УРОК ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
«ПОЧЕМУ ВОДУ НАДО БЕРЕЧЬ?»
КЛАСС
Тема урока: Почему воду надо беречь?
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для обсуждения и анализа обучающимися причин, почему надо беречь воду, на примере Челябинской области и ближайшего социального окружения.
Личностные планируемые результаты
- осознавать ценность природы Челябинской области и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения.
Метапредметные планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД:
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
- договариваться о распределении функций и ролей;
Предметные планируемые результаты
|
- анализировать причины, почему надо беречь воду, на примере Челябинской области и ближайшего социального окружения обучающихся.
Методы обучения:
· Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый, исследовательский, проектный.
Формы обучения:
- групповая;
- индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, видео о воде, растворы химических веществ для проведения опыта, учебник.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Пусть ваше настроение будет хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам плодотворной работы. - Сегодня на научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит много интересных открытий. Полный вперёд! Нас ждут впереди новые неопознанные берега. | Приветствие | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | - Я бы хотела начать наш урок с истории про мальчика Жалейкина. Он был очень добрым и всегда старался помочь природе. Однажды пришел Жалейкин на пруд и ахнул, такой бережок замечательный, а весь завален мусором. Подумал он, что так нельзя оставлять и принялся за дело. Взял и весь мусор в пруд выбросил. Стал бережок красивый и вода красивая, никакого мусора не видно. - Давайте попробуем смоделировать данную ситуацию, используя растворы разных веществ. В кабинете химии я взяла оборудование, чтобы провести опыт. Выливаю в пустую колбу: 1. гидроксид натрия; 2. сульфат меди (выпадает голубой осадок); 3. раствор аммиака (раствор становится синим). Перемешиваю и выливаю в колбу с жидким мылом – ничего не происходит. Добавляю пероксид водорода (стремительно поднимается пена из колбы). - Ребята, мы можем объяснить, что произошло? - А почему? - А чтобы вода не загрязнялась, что нужно делать? - Верно! Молодцы! | Восприятие информации. Наблюдают за опытом. Выдвигают предположения: - Вода загрязнилась. - Люди засоряют водоём. Беречь воду. | |
3. Определение темы урока, постановка цели. | -Итак, тема сегодняшнего урока «Почему надо беречь воду?» - Какие задачи стоят перед нами? - Рассмотрите слайд на экране. Очень странно, что наша планета носит название Земля. Ведь на сушу приходится всего около 1/3 территории, остальное пространство занимает вода. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. - Скажите, какая вода в морях и океанах? - А какая вода нужна людям, животным и растениям? -Несмотря на то, что на Земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд. Вы, наверно, заметили, что прилавки магазинов доверху заставлены бутилированной водой. - Почему? -Казалось бы, в таком обилии водного пространства не должно возникать проблем с недостаточностью чистой воды. Но интересно то, что для огромного города Челябинска, например, единственным источником питьевого и технического водоснабжения является Шершнёвское водохранилище. -Что вы знаете о Шершнёвском водохранилище? - Послушаем сообщение, которое для нас приготовила Рахматуллина Риана. Сделайте вывод: что угрожает Шершнёвскому водохранилищу? | Выяснить, от кого и для чего нужно оберегать воду. Солёная. Необходима пресная вода. Выдвигают предположения: - Бутилированная вода – чистая, её можно употреблять в пищу. Шершневское водохранилище -искусственный водоём, созданный на реке Миасс. Используется как основной источник водоснабжения города Челябинска. Хозяйственные постройки, пастбища, сады и огороды зачастую доходят до уреза воды. Вдоль берегов водохранилища расположены сады. На берегах ведётся застройка индивидуальных жилых домов. В наше время над водой нависла угроза загрязнения, заводы, фабрики города отравляют сточными водами этот водоём. А это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в нём и возле него. Не будет воды, не будет жизни. Угроза загрязнения, поэтому необходимо запретить на водохранилище все виды хозяйственной деятельности человека. | |
4. Работа по теме урока. | -Чтобы доказать, что без воды не будет жизни на планете, мы проведем исследовательское путешествие. В свободном плавании нам предстоит посетить 5 береговых станций. На каждой станции, на которую мы будем прибывать, мы встретим специалистов, которые в течение продолжительного времени занимались исследовательской работой и сегодня представят нам результаты своих мини-проектов. | Подготовка к защите мини-проектов | |
-Итак, первая станция, на которую мы с вами прибыли носит название «Биологическая» и встречает нас на ней руководитель Сиротенко Полина. Расскажи нам о своём мини-проекте. Поделись своими результатами. - Перед нами станция «Экологическая» и встречает нас главный эколог – Фалалеева Алина. Она расскажет нам, в чем заключался её мини-проект и какие результаты у неё получились. Физминутка - В любой ответственной работе необходим перерыв на отдых. Прошу вас подняться. Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем. - Пока мы с вами отдыхали, наше судно незаметно причалило к новому берегу и мы продолжаем работу. - Мы добрались до станции «Экономическая». Чем занимаются экономисты и о результатах работы по мини-проекту расскажет Монтова Татьяна. -Теперь мы прибываем на станцию «Инженерная». Руководитель этой станции – Рахматуллина Залина. Сейчас она поделится результатами своей проектной деятельности. -Наконец, мы причалили к станции «Краеведение». О своей работе нам расскажет Азарова Виктория. - Большое спасибо, теперь я попрошу вас поработать в команде. Напомню правила работы в группе, они представлены на слайде. - У каждой команды есть свой теоретический материал на партах. Вам необходимо изучить информацию, определить главную мысль и найти подтверждение в тексте результатам мини-проектов, с которыми мы только что познакомились. Затем вы должны озвучить для всего класса вывод и доказательство. На эту работу вам даётся 5 минут. Приступаем! (Звучит музыка) - Я попрошу закончить работу и представить нам результаты вашей совместной деятельности. (Поочередно приглашаются представители разных станций для подведения итогов своей работы, выводы фиксируются в таблице на доске). -Итак, подводя итог выше сказанному, можно сделать следующий вывод: мы выяснили, почему воду надо беречь. Все причины мы обозначили в рабочей таблице. - Я предлагаю вам открыть учебник на странице 63 и сопоставить наши выводы с выводами в учебнике. -Скажите, выводы совпадают? - Как Вы думаете, а кто ещё должен знать об этих проблемах? Кому бы Вам хотелось об этом рассказать? Что мы с Вами можем сделать, чтобы привлечь внимание людей к этим проблемам? - Я предлагаю Вам создать наш авторский плакат. Каждую озвученную проблему исследовательскими группами замените подходящим рисунком-символом и расположите на плакате. (Звучит музыка, по одному представителю от групп выбирают знак – символ и располагают на плакате) - Где можно разместить такие плакаты? - Молодцы, вы отлично поработали. | Обучающийся заранее дома провёл анализ текстовых источников, для того, чтобы определить, насколько долго могут обходиться без воды люди, растения и животные. Представляет результаты своего мини-проекта презентацией. Делает вывод: без воды жизнь на Земле невозможна. Приложение 1. Обучающийся заранее получает домашнее задание, доказать опытным путём, можно ли использовать солёную воду для живых организмов. Представляет результаты своего мини-проекта. Делает вывод: солёная вода не пригодна для живых организмов. Приложение 2. Минутка отдыха. Обучающийся заранее получает домашнее задание: провести социологический опрос среди семей одноклассников и доказать, что на воду расходуется немалая часть семейного бюджета. Представляет результаты своего мини-проекта. Делает вывод: чистая вода бесплатно не достаётся. Приложение 3. Обучающийся заранее получает домашнее задание, доказать, что вода используется в разных промышленных областях на примере фармацевтики и медицины. Представляет результаты своего мини-проекта. Делает вывод: вода широко применяется в медицине. Приложение 4. Обучающийся заранее получает практическое домашнее задание: очистить один литр воды из Шершнёвского водохранилища при помощи бумажного фильтра. Представляет результаты своего мини-проекта. Делает вывод: процесс загрязнения воды – очень быстрый, а очищения – длительный и трудоёмкий. Приложение 5. Работа в группах. Обучающиеся работают с текстом, определяют главную мысль, отвечают на вопросы. Затем выбирают из множества предложенных выводов – верный, который соответствует данной проблеме. Обучающиеся знакомят с результатами работы. Фиксируют основные выводы на доске. Приложение 6. Работают по учебнику. Ответы обучающихся. Предлагают варианты. Работают над схемой-аппликацией, затем защищают ее. Приложение 7. На подъездах многоквартирных домов, на остановках. | ||
5.Итог урока | - Наш плакат «Почему воду надо беречь?» будет памяткой не только вам, но и Жалейкину, которому в начале урока не хватило знаний, чтобы не попадать в такую неприятную историю… - Посмотрите на доску, и ответьте, достигнута ли цель сегодняшнего урока? - Я желаю вам бережно относиться к воде, т.к. судьба нашей планеты находится в наших руках. - Вашим домашним заданием будет провести микро-исследование и узнать «Какова роль воды в каждой семье?». Результаты необходимо занести в таблицу, их мы обсудим на следующем уроке. - Большое спасибо! Вы очень продуктивно сегодня поработали! | Да, цель и задачи сегодняшнего урока достигнуты. Приложение 8. |
|