Красноярский край можно считать центром изобразительного искусства в России, ведь красноярская краевая организация Союза художников России является самой многочисленной в Сибири. В Красноярском крае действует система образования в области изобразительного искусства, включающая детские школы искусств, Красноярское художественное училище имени Василия Ивановича Сурикова, отделение Российской академии художеств в г. Красноярске.
В крае система государственной поддержки творческих союзов и творческих работников, осуществляется в следующих формах: совместная с творческими союзами реализация проектов в области профессионального искусства (в 2010 году в крае возрождена практика проведения всесибирских выставок); закупка произведений искусства для краевых государственных учреждений культуры; предоставление помещений, находящихся в краевой собственности, в безвозмездное пользование художникам для творческих мастерских; издание альбомов, посвящённых современному искусству края.
Что можно назвать точкой отсчета изобразительного искусства Красноярского края? О появлении первых профессиональных художников можно говорить лишь начиная со второй половины XIX века. Первым можно назвать Николая Васильевича Гребнева (1831—?), учителя Василия Ивановича Сурикова. Работ, выполненных непосредственно Николаем Васильевичем не сохранилось.
Становление профессионального изобразительного искусства в Красноярском крае началось с Василия Ивановича Сурикова (1848—1916). Здесь, в Красноярске будущий великий живописец выполнял первые детские и юношеские работы. Во время приездов на родину из Москвы, где он жил после окончания Академии художеств, Василий Иванович Суриков работал в Красноярске, в Минусинске и в других местах края над этюдами, эскизами к своим картинам, написал здесь полотно «Взятие снежного городка», создавал живописные и графические портреты земляков, пейзажи родины.
|
Первым художником, с чьим именем непосредственно связано начало изобразительного искусства Красноярска в 1890-х годах, был Михаил Александрович Рутченко (1863—после 1917), получивший образование в Киевской художественной школе Н.И.Мурашко. Очевидно, в конце 1880-х годов Михаил Александрович приехал в Красноярск, где преподавал рисование в мужской гимназии, пользовался большим уважением учеников. В Красноярском краеведческом музее есть его работа «Арестант в тюремной камере» (предположительно 1892 год), написанная в традициях передвижничества.
Первое десятилетие ХХ века для изобразительного искусства Красноярска было ознаменовано несколькими важными событиями, оказавшими большое влияние на дальнейшее развитие красноярской художественной жизни. В 1905 году было основано первое объединение красноярских художников – Товарищество художников. Захваченные всеобщим революционным пафосом, мастера изобразительного искусства (тогда это была небольшая группа: М.Костылев, А.Шестаков, Г.Козлов, П.Владимиров) решили объединиться. Товарищество художников просуществовало недолго, оно не создавало концептуальных манифестов и не имело далеко идущих планов, но смысл этого явления велик: впервые художники объединились, чтобы решать конкретные творческие задачи: «…объединение художественных сил для развития и распространения в обществе изящных искусств. С этой целью товарищество открывает классы живописи и рисования, устраивает периодические выставки картин» – писали организаторы товарищества.
|
Еще одно важное для художественной жизни не только Красноярска, но и Сибири в целом событие произошло в 1910 году. 27 января в Красноярске открылась первая в Сибири рисовальная школа. А проекты ее создания появились много раньше. Среди тех, кто активно участвовал в организации школы, был Василий Иванович Суриков. Роль школы настолько значительна, что без нее вообще нельзя представить развитие изобразительного искусства в Красноярске, многие выпускники ее впоследствии становились известными в Сибири и в России художниками.
Первым заведующим школы стал известный красноярский архитектор и художник Леонид Александрович Чернышов (1875—1932). Архитектурный талант Чернышева высоко ценил Василий Иванович Суриков, заинтересованно следивший за его творчеством. «Чернышев много интересных домов понастроил в Красноярске, так что вид у него стал другой теперь», - писал художник в письме к родственникам.
До настоящего времени в Красноярске сохранилось как минимум восемь зданий, выстроенных по проектам Чернышова. На самом деле их больше, но часть из них была перестроена до неузнаваемости, а часть требует уточнения авторства. Самые яркие из его проектов - здание Краевого краеведческого музея (улица Дубровинского, 84), дом красноярского купеческого общества (проспект Мира, 71) и, конечно же, собственный дом архитектора (улица Марковского, 21).
|
С самого основания ведущим педагогом рисовальной школы был Дмитрий Иннокентьевич Каратанов (1874—1952), настоящий учитель, воспитавший несколько поколений сибирских художников.
Интерес к рисованию у Дмитрия появился в раннем детстве. Его учителем был Василий Иванович Суриков. Их первая встреча произошла в 1888 году, когда четырнадцатилетний Митя показал свои рисунки маститому художнику. Позже эту встречу Каратанов описывал так: «С душевным трепетом, прижимая к груди пачку своих детских рисунков, вошел я в дом, где жил и работал Суриков. Василий Иванович часа три беседовал со мной, указывая на достоинства и недостатки моих рисунков, показывал мне свои итальянские эскизы и дал много ценных советов».
Именно по настоянию Сурикова, Дмитрий поступил в Императорскую Академию художеств, где учителем Каратанова стал Архип Иванович Куинджи. Но спустя три года из-за стесненности в средствах, недоучившись в Академии, Дмитрий Иннокентьевич вернулся в Красноярск и продолжал рисовать.
Дмитрия Иннокентьевича Каратанова по праву считают певцом Сибири. Сибирская природа, тайга и тундра, могучий Енисей, Столбы, жизнь и быт людей Севера - рыболовов и охотников были ведущими темами его творчества.
Искусствовед Н.В. Лисовский справедливо отметил: «В пейзажной живописи Дмитрий Иннокентьевич Каратанов является прямым продолжателем традиций Саврасова, Васильева, Левитана. Тот же строгий реализм, стремление к простоте, искренности и сердечности. Та же любовь и проникновение в душу родной природы и умение найти красоту в самом простом мотиве. Но при всем этом общем Каратанов ни на кого из перечисленных художников не похож, как не похожа природа средней полосы России на природу Сибири»...
В 1912 году состоялся первый выпуск, ставший ярким событием, потому что целая группа молодых людей, окончивших в том году рисовальную школу, вошла в историю изобразительного искусства не только Красноярска, но и России в целом. Многие из первых выпускников стали впоследствии значительными живописцами, скульпторами, графиками, известными далеко за пределами нашего города – скульптор Георгий Дмитриевич Лавров, в судьбе которого причудливо переплелись Красноярск, Париж, Москва; художник кино Василий Иванович Ковригин; живописец и график Алексей Васильевич Вощакин, много сделавший для сибирского и российского искусства и многие другие.
Одним из ведущих художников Красноярского края стал выпускник 1912 года Андрей Прокофьевич Лекаренко (1895—1978), впоследствии сам преподаватель школы, который играл важную роль в развитии красноярского искусства с 1920 по 1970 годы. Он объездил весь край, всю Сибирь, участвовал в экспедициях по переписи населения Крайнего Севера и из каждой поездки привозил зарисовки, эскизы к новым картинам. Два года провёл на Таймыре, и впечатления этих лет легли в основу многих работ художника. После творческой поездки в Саяны Андрей Прокофьевич создал замечательные пейзажи, немало работ посвятил Красноярску. В них – город реальный с его конкретными улицами, церквами переплетается с городом, увиденным внутренним взором художника.
С 1920 года активизируется выставочная деятельность, в которой принимают участие как местные, так и приезжие живописцы и графики. Тематика этих выставок, по своей сути, была продолжением всего того, что создавали художники и до революционных событий. Слишком мал и устойчив был кружок местных художников, слишком сильным было генетически впитанное преклонение перед реализмом Василия Ивановича Сурикова, слишком живы были в памяти художников воспоминания о встречах с ним, чтобы что-то резко изменять. Приезжие художники скорее вливались в существующую творческую среду, растворялись в ней, чем вносили что-то новое.
Но ветер перемен долетел и сюда. И внесен он был Алексеем Васильевичем Вощакиным и Андреем Прокофьевичем Лекаренко - красноярскими художниками, возвратившимися в Сибирь в 1925 году после трех лет учебы во ВХУТЕМАСе. Они первыми задумались об объединении художников Сибири, о создании всесибирского общества мастеров изобразительного искусства. Для этого в 1925 году они едут в Новониколаевск (с 1926 года Новосибирск), где начинается работа по организации общества «Новая Сибирь» и первой всесибирской художественной выставки.
На «Первой всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры» (так официально она называлась) были представлены рисунки и акварели многих художников Красноярского края: Д.И.Каратанова, И.И.Ляхова, Г.Я.Троицкого, В.Г.Петракова и многих других.
Общество «Новая Сибирь» и его филиалы в городах Сибири просуществовали до 1931 года. 23 апреля 1932 года вышло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Все объединения и группировки были ликвидированы и создан единый Союз советских художников.
7 декабря 1934 года был образован Красноярский край, и в жизни красноярских художников начался новый период.
В 1935 году состоялось первое собрание красноярских художников, на котором было принято решение о создании краевого отделения Союза художников СССР. Был намечен обширный план работы по проведению выставок, выявлению художественных сил края, по организации учебы талантливой молодежи. Председателем городского комитета Союза художников (название условно, так как союза как такового еще не было) была избрана Ксения Иннокентьевна Матвеева (1894—1967). Старейший красноярский художник, ученица Д. И. Каратанова, выпускница Красноярской рисовальной школы 1912 года. Поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одновременно посещала частные студии В.М. Мешкова и К.Ф. Юона. Возвратившись в 1917 году в Красноярск Матвеева принимала деятельное участие в художественной жизни города.
На краевой выставке 1948 года, посвященной 100-летию со дня рождения Сурикова, Матвеева показала большое полотно «Красноярск времен детства В. И. Сурикова» — одно из лучших своих произведений по образному раскрытию темы. Картина переносит нас в старый Красноярск. В ней словно оживают образы красноярцев, «населившие» в свое время полотно Сурикова «Взятие снежного городка». Идут по настилу деревянного моста старик со старухой, рядом женщины в красивых нарядных одеждах, веселая и шумливая молодежь, собравшаяся на катанье с крутой горы в санях. Мягкой кистью внимательно написала художница и искрящийся снег, и оливково-коричневые полушубки, и цветастые платки девушек. Знание быта, обычаев, стародавних нарядов позволило Матвеевой в сочетании с особенностями пейзажа создать достоверную картину Красноярска середины XIX века.
Официально красноярская организация была утверждена и зарегистрирована в Москве как Красноярское краевое отделение Союза советских художников (ССХ) в апреле 1940 года. Красноярский союз художников тогда был небольшим, но дружным, он объединял в основном творческую молодежь, кроме нескольких представителей старшего поколения (Д.И.Каратанова, А.П.Лекаренко, А.С.Шестакова К.И.Матвеевой). Первыми членами Красноярской организации СХ РСФСР были И.И.Наливайко, М.Н.Мишарин, Г.Е.Попов, А.Я.Климанов, Я.С.Еселевич, Е.С.Кобытев, Т.А.Мирошкина, В.Л.Петраков, А.Н.Васильев.
В этом же 1940 году было создано всесоюзное объединение «Всекохудожник» (всесоюзная кооперация художников), ставшая как бы первой моделью Художественного фонда. В Красноярске в сентябре 1940 года было создано товарищество «Художник» как красноярский филиал «Всекохудожника», которое выполняло при Красноярской организации ССХ роль художественного фонда: оформляло заказы, занималось заготовкой материалов, содержанием мастерских и т.д. Далеко не все художники, работающие в товариществе, становились членами ССХ, так на 1 января 1948 года в товариществе «Художник» числилось 47 художников, а творческая организация насчитывала около 20 человек. В 1953 году, когда был создан Художественный фонд РСФСР, товарищество «Художник» было преобразовано в Красноярский художественный фонд.
1941 год начался с больших планов творческой организации: предполагалась серьезная выставочная работа, многие художники разъехались в командировки по краю. Но Великая Отечественная война изменила планы.
Художники Красноярска вместе со всем народом отдавали свои силы, свое мастерство фронту. Многие мастера изобразительного искусства вынуждены были сменить кисть живописца, резец скульптора, карандаш графика на винтовку. Война разбросала наших художников по разным фронтам, направлениям. Все четыре военных года не снимали шинели Яков Семенович Яселевич, Владимир Ильич Мешков. Пленником фашистского концлагеря «Хорольская яма» был Евгений Степанович Кобытев, он бежал, снова встал в строй, победителем вошел в Германию. Капитан, командир пулеметной роты Михаил Никифорович Мишарин три года был на передовой линии, дошел до Пруссии, был ранен, получил тяжелые увечья. Андрею Геннадьевичу Поздееву и Михаилу Федоровичу Гладунову довелось завершать войну на Дальнем Востоке. И это лишь небольшая часть списка…
Но даже в огне войны художники не расставались с любимым занятием: в редкие свободные минуты делали краткие наброски боевых сцен, рисовали своих товарищей. Часть из этих работ публиковалась во фронтовой прессе, а многие листы и сегодня бережно сохраняются самими авторами или их близкими.
Яков Семенович Яселевич (1915—2000) в годы войны находился в стрелковой дивизии, защищавшей Ленинград, был художником в дивизионной газете «В атаку», сделал за это время для газеты более 300 рисунков и линогравюр, выполнял плакаты «Вперед за Ленинград!», «Ни шагу назад!», «Отомсти, боец!» и многие другие.
Борис Яковлевич Ряузов (1919—1994) служил артиллеристом-разведчиком в девятнадцатом Гвардейском Сибирском стрелковом корпусе. Он привез с войны чемодан набросков, зарисовок, живописных этюдов. Эти листы вдова Бориса Яковлевича Нина Васильевна Ряузова передала в музей художника. Борис Ряузов сражался в одном соединении, с Александром Матросовым и первым по маленькой фотографии выполнил его графический портрет. «Дорогие друзья-художники! В нашем соединении – событие, которое потрясло всех. Боец Александр Матросов у деревни Чернушки закрыл грудью дзот противника. Сообщили об этом по полевому телефону. Вот как бывает. Сквозь лишения и героизм, пули и смерть – к свету Победы! Все равно одолеем мы!… По заданию командования нарисовал портрет героя. Делал это с фотографии размером 3х4 см. Передали мне из личных вещей»… - писал Борис Ряузов красноярским художникам в 1943 году.
Нелегко было и тем, кто оставался в тылу. В это время в Красноярск были эвакуированы из центральных городов и районов России многие живописцы и графики, которые влились в красноярскую организацию художников и вместе с сибиряками продолжали творческую работу. За годы войны в Красноярске проводились две выставки в 1942, две в 1943 и в 1944 годах. Эти экспозиции вызывали большой интерес. В выставочные залы ходили зрители, в газетах делались не просто информации, а большие подробные обзоры этих выставок. Наряду с живописью и рисунками на военную тематику экспонировались, как и в предвоенные годы, пейзажи, портреты, бытовые зарисовки.
На этих выставках впервые представил свои работы Рудольф Крустинович Руйга (1923—2002). Среди сибирских художников Рудольф Руйга был самородком самой высокой пробы. Жизненные обстоятельства не дали возможности Рудольфу получить художественное образование. Так получилось, что он вообще ни у кого не учился рисовать. При этом никто из сибирских графиков не смог превзойти Руйгу ни в силе таланта, ни в стилистической самобытности исполнения, ни в чистоте и строгости техники штриха.
Именно в годы войны Андрей Прокофьевич Лекаренко начал создавать свой исторический цикл «Сибирская старина», в котором воспоминания о старом Красноярске поэтизировались автором и превращались в его произведениях в сказочно красивые сибирские города. Это была сказка, такая нужная измученным войной детям, женщинам, старикам – всем, кто оставался в тылу и непосильным трудом помогал приближать Победу.
После окончания войны разъехались в родные края художники, эвакуированные в Красноярск из центральных областей страны, а сюда стали возвращаться красноярские художники-фронтовики, исполненные желания вновь заняться творчеством.
Для молодого Красноярского Союза художников период, начиная со второй половины 1940-х и до 1960-х годов, явился периодом взлета, временем осознания красоты и величия края, временем необыкновенно мощного развития сибирского пейзажа, впоследствии с полным основанием названным красноярской школой пейзажа.
В Красноярском крае в это время работала самая сильная за Уралом организация Союза художников РСФСР. Ее основу составляли Борис Яковлевич Ряузов, Рудольф Крустинович Руйга, Владимир Ильич Мешков, Тойво Васильевич Ряннель (1921—2012), народный художник РСФСР (1991), почетный академик Российской академии художеств (2010).
Родился Тойво Васильевич в деревне Тозерово на Ладоге, под Ленинградом, где за околицей родительского дома слышался шум прибоя Балтийского моря. С 1931 по 1995 год жил в Сибири (его семья была репрессирована и отправлена на поселение в Красноярский край). Но Сибирь для художника стала не местом ссылки, а родной землей, насыщенной особой силой, мужеством и величественной красотой, героизированные поэтические образы которой он создал в ставших образцовыми для сибирской пейзажной школы полотнах.
Главное место в творчестве Тойво Ряннеля прочно занял пейзаж. Он много путешествовал по Красноярскому краю, понимал и любил его природу — побывал на Таймыре, в низовьях Енисея, в Саянах, в Туве, а позднее и в Хакасии, на Кузнецком Алатау. В этих долгих путешествиях по таежным тропам и буреломам Тойво Васильевич заметил, что кедр — единственное дерево, которое поднимается к снеговым вершинам. Ни береза, ни пихта на эту высоту взобраться не могут. Кедр, гордое дерево, там, на высоте, принимает флаговую форму кроны — она формируется под давлением ветров. Под кедром хорошо спится — упавшая между корнями хвоя образует сухую ароматную подушку. Десятки эскизов с кедрами. В работе над ними формировалось у художника ощущение того, как дерево сопротивляется ветру и скалам. Не сразу, а постепенно рождалась одна из самых выдающихся картин сибирского изобразительного искусства - «Горные кедры».
Работы Тойво Ряннеля хранятся во многих музеях России, частных коллекциях Японии, США, Франции, Германии, ЮАР, Швеции и Финляндии. Более ста его картин находятся в фондах Красноярского государственного художественного музея имени Василия Ивановича Сурикова.
В Красноярске работали и другие талантливые мастера изобразительного искусства. Среди них Андрей Геннадьевич Поздеев (1926—1998). Художник родился в селе Нижний Ингаш Красноярского края. Живопись начал постигать самостоятельно: посещал выставки, музеи и галереи, изучал творчество великих мастеров прошлого, читал книги, писал с натуры.
В 1937 году Поздеев принимал участие в краевом конкурсе детского рисунка, посвященном столетию памяти Пушкина, и за портрет поэта получил денежную премию.
В 1943 году ушел добровольцем на фронт, служил на Дальнем Востоке, заболел туберкулёзом и был отправлен для дальнейшего лечения в город Минусинск. В 1950 году вернулся в Красноярск, поступил в художественную школу имени Сурикова, трудился в товариществе художников.
Искусство, творческий процесс были для Поздеева частью священнодействия, поэтому даже сюжеты повседневной жизни – изображения города Красноярска, пейзажи, портреты друзей и близких, бесконечные букеты цветов и многое другое – притягивают зрителя какой-то особой энергией. Все поздеевские композиции полны внутренней приподнятости, непосредственной эмоциональности. Цвет в его живописи маслом и акварели обладает особыми выразительно-изобразительными качествами.
Зрелое искусство сибирского художника все более оперировало знаками и символами, складывающимися в некие формулы. Наличие в символе многих смыслов, не расшифровываемых до конца, создает сложный метафизический текст живописных посланий, среди которых различные вариации библейских мотивов. Всему творческому пути художника свойственно стремление найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни и бессмертии души, о высшем предназначении человека.
Персональные выставки художника проходили в музеях Таллина и Риги, в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художника в Москве. Картины Андрея Поздеева находятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Конец 1940-х - начало 1960-х годов отмечены для Красноярского Союза художников и для всей культурной ситуации в Красноярском крае целым рядом знаменательных явлений.
В 1948 году к 100-летию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова в его доме на улице Ленина 98 был открыт мемориальный музей. Дом был построен отцом художника в 1830-е годы и это один из самых старых деревянных домов в Красноярске. Во дворе музея установлен памятник художнику (скульптор Юрий Злотя). В комнатах дома воспроизведена обстановка, находившаяся при жизни художника, личные вещи, экспонируются картины, рисунки, этюды Василия Ивановича Сурикова.
1 мая 1958 года на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» была торжественно открыта Красноярская художественная галерея – первый настоящий выставочный зал. До этого времени большой стремительно растущий сибирский город не имел ни одного выставочного зала, выставки современного искусства проходили в разных местах, например, в Доме учителя, в фойе театра Александра Сергеевича Пушкина.
Но Красноярская художественная галерея, фонды которой первоначально насчитывали 630 произведений русских художников, переданных из Красноярского краеведческого музея, в том числе 63 работы Василия Ивановича Сурикова, демонстрировала, прежде всего, постоянную экспозицию. Для показа выставок красноярских художников нужны были свои собственные залы. В этом же году эти залы появились – было закончено строительство Дома художника по проспекту Мира, 56 с творческими студиями, помещениями Союза художников, а главное, с выставочными залами, в которых и сегодня размещаются все самые значительные экспозиции краевой творческой организации.
И еще одно событие, сыгравшее огромную роль для дальнейшего развития творческих сил Красноярской организации Союза художников, произошло в 1958 году: впервые открыло свои двери для будущих художников Красноярское художественное училище имени Василия Ивановича Сурикова – в Красноярске появилось среднее звено художественного образования. В 1963 году состоялся первый выпуск, и с этого времени училище ежегодно выпускает десятки талантливых интересных художников.
В конце 1950-х годов из Ленинграда приехали скульпторы Юрий Павлович Ишханов и Владимир Алексеевич Зеленов, давшие импульс развитию скульптуры в крае. В 1971 году после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина в Красноярск приехал Анатолий Маркович Знак (1939—2002).
Когда Анатолий был школьником, его талант заметил учитель рисования, который стал обучать его писать с натуры. Став глухонемым после перенесенной в детстве болезни, Анатолий Знак не сник и не замкнулся. Повзрослев, он приехал в Красноярск, где устроился на подсобные работы в театр музыкальной комедии и поступил на вечернее отделение художественной школы имени Василия Ивановича Сурикова. Затем он проучился в Ленинградской студии изобразительного и прикладного искусства при Всесоюзном обществе глухих, а потом поступил в прославленный Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина. В 1971 году вернулся в Красноярск.
Анатолий Маркович с искренностью, с любовью к своим персонажам, с какой-то генетически заложенной в нем острой интуицией, с великолепным пониманием живописных задач в каждом полотне буквально ворвался как свежий ветер на выставочные площадки. Его полотен ждали, каждое из них являлось событием, почти все сразу же после написания становились достоянием музеев.
Знак был и великолепным портретистом. Каждый портрет - это целый мир, где индивидуальность, неповторимость каждого человека, его многогранность и самобытность раскрываются через призму художественного прочтения образа живописцем.
Картины, портреты, проникновенные пейзажные работы, тонкие изысканные натюрморты - что бы ни писал Анатолий Маркович Знак, всегда это был высокий профессионализм, настоящее искусство. Оно осталось с нами…
Оно осталось и в учениках Анатолия Марковича, которым он щедро отдавал свои знания, свое мастерство. Многие молодые художники с благодарностью вспоминают своего учителя: «В нём гармонично сочетался мощный талант живописца и мудрость учителя… Знак был первым в обеих этих ипостасях…». «С нами была его чуткая поддержка, похожая на поддержку отца, который знает и радость, и муки творчества, и его плоды».
Одной из многих учеников Анатолия Марковича является железногорская художница Мария Леонидовна Пономарева. Она окончила Московскую среднюю художественную школу имени Томского при МГХИ имени В.И. Сурикова, Красноярский государственный художественный институт имени Сурикова (факультет «Живопись», мастерская Анатолия Марковича Знака). творческую мастерскую живописи Российской Академии художеств под руководством действительного члена РАХ, народного художника России Анатолия Павловича Левитина. Является постоянным участником городских, краевых, региональных, всероссийских выставок.
Художница пишет натюрморты, пейзажи, портреты. Но одна тема, пожалуй, стала главной, определяющей в ее творчестве: детский портрет. Пришла Мария Леонидовна к ней очень логично: став матерью. У художницы трое детей, и они – самое главное в её жизни. Живопись Марии Леонидовны Пономаревой светла и оптимична, как и она сама. Сюжеты и темы ее картин – вечны, как мир.
Работы Марии Пономаревой находятся в музее Академии художеств в Москве, в Красноярском государственном художественном музее имени Василия Ивановича Сурикова, в Музейно-выставочном центре города Железногорска.
1980-е годы для изобразительного искусства Красноярска стали временем больших позитивных перемен. Был создан Красноярский государственный художественный институт. С его открытием в город стали приезжать художники после окончания художественных вузов Москвы, Ленинграда, Минска.
С 1991 года из состава Красноярского края вышла Хакасия, отделились и хакасские художники, создав самостоятельную организацию Союза художников России. Но в Красноярскую организацию входят художники северного региона – Норильска, Дудинки, Диксона, городов Красноярского края – Ачинска, Канска, Дивногорска, Минусинска, Сосновоборска, Енисейска, Лесосибирска.
Конец восьмидесятых, начало девяностых достаточно сложный период, когда катаклизмы, происходившие в стране, наложили свой отпечаток и на изобразительное искусство, и на жизнь творческих союзов. Изменилось все – взаимоотношение творческого союза и государства, выставочная деятельность, все, что до этого казалось прочным и незыблемым, все пришло в движение, потеряло свою устойчивость. Изменились ориентиры, цели, критерии.
Несмотря на финансовые трудности, постоянно проводятся краевые художественные выставки, молодежные, тематические, групповые, юбилейные. Издаются каталоги, альбомы. В крае увеличилось количество выставочных залов как государственных, так и коммерческих.
Сегодня Красноярская региональная организация ВТОО «Союз художников России» (официальное название Красноярской творческой организации художников) – самый большой по Сибири и Дальнему Востоку Союз художников, который насчитывает в своих рядах более 200 мастеров изобразительного искусства: живописцев, графиков, скульпторов, художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров и проектировщиков, художников театра, искусствоведов. Кроме того, при Союзе существует большая молодежная секция и значительное число творчески активных участников краевых выставок, не являющихся официально членами Союза художников.
Сегодняшний день – это десятки молодых художников, получивших серьезное образование не только в столичных вузах, но, прежде всего, здесь, в Красноярске, где в единственном городе за Уралом существует полный цикл художественного образования от художественных школ, которых по краю насчитывается несколько десятков, до творческих мастерских Российской академии художеств. Сегодняшний день – это мастерские для молодых талантов, открытые при Красноярском государственном художественном институте и молодая студия ксилографии, единственная в стране.
Сегодняшний день формирует будущее творческого союза Красноярска. Поступательное движение остановить невозможно. Дальше будет новый этап в развитии красноярского искусства, зазвучат имена новых художников, которым продолжать искусство края в наступившем тысячелетии. Но мы должны помнить имена тех, кто начал и достойно продолжает развитие изобразительного искусства на берегах Енисея.