ИСТОЧНИКИ ДОКУМЕНТОСНАБЖЕНИЯ БИБЛИОТЕК




Документоснабжение — это обеспечение библиотек необходимыми им документами с помощью книжной торговли, системы предоставления обязательного экземпляра изданий, книгообмена, даров и пожертвований и других источников комплектования

Внедрение рыночных отношений в книжное дело, свободное ценооб­разование требуют от комплектатора знания структуры документного рынка и основных механизмов его функционирования.

Сферу текущего комплектования библиотек в XXI в. невозможно ог­раничить только печатными изданиями. В целях комплектования исполь­зуются возможности документного рынка в целом.

 

 

В структуре документного рынка по видам документов можно выде­лить рынки печатных изданий, аудиовизуальных материалов, электрон­ных ресурсов, репродуцированных и неопубликованных материалов.

Рынок печатных изданий объединяет книжные и периодические из­дания. Производителями на этом рынке выступают издательства, полигра­фические предприятия, другие издающие организации и редакции средств массовой информации.

Рынок аудиовизуальных материалов объединяет документы, позво­ляющие воспроизвести информацию сразу по нескольким каналам воспри­ятия. Производителями на этом рынке являются теле- и радиокомпании, теле- и киностудии, фирмы звукозаписи. Конечными продуктами здесь вы­ступают звуко-, видеозаписи, фильмокопии, а также так называемые муль­тимедиа продукты. Звукозаписи могут быть выполнены на грампластинке, аудиокассете, компакт-диске (CD). Устройством их воспроизведения яв­ляется специальный лазерный проигрыватель или мультимедийный ком­пьютер. Видеозаписи можно получить как на видеокассетах, так и на циф­ровых дисках (DVD). Аналогично, фильмокопии могут быть представле­ны на обычной кинопленке, на видеокассетах, на лазерных дисках.

Новый вид аудиовизуальных документов, так называемые мультиме­диа продукты, объединяет изображение, звук и текст, элементы анимации, но использует в качестве средства воспроизведения компьютер. Как пра­вило, такие мультимедийные продукты выпускаются на CD, так как боль­шой объем изобразительной и графической информации требует и боль­шого объема памяти.

Рынок электронных ресурсов объединяет машиночитаемые (элект­ронные) и сетевые издания. Производителями на этом рынке наряду со специализированными фирмами (производителями электронных продук­тов), являются также журнальные и книжные издательства, книготорго­вые фирмы, информационные и подписные агентства, онлайновые книж­ные магазины.

Электронные издания выпускаются на лазерных дисках и других ма­шиночитаемых носителях. Сетевые издания доступны по телекоммуника­ционным сетям Интернет.

Входными точками в сеть Интернет являются серверы книжных диле­ров и распространителей документов на других носителях, подписных агентств, книготорговых фирм, книжных клубов, книжных и журнальных издательств, а также специализированные справочные серверы для комп­лектаторов, помогающие отыскать необходимые электронные ресурсы, справочную и коммерческую информацию в помощь текущему комплекто­ванию (адрес, условия подписки, цена и др.).

Рынок репродуцированных материалов развивается весьма дина­мично в связи с внедрением новых технологий перевода документов на другие носители информации и решением библиотеками проблемы владе­ния документом в традиционном печатном виде или в другой

 

форме. Это технологии микрофильмирования, микрофиширования, фото- и ксероко­пирования, оцифрования — перевода печатной информации в электрон­ную форму и представление ее на машиночитаемом носителе или в виде информационного ресурса в сети (например, в составе фонда полнотексто­вой виртуальной библиотеки).

Неопубликованные документы. В общедоступ­ных библиотеках к неопубликованным документам относятся главным образом материалы краеведческой тематики.

Столь разнообразный и динамично складывающийся документный рынок приводит к существенному расширению информационного поля комплектатора. Система информационного обеспечения комплектования в настоящее время находится в стадии становления. К имеющимся ранее ис­точникам информации о книжном рынке добавились новые. Традиционно в процессе текущего комплектования использовались годовые аннотированные тематические планы издательств, газета «Книжное обозрение», инфор­мирующая о сигнальных экземплярах новых книг, поступивших в Россий­скую книжную палату за неделю, и «Книготорговый бюллетень», в котором публиковались сведения об изданиях, вышедших без объявления.

Внедрение рыночных процессов в книжное дело (отмена твердых но­миналов, свободное ценообразование) и современных телекоммуникаци­онных технологий существенно изменило традиционную технологию мо­ниторинга профильного потока документов. Комплектатор должен отсле­живать не только содержательное и качественное наполнение потока, но также постоянно следить за конъюнктурой цен и ориентироваться в меха­низме ценообразования.

 

Широкое распространение на рынке получили «прайс-листы» с ин­формацией о текущем ассортименте и ценах. Однако этот источник ин­формации о книге предназначен для книготорговых структур и практичес­ки не используется комплектаторами при отборе документов в фонд. При многих издательствах и книготорговых фирмах функционируют ассорти­ментные кабинеты с выставками образцов. Ряд издательств («Наука», «Фи­нансы и статистика», «Лениздат», «Высшая школа» и др.), а также книго­торговые фирмы («Мир знаний», «Дорлинг Киндерсли», «Инфра-М») про­должают выпускать тематические планы и

каталоги в традиционном печат­ном виде.

Ускорение процессов книгоиздания и взаимодействия партнеров в про­цессе комплектования неизбежно приводит к тому, что общей тенденцией в ближайшее время станет повсеместный переход к использованию в теку­щем комплектовании информационных технологий и ресурсов Интернет. Уже сегодня для библиотек через сеть Интернет доступны следующие виды изданий: полные тексты книг, периодических и продолжающихся изданий, в том числе существующих только в электронном виде и не имеющих пе­чатной версии, базы данных. Для их поиска в сети Интернет используются такие информационные ресурсы, как книжные магазины онлайнового дос­тупа, электронные каталоги библиотек, серверы книжных дилеров и под­писных агентств, издательств, каталоги электронных ресурсов (электронных текстов, книг, периодических и сериальных изданий, виртуальные биб­лиотеки).

Многие российские издательства и книготорговые фирмы уже откры­ли в Интернете свои страницы. Использование этих ресурсов позволяет комплектатору получить самую оперативную информацию, необходимую для текущего комплектования и быстро оформить заказ. Заказ можно по­лучить по системе «Книга-почтой». В настоящее время отрабатывается система электронного заказа и электронных расчетов, внедрение которых упростит и ускорит технологию комплектования через Интернет.

Для отбора и заказа периодических изданий - Объединенный каталог «Подписка... г.»

Данный каталог распространяется региональными управлениями фе­деральной почтовой связи. С Интернет-версией каталога можно ознако­миться в виртуальном магазине «Пресса» ( https://www.apr.ru/pressa). Последнее издание каталога включает 4200 наименований периодических изданий.

 

Одним из условий обеспечения полноценного текущего комплектова­ния является наличие полной и оперативной информации. Спектр современных источников и способов документоснабжения библиотек весьма разнообразен.

 

Основными способами пополнения библиотечных фондов печатными и другими документами являются:

• покупка;

• подписка;

• книгообмен;

• репродуцирование;

• бесплатное получение (дар);

• получение книг от читателей взамен утраченных или возмещение стоимости документа (замена).

 

В условиях свободного ценообразования рациональное расходование средств на комплектование, обоснованный выбор источников документо­снабжения невозможны без понимания комплектатором механизма цено­образования.

В настоящее время на рынке действует несколько уровней цен, а именно:

• отпускная цена издательства, по которой книги можно приобрести непосредственно в издательстве. Это цена без торговой наценки.

• оптовая цена, по которой издательство продает тираж издания или большую часть тиража крупной оптовой фирме, представляет со­бой отпускную цену издательства с оптовой скидкой (от 20-40% в зависимости от размера партии).

• мелкооптовая цена, по которой тираж издания распродается опто­вой фирмой более мелким оптовикам, представляет собой отпуск­ную цену издательства с книготорговой наценкой

(от 25 %).

• розничная цена книги, по которой книги продаются в розничной тор­говле — это мелкооптовая цена с книготорговой наценкой (от 25%).

Таким образом, чем больше посредников задействовано в цепочке от издательства до библиотеки, тем дороже книга.

 

В современных условиях новые качества приобрели такие традицион­ные источники комплектования, как книжные магазины, система «Книга — почтой», книгообмен, дарение.

Книжные магазины стали одним из основных источников пополнения фондов для многих городских, районных и сельских библиотек. Они рабо­тают более оперативно, чем другие книготорговые структуры. Кроме того, местный книжный магазин является для библиотеки важным источником информации о новинках книжного рынка.

Значительно вырос в последнее время процент изданий, поступаю­щих в «дар». Особенно много книг в «дар» поступает в фонды крупных региональных и национальных библиотек. В современных условиях биб­лиотека должна выделить работу с «дарами» и «дарителями» в особое направление комплектования. Политика работы с дарами заключается в том, что, с одной стороны, «дарителей» следует поощрять и стимулировать, а с другой — четко определить критерии, по которым будут приниматься «дары». В противном случае это может привести к засорению фонда неис­пользуемыми, дублетными, непрофильными документами.

 

Для комплектаторов общедоступных библиотек необходимо пред­ставлять себе систему поступления обязательных экземпляров в целом.

Обязательный экземпляр — это экземпляр каждого отечественного документа, направляемый в обязательном порядке производящими их организациями согласно закону или специальному правительственному распоряжению в государственные книгохранилища, крупные библиотеки, информационные и библиографические центры для государственного биб­лиографического учета выпускаемых документов, комплектования обще­национальных библиотечных фондов, архивов документации, обеспече­ния информационной и библиографической деятельности.

Обязательный экземпляр в рамках субъекта Российской Федерации — это экземпляр различных видов документов, изготовленных на террито­рии субъекта РФ, который подлежит передаче производящими их органи­зациями в соответствующие учреждения и организации согласно Феде­ральному закону «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.).

Обязательный местный экземпляр документов — это экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории города или района, документов, которые подлежат передаче производителями в соот­ветствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установ­ленном Федеральным законом и законом субъекта РФ.

Для комплектования фондов общедоступных библиотек особое значение имеет местный экземпляр документов. В его состав в соответствии с Федеральным законом (ст.7, п. 4) и законами (или другими нормативными актами) субъектов РФ «Об обязательном экземпляре документов» вклю­чаются: официальные документы местных органов самоуправления, мест­ные периодические издания, произведения печати и другие документы, произведенные на территории данного административного образования, содержащие информацию о крае.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: