеятельности как наука, цель, содержание и средства познания         -     Еженед Входной контроль 1
  Безопасность жизнедеятельности и производственная среда           Еженед Участие в практ. занятии – 2-7
2.1 Физиолого-гигиенические основы труда и рациональные условия деятельности               -   Еженед    
2.2 Рациональная организации учебно-производственного процесса               -       Еженед    
2.3 Негативные факторы среды обитания. Последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации     7-11           Еженед      
2.3.1 Метеорологические условия.       -     Еженед    
2.3.2 Освещение помещений и рабочих мест   4, 7       Еженед    
2.3.3 Производственный шум и вибрация   6,8,9       Еженед    
2.3.4 Производственная пыль и производственные яды. Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания       10, 12,     -           Еженед    
2.3.5 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы         -   Еженед    
2.3.6 Воздействие электрического тока на человека. Электромагнитные поля. Ионизирующие и неионизирующие излучения.       -         -           Еженед    
  Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности         15,         Еженед Собеседование, участие в практ. Занятии-10
3.1 Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности, техника безопасности       12, 13-15         Еженед    
  Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС)   17-19       Еженед Семинар, выступления с докладами -12, 14
4.1 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.   14, 16, 17-19           Еженед  
  Оказание первой медицинской помощи при различных травмах         18-20   -     Еженед Собеседование, участие в практ. Занятии-15  
Итого за 1 семестр         зачет

 

Содержание разделов (тем) дисциплин

Раздел 1. Введение. Безопасность жизнедеятельности как наука, цель, содержание и средства познания.

Обеспечение безопасности человека в системе "человек - среда обитания - машина", - объективная основа возникновения проблемы безопасности жизнедеятельности. Цель и содержание курса "Безопасность жизнедеятельности", его комплексный характер. Средства познания в БЖД.

Аксиома о потенциальной опасности. Объект и предмет изучения. Основные задачи курса, место в системе наук, значение в подготовке педагога.

Роль и задачи педагога в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов, организации и проведении работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Достижения отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности. Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

2.1. Физиолого-гигиенические основы труда и рациональные условия деятельности.

Производственная среда. Условия труда (понятие и определение). Опасные и вредные производственные факторы, их классификация. Основные характеристики трудовой деятельности. Виды труда. Функциональное напряжение организма. Понятия физического и умственного труда. Формы трудовой деятельности.

Степень трудовой нагрузки. Тяжесть и напряженность трудового процесса. Оптимальные, допустимые, вредные и экстремальные условия труда. Гигиеническая классификация условий труда. Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания.

Физиологические процессы в организме при трудовой деятельности. Труд – как социальная и биологическая категория. Энергетическое обеспечение работы мышц. Работа в условиях «кислородного долга». Оценка энергетических трат организма.

Функции дыхания и кровообращения при работе. Реакции сердечнососудистой и дыхательной систем при выполнении работы разной мощности и интенсивности.

Биохимические сдвиги при работе, тепловой и водно-солевой обмен. Изменения состояния центральной нервной системы при работе. Утомление. Механизмы утомления при физическом и умственном труде.

Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности. Понятие и определение работоспособности. Общий уровень и наличное состояние ее. Динамика работоспособности. Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на работоспособность и условия их проявления. Биологическая роль утомления и пути его снижения.

Эргономические вопросы научной организации труда. Пути приспособления работы к человеку.

Эргономические требования к организации рабочего места. Пути приспособления человека к работе. Профессиональный отбор и профориентация.

2.2.Рациональная организация учебно-производственного процесса. Санитарно-гигиенические требования к условиям обучения.

Упражнение (тренировка) как процесс функционального совершенствования организма. Принципы тренировки. Организация рациональных режимов труда и отдыха при организации учебного процесса. Регламентирование труда подростков.

Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Требования к размещению предприятий, объемно-планировочным и конструктивным решениям. Водоснабжение. Требования к вентиляции и кондиционированию.

Вентиляция производственных помещений. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование – устройство и требования к ним.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: