10.1. Педагог должен отвечать требованиям трех уровней:
- духовно-нравственного, когда воспитатель имеет твердую гражданскую позицию, соблюдает нормы морали, обладает духовностью, интеллигентен.
- интеллектуального, когда педагог имеет педагогическое образование, потребность к исследовательской деятельности, владеет структурным мышлением, коммуникационной и ситуативной рефлексией;
- визуального, когда он хорошо одет, причесан, обладает мимикой, отличными манерами, культурой речи, движений.
10.2. Педагог выполняет роль тьютора в педагогическом пространстве и несет персональную ответственность за качество результатов своей деятельности.
10.3. Педагог должен владеть знаниями дошкольной психологии и педагогики, основами коррекционной педагогики.
10.4. Современный педагог должен знать и уметь выстраивать типы взаимодействия в русле гуманистической педагогике, учитывать опыт представителей разных культур, национальностей, социальных слоев.
10.5. Педагог, работающий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста должен владеть:
Педагогическими знаниями:
- знание законов развития ребенка раннего и младшего возраста (от 1 года до 3, 3-5 лет) и технологий взаимодействия с ним;
- знание методов определения уровней развития детей младшего дошкольного возраста;
- знание требований государственного стандарта;
- знание содержания регионального образовательного компонента стандарта;
- знание основ управления педагогическим процессом;
- знание методик дошкольного воспитания и обучения
- знание методики коррекционной работы.
Исследовательскими навыками:
- ориентировка в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
- умение выделять проблему, ее актуальность, находить цели, задачи, гипотезу исследования, использовать методику экспериментальной работы и ее результаты.
Аналитическими навыками:
- умение определять степень овладения детьми компетенциями;
- умение устанавливать причины и слабости педагогического воздействия, недостатки своей деятельности;
- умение на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности.
Коррекционными навыками:
- построение педагогического процесса на основе результатов диагностики освоения детьми ключевых компетенций в процессе работы по образовательным программам;
- умение разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка и составление индивидуально-развивающих программ (ИРП);
- умение управлять поведением детей;
- учет полоролевых различий детей младшего дошкольного возраста.
Гностическими навыками:
- умение строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования;
- умение сопоставлять свой опыт с достижениями науки.
Воспитывающими и развивающими навыками:
- обеспечение социального взаимодействия между детьми и взрослыми;
- отбор содержания, форм и методов работы, обеспечивающих развитие личности, самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления;
- построение педагогического процесса в соответствии с уровнем личностного развития конкретного ребенка.
Организационно-педагогическими навыками:
- владение фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей;
- создание ситуаций, побуждающих детей активно применять свои знания и умения;
- умение отбирать формы, методы и приемы в соответствии с особенностями ребенка;
- умение ставить все более сложные задачи и поддерживать желание детей преодолевать трудности.
Планово-прогностическими навыками:
- умение соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ;
- умение осуществлять внутри - и межпредметные связи;
- самостоятельное проектирование педагогического процесса группы.
Личностными качествами:
- потребность работать с детьми;
- разумная любовь и привязанность к детям;
- энергичность в работе;
- интерес к познанию;
- эмоциональная устойчивость;
- креативность;
- способность к сопереживанию.
10.6. Профессиональное развитие педагога должно быть основано на тесной связи между повышением эффективности работы педагога и совершенствованием программ и практики работы с детьми и их семьями, а также предполагает возможность создания им сообщества детей и взрослых, способных совместно решать, поставленные цели и задачи.
10.7. Работу с родителями выстраивает на принципах андрагогики – равенство позиций в образовательном процессе, стремление к использованию диалоговых форм, опора на личный опыт и индивидуальные потребности, побуждение к развитию творческого потенциала взрослого человека.
10.8. Педагог может осуществлять педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями, не посещающих дошкольные организации. Изучает условия жизни, индивидуальные особенности семьи и ребенка, выступает посредником между семьей и дошкольным учреждением.
ЭКСПЕРТИЗА СРЕДЫ
11.1. Образовательная среда должна быть стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной.
К образовательной среде предъявляются определенные требования: качественность; развивающий характер; комфортность.
11.2. Под качественностью среды предполагается реализация следующих принципов: природосообразность, системность, полифункциональность и динамичность, сомасштабность, трансформируемость, вариативность по содержанию, эстетичность, культуросообразность.
11.3. Развивающая среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности.
11.4. Развивающая среда выполняет важнейшие функции: активизирует деятельность ребенка; побуждает ребенка брать на себя часть ответственности за создание своего сообщества.
11.5. Требования к организации развивающей среды ребенка раннего и дошкольного возраста:
· обеспечение гибкого комплексного зонирования, как важнейшего условия развития активности, самостоятельности, реализации творческих способностей ребенка с учетом индивидуальных потребностей;
· стабильность-динамичность среды – реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами;
· эмоциогенность среды – реализуется созданием в дошкольной организации интерьера, соответствующего эстетическим вкусам и формирующий эмоционально-положительный настрой детей;
· учет половой дифференциации – достигается организацией среды с учетом специфических особенностей развития девочек и мальчиков;
· в инклюзивных дошкольных организациях обеспечение средствами коррекции и компенсации индивидуального и коллективного пользования.
11.6. Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания, способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества. Среда ребенка должна соответствовать критерию комфортности, т.е. удобности, безопасности.
11.7. Требования к созданию комфортной среды:
благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учет индивидуальных особенностей ребенка, профессиональный уровень взрослых);
безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно-гигиеническим требованиям); организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости - закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях).
Содержание среды включает два основных компонента:
· предметно пространственная среда дошкольной организации;
· социально-культурная среда – система духовных ценностей.
11.9. Оценка уровня содержания образовательной среды осуществляется на основе следующих выше перечисленных требований.
СТАНДАРТ СЕМЬИ
12.1. Семья в современных условиях рассматривается как важнейший социальный институт общества, в котором в большей степени осуществляется воспитание и обучение детей с раннего возраста. Именно родители закладывают основы личности ребенка, его физического, психического, нравственного здоровья и программируют потребность ребенка на успех во всех видах деятельности.
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представления о социальных связях, приобщает ребенка к основным общечеловеческим, моральным и культурным стандартам поведения.
12.2. Среди задач семейного воспитания приоритетным следует определить:
- создание максимальных условий для роста и развития ребенка, обеспечение его социально-экономической и психологической защиты;
-сохранение, развитие и передачу детям ценностей, традиций общества, аккумулирование и реализацияю социально-воспитательного потенциала своего рода, семьи;
-создание психологического комфорта, обеспечение эмоциональной поддержки, чувства безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я» для детей в семье;
-удовлетворение индивидуальной потребности ребенка в общении с близкими людьми и установлении прочных коммуникаций с ними;
- создание разнообразных возможностей для знакомства с окружающим миром, охрана эмоционального мира ребенка, помощь в становлении речи ребенка, обучение его правильному произношению слов, знакомство с новыми словами и понятиями;
- формирование первоначальных математических и экономических знаний, основ знаний о безопасности жизнедеятельности, интереса к познанию мира;
- развитие познавательных процессов, любопытства, любознательности;
-обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
12.3. Сотрудничество семьи с дошкольными организациями.
Родители (законные представители) имеют право выбора формы дошкольного образования с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи. Родители являются партнерами в организации воспитательно-образовательного педагогического процесса в дошкольной организации.
12.4. Показателями степени включения родителей в деятельность дошкольной организации являются: сформированность представлений родителей о педагогической деятельности, об особенностях воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации, о специфике работы с детьми младшего дошкольного возраста, о деятельности воспитателя с детьми раннего и дошкольного возраста, о возможных достижениях деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
12.5 Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
12.6. Активное включение в планирование и организацию содержания образовательного процесса группы и ДОУ.