Совершенствование отрыва




Задание 1

1. Нападающие располагаются слева от площади вратаря. Нападающий, передав мяч вратарю, выполняет рывок к противоположным воротам; получив передачу от вратаря – выполняет бросок мяча в ворота (рис. 62).

             

Рисунок 62


перемещение с игроком 4. Игрок 2 передает мяч игроку 4, тот - игроку 3. Игрок 6, перемещаясь вдоль площади вратаря, ставит заслон центральному защитнику. Игрок 7, используя заслон и активный ход игрока 3, выходит к линии площади вратаря. Нападающий 3, владеющий мячом, принимает решение по ситуации: бросает мяч в ворота или передает мяч игроку 7 или 5 (рис. 59).

Рисунок 59

Задание 2

Игрок 2 начинает атаку и передает мяч игроку 3, который набегает на ворота. Игрок 3 предает мяч игроку 4, который выполняет бросок в ворота или отдает мяч игроку 5 и т.д. В момент атаки ворот игроком 4, игрок 7 ставит заслон центральному защитнику (рис. 60).

Рисунок 60


Функции игроков (амплуа)

В гандболе распределение игроков по функциям предусматривает их деление на игроков первой (передней) линии – крайние и линейные и второй (задней) линии – полусредние и разыгрывающие.

Разыгрывающий игрок. В его функции входит комбинационный розыгрыш мяча, распределение передач мяча между маневренными нападающими. Предпосылки для успешной деятельности разыгрывающего игрока – развитое периферическое зрение, внимание, скоростная и скрытая передача мяча, комплекс обманных движений, успешные дальние броски (опорные) с закрытых позиций и в прыжке. Зона действия – 8–10 м от линии свободного броска.

Полусредний игрок. Наряду с организацией атак полусредний должен принимать активное участие в их завершении. Игрок должен обладать теми же качествами, что и разыгрывающий игрок, но быть выше ростом. Зона действия полусредних игроков – 12–14 м от ворот соперника, где они обычно взаимодействуют с партнерами.

Крайний нападающий. Основные задачи – выполнение атакующих действий (бросок по воротам с минимального угла, организация и реализация контратак, взаимодействие с партнерами по нападению (полусредним и линейным). Ведущие качества – быстрота, стартовая скорость, скоростное выполнение технических приемов, финтов, бросков, а также отличная ориентация.

Линейные нападающие. Зона их действия проходит вдоль линии ворот соперника (спиной или боком к вратарю). Важные качества – скорость, ловкость, инициативность, твердость характера, умение своевременно освобождаться от опеки защитника, выполнять броски в падении или в прыжке в зону площадки ворот, взаимодействовать с партнерами по нападению. Линейный нападающий часто бывает ограничен во времени и месте для выполнения приема, поэтому ему необходимо такое качество, как скорость мышления.


Задание 3

Игрок 2 отдает мяч игроку 3, который набегает на бросок, если полусредний защитник делает выход он выполняет передачу в


4 Индивидуальные тактические действия

Выбор позиции: нападающий всегда стремится выбрать наилучшее место для последующих действий или для оказания содействия партнеру, чтобы получить мяч для атаки, обеспечить более выгодные условия действия другому нападающему или бороться за отскочивший мяч. Выход на свободное место для получения мяча должен также сочетаться с ложными, отвлекающими движениями. При плотной опеке нападающий сам сближается с защитником, затем делает ложное движение в сторону, противоположное выходу, и только после этого резко отрывается от защитника, выходя для получения мяча на свободное место.

Применение передачи мяча: в зависимости от игрового момента передача может быть прямой, скрытой, навесной, с отскоком мяча от пола, с отвлекающим движением, в комплексе с финтом и т. п. Выбор способа передачи зависит только от передающего и должен быть мгновенным, а передача – оптимальной для данного игрового момента.

Применение ловли мяча: в множестве игровых моментов важно передавать мяч надежно, но еще важнее – наиболее удобно; линейному – на живот (чтобы тот мог глубже спрятать мяч от опекунов), полусреднему за голову (чтобы он не тратил время на замах), крайнему вперед (удобнее для набегания) и т. д. Умение ловить мяч в условиях острого единоборства нападающего с защитником обогащает индивидуальную и коллективную тактику игры.

Применение ведения мяча: как прием применим в строго определенных случаях – для необходимого перемещения по площадке, для выигрыша времени, для завершения атаки. Чрезмерное увлечение ведением снижает темп игры, упрощает защиту противнику. При любой возможности усиления атаки нападающий обязан отказаться от ведения мяча и как можно быстрее передать мяч партнеру.

Обманные действия, финты: это движения, рассчитанные па введение соперника в заблуждение, на то, чтобы сместить его с выгодной позиции, вывести из равновесия, лишить устойчивости. Выполняются с мячом и без мяча, ногами, туловищем, мячом, руками, плечами, головой, а также глазами, голосом и т. д. Число


игрока - 7 и 2. Игрок 2, получив мяч, принимает решение по ситуации: либо бросает мяч в ворота, либо передает его игроку 7 или 6 (рис. 57).

Рисунок 57

Задание 14

1. Нападающий 4 передает мяч игроку 3, который передает его игроку 2, тот передает мяч игроку 4, игрок 4 - игроку 3, который выполняет скрестное перемещение. Игрок 2 передвигается к центру. Нападающий 4 занимает позицию у площади вратаря и ставит заслон. Нападающий 2, используя заслон, выполненный нападающими 4 и 7, получает мяч от игрока 3 и выполняет бросок мяча в ворота. Одновременно игроки 5 и 6 отвлекают на себя защитников (рис. 58).

Рисунок 58

Командные действия при численном большинстве

Задание 1

1. При численном большинстве игрок 3, передав мяч игроку 2, движется вправо в сторону ворот, выполняя скрестное


принимает решение по ситуации: отдает мяч одному из игроков 5 4 или 7 (рис. 55).

Рисунок 55

Задание 12

1. Нападающий 2 передает мяч игроку 3, который передает мяч влево игроку 4. Одновременно с этой передачей игрок 5 стремительно перемещается вдоль площади вратаря, ловит и передает мяч игроку 3. Одновременно с этой передачей игрок 7 ставит заслон в центре. Игрок 3 атакует с мячом в направлении ворот. Игрок 4 выполняет движение к воротам без мяча. Игрок 6, использует заслон, быстро перемещается и, получив мяч от игрока 3, бросает его в ворота (рис. 56).

Рисунок 56

Задание 13

1. Нападающий 3 выполняет скрестное перемещение с игроком 5 и отдает ему мяч. Игрок 4 движется в центр к площади вратаря, получает передачу от игрока 5 и имитирует бросок. В момент получения мяча игроком 4 начинают движение одновременно два


финтов безгранично. Чтобы защитник реагировал на обманное движение нападающего, необходимо выполнять это движение правдоподобно и в темпе основного приема.

Наиболее частый финт с мячом – ложный замах на бросок в ворота. Практически он предшествует почти каждой передаче мяча в непосредственной близости от защитника. Игроки, не выполняющие таких движений, в значительной степени облегчают действия защитникам соперника. Простейший вид обыгрывания защитника нападающим – обводка при помощи ложного движения рукой на бросок с последующим проходом вперед. После замаха на бросок в движении, нападающий резко меняет направление движения и быстро пробегает мимо среагировавшего на замах защитника. Другой финт – с поворотом: сближаясь с защитником, нападающий делает правой ногой шаг вперед-вправо, поворачиваясь направо, а затем, согнув ногу и оттолкнувшись ею, быстро поворачивается на левой ноге кругом через правое плечо и, делая шаг в другом направлении, уходит от защитника. Аналогично выполняется обводка с поворотом и в другую сторону.

Сложнее финты с одним, двумя и тремя шагами с мячом. Финт с одношажным отвлекающим движением выполняется с ходу. Приблизившись к защитнику, нападающий имитирует проход влево: наклоняет туловище влево, разворачивается правым боком к защитнику, смотрит влево и делает шаг левой ногой в ту же сторону. Как только защитник среагирует на уловку, нападающий, сильно оттолкнувшись левой (на выпаде) ногой, делает шаг в другую сторону и проходит справа от защитника. После этого он может сделать еще один шаг и выполнить бросок (или передать мяч партнеру, если тот в более выгодной ситуации).

По такому же принципу выполняет финт с двумя отвлекающими шагами. Здесь нападающий заставляет защитника перемещаться вначале влево, затем вправо и, наконец, проходит слева от него, выполняя бросок в ворота. Эти финты можно разнообразить проходом с одним шагом и торможением: нападающий «показывает» проход влево, но на первом же шаге слегка притормаживает. Защитник настораживается, ожидая очередного шага в другую сторону, и тоже притормаживает. А нападающий тем временем резко проходит защитника слева.

Для обеспечения успеха проходов к воротам нападающий должен в совершенстве обладать несколькими финтами. Вот


некоторые сочетания финтов с ложными действиями: финт на рывок в одну сторону – рывок в другую; рывок – остановка; финт на рывок – рывок – остановка; финт на бросок – проход – бросок и т. д.

Нападающий обязан внимательно наблюдать за действиями опекающего его защитника, изучать манеру его игры, чтобы по ходу встречи определить сильные и слабые стороны подготовки противника и использовать их в интересах команды.

Применение броска в ворота. Основной технико-тактический прием игры. В отношении тактики броска требования индивидуальной подготовки сводятся к следующему: выбор способа броска зависит от положения игрока относительно ворот; от расстояния до них; от места, занимаемого игроком (по амплуа или нет); от позиции вратаря, защитников и партнеров. Принимая решение на выполнение броска, игрок должен учитывать ход матча, право на бросок и ответственность за его исполнение перед коллективом. Все это наиболее важно в последние минуты напряженного матча. А на самой последней минуте игры, при ее истечении, когда счет устраивает атакующих, вообще нельзя бросать по воротам (пусть из самых выгодных положений): даже один отрицательный шанс в этом моменте может принципиально изменить судьбу команды. Игровая практика такими примерами чрезвычайно богата.

Известно, что бросок должен быть неожиданным, точным и мощным. Сегодня к этим требованиям добавляется новое: бросок должен быть и разнообразным. Не столь важна сила броска, сколь его хитрость – умение обвести вратаря в броске. Нападающие решают эти задачи, изменяя структуру броска (прежде всего, движения на замах). Вратари часто отбивают мячи, потому что ясно видят положение руки с мячом на замахе, точно определяют направление полета мяча из этого статического положения. Нападающие, учитывая это обстоятельство, превратили замах в скрытую кругообразную и захлестывающую обводку вратаря. Кроме того, у них в резерве осталось завершающее движение кисти.

Сегодня нападающие стали выполнять бросок с полузамахом и совсем без замаха, что в сочетании с описанным предельно осложнило задачу вратарей. Еще одним средством повышения результативности бросков стало в последнее время изменение


передает мяч одному из игроков - 4 или 6 (рис. 53).

Рисунок 53

Задание 10

1. Игрок 7 передает мяч игроку 4. В этот момент игрок 3 начинает перемещаться влево. Мяч последовательно передается игрокам 6, 7 и 8. Игрок 8 продвигается вперед к воротам, а игрок 5 передвигается между защитниками 1 и 2. Игрок 8 принимает решение по ситуации: выполняет бросок в ворота или отдает мяч одному из игроков 3, 5 или 7 (рис. 54).

 
 

Рисунок 54

Задание 11

1. Игрок 7 передает мяч игроку 4, а тот – игроку 6. Игрок 3 в этот момент продвигается влево вдоль 9-метровой линии, получает мяч от игрока 6, тут же передает его игроку 7, продолжает продвигаться и ставит заслон крайнему защитнику. Игрок 7 передает мяч игроку 8, а игрок 4 ставит заслон защитнику в центральной зоне. Игрок 8 во время продвижения вперед


продвигается вправо и отдает мяч обратно игроку 7, а игрок 3 занимает позицию у площади вратаря в зоне полусреднего защитника. Игрок 7 передает мяч игроку 8, который стремительно продвигается с мячом влево. В этот момент игрок 7 перемещается влево, игрок 5 смещается вправо и ставит заслон второму защитнику. По ходу движения игрок принимает решение по ситуации: или выполняет бросок мяча в ворота, или отдает мяч одному из игроков 4 или 7 (рис. 52)

 
 

Рисунок 51


привычных и устаревших (однообразных) точек прицела (бросок всегда проводился в так называемые наиболее уязвимые точки ворот: в углы, в точки около головы вратаря, между его ног, в

«карманы»). Именно здесь и ожидали мяч вратари, что повышало эффективность отражения мячей, но снижало эффективность завершающих бросков. Сегодня наиболее опытные и талантливые нападающие незаметно для голкипера меняют точки прицела.

Бросок – не стандартный технический прием. Он постоянно совершенствуется. Итоги анализов последних международных соревнований свидетельствуют: наиболее результативным стал нынче бросок в пол с отскоком мяча в верхние углы ворот, ранее применявшийся крайне редко.

Основа высшего мастерства в гандболе – эффективный бросок, базирующийся на индивидуальной тактической подготовленности нападающего.

Применение подбора мяча. После неудачного броска (своего или партнера) нападающий должен быть нацелен на возможность подбора мяча в единоборстве с защитниками: занять правильную позицию; оттеснить соперника, впрыгивая в зону площади вратаря; откинуть мяч партнерам. Функции нападающих в этот момент должны быть четко разграничены: подбор мяча, блокирование других игроков, выход на свободное место для получения мяча, организация возможной контратаки.

 

5 Групповые тактические действия



Задание 9


 

Рисунок 52


Взаимодействие двух игроков

Если индивидуальная тактика нападающих составляет творческую основу коллективных действий команды, то тактические взаимодействия атакующих есть главная база тактической подготовки команды.

Тактические комбинации-связки обычно выполняются


1. Игрок 2 передает мяч игроку 7. Игрок 5 выполняет скрестное перемещение с игроком 7 и получает мяч. Игрок 3 движется в центр и, получив мяч от 5 игрока имитирует бросок. В момент получения мяча игроком 3 начинает перемещаться игрок 4 - по направлению к центру, игрок 2 – прямо на ворота. Игрок 3 по ситуации принимает решение: либо бросает мяч в ворота, либо


нападающими в завершающей фазе действий команды (розыгрыша мяча, а также перемещений, комбинаций). Поэтому, кроме индивидуального тактического мастерства, особую значимость приобретает опыт, взаимопонимание и творчество. Разучивать взаимодействия игроков следует в деталях, совершенствуя эти процессы от тренировки к тренировке.


Взаимодействия полусреднего и крайнего.

Воздушная комбинация «парашют». Получив мяч, полусредний устремляется в атаку на ворота между двумя крайними защитниками. Один из этих защитников «стягивается» в сторону центра. К площади вратаря резко набегает крайний нападающий и с разбега высоко выпрыгивает над ней. Полусредний набрасывает ему мяч в воздухе, и крайний завершает комбинацию броском в ворота.

Заслон края. Крайний с мячом атакует, используя финт так, чтобы сблизиться с двумя крайними защитниками и увести их как можно дальше от фланга. В момент этой атаки полусредний имитирует стремление сместиться к центру. В последнюю секунду крайний резко передает мяч полусреднему, а сам отскакивает к линии площади вратаря за крайнего защитника и прижимает игрока обороны, заслоняя от воздействия на полусреднего, который теперь быстро смещается в сторону края и из-под заслона атакует ворота.

Прорезание защиты. Получив мяч, крайний устремляется в угол, уводя туда опекуна; используя ложные движения, полусредний устремляется в пространство между крайними защитниками, получает мяч и завершает комбинацию. Здесь на полусреднего активно воздействуют два защитника, и от нападающего требуется большая самоотверженность и смелость.

Крест. Полусредний с ходу, из-за линии свободных бросков, атакует с мячом, «стягивая» на себя защитников. В момент выпрыгивания для броска с 7–8 м за полусредним набегает крайний. Получив мяч, он действует в зависимости от ситуации: бросает в ворота, входит в линию, создает численный перевес на другом фланге или начинает новое взаимодействие с партнером.

Взаимодействия крайнего и линейного.

Коридор с отсечкой. Крайний нападающий с мячом врывается в

«коридор» и, «проходя» мимо линейного, имитирует атаку на бросок. Линейный в этот момент отсекает находящегося за ним защитника, повернувшись к нему спиной (и находясь боком к воротам). Получив мяч (лучше с отскоком от пола), линейный завершает «связку» броском в ворота.

Смена в краю. Крайний нападающий, применяя финт, атакует крайнего защитника, стремясь увести его дальше от фланга и вплотную сблизиться с ним. Мяч держит так, чтобы его можно было передать пробегающему в этот момент сзади линейному


мяч в ворота или передает его одному из игроков 5, 4 или 6, который перемещается из глубины площадки к ее центру (рис. 50).

 
 

Рисунок 49

Рисунок 50

Задание 7

1. Игрок 5 передает мяч игроку 8. Тот, овладев мячом, быстро продвигается вперед. В этот момент игрок 4 перемещается влево и ставит заслон первому крайнему защитнику. Игрок 5, используя заслон игрока 4, быстро выходит вправо к площади вратаря, а игрок

7 перемещается в сторону ворот. Игрок 8, продвигаясь вперед, принимает решение по ситуации: атакует ворота или передает мяч игроку 5 или 6 (рис. 51).

Задание 8

1. Игрок 7 передает мяч игроку 6, а сам перемещается вправо вперед до линии свободных бросков. Игрок 6 с ведением


движение вдоль площади вратаря несколько раньше, чем овладеет мячом. Игрок 5 передает мяч игроку 3 и быстро перемещается вдоль защиты. Задача игрока 5 отвлечь на себя защитника 3 и создать благоприятные возможности для атакующих действий игрока 6. Игрок 3, овладев мячом, атакует в направлении защитника 2. Одновременно с ним игрок 2 двигается без мяча в направлении защитника 7. Игрок 6, используя заслон нападающего 7, стремительно атакует между защитниками 3 и 4. Нападающий 3, владея мячом, ориентируется по ситуации: бросает мяч в ворота, передает мяч игрокам 5 или 6 (рис. 48)

Рисунок 48

Задание 5

1. Игрок 8 передает мяч игроку 4, который отдает его игроку 7. Игрок 4, отдав мяч игроку 7, ставит заслон защитнику, который персонально опекает нападающего 6. Тот, используя заслон, освобождается от опеки, уходит влево и получает мяч от игрока 7. После заслона игрок 4 перемещается к площади вратаря, а игрок 7 – влево, параллельно игроку 6. Нападающий 6 принимает решение по ситуации: бросает мяч в ворота или передает его одному из игроков 7, 4 или 8 (рис. 49).

Задание 6

1. Игрок 6 с мячом продвигается в сторону ворот и передает мяч игроку 8. В этот момент игрок 7 перемещается на правый фланг и ставит заслон крайнему защитнику. После этого игрок 3 перемещается влево к площади вратаря и ставит заслон вначале второму справа защитнику, а затем третьему. Игрок 5 перемещается вправо между центральным и левым полусредним защитниками. Игрок 8 принимает решение по ситуации: бросает


(либо нападающему противоположного края). Передавая мяч, нападающий одновременно стремится любым способом удержать защитника (чтобы тот не успел за линейным). Получив мяч, линейный завершает «связку» броском с угла.

Пас в линию. Крайний с мячом выходит па бросок в ворота под острым углом. Вместо броска следует передача мяча ожидающему этот пас линейному. Тот легко уходит от защиты и завершает

«связку». Передавать мяч в «линию» можно и с других мест края (когда защита ослабляет бдительность опеки линейного).

Откидка. Линейный игрок располагается между крайним и полусредним защитниками и теснит их ближе к центру. Крайний отходит за линию свободных бросков. Получая мяч при движении в направлении фланга, он рывком уводит в угол «своего» защитника и резко отдает мяч линейному, который поворачивается к нему лицом, блокируя защитника (и выполняет бросок в ворота).

Взаимодействия полусреднего и линейного.

Двойка. Линейный стоит между двумя защитниками. Полусредний с мячом идет на бросок. Один из защитников выходит навстречу полусреднему для блока. Полусредний, применяя финт, смещается в сторону, чтобы заставить второго защитника сдвинуться вперед для подстраховки вышедшего. Линейный использует это движение защитника, открывается в противоположную сторону, получает мяч и бросает его в ворота.

Двойка с отворотом. Исходное положение, как и в предыдущей

«связке». В момент выхода одного из защитников линейный следует за ним. В момент сближения полусреднего и защитника (выходящего) выполняет заслон-отсечку. Полусредний проходит в сторону заслона, и на него переключается второй защитник. Линейный же отворачивается от заслоняемого защитника и резко возвращается к линии площади вратаря, где получает мяч и беспрепятственно бросает его в ворота.

Передача в линию. Полусредний с мячом движется под углом к воротам, имитирует бросок. Защитники поочередно могут выходить на нападающего. Линейный, используя движение защитников, резко перебегает между ними на свободное место и, получив мяч, завершает взаимодействие.

Перекидка. Полусредний с мячом перед блоком защитников – в зоне свободных бросков. Игроки обороны туловищем закрывают линейного (прямая передача исключена). Полусредний имитирует


бросок в ворота и неожиданно для защиты перебрасывает мяч через блок в зону площади вратаря. Линейный в прыжке овладевает мячом и забрасывает его в ворота.

Взаимодействие задних игроков.

Скрестное перемещение. Полусредний (центральный) с мячом движется вперед под небольшим углом к воротам, смещаясь в сторону партнера, и имитирует бросок в ворота, «стягивая» перед собой двух защитников. Когда игроки обороны начинают блокирование (останавливаются), за спиной нападающего пробегает (тоже под углом к воротам) партнер. Получив мяч, выполняет бросок в ворота или взаимодействует с партнером.

Параллельное смещение. Нападающий с мячом с ходу атакует ворота. Перед ним смыкаются для блока двое защитников. Сбоку от нападающего и параллельно с ним (интервал–3–4 м) вперед устремляется другой нападающий и, получив мяч, бросает его в ворота (в брешь, образовавшуюся между защитниками). Взаимодействие будет успешным только в том случае, если первый нападающий правдоподобно имитирует атаку и бросок, передает мяч лишь в самый последний момент, а второй не боится столкновений с защитниками.

Перевод мяча. Полусредний игрок почти от боковой линии с ходу идет в атаку, завершающуюся броском по воротам. В 8–9 м от ворот его встречают защитники. Вся защита сдвинута в сторону атакующего. Применяя финт, нападающий еще больше «стягивает» защиту и передает мяч поперек поля другому полусреднему, который также набегает к зоне свободных бросков (со своей стороны). Пока партнер распоряжается мячом, задача полусреднего

– как можно быстрее отойти в исходное положение и начать новое набегание. Так, действуя «челночно», нападающие выбирают наиболее благоприятный момент для атаки ворот или (в результате ошибки защиты) для более острого взаимодействия.

Вход в линию. Нападающий имитирует атаку и передает мяч полусреднему, который идет на бросок, вытягивая на себя защитника. Передающий мяч стремится с ходу занять место выходящего защитника, получить там мяч и завершить взаимодействие броском по воротам.


игроку 8, а игрок 4 перемещается влево и выполняет заслон центральному защитнику. Игрок 8 продвигается вперед и выполняет бросок мяча в ворота (рис. 46).

Рисунок 46

Задание 3

1. Игрок 8 передает мяч игроку 7. Игрок 4 ставит заслон защитнику, который персонально опекает игрока 6. Игрок 6 освобождается от опеки и получает мяч от игрока 7. Игрок 4 уходит от защитника к площади вратаря, а игрок 7 перемещается вперед влево. Игрок 6 выполняет бросок в ворота (рис. 47).

Рисунок 47

Задание 4

1. Игрок 7, двигаясь в направлении центра, передает мяч игроку

2 и, продолжая перемещаться вдоль площади вратаря, ставит заслон. Игрок 2 после прямой атаки передает мяч игроку 3, а тот - игроку 4. Игрок 4 передает мяч игроку 5, который начинает


 

Рисунок 44

 

 

7.2.3 Совершенствование командных действий

Совершенствование позиционного нападения Задание 1

1. Игрок 7 передает мяч игроку 4, который отдает его игроку 8. Игрок 5 продвигается вправо вдоль линии свободных бросков и получает мяч от игрока 8, а игрок 4 перемещается в зону правого полусреднего ставит заслон. Игрок 5 продвигается к центру, отдает его игроку 7 и ставит заслон. И рок 7 выполняет бросок в ворота (рис. 45).


5. 2 Взаимодействие трех игроков

Программы отработки взаимодействия троек нападения самые разные. Однако в первую очередь сыгрываются тройки игроков, расположенных по соседству: крайний – линейный – полусредний (одного и другого флангов); полусредний – линейный – полусредний; разыгрывающий – линейный – полусредний; крайний

– полусредний – разыгрывающий и т. д.

Тройка. Линейный становится между вторым и третьим защитниками, полусредний и крайний остаются на обычных для себя местах. Крайний с мячом начинает проход в «коридор», затем старается резко прорваться между крайними защитниками, одновременно передавая мяч смещающемуся в угол полусреднему. За полусредним устремляется крайний защитник. Теперь крайний нападающий прижимает второго защитника к линии площади вратаря, а линейный использует этот заслон, выбегая в сторону края, получает мяч от полусреднего и завершает комбинацию (рис. 6).


 


 

 

Задание 2


 

Рисунок 45


Рисунок 6

Обратная тройка. Исходная расстановка – такая же. Крайний нападающий начинает то же движение (в «коридор»), но мяч отдает полусреднему несколько раньше, а сам отступает назад. Полусредний имитирует атаку на ворота в сторону центра. Тотчас за ним в «коридор» устремляется крайний нападающий. Линейный ставит заслон второму защитнику, сдерживая его движения в сторону центра, а крайний выбегает из-под заслона, получает мяч и


1. Игрок 3 продвигается вдоль линии свободных бросков,

получает мяч от игрока 6 и отдает его игроку 7, затем продвигается вперед и ставит заслон крайнему защитнику. Игрок 7 передает мяч


бросает его в ворота. Третий защитник в это время смещается для опеки полусреднего (рис. 7).


если защитник 7 переключится на нападающего 3 или передаст мяч игроку 5, если тот окажется свободным от опеки. Это упражнение выполняется на любой позиции (рис. 43).

 

 


Рисунок 7

Обе тройки полезны в последовательности, позволяющей лишить защиту уверенности относительно того, в какую сторону будет развиваться комбинация.

Обратный вход. Расстановка нападающих – такая же. Полусредний с мячом начинает смещаться по линии свободных бросков в сторону края. Неожиданно крайний нападающий поворачивается и идет на свое место. Линейный к этому времени занимает позицию между крайними защитниками. Теперь задачи крайнего из-под заслона линейного выйти на ударную позицию и получить мяч от полусреднего, который, в свою очередь, «увел» крайнего защитника далеко на фланг (рис. 8).


 

Рисунок42


 

Рисунок 43

Задание 11


 

Рисунок 8

Двойное прижатие. Расстановка – такая же. Крайний входит в

«коридор». Линейный, прижимая защитника, пытается создать партнеру небольшую брешь для прохода набросок. Крайний, врываясь в эту брешь (она слишком мала и не обеспечивает возможности броска), передает мяч полусреднему, который точно в


1. Игрок 7 передает мяч игроку 4 и продвигается вправо вперед. Игрок 4 передает мяч игроку 6, который быстро ведет мяч в правый край. Одновременно игрок 3 продвигается влево вдоль площади вратаря, ставит заслон ближайшему защитнику, а игрок 4 перемещается к площади вратаря. Игрок принимает решение по ситуации: либо бросает мяч в ворота (с 9-метровой линии продвигается к воротам и завершает атаку с 6 м либо отдает мяч игроку 4. Если создается в благоприятная ситуация для продолжения атаки, игрок 6 передает мяч игроку 7, и атака начинается снова (рис. 44).

2. То же, но в другую сторону.


Задание 8

1. Два игрока располагаются у площади вратаря (один – защитник, один - нападающий). Напротив них две колонны нападающих. Игрок 4 передает мяч игроку 3, который, имитируя прямую атаку, возвращает мяч игроку 4, начавшему прямую атаку без мяча. Овладев мячом, игрок 4 выполняет замах для выполнения броска мяча, одновременно с этим игрок 7 ставит заслон защитнику. Игрок 4 уходит в сторону заслона и выполняет бросок мяча в ворота (рис. 41).

Рисунок 41

2. То же, но в другую сторону. Задание 9

1. У линии площади вратаря размещаются четыре защитника. Нападающие первой линии располагаются слева у лицевой линии, а нападающие второй линии – справа на позиции полусреднего. Игрок 3, передав мяч игроку 4, занимает позицию между защитниками, ближе к игроку 8. Игрок 4 двигается в сторону игрока 9. Одновременно игрок 3 ставит заслон защитнику 9. Далее игрок 3 уходит от защитника, получает мяч от игрока 4 и выполняет бросок мяча в ворота (рис. 42).

2. То же, в другую сторону. Задание 10

1. Игрок 3 получает мяч от игрока 4, выполняет финт броском, защитник 6 выходит вперед и блокирует нападающего 3, а игрок 5 применяет заслон против этого защитника. Нападающий 3 уходит влево вперед, в дальнейшем атака ворот завершается по ситуации. Возможные варианты развития атаки: игрок 3 сам производит бросок или передает мяч игроку 4 для ее завершения в том случае,


этот момент оказывается сзади крайнего нападающего. Двое нападающих одновременно прижимают защитников, мешая им выйти или блокировать бросок в ворота, выполняемый в прыжке над головами партнеров Успех комбинации решает умение нападающего сохранить возможность для передачи мяча при плотном единоборстве (для этого крайний оставляет мяч внизу и за собой) и синхронности перемещений игроков.

 

 

6 Командные тактические действия

Командные тактические действия нападения имеют два вида: стремительное нападение и позиционное нападение. Стремительное нападение (контратака) проводится в случаях, когда команда быстро или неожиданно овладела мячом, а противник еще не успел организовать защиту. Против организованной защиты эффективно позиционное нападение.

Стремительное нападение – наиболее действенное и эффективное. Анализ крупнейших соревнований свидетельствует: при равном общем уровне подготовленности двух команд победу всегда одерживает та, в которой наиболее результативно и широко проводится стремительное нападение.

Суть его – в умении игроков определить момент начала организации контратаки (атаки с отрывом) и определить соперника в принятии защитных действий против этой атаки, а также убегании одного из игроков защиты в отрыв, в своевременном и точном снабжении этого игрока мячом и в поддержании контратаки другими игроками, которые из защитников «превращаются» в нападающих.

Основными моментами, как бы условно сигнализирующими о возможности начала организации атаки с отрывом, могут быть различные стандартные положения. Прежде всего бросок в ворота. Независимо от его исхода значительно раньше (на замахе, на проходе, при скидке мяча) крайний защитник уже стартует в отрыв. И, если мячом овладеет вратарь (или защитники на блоке) либо мяч отскочит от ворот, атака с отрывом получит естественное развитие. Другими моментами для ухода защитника в отрыв могут быть техническая ошибка соперника, обоюдная ошибка игроков обеих


команд (судья может отдать мяч любой из команд), перехват мяча партнером, спорная ситуация и т. д.

Позиционное нападение. Суть его в том, что нападающие занимают места согласно игровой расстановке и ведут наступательные действия преимущественно за счет изменения темпа передач мяча, незначительных перемещений и смены мест. Завершается атака комбинацией или взаимодействием нападающих.

Формирование тактики нападения во многом зависит от наличия определенных исполнителей. Если преподаватель располагает группой отличных бомбардиров, способных уверенно завершать атаки бросками со средних и дальних дистанций, то в основе тактических действий команды должны лежать комбинации с завершением для игроков задней линии нападения (прежде всего таранного типа). Приводим примерные комбинации такого нападения.

1. Разыгрывающий 2 (рис. 9) в движении получает мяч и атакует по центру, неожиданно отбрасывая мяч по полусреднему 3, выполнявшему параллельное смещение. Без мяча входит в линию. Полусредний атакует, смещаясь несколько в сторону, и также неожиданно длинным пасом передает мяч набегающему вперед левому полусреднему, который входит в зону свободных бросков и, применив финт, смещается к центру. В это время полусредний 3 отходит немного назад и вправо, а затем вновь набегает вперед. Левый полусредний 4 передает ему мяч я сам врывается на место защитника, вышедшего на полусреднего 3 с мячом. Передача мяча левому полусреднему 4 и тот с ходу завершает атаку.


мяча игроки 7 и 4 меняются местами. Игрок 3 принимает решение по ситуации: либо бросает мяч в ворота, либо передает его одному из игроков – 4, 7 или 2 (рис. 40).

2. То же, но в другую сторону.

Рисунок 38

Рисунок 39


 

 


 

Рисунок 9


 

Рисунок 40


овладев мячом и преодолевая сопротивление защитника, стремится выполнить точную передачу. Получив мяч, игрок выполняет бросок и уходит в конец противоположной колонны. Упражнение выполняется одновременно с двух сторон.

2. То же, но первый игрок, передав мяч партнеру, ставит заслон защитнику. Партнер, используя заслон, уходит от своего опекуна и, продолжая ведение, выполняет бросок мяча в ворота. У средней линии защитник становится нападающим, а выполнивший заслон - защитником (рис. 37).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: