РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.




 

8.1. Региональный стандарт содержания образования разрабатывается по пяти областям развития ребенка. Определение областей – это формулировка того, что мы ценим, какими мы хотим видеть наших детей, наше общество. Общепринятыми являются пять областей, которые в совокупности составляют единое, целостное развитие ребенка.

8.2. Базовая (основная) единица системы образования – образовательное учреждение. В ее состав входят все участники педагогического процесса, в результате деятельности которых, строится воспитание и развитие, совместное управление, что позволяет говорить об «образовательном сообществе» и определяет необходимость введения мониторинга качества образовательной деятельности.

8.3. Для планирования содержания образования дошкольной организации необходимо проводить оценку индивидуального развития детей и их достижений. Оценку развития детей следует использовать для корректировки планов и приведения их содержания и методов обучения в соответствие с индивидуальными потребностями детей, а также для консультаций родителей.

 

8.4. В основу системы оценки развития ребенка положен компетентностный подход и процесс интериоризации, когда внешний опыт из стадии понимания переходит во внутренний опыт, поэтому определены два условных уровня:

1 уровень – когда ребенок воспроизводит те или иные действия и понимает, что он делает; 2 уровень – когда ребенок применяет то, что он умеет.

8.5. Для успешного отслеживания уровня развития компетентностей ребенка предлагается система индикаторов, позволяющих педагогам проводить «нестрогую» диагностику и выстраивание планов индивидуального развития ребенка на основе технологических карт и карт развития ребенка.

Новое содержание дошкольного образования предполагает новые подходы к формированию и развитию личности ребенка-дошкольника, обладающего способностями применять знания и умения в жизненных ситуациях в виде ключевых компетентностей:

Информационная – способность находить и применять новую информацию наличие определенных знаний, представлений об окружающем мире, развитых психических процессов.

Коммуникативная - развитие умения строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение основными языковыми нормами.

Здоровьесберегающая - привычка к здоровому образу жизни.

Социальная - ориентироваться и проявлять интерес к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и мире) и культуре, умение регулировать свое поведение, деятельность в достаточно трудных ситуациях, связанных с напряжением и переживанием Деятельностная – способность ребенка активно участвовать в игровой, продуктивной деятельности, наблюдать, выделяя свойства предметов и явлений действительности; некоторые основы искусствоведческих знаний о музыке и музыкантах, об изобразительном искусстве и художниках, театре, народном искусстве.

 

Информационная компетентность – способность находить и применять новую информацию наличие определенных знаний, представлений об окружающем мире, развитых психических процессов.

Цель: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем; ознакомление с основами знаний по образовательным областям.

Содержание информационной компетентности направлено на формирование познавательных способностей.

Индикаторы информационной компетентности.

Информационная компетентность – умение использовать и называть доступные источники получения знаний и опыта, проявляет любознательность, проявляет интерес к новой информации.

Ранний возраст:

Показатели:

Проявляет признаки интереса, любопытства. Обращается к взрослому, сверстнику,

книге как источнику информации

Дошкольный возраст:

Показатели:

Активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).Воспроизводит сенсорные эталоны, оперирование свойствами и отношениями. Понимает простейшие причинно-следственные связи в живой и неживой природе и общественной жизни. Применяет элементы экспериментирования, элементарную поисковую деятельность. Воспроизводит интерес к различным источникам информации (книги, журналы, рассказы взрослых, телевидение, компьютер). Понимает, как представлять новую информацию. Применяет знания в практической повседневной деятельности.

Коммуникативная компетентность - развитие умения строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение основными языковыми нормами.

Цели: воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, и способного к самореализации через словесное творчество;

Содержание коммуникативной компетентности ориентировано на развитие коммуникативно-языковой способности ребенка.

Индикаторы коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – умение ребенка понимать речь других людей и стремление сделать понятной свою речь для других, проявляет навыки общения и выражения своих мыслей, использует речь для регулирования собственного поведения.

Ранний возраст

Коммуникативная компетентность проявляется в том, насколько ребенок понимает речь других людей и стремится сделать понимаемой свою речь для других.

Показатели:

Подражает речи взрослого, использует речь при выражении желаний и чувств. Откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение

Дошкольный возраст:

Показатели:

Выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты. Задает вопросы.Аргументирует свою точку зрения. Воспроизводит сказки, литературные произведения, демонстрирует доброту и заботу о близких людях. Понимает и использует разнообразные способы и средства общения, многообразие интонации, особенности грамматического строя речи. Проявляет умение вступать в диалог, поддерживать беседу простыми, распространенными предложениями.

 

Здоровьесберегающая компетентность - привычка к здоровому образу жизни.

Цель: воспитание у детей сознательного отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Содержание здоровьесберегающей компетентности предполагает формирование здоровьесберегающей и сенсорно-двигательной компетентности

Индикаторы здоровьесберегающей компетентности.

Здоровьесберегающая компетентность – умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья, освоение культурно-гигиенических навыков, произвольности движений и физической активности.

Ранний возраст.

Показатели:

Охотно выполняет движения имитационного характера.Участвует в подвижных играх. Осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения (носовой платок, расческа и др.). Чувствует себя полным сил, исследует все подряд, активно показывает расположение знакомому человеку, показывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо, легко переносит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДОУ.

Дошкольный возраст.

Показатели:

Осмысленно пользуется предметами личной гигиены. Проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности. Осознает пользу движений. Соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях. Излучает жизнерадостность, расслабленность и внутренний покой. Воспроизводит основные виды движений и их названия. Понимает и радуется своим успехам в физических упражнениях. Применяет физические навыки в нестандартных ситуациях. Воспроизводит правильную осанку. Понимает необходимость и пользу быть аккуратным, самостоятельным. Применяет культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, старается помочь другим.

Деятельностная компетентность – способность ребенка активно участвовать в игровой, продуктивной деятельности, наблюдать, выделяя свойства предметов и явлений действительности; некоторые основы искусствоведческих знаний о музыке и музыкантах, об изобразительном искусстве и художниках, театре, народном искусстве.

Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса, развитие культуры творческого мышления, воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание деятельностной компетентности – освоение игровых межличностных взаимоотношений, умение планировать, развивать игровой сюжет; формирование художественно-эстетических способностей.

Индикаторы деятельностной компетентности.

Деятельностная компетентность – умение самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать результаты своей деятельности, владение игровыми действиями, основными исполнительскими навыками в изобразительной и музыкальной деятельности.

Ранний возраст.

Показатели:

Делает выбор и самостоятельно осуществляет действия. Реализует задуманное, радуется процессу и результату.

Дошкольный возраст.

Показатели:

Ставит цель, отбирает необходимые средства, определяет последовательность действий. Делает выбор и принимает решение. Договаривается о совместных действиях, работает в группе. Прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других). Воспроизводит в рисунке, лепке и других видах продуктивной деятельности образы окружающего мира. Понимает образное содержание живописи, музыкальных произведений. Применяет навыки и умения собственной творческой деятельности (театральной, художественной, музыкальной и др.).

Социальная компетентность – способность ориентироваться и проявлять интерес к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и мире) и культуре, умение регулировать свое поведение, деятельность в достаточно трудных ситуациях, связанных с напряжением и переживанием.

Цель: воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме.

Содержание социальной компетентности предполагает развитие социальной и ценностно-смысловой способности.

Индикаторы с оциальной компетентности.

Социальная компетентность – успешное (активное, результативное) установление отношений с разными людьми, понимание ребенком своих чувств, желаний, действий, позитивное отношение к себе и природе.

Ранний возраст.

Показатели:

Выражает свои чувства и мысли, отношение к окружающей действительности. Проявляет интерес к сверстникам, взрослым, реагирует на их эмоциональные состояния

Включается в решение проблем игрушек (пожалеть, умыть, причесать, накормить.

 

Дошкольный возраст.

Показатели:.

Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними.. Устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).

Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, регулирует конфликты. Инициирует, включается, поддерживает разговор, выбирает стиль общения. Воспроизводит сведения о себе, семье, ближайшем окружении. Понимает, что положительное поведение взрослых можно и нужно копировать. Применяет умение объединяться для общей игры, труда, согласовывая свои действия со сверстниками, способен воспринимать и оценивать последствия собственных действий.

Воспроизводит готовность выполнять некоторые ритуалы, связанные с жизнью группы. Понимает важность принятия коллегиальных решений., применение мнения большинства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: