Права и обязанности человека и гражданина неразрывно связаны между собой. Известно, что определенным правам не могут не соответствовать надлежащие обязанности, т.е. нет прав без обязанностей, а невыполнение последних не может не отражаться на степени и уровне соблюдения прав.
В ст. 58 Конституции РФ предусматривается обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Этой статье Конституции РФ корреспондируют ст. 42 – об экологических правах граждан – и ст. 36, где говорится о свободном владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В Конституции РФ содержится также ряд норм, применение которых предполагает исполнение экологических обязанностей предпринимателями и должностными лицами:
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации (п. «е» ст. 71);
- обеспечение Правительством РФ проведения единой государственной политики в области экологии (п. «в» ст. 114);
- поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п. 2 ст. 41).
Обязанности конкретизируются в Законе «Об охране окружающей среды». Согласно Закону граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом сберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологической культуры, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Все обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Природопользователи обеспечивают соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.
Экологические обязанности классифицируются Законом «Об охране окружающей среды» по стадиям и по видам хозяйственной деятельности.
А. По стадиям. Выделяются следующие узловые моменты хозяйственной деятельности: размещение, проектирование, строительство, реконструкция. Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов.
Б. По видам хозяйственной деятельности: в сельском хозяйстве, при мелиоративных работах, при эксплуатации энергетических объектов, в городах и иных населенных пунктах, при использовании радиоактивных материалов, химических веществ, при исполнении обязанностей по охране среды от вредного биологического воздействия, от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, от производственных и бытовых отходов.
Должностные лица государственного экологического контроля, в частности, имеют право принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.
Этим правам соответствуют обязанности всех организаций и должностных лиц исполнять данные решения, а банковские учреждения обязаны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете.
Предусмотренные в ст. 58 Конституции РФ обязанности развиваются и конкретизируются в природоресурсном законодательстве.
В соответствии со ст. 53 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:
- эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии и производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
- осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, своевременно вносить земельный налог или арендную плату;
- не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;
- своевременно предоставлять в соответствующую администрацию установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;
- вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами; при аренде земли у органа местного самоуправления возводить жилье, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника – с согласия собственника.
В ст. 92 Водного кодекса РФ предусматриваются обязанности водопользователей:
- соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и в договоре пользования водным объектом; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
- содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства; информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов; своевременно осуществлять мероприятия по их предупреждению и устранению; выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
- вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количество загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и предоставлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченные государственные органы;
- соблюдать установленный режим использования водоохранных зон; осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов и выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством РФ.
Наряду с обязанностями, общими для пользователей большей части природных богатств, имеются и специфические обязанности, касающиеся пользователей отдельными ресурсами. В ст. 83 Лесного кодекса РФ предусматриваются обязанности лесопользователей – граждан, юридических лиц, иных участников лесных отношений – при осуществлении ими лесопользования:
- вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
- соблюдать на предоставленных им в пользование участках лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить на указанных участках противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечить его тушение;
- не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;
- осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете;
- сдавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством после завершения на них работ; проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность; возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном порядке.
В ст. 40 Федерального закона РФ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ предусматриваются следующие специфические обязанности пользователей животным миром:
- осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром; применять при пользовании животным миром гуманные способы;
- применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
- оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
Соответствующие обязанности природопользователей и должностных лиц предусматриваются в Федеральных законах «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха».
Таким образом, в разных сферах природопользования обязанности природопользователей урегулированы с разной степенью детализации и конкретизации. От их соблюдения во многом зависит состояние обеспечения природопользования и соответствующих экологических прав.
Воинская обязанность
Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной п. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации.
Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.
Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладению ими военно-учетными специальностями.
Призыв на военную службу – одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности – является одним из способов комплектования, т.е. привлечения граждан Российской Федерации на военную службу. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587.
Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной формой исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
Пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются формами исполнения гражданами воинской обязанности.
Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
Основания освобождения граждан от исполнения воинской обязанности установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». К ним относятся: прохождение военной и альтернативной гражданской службы и другие основания, исключающие воинский учет граждан.
Отсрочка от призыва не освобождает гражданина от исполнения воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву, а только откладывает ее реализацию на более поздний срок. В то же время гражданин, получивший отсрочку от призыва, продолжает исполнять воинскую обязанность в такой ее форме, как воинский учет.
Под защитой Отечества следует прежде всего понимать оборону страны, охрану ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.
В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ закреплены долг и обязанность граждан Российской Федерации по защите Отечества.
Термины «долг» и «обязанность» являются близкими по значению. Первый из них обозначает, что требования Конституции РФ носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, т.е. подчеркивается моральная обязанность перед Родиной, перед народом, перед своими близкими. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Кроме воинской обязанности граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу по контракту в порядке, установленном Федеральным законом.
Правовая природа воинской обязанности и правовая природа исполнения долга по защите Отечества в добровольном порядке различны. Воинская обязанность является юридической обязанностью граждан Российской Федерации, установленной в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрел право граждан Российской Федерации на добровольное исполнение долга по защите Отечества. В этих целях граждане могут проходить добровольную подготовку к военной службе, добровольно поступать на военную службу по контракту и ее проходить. Указанные действия не являются формами исполнения воинской обязанности.
Конституция РФ закрепила право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59). Условием такой замены являются противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию данного лица, а также иные случаи, установленные федеральным законом.
Ст. 328 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
В то же время граждане, призванные на военную службу с нарушением их права на замену военной службы альтернативной гражданской службой и отказавшиеся по этой причине от несения обязанностей военной службы, не подлежат уголовной ответственности, поскольку в их действиях отсутствует состав преступления.