Решение задач на взаимодействие генов
Решение задач на взаимодействие аллельных генов
Примеры решения задач на неполное доминирование
Задача 1.
У крупного рогатого скота при генотипе АА красная масть, при генотипе аа – белая, при генотипе Аа – чалая. Имеется чалый бык, а коровы всех трех мастей. Какова вероятность появления чалого теленка в каждом из трех возможных скрещиваний?
Решение.
АА – красная
Аа – чалая
аа – белая
% чал телят –?
1) Р ♀ АА × ♂ Аа 2) Р ♀ аа × ♂ Аа 3) Р ♀ Аа × ♂ Аа
кр чал бел чал чал чал
F1 АА Аа F1 Аа аа F1 АА 2Аа аа
кр чал чал бел кр чал бел
1: 1 1: 1 1: 2: 1
чал – 50% чал – 50% чал – 50%
Ответ: вероятность появления чалого теленка во всех скрещиваниях – 50%.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1.
Мать и отец с волнистыми волосами. Среди детей: один – с волнистыми, один – с курчавыми и один – с прямыми. Определить генотипы всех членов семьи.
Задача 2.
У норки темный мех неполно доминирует над белым (гетерозиготы – кохинуровые). Как распределятся по цвету меха 80 потомков от скрещивания кохинуровых самок и самцов?
Задача 3.
У редиса корнеплод может быть длинным, круглым или овальным. Определить характер наследования признака, если при самоопылении растений, имеющих овальный корнеплод, получено 121 растение с длинным корнеплодом, 119 – с круглым и 243 – с овальным.
Задача 4.
Желтая морская свинка при скрещивании с белой дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых и 25 кремовых животных. Почему?
1.2.1. Примеры решения задач на кодоминирование –
|
Наследование групп крови человека в системе АВО
Наследование групп крови человека в системе АВО
Группа крови | Генотипы |
I (0) | JoJo, или ОО |
II (A) | JAJA, JAJO, или АА, АО |
III (B) | JBJB, JBJO, или ВВ, ВО |
IV (AB) | JAJB, или АВ |
Задача 1.
У женщины с I группой крови родился ребенок с I группой крови. Будет ли удовлетворен судом иск о признании отцовства к Л.М., у которого IV группа крови?
Решение.
ОО АВ
I IV
АО ВО
II III
Ответ: не будет, т.к. у этой пары не может родиться ребенок с I группой крови.
Задача 2.
У матери первая группа крови, у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу крови. Может ли отец иметь вторую группу крови?
Решение.
ОО
I II?
OO
I
ОО АО
I II
ОО АО
I II
Ответ: может, если его генотип – АО.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1.
Определить родителей Веры (имеет I группу крови) и Оли (имеет IV группу крови), если известно, что одна пара родителей имеет II и IV группы крови, а вторая – I и II.
Задача 2.
Мать имеет I группу крови, отец – вторую. Какие группы крови можно ожидать у детей в этой семье?
Задача 3.
При каких генотипах родителей дети могут иметь только II группу крови?
Решение задач на множественное действие гена
Примеры решения задач
Задача 1.
От скрещивания платиновых лисиц получено 185 лисят, из них 127 платиновых, 58 серебристых. а) почему в потомстве платиновых лисиц всегда происходит расщепление; б) каков генотип существующих платиновых и серебристых лисиц; в) отличается ли полученное расщепление потомства от ожидаемого по законам Менделя?
|
Решение.
Р ♀ Аа × ♂ Аа
плат плат
F1 АА 2Аа аа
погибает 2:1
127 плат 58 серебр
Ответ: а) потому что лисицы с платиновой окраской гетерозиготны; б) генотип платиновых – Аа, генотип серебристых – аа; в) да, расщепление составляет 2:1, т.к. зиготы с генотипом АА погибают, в данном случае имеет место плейотропия.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1.
От скрещивания серебристо-соболиного самца норки с нормальными темными самками получили в потомстве 345 серебристо-соболиных и 325 темных норок. Величина помета – в среднем 5,11 щенка. При скрещивании серебристо-соболиных особей между собой получено 196 серебристо-соболиных и 93 темных норки при средней величине помета 3,65 щенка. Объясните результаты скрещиваний, определите генотипы родителей и потомков.
Задача 2.
Серый каракулевый мех (ширази) красивее и ценится дороже, чем черный каракуль. Каких овец по окраске меха экономически выгодно отбирать для скрещиваний, чтобы получить как можно больше серых и черных каракульских ягнят, если гомозиготные серые особи летальны? Почему?