Стандарт педагога, работающего с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.




10.1. Педагог должен отвечать требованиям трех уровней:

- духовно-нравственного, когда воспитатель имеет твердую гражданскую позицию, соблюдает нормы морали, обладает духовностью, интеллигентен.

- интеллектуального, когда педагог имеет педагогическое образование, потребность к исследовательской деятельности, владеет структурным мышлением, коммуникационной и ситуативной рефлексией;

- визуального, когда он хорошо одет, причесан, обладает мимикой, отличными манерами, культурой речи, движений.

 

10.2. Педагог выполняет роль тьютора в педагогическом пространстве и несет персональную ответственность за качество результатов своей деятельности.

10.3. Педагог должен владеть знаниями дошкольной психологии и педагогики, основами коррекционной педагогики.

10.4. Современный педагог должен знать и уметь выстраивать типы взаимодействия в русле гуманистической педагогике, учитывать опыт представителей разных культур, национальностей, социальных слоев.

10.5. Педагог, работающий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста должен владеть:

Педагогическими знаниями:

- знание законов развития ребенка раннего и младшего возраста (от 1 года до 3, 3-5 лет) и технологий взаимодействия с ним;

- знание методов определения уровней развития детей младшего дошкольного возраста;

- знание требований государственного стандарта;

- знание содержания регионального образовательного компонента стандарта;

- знание основ управления педагогическим процессом;

- знание методик дошкольного воспитания и обучения

- знание методики коррекционной работы.

Исследовательскими навыками:

- ориентировка в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

- умение выделять проблему, ее актуальность, находить цели, задачи, гипотезу исследования, использовать методику экспериментальной работы и ее результаты.

Аналитическими навыками:

- умение определять степень овладения детьми компетенциями;

- умение устанавливать причины и слабости педагогического воздействия, недостатки своей деятельности;

- умение на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности.

Коррекционными навыками:

- построение педагогического процесса на основе результатов диагностики освоения детьми ключевых компетенций в процессе работы по образовательным программам;

- умение разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка и составление индивидуально-развивающих программ (ИРП);

- умение управлять поведением детей;

- учет полоролевых различий детей младшего дошкольного возраста.

Гностическими навыками:

- умение строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования;

- умение сопоставлять свой опыт с достижениями науки.

Воспитывающими и развивающими навыками:

- обеспечение социального взаимодействия между детьми и взрослыми;

- отбор содержания, форм и методов работы, обеспечивающих развитие личности, самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления;

- построение педагогического процесса в соответствии с уровнем личностного развития конкретного ребенка.

Организационно-педагогическими навыками:

- владение фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей;

- создание ситуаций, побуждающих детей активно применять свои знания и умения;

- умение отбирать формы, методы и приемы в соответствии с особенностями ребенка;

- умение ставить все более сложные задачи и поддерживать желание детей преодолевать трудности.

 

Планово-прогностическими навыками:

- умение соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ;

- умение осуществлять внутри - и межпредметные связи;

- самостоятельное проектирование педагогического процесса группы.

Личностными качествами:

- потребность работать с детьми;

- разумная любовь и привязанность к детям;

- энергичность в работе;

- интерес к познанию;

- эмоциональная устойчивость;

- креативность;

- способность к сопереживанию.

10.6. Профессиональное развитие педагога должно быть основано на тесной связи между повышением эффективности работы педагога и совершенствованием программ и практики работы с детьми и их семьями, а также предполагает возможность создания им сообщества детей и взрослых, способных совместно решать, поставленные цели и задачи.

10.7. Работу с родителями выстраивает на принципах андрагогики – равенство позиций в образовательном процессе, стремление к использованию диалоговых форм, опора на личный опыт и индивидуальные потребности, побуждение к развитию творческого потенциала взрослого человека.

10.8. Педагог может осуществлять педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями, не посещающих дошкольные организации. Изучает условия жизни, индивидуальные особенности семьи и ребенка, выступает посредником между семьей и дошкольным учреждением.

 

ЭКСПЕРТИЗА СРЕДЫ

 

11.1. Образовательная среда должна быть стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной.

К образовательной среде предъявляются определенные требования: качественность; развивающий характер; комфортность.

11.2. Под качественностью среды предполагается реализация следующих принципов: природосообразность, системность, полифункциональность и динамичность, сомасштабность, трансформируемость, вариативность по содержанию, эстетичность, культуросообразность.

11.3. Развивающая среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности.

11.4. Развивающая среда выполняет важнейшие функции: активизирует деятельность ребенка; побуждает ребенка брать на себя часть ответственности за создание своего сообщества.

11.5. Требования к организации развивающей среды ребенка раннего и дошкольного возраста:

· обеспечение гибкого комплексного зонирования, как важнейшего условия развития активности, самостоятельности, реализации творческих способностей ребенка с учетом индивидуальных потребностей;

· стабильность-динамичность среды – реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами;

· эмоциогенность среды – реализуется созданием в дошкольной организации интерьера, соответствующего эстетическим вкусам и формирующий эмоционально-положительный настрой детей;

· учет половой дифференциации – достигается организацией среды с учетом специфических особенностей развития девочек и мальчиков;

· в инклюзивных дошкольных организациях обеспечение средствами коррекции и компенсации индивидуального и коллективного пользования.

11.6. Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания, способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества. Среда ребенка должна соответствовать критерию комфортности, т.е. удобности, безопасности.

11.7. Требования к созданию комфортной среды:

благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учет индивидуальных особенностей ребенка, профессиональный уровень взрослых);

безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно-гигиеническим требованиям); организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости - закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях).

Содержание среды включает два основных компонента:

· предметно пространственная среда дошкольной организации;

· социально-культурная среда – система духовных ценностей.

11.9. Оценка уровня содержания образовательной среды осуществляется на основе следующих выше перечисленных требований.

 

СТАНДАРТ СЕМЬИ

 

12.1. Семья в современных условиях рассматривается как важнейший социальный институт общества, в котором в большей степени осуществляется воспитание и обучение детей с раннего возраста. Именно родители закладывают основы личности ребенка, его физического, психического, нравственного здоровья и программируют потребность ребенка на успех во всех видах деятельности.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представления о социальных связях, приобщает ребенка к основным общечеловеческим, моральным и культурным стандартам поведения.

12.2. Среди задач семейного воспитания приоритетным следует определить:

- создание максимальных условий для роста и развития ребенка, обеспечение его социально-экономической и психологической защиты;

-сохранение, развитие и передачу детям ценностей, традиций общества, аккумулирование и реализацияю социально-воспитательного потенциала своего рода, семьи;

-создание психологического комфорта, обеспечение эмоциональной поддержки, чувства безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я» для детей в семье;

-удовлетворение индивидуальной потребности ребенка в общении с близкими людьми и установлении прочных коммуникаций с ними;

- создание разнообразных возможностей для знакомства с окружающим миром, охрана эмоционального мира ребенка, помощь в становлении речи ребенка, обучение его правильному произношению слов, знакомство с новыми словами и понятиями;

- формирование первоначальных математических и экономических знаний, основ знаний о безопасности жизнедеятельности, интереса к познанию мира;

- развитие познавательных процессов, любопытства, любознательности;

-обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

12.3. Сотрудничество семьи с дошкольными организациями.

Родители (законные представители) имеют право выбора формы дошкольного образования с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи. Родители являются партнерами в организации воспитательно-образовательного педагогического процесса в дошкольной организации.

12.4. Показателями степени включения родителей в деятельность дошкольной организации являются: сформированность представлений родителей о педагогической деятельности, об особенностях воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации, о специфике работы с детьми младшего дошкольного возраста, о деятельности воспитателя с детьми раннего и дошкольного возраста, о возможных достижениях деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

12.5 Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

12.6. Активное включение в планирование и организацию содержания образовательного процесса группы и ДОУ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: