РЕФЕРАТ
Принятие маркетинговых решений. Отчет о проведенных маркетинговых исследованиях.
Научные основы теории принятия решения были заложены в период второй мировой войны. Его родоначальниками считаются Дж. фон Нейман и О. Моргенштерн, которые в 1944 г. опубликовали книгу по теории игр. Позднее зарубежные специалисты: Р. Акофф, Ф. Эмери, Ст. Оптнер, Р. Льюс, Х. Райфа, Ст. Бир, Дж. Форрестер, Дж. Диксон, Л. Ластед, Р. Мюллер и др., а также отечественные специалисты: П.В. Авдулов, Ф.Ф. Аунапу,.Г Афанасьев, А.Г. Венделин, Д.М. Гвишиани, В.М. Глушков, Л.В. Кантарович, О.И. Ларичев, И.М. Сыроежин и др. внесли существенный вклад в развитие и обогащение этой теории.
Любая управленческая деятельность, в том числе в сфере маркетинга тесно связана с принятием соответствующих решений.
Под решением понимается набор воздействий (действий со стороны лица, принимающего решения (ЛПР)) на объект (систему, комплекс и т.д.) управления, позволяющий привести данный объект в желаемое состояние или достичь поставленной перед ним цели.
Принятие решений (ПР) - процесс выбора наиболее предпочтительного решения из допустимого множества решений или упорядочение множества решений.
В специальной литературе достаточно часто употребляются следующие основные термины: "маркетинговые решения", "решения в сфере маркетинга".
Решения в сфере маркетинга связаны с принятием решения в отношении комбинации маркетинга-микс, и направлены на разработку и реализацию стратегий маркетинга и его элементов. Для принятия решения часто применяются хорошо известные модели (различные варианты матрицы "Бостон консалтинг гроуп" и т.д.).
Термин "маркетинговые решения" является более широким. Его появление связано с расширением понимания маркетинга как концепции управления, ориентированной на потребителя. В этом случае маркетинговые решения можно рассматривать как неотъемлемый элемент управленческих решений, т.к. они охватывают все сферы деятельности фирмы. При этом решения в сфере маркетинга или логистики будут частью предпринимательских решений. На рис.1. представлена типология предпринимательских решений.
|
Рис.1. Типология предпринимательских решений
Принятие решений в сфере предпринимательства является достаточно сложным процессом, который состоит из нескольких этапов (табл.1.)
Таблица 1. Характеристика основных этапов принятия маркетинговых решений в предпринимательстве
Название этапа | Характеристика этапа | Ответственные |
Осознание и предвидение проблемы | Экспресс-диагностика внешней и внутренней среды фирмы | Предприниматель, менеджер |
Формулировка проблемы | Постановка целей и задач решения проблемы; оценка альтернатив достижения цели | Предприниматель, менеджер |
Подготовка решения | Сбор, анализ, обработка информации;выявление возможных стратегий действия; оценка стратегий действия поставленными целями | Маркетолог |
Принятие решения | Выбор стратегии действия | Предприниматель, менеджер |
Контроль за реализацией принятого решения | Оценка изменений во внешней и внутренней среде фирмы; анализ хода реализации стратегии; корректировка стратегии | Маркетинг-менеджер, маркетолог |
Широко используются математические методы и модели. К основным, наиболее часто применимым можно отнести: линейные модели, транспортная задача, линейное программирование, динамическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания, оптимальное программирование и т.д. Выбор метода принятия решения во многом, определяется характером и спецификой самого решения. В связи с этим чрезвычайно важным является классификация решений. Анализ литературы позволяет использовать следующую классификацию решений (табл.2.).
|
Таблица 2. Классификация видов решений
Классификационный признак | Вид решения | |||||
1.Степень структуризации исследуемой проблемы | Хорошо структури-рованное | Плохо структурированное | Не структурированное | |||
2.По количеству этапов реализации решения | Статические (с одним этапом) | Динамические (много этапов) | ||||
3. По уровню информированности о состоянии проблемы | В условиях определенности | В условиях риска | В условиях неопределенности | |||
4. По количеству лиц, участвующих в процессе принятия решений | Один участник | Много участников | ||||
5. По содержанию | Стратегические | Тактические | ||||
Характерной особенностью деятельности в сфере маркетинга является риск и неопределенность. Существуют различные подходы к определению термина "риск". Можно выделить два базовых направления в понимании этого термина:
- риск как вероятность реализации нежелательных последствий или потерь;
- риск как величина возможных потерь;
Основными рисками в маркетинговой деятельности можно считать: риск производства нового товара; риск выхода на новые рынки; риск изменения окружающей среды; социальные риски; риск разработки комплекса маркетинга; коммуникативные риски; риск эмбарго и т.д.
|
Рис.2. Алгоритм выхода на международный рынок
Системный анализ является методологической основой Принятия решений в маркетинге (рис.3.). Он позволяет решить сложную, многовариантную маркетинговую задачу, т.е. определить нужный вариант деятельности.
Рис.3. Системный анализ в принятии маркетинговых решений
Принятие решений в промышленном маркетинге осуществляется группой лиц, которые являются специалистами. В потребительском маркетинге покупатель имеет большую свободу в выборе решения и в обсуждении проблемы принимает участие меньшее количество людей.
В общем виде схема процесса принятия маркетинговых решений представлена на рис.4. Она отражает алгоритм процесса принятия решений в пространстве многих критериев.
В качестве критериев, в зависимости от конкретной задачи, требующей решения могут использоваться: доля рынка, емкость рынка, уровень конкуренции, имидж фирмы, привлекательность рынка и т.д.
Рис. 4. Схема процесса принятия маркетингового решения
Где:
I - вектор информации о состоянии Объекта Маркетинга и внешней среды;
R- информация о ресурсах.
K и t - набор критериев принятия решений,
t - определяет тип задачи принятия решений;
f - окончательная оценка состояния Объекта Маркетинга
P - система предпочтений, отражающая стратегию выбора (принятия) решений;
S - множество допустимых решений;
Sопт - оптимальное решение с учетом ограничений R
(R - ресурсы);
Uопт - физическая реализация оптимального решения Sопт.
В современном бизнесе принятие маркетинговых решений может стать важным конкурентным преимуществом. Фирмы могут опередить своих конкурентов за счет: принятия лучших решений; более быстрого принятия решений; более эффективного внедрения принятых решений.
Структура отчета о результатах маркетинговых исследований
При оформлении отчетов о проведенных маркетинговых исследований рекомендуется соблюдать следующие правила.
Основные сведения (резюме):
· цели и задачи исследования
· для кого и кем проводилось
Предмет исследования:
· общая ситуация, предшествующая исследованию
· общее описание выборки - время, место проведения исследования
Сбор данных:
· план сбора данных из первичных источников
· описание метода, с помощью которого проводился сбор данных
· характеристика лиц, проводивших исследование, и методы контроля их деятельности
· анкеты, используемые при опросе, и инструкции по их заполнению
Результаты исследований:
· важнейшие выводы и фактически полученные результаты. Могут включатся также рекомендации.
· базовые показатели, использованные для анализа и оценки полученных данных, общие указания относительно границ погрешностей в отношении основных итогов.