Документоснабжение — это обеспечение библиотек необходимыми им документами с помощью книжной торговли, системы предоставления обязательного экземпляра изданий, книгообмена, даров и пожертвований и других источников комплектования
Внедрение рыночных отношений в книжное дело, свободное ценообразование требуют от комплектатора знания структуры документного рынка и основных механизмов его функционирования.
Сферу текущего комплектования библиотек в XXI в. невозможно ограничить только печатными изданиями. В целях комплектования используются возможности документного рынка в целом.
В структуре документного рынка по видам документов можно выделить рынки печатных изданий, аудиовизуальных материалов, электронных ресурсов, репродуцированных и неопубликованных материалов.
Рынок печатных изданий объединяет книжные и периодические издания. Производителями на этом рынке выступают издательства, полиграфические предприятия, другие издающие организации и редакции средств массовой информации.
Рынок аудиовизуальных материалов объединяет документы, позволяющие воспроизвести информацию сразу по нескольким каналам восприятия. Производителями на этом рынке являются теле- и радиокомпании, теле- и киностудии, фирмы звукозаписи. Конечными продуктами здесь выступают звуко-, видеозаписи, фильмокопии, а также так называемые мультимедиа продукты. Звукозаписи могут быть выполнены на грампластинке, аудиокассете, компакт-диске (CD). Устройством их воспроизведения является специальный лазерный проигрыватель или мультимедийный компьютер. Видеозаписи можно получить как на видеокассетах, так и на цифровых дисках (DVD). Аналогично, фильмокопии могут быть представлены на обычной кинопленке, на видеокассетах, на лазерных дисках.
|
Новый вид аудиовизуальных документов, так называемые мультимедиа продукты, объединяет изображение, звук и текст, элементы анимации, но использует в качестве средства воспроизведения компьютер. Как правило, такие мультимедийные продукты выпускаются на CD, так как большой объем изобразительной и графической информации требует и большого объема памяти.
Рынок электронных ресурсов объединяет машиночитаемые (электронные) и сетевые издания. Производителями на этом рынке наряду со специализированными фирмами (производителями электронных продуктов), являются также журнальные и книжные издательства, книготорговые фирмы, информационные и подписные агентства, онлайновые книжные магазины.
Электронные издания выпускаются на лазерных дисках и других машиночитаемых носителях. Сетевые издания доступны по телекоммуникационным сетям Интернет.
Входными точками в сеть Интернет являются серверы книжных дилеров и распространителей документов на других носителях, подписных агентств, книготорговых фирм, книжных клубов, книжных и журнальных издательств, а также специализированные справочные серверы для комплектаторов, помогающие отыскать необходимые электронные ресурсы, справочную и коммерческую информацию в помощь текущему комплектованию (адрес, условия подписки, цена и др.).
Рынок репродуцированных материалов развивается весьма динамично в связи с внедрением новых технологий перевода документов на другие носители информации и решением библиотеками проблемы владения документом в традиционном печатном виде или в другой
|
форме. Это технологии микрофильмирования, микрофиширования, фото- и ксерокопирования, оцифрования — перевода печатной информации в электронную форму и представление ее на машиночитаемом носителе или в виде информационного ресурса в сети (например, в составе фонда полнотекстовой виртуальной библиотеки).
Неопубликованные документы. В общедоступных библиотеках к неопубликованным документам относятся главным образом материалы краеведческой тематики.
Столь разнообразный и динамично складывающийся документный рынок приводит к существенному расширению информационного поля комплектатора. Система информационного обеспечения комплектования в настоящее время находится в стадии становления. К имеющимся ранее источникам информации о книжном рынке добавились новые. Традиционно в процессе текущего комплектования использовались годовые аннотированные тематические планы издательств, газета «Книжное обозрение», информирующая о сигнальных экземплярах новых книг, поступивших в Российскую книжную палату за неделю, и «Книготорговый бюллетень», в котором публиковались сведения об изданиях, вышедших без объявления.
Внедрение рыночных процессов в книжное дело (отмена твердых номиналов, свободное ценообразование) и современных телекоммуникационных технологий существенно изменило традиционную технологию мониторинга профильного потока документов. Комплектатор должен отслеживать не только содержательное и качественное наполнение потока, но также постоянно следить за конъюнктурой цен и ориентироваться в механизме ценообразования.
|
Широкое распространение на рынке получили «прайс-листы» с информацией о текущем ассортименте и ценах. Однако этот источник информации о книге предназначен для книготорговых структур и практически не используется комплектаторами при отборе документов в фонд. При многих издательствах и книготорговых фирмах функционируют ассортиментные кабинеты с выставками образцов. Ряд издательств («Наука», «Финансы и статистика», «Лениздат», «Высшая школа» и др.), а также книготорговые фирмы («Мир знаний», «Дорлинг Киндерсли», «Инфра-М») продолжают выпускать тематические планы и
каталоги в традиционном печатном виде.
Ускорение процессов книгоиздания и взаимодействия партнеров в процессе комплектования неизбежно приводит к тому, что общей тенденцией в ближайшее время станет повсеместный переход к использованию в текущем комплектовании информационных технологий и ресурсов Интернет. Уже сегодня для библиотек через сеть Интернет доступны следующие виды изданий: полные тексты книг, периодических и продолжающихся изданий, в том числе существующих только в электронном виде и не имеющих печатной версии, базы данных. Для их поиска в сети Интернет используются такие информационные ресурсы, как книжные магазины онлайнового доступа, электронные каталоги библиотек, серверы книжных дилеров и подписных агентств, издательств, каталоги электронных ресурсов (электронных текстов, книг, периодических и сериальных изданий, виртуальные библиотеки).
Многие российские издательства и книготорговые фирмы уже открыли в Интернете свои страницы. Использование этих ресурсов позволяет комплектатору получить самую оперативную информацию, необходимую для текущего комплектования и быстро оформить заказ. Заказ можно получить по системе «Книга-почтой». В настоящее время отрабатывается система электронного заказа и электронных расчетов, внедрение которых упростит и ускорит технологию комплектования через Интернет.
Для отбора и заказа периодических изданий - Объединенный каталог «Подписка... г.»
Данный каталог распространяется региональными управлениями федеральной почтовой связи. С Интернет-версией каталога можно ознакомиться в виртуальном магазине «Пресса» ( https://www.apr.ru/pressa). Последнее издание каталога включает 4200 наименований периодических изданий.
Одним из условий обеспечения полноценного текущего комплектования является наличие полной и оперативной информации. Спектр современных источников и способов документоснабжения библиотек весьма разнообразен.
Основными способами пополнения библиотечных фондов печатными и другими документами являются:
• покупка;
• подписка;
• книгообмен;
• репродуцирование;
• бесплатное получение (дар);
• получение книг от читателей взамен утраченных или возмещение стоимости документа (замена).
В условиях свободного ценообразования рациональное расходование средств на комплектование, обоснованный выбор источников документоснабжения невозможны без понимания комплектатором механизма ценообразования.
В настоящее время на рынке действует несколько уровней цен, а именно:
• отпускная цена издательства, по которой книги можно приобрести непосредственно в издательстве. Это цена без торговой наценки.
• оптовая цена, по которой издательство продает тираж издания или большую часть тиража крупной оптовой фирме, представляет собой отпускную цену издательства с оптовой скидкой (от 20-40% в зависимости от размера партии).
• мелкооптовая цена, по которой тираж издания распродается оптовой фирмой более мелким оптовикам, представляет собой отпускную цену издательства с книготорговой наценкой
(от 25 %).
• розничная цена книги, по которой книги продаются в розничной торговле — это мелкооптовая цена с книготорговой наценкой (от 25%).
Таким образом, чем больше посредников задействовано в цепочке от издательства до библиотеки, тем дороже книга.
В современных условиях новые качества приобрели такие традиционные источники комплектования, как книжные магазины, система «Книга — почтой», книгообмен, дарение.
Книжные магазины стали одним из основных источников пополнения фондов для многих городских, районных и сельских библиотек. Они работают более оперативно, чем другие книготорговые структуры. Кроме того, местный книжный магазин является для библиотеки важным источником информации о новинках книжного рынка.
Значительно вырос в последнее время процент изданий, поступающих в «дар». Особенно много книг в «дар» поступает в фонды крупных региональных и национальных библиотек. В современных условиях библиотека должна выделить работу с «дарами» и «дарителями» в особое направление комплектования. Политика работы с дарами заключается в том, что, с одной стороны, «дарителей» следует поощрять и стимулировать, а с другой — четко определить критерии, по которым будут приниматься «дары». В противном случае это может привести к засорению фонда неиспользуемыми, дублетными, непрофильными документами.
Для комплектаторов общедоступных библиотек необходимо представлять себе систему поступления обязательных экземпляров в целом.
Обязательный экземпляр — это экземпляр каждого отечественного документа, направляемый в обязательном порядке производящими их организациями согласно закону или специальному правительственному распоряжению в государственные книгохранилища, крупные библиотеки, информационные и библиографические центры для государственного библиографического учета выпускаемых документов, комплектования общенациональных библиотечных фондов, архивов документации, обеспечения информационной и библиографической деятельности.
Обязательный экземпляр в рамках субъекта Российской Федерации — это экземпляр различных видов документов, изготовленных на территории субъекта РФ, который подлежит передаче производящими их организациями в соответствующие учреждения и организации согласно Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.).
Обязательный местный экземпляр документов — это экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории города или района, документов, которые подлежат передаче производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленном Федеральным законом и законом субъекта РФ.
Для комплектования фондов общедоступных библиотек особое значение имеет местный экземпляр документов. В его состав в соответствии с Федеральным законом (ст.7, п. 4) и законами (или другими нормативными актами) субъектов РФ «Об обязательном экземпляре документов» включаются: официальные документы местных органов самоуправления, местные периодические издания, произведения печати и другие документы, произведенные на территории данного административного образования, содержащие информацию о крае.