Техническое
Агрегатами, механизмами, машинами, работами, автоматами, производственными процессами, техническими системами.
Биологическое
Приспособление животного и растительного мира под потребности человека.
Социальное
Воздействие на поведение человека, групп людей, коллективов, общества в целом.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Объектом и субъектом управления является человек и коллективы людей | Подразумевает достижение единства воли субъекта и объекта через согласование или подчинение |
Опирается на самоорганизацию объекта управления в процессе решения стоящих перед ним задач | Носит сознательный характер достижения поставленной цели путем программирования своих действий и использования соразмерных средств |
Базируется на сформировавшемся в течении длительного времени опыте многих поколений | Обусловлено (детерминировано) объективными законами развития общества и государства |
РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. В зависимости от объекта Частное
Международное Государственное Местное
Общественное
2. В зависимости от сферы деятельности
· В сфере внешней политики
· В сфере внутренних дел
· В социально-культурной сфере
· В сфере экономики
· В сфере сельского хозяйства
· В межотраслевых сферах
3. В зависимости от характера взаимодействия между субъектом и объектом
Системное Маркетинговое
Классическое Ситуационное Когнитивное
ПРИЗНАКИ УПРАВЛЕНИЯ
|
1. Характерно для сложных динамических систем
2. Направленно на повышение организованности системы и сохранение ее качественной определенности
3. Неразрывно связано со сбором, обработкой, передачей и накоплением различной информации
4. Всегда подчинено достижению поставленной цели
5. Выражается в повседневной деятельности аппарата управления
6. Характеризуется разнообразием проявлений, свойств, методов осуществления, функций и пр.
ЭЛЕМЕНТЫСИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ
Субъект управления – ∙ Государство и его органы
∙ Должностные лица
∙ Лица, наделенные соответствующими полномочиями
Объект управления – ∙ Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане
лица без гражданства)
∙ Юридические лица (предприятия, учреждения,
организации, независимо от формы собственности)
∙ Общественные объединения
Прямые связи – ∙ Приказы
∙ Распоряжения Идут от субъекта
∙ Указания к объекту
∙ Устныекоманды
Обратные связи – ∙ Отчеты
∙ Справки Идущие от объекта
∙ Доклады к субъекту
∙ Устныесообщения
ЭЛЕМЕНТЫПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ (СТРУКТУРА)
А. Содержание принципы
цели задачи функции методы
Б. Организация
представляет собой «управленческий цикл» (стадии)
- Сбор и анализ информации
- Подготовка и принятие управленческого решения
- Организация исполнения управленческого решения
- Осуществления контроля
|
обработка информации документирование информации систематизация информации
сбор информации В. Технология хранение информации
преобразование информации уничтожение информации передача информации
выполнение отдельных функций и операций
ПРИЗНАКИ ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
· Конкретизирует требуемый конечный результат
· Определяет срок и величину допустимых затрат
· Дает количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта ее достижения
· Отвечает функциональным обязанностям субъекта и объекта управления
· Понятна, реальна и достижима, но не легка
· Реализуется в пределах гарантированного объема ресурсов
· Соответствует основным принципам и методам работы
· Совпадает с интересами объекта и не вызывает конфликтов в организации
· Минимизирует двойную ответственность за конечный результат
· Закреплена на материальном носителе
· Согласована с вышестоящей в порядке подчиненности субъектом управления
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Реальность
Обоснованность
Конкретность
Обеспеченность
Преемственность
ВИДЫЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
1. В зависимости от значимости
· Общие (директивы)
· Высшего и низшего уровня
· Глобальные, генеральные и частные
· Стратегические и тактические
· Конечные и промежуточные
2. В зависимости от содержания
|
· Политические
· Экономические
· Социальные
· Идеологические
· Технические
3. В зависимости от характера
· Цели-задания (задачи системы)
· Цели-ориентации (мотивации деятельности)
· Собственные цели (интересы организации)
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ (ПО СОДЕРЖАНИЮ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ)
регулирование
Общие прогнозирование
планирование
контроль
учет анализ организация
Специальные – их объем и содержание обусловлены конкретной сферой
деятельности
делопроизводственная воспитательная кадровая
материально- медицинская
техническая Обеспечивающие
правовая информационная психологическая финансовая
КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Внутренние
I. В зависимости от направленности
Внешние
II. В зависимости от единства
Родственные Совместимые Несовместимые
Связаны по родовому признаку (перспективное и текущее планирование). Сосредоточены в одном подразделении, либо руководство осуществляет одно лицо. | Их осуществляет одно структурное подразделение (снабжение и сбыт). | Нельзя сосредотачивать внутри организации, т.к. необходимо обособлять структурную единицу (отдел собственной безопасности, отдел технического контроля – ОТК) |
III. В зависимости от специализации
Общеорганизационные Специализированные
Осуществляется линейными Осуществляется руководителями струк-
руководителями (начальник, заместитель) турных подразделений (ПДН, бухгалте-
рия, ОК, ОУР, БЭП)
ПРИНЦИПЫУПРАВЛЕНИЯ
ц
I. Общественно-политические
· демократизм · социальная ориентация
· равноправие · гуманизм
· гласность · защита прав и свобод граждан
· законность · разделение властей
II. Организационные
· взаимодействие с другими системами · автономность
· сочетание единоначалия и коллегиальности · мобильность
· линейно-функциональный · территориальный
· двойного подчинения · разделение полномочий
· подбор и расстановка кадров
III. Специальные
· целеустремленность · объективность · моделирование
· конкретность · эффективность · информативность
· системный подход · личная ответственность · точность
· организованность · защищенность · сочетание централизации и
децентрализации
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
I. Классическая (Ф. Тейлор) ·Подчинение ритму технических систем ·Использование технических средств ·Нормирование труда (хронометраж) ·Отделение управленцев от рабочих ·Контроль мастеров ·Организация рабочего места ·Подбор и расстановка кадров II. Школа «научного менеджеризма» (М.Вебер) ·Учение об идеальной бюрократии ·Формальные принципы взаимоотношений между людьми ·Фиксированная зарплата ·Жесткая иерархия, надзор и контроль ·Четкая регламентация любой деятельности ·Отделение службы от права собственности ·Детальное разделение труда III. Эмпирическая школа (П. Друкер) ·Систематизирование идей Тейлора и Э.Мейо ·Опираются на математику и кибернетику ·Главное внимание – опыту управления · Управление ближе к искусству, чем к работе | IV. Адм. менеджмента (А. Файоль) ·Выделение функций управления в самостоятельный объект исследования ·Делегирование отдельных управленческих функций исполнителям ·Соглашение исполнителя с работодателем ·Справедливое вознаграждение за труд ·Специализация труда ·Установление уровня лояльности для снижения текучести кадров V. Доктрина «человеческих отношений» (Э.Мейо) ·Объект исследования – малые неформальные группы ·Использование пауз в работе ·Делегирование полномочий по управлению сверху вниз ·Изучение конфликтов, отношения к лидеру, мотивации, социальных ролей, отношения к труду VI. Школа «целевого управления» (Дж. Моррисей) ·Разработка конкретных рекомендаций руководителям ·Изучения целевого управления ·Разработка методики планирования и контроля ·Много внимания программированию, графикам работы, разработке нормативов, корректирующим действиям, измерениям параметров |
Содержание управленияСистему управленияУправленческие
(цели, задачи, методы, (структура, связи, отношения
функции, принципы ресурсы, механизм) (соц.- психологический
управления) климат, лидерство,
конфликты, стиль
руководства
Методику Наука управления Общие и частные
управления изучает: закономерностиуправления
(процесс принятия уп-(идеи, понятия, взгляды,теории,
равленческих решений,влияние внешней среды)
формы и методы
контроля и пр.)
Совершенствование управленияУправление в особых условиях
(рационализация труда, современные (формы, особенности, связи элементов,
технические средства, условия труда…) методика, стратегия)
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫВ ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
I. Эмпирико-интуитивный
(угадывание закономерностей методом проб и ошибок)
II. Дедуктивно-аксиоматический
(исследование явлений от общего к частному)
III. Конструктивный
(движение от частного к общему)
IV. Ассоциативный
(улавливание сходства между отдаленными объектами и объединение разрозненных элементов и фактов в единую систему)
МЕТОДЫНАУКИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
I. Общенаучные
· Диалектический · Анализ и синтез
· Конкретно-исторический · Индукция и дедукция
· Системный · Логический
· Комплексный подход
А. Метод сбора и обработки информации ·Наблюдение ·Опрос респондентов ·Интервьюирование ·Анкетирование ·Группировка ·Выборка статистических данных ·Изучение документов ·Измерение (хронометрирование) | Б. Метод анализа информации ·Классификация ·Социальный эксперимент ·Изучение и обобщение опыта ·Выявление причинно-следственных связей ·Математическое моделирование ·Типовое программирование ·Программное прогнозирование |
II. Частно-научные
Тема 2. ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ОВД
Наличие элементов Существование связей и
взаимосвязи внутри системы
Внутреннее строение в рамках Наличие общей цели создания
структуры системы
Наличие компонентов, обеспечивающих Наличие внешней среды
управляемость системой функционирования
Иерархичность и субординационные Наличие особых свойств,
начала между элементами системы характерных для систем
подобного рода
Автономность Открытость
Целеполагание Самоорганизуемость Адаптируемость Интегративность
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЯЕМЫХ СИСТЕМ (ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНВКИ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)
Детерминированность элементов системы
Динамичность системы
Наличие в системе управляющего параметра
Наличие в системе усилительного свойства
Наличие в системе обратных связей
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
Принципы
Оптимальность
Соблюдение норм управляемости
Баланс прав и обязанностей Штатная наполняемость
Нормативное закрепление Персонализация функций |
Методы
Аналогия
Экспертный метод
Организационное моделирование Структуризация целей
Эксперимент
|
СТРУКТУРА СИСТЕМЫОВД
Организационная
· МВД России
· ГУ МВД по федеральным округам
· МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ
· ГРОВД, ОВДТ
· Территориальные отделения |
Функциональная
Отраслевые подразделения
(милиция, следственный аппарат, внутренние войска, федеральная миграционная служба, НЦБ Интерпола)
Функциональные службы
(отделы кадров, бухгалтерия, ХОЗО, секретариат, юридический отдел)
Штабные подразделения (штабы, дежурные части, информационно-аналитический отдел, инспекция)
|
ОСНОВНЫЕ ТИПЫОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
1. Линейный (военный)
2. Функциональный
3. Смешанный
4. Программно-целевой
Формы распределения функций между сотрудниками
А. Зональная (территориальная) В. Смешанная (зонально-линейная)
Б. Линейная (отраслевая)
МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ
Основные черты 1. Выражается связь субъекта с объектом 2. Средства осуществления управляющего воздействия 3. Упорядочивают и организуют происходящее в системе управления процессы 4. Являются наиболее подвижным компонентом управления 5. Носят альтернативный характер 6. В гос. управлении являются инструментом достижения политических целей 7. Обеспечивают слаженность работы и эффективность деятельности | Характеризуются 1. Объективированной организационной формой 2. Характером воздействия 3. Способом воздействия 4. Временем воздействия 5. Направленностью воздействия |
Может носить государственный Направлено на добровольное Применяется всеми
и негосударственный характер исполнение воли субъекта субъектами
управления управления
Обеспечивает единство Изменяет неправильные
воли субъекта и объекта и формирует новые
управления взгляды объекта управления
Убеждение как
метод управления
Укрепляет и развивает Воздействует на сознание,
сознательность и волю и поведение объекта
правовую культуру управления
Может носить моральный, Затрагивает в единстве Соответствует задачам
материальный и психологи- ум и эмоции объекта общества, государства и
ческий характер конкретной организации
Направлено на подчинение Утверждает волю субъекта
объекта субъекту управления вопреки воле объекта
Может выражаться в Осуществляется специально
наступлении соответ- уполномоченными субъектами
ствующего вида ответ-
ственности
Принуждение как
метод управления
Выбор конкретной Воздействует на моральную,
меры обусловлен материальную, физическую
особенностями объекта, и организационную сторону
обстановки, стоящих задач объекта управления
и иными факторами
Служит целям обеспечения законности,
государственной дисциплины и правопорядка
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО ХАРАКТЕРУ
ВОЗДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА НА ОБЪЕКТ
А. Методы прямого управляющего воздействия (административные методы)
Административно-правовые Административно-организационные
Б. Методы косвенного воздействия
Экономические методы Социально-психологические методы