ТАКТИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИИ




 

 


ЛИТЕРАТУРА

1 Евтушенко А.Н. Техническая и тактическая подготовка команды в гандболе / А.Н. Евтушенко. – Вильнюс, 1970

2 Игнатьева В.Я. Гандбол. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. / В.Я. Игнатьева – М.: Физкультура и спорт, 1983, 200с.

3 Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах / В.Я. Игнатьева, И.В. Петрачева. – М.: Светский спорт 2004. –216с.

4 Клусов Н.П. Ручной мяч в школе / Н.П. Клусов. – М.: Просвещение, 1986. – 125 с.

5 Клусов Н.П. Тактика гандбола / Н.П. Клусов. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 151 с.

6 Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк [и др.]; Под. ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 2-е изд., стереотип. – М., 2004. – 520 с.


СОДЕРЖАНИЕ

1 Тактика игры............................................................................... 4

2 Тактическая подготовка............................................................. 6

3 Тактика игры в нападении.......................................................... 9

Классификация тактики игры в нападении............................... 9

Функции игроков (амплуа)........................................................ 15

4 Индивидуальные тактические действия................................... 16

5 Групповые тактические действия............................................. 19

Взаимодействие двух игроков................................................... 19

5. 2 Взаимодействие трех игроков.............................................. 23

6 Командные тактические действия............................................ 25

7 Методика обучения и совершенствования тактики нападения. 35

Обучение тактике нападения..................................................... 35

Совершенствование тактики нападения................................... 40

Совершенствование индивидуальных действий...................... 40

Совершенствование групповых действий................................ 44

Совершенствование командных действий................................ 54

Совершенствование стремительного нападения...................... 63

ЛИТЕРАТУРА............................................................................... 75


1 Тактика игры

Тактика игры – это комплекс индивидуальных, групповых и командных действий, наиболее целесообразно используемых с учетом конкретного соперника и особенностей поединка в целях завоевания игрового преимущества и в конечном итоге – победы.

Тактика гандбола непрерывно совершенствуется. Развитие ее отражается в постоянной своеобразной борьбе нападения и защиты. Появление в игре новых – наиболее эффективных – средств и способов защитных действий вызывает необходимость поиска более действенных средств атаки, и наоборот.

Современная тактика требует непрерывного обогащения новыми средствами, способами и формами ведения игры, новыми знаниями. Жизнеспособность тактики команды зависит и от гибкости самой тактики, и от степени творчества в исполнении, от умения заставить работать на победу имеющиеся условия, переиграть конкретного соперника, от способности навязать противнику свою тактику игры.

Главная задача тактики – правильно определить и творчески использовать в каждой конкретной игре средства, способы и формы ведения борьбы, ведущие к победе над конкретным противником, в конкретных условиях. О целесообразном использовании тактического оружия можно вести речь лишь при правильном учете условий поединка (температуры воздуха, освещенности, покрытия игровой площадки; качества мяча и т.д.) и особенно при всесторонней сравнительной оценке возможностей соперничающих команд (стартовые составы и резервы; техническая, физическая и волевая подготовка игроков; тактическая оснащенность и др.). Только полный учет всех факторов предстоящего поединка позволит команде рассчитывать на успех.

Средства ведения игры – технические приемы и способы их исполнения. В рамках тактики – это знание и умение эффективно использовать изученные приемы в конкретной игровой обстановке. Овладение разнообразными средствами ведения игры создает благоприятные условия для использования наиболее гибкой тактики.

Способы ведения игры – рациональные индивидуальные, групповые и командные действия игроков в отдельные моменты игры, отражающие общий тактический замысел достижения


вратарю и выполняет рывок в сторону противоположных ворот, а, получив обратную передачу, выполняет бросок мяча в ворота. Партнер выполняет функции защитника.

Задание 10

В процессе односторонней или двусторонней учебной игры по сигналу тренера нападающие передают мяч вратарю соперника. После передачи игроки, возвращаясь в защиту, не дают возможности нападающим получить мяч и т.д.


противоположной площади вратаря. Нападающие на максимальной скорости движутся к противоположным воротам, сохраняя расстояние между собой 5–6 м и передавая мяч друг другу. Достигнув середины площадки, они отдают мяч одному из партнеров, стоящих у противоположной площади вратаря, для выполнения броска мяча в ворота. После того как игроки первой пары отдадут мяч, они становятся защитниками и активно противодействуют игрокам второй пары.

Задание 8

1. Игроки располагаются двумя подгруппами (нападающие и защитники) «3–3», «4–4». Нападающие атакуют ворота, преодолевая сопротивление защитников. По сигналу тренера мяч передается вратарю, и защитники выполняют функции нападающих, нападающие – защитников.

2. На одной половине площадки две команды играют друг против друга. Не сильный бросок вратарю служит сигналом защитникам для ухода в «отрыв», бывшие нападающие становятся защитниками.

Задание 9

1. Игроки попарно располагаются справа от ворот в 5–6 м от средней линии. Игрок передает мяч вратарю и быстро перемещается по прямой к средней линии, а затем по диагонали в левый угол. Вратарь отдает мяч другому игроку, который движется по прямой, он передает мяч партнеру, завершающему атаку броском (рис. 72).


победы: различные расстановки игроков, системы нападения и защиты и др.

Формы ведения игры – качественное проявление средств и способов ведения игры. Выражаются они действиями игроков (активными или пассивными), темпом игры, умением навязывать противнику манеру игры и темп; использованием права замен; проявлением игровой дисциплины. Форму ведения игры избирает тренер, руководствуясь игровой обстановкой и возможностями команды. К примеру: команда неожиданно овладела мячом и имеет отличные предпосылки для результативной атаки, а тренер умышленно сдерживает игроков и переводит игру в русло медленного позиционного нападения. Мотивом таких действий тренера становятся конкретные обстоятельства: необходимость удержания победного счета игры, исключение риска, слабая техническая готовность игроков, стремление «выиграть» игровое время, а также необходимость наигрывания состава, утверждение игровой дисциплины.

Игровая дисциплина – показатель спортивного интеллекта игрока и команды, свидетельство и проявление высокого мастерства, активная демонстрация индивидуальной инициативы и творчества в условиях четкого подчинения действий отдельного игрока интересам команды, умение твердо выполнять задуманное в течение всего матча; проявление собранности, чувства долга и достоинства, высокого морального духа. Поддержание высокой игровой дисциплины – обязательное условие достижение успеха в соревнованиях с любым противником, залог роста мастерства игроков.


 

Рисунок 72

2. То же, но игрок вместо броска передает мяч в прыжке


2 Тактическая подготовка

Тактическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов в сложной игровой обстановке при помощи тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации соревновательной деятельности игроков.

Все виды подготовки отдельного гандболиста и команды в целом в конечном итоге подчинены задачам тактической подготовки. Поэтому уровень тактического мастерства всегда зависит от качества технической, физической, психической и теоретической подготовленности. Учитывая эту зависимость, тренер-практик постоянно должен помнить о конечной цели любой подготовки.

Тактическая подготовка игрока и команды может иметь теоретическую и практическую направленность. Практическая направленность решает задачу совершенствования тактического мастерства, а теоретическая (помимо этого) анализирует закономерности развития игры и опыт подготовки и участия в соревнованиях, рассматривает возможности изменения используемых средств и способов ведения борьбы и привлечения новых, учитывает возможные изменения условий соревнований и сил вероятных противников.

Тактическая подготовка предусматривает овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями. В основе индивидуальной тактики лежат техническая подготовка, творческое использование технических приемов в игре. Групповые тактические действия – это взаимодействия игроков и тактические комбинации, а командные – использование избранных средств, способов и форм ведения борьбы всеми игроками.

Понятие «тактическая подготовка» более емкое, чем понятие

«обучение тактике». Можно хорошо знать тактику спортивной игры, изучить ее теоретически, но тактически действовать в игре малоэффективно. Изучения только тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) также недостаточно для достижения высокой результативности в игре. В процессе подготовки необходимо добиться органического единства тактики и техники.

Можно выделить ряд факторов, предопределяющих


воротам. Вратарь передает мяч игроку, который первым пересечет центральную линию. Игрок, получив мяч и используя ведение, продвигается вперед и выполняет бросок в ворота. В момент передачи стартует вторая четверка. Один из игроков получает мяч от вратаря. Игроки второй четверки, используя передачи, скрестные перемещения и заслоны, преодолевают сопротивление трех игроков первой четверки, и один из них выходит на бросок.

2. Шесть игроков выполняют быстрый переход от защиты к нападению против четырех игроков и выводят свободного партнера для завершающего броска мяча в ворота (рис. 71).

Рисунок 71

3. То же, но защитников пять. Задание 6

1. Учебная игра «3–3». По сигналу тренера нападающие передают мяч вратарю. После этого тройка защитников выполняет рывок к противоположным воротам и получает мяч от вратаря. Нападающие, отдав мяч вратарю, выполняют функции защитников и мешают второй тройке выполнить быстрый переход от защиты к нападению.

2. То же, что и в упражнении 1, но односторонняя игра проводится группами «4–4», «5–5», «6–6». Можно проводить игры при численном меньшинстве нападающих «3–4», «4–5», «5–6». Можно проводить игры при численном большинстве нападающих

«4–3», «5–4», «6–5».

Задание 7

1. Две пары нападающих располагаются у площади вратаря (левая сторона площадки) и двое нападающих и один защитник – у


воротам и, овладев мячом, передает его своему партнеру, который выполняет бросок мяча в ворота. Задача защитника – догнать нападающего и помешать ему выполнить бросок.

Задание 3

1. Игрок располагается у площади вратаря. По центру площадки (на расстоянии 12 м от ворот и в 4-5 м друг от друга) установлены две стойки. Между стойками находится защитник. Игрок передает мяч вратарю, выполняет ускорение в сторону стоек, вступает в единоборство с защитником, обходит его, получает мяч от вратаря и бросает его в ворота (рис. 70).

Рисунок 70

2. То же, но, получив от вратаря мяч, нападающий выполняет передачу своему партнеру, стоящему у линии свободных бросков, получает мяч обратно и, преодолевая сопротивление этого же игрока, выполняет бросок мяча в ворота.

Задание 4

1. Шесть нападающих и шесть защитников переходят от защиты к нападению. Задача вратаря - выполнить точную передачу мяча любому из игроков атакующей команды. Игроки, овладев мячом, стремятся создать ситуацию для выполнения броска мяча в ворота.

2. То же, но игроки нападения должны выполнить как можно больше передач между собой до завершения атаки.

Задание 5

1. Две четверки игроков располагаются на лицевой линии. Вратарь находится в центре своей зоны с двумя мячами. По сигналу первая четверка выполняет рывок к противоположным


успешность тактических действий гандболиста в игре и соревнованиях. Во-первых, высокий уровень развития специальных качеств – быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности и т. п. Во-вторых, высокая степень надежности арсенала технических приемов в сложных игровых условиях. В-третьих, высокий уровень овладения навыками индивидуальных и коллективных тактических действий в нападении и защите.

Поэтому тактическую подготовку нельзя сводить к обучению спортсменов только тактическим действиям. Основу успешных действий спортсменов в игре составляют специальные качества, умение рационально и эффективно использовать технические приемы (соревновательные действия). Собственно тактические действия служат своеобразной формой организации соревновательной деятельности спортсменов индивидуально, в группах и команде в условиях противоборства с соперником. На этом основаны этапы тактической подготовки.

Первый этап. Развитие у обучаемых определенных физических, психических и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешных тактических действий (быстрота реакции и ориентировки, быстрота ответных действий и переключения с одних действий на другие, сообразительность, наблюдательность).

Второй этап. Формирование тактических умений в процессе обучения занимающихся приемам игры (технике). Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим приемом его «соединяют» с качествами, обусловливающими успех тактических действий. Например, обучаемые при выполнении технического приема следят за действиями партнера (световым табло): в зависимости от характера обусловленных сигналов надо выполнить то или иное задание. Во-вторых, на этапе совершенствования приема применяют такую систему усложнений, которая способствует формированию тактических умений. Например, бросок на точность в ворота. На этой основе легко усваиваются индивидуальные тактические действия при завершении атаки: бросок вниз высокорослому вратарю, бросок в свободный угол ворот и т.д.

Третий этап. Изучение собственно тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике игровые


упражнения и учебная двусторонняя игра. Двустороннюю игру вводят постепенно, ей предшествуют подготовительные и подвижные игры, эстафеты.

Четвертый этап. Интеграция тактических действий в игровую соревновательную деятельность. Для этого применяют специальные задания в учебной двусторонней игре и установки в контрольных играх и во время календарных игр (соревнований).

Таким образом, формирование тактических умений начинается еще с подготовительных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наивысшего выражения в упражнениях по тактике, в учебных, контрольных играх и соревнованиях. В современном гандболе ярко выражена тенденция развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важно научить спортсмена оценивать расположение игроков (своих и соперника) на площадке, положение и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его.

С учетом сказанного выделяют основные направления тактической подготовки: постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств; определение рациональной последовательности изучения тактических приемов, их сочетание и чередование; воспитание умения реализовывать развиваемые качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов; формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам; установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и защите с учетом последовательности изучения технических приемов в нападении и защите; совершенствование навыков тактических действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях). На этом основаны задачи тактической подготовки:

- Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развитие необходимых способностей и качеств);

- Формировать тактические умения в процессе обучения приемам игры (технике);


Задача игрока, владеющего мячом, – выполнить бросок мяча в ворота. Задача защитника – препятствовать ему.

2. Игроки расположены перед площадью вратаря. У каждой пары - мяч. На противоположной стороне, на расстоянии 10 м от ворот, установлены две стойки в 4-5 м друг от друга, между ними находится защитник. Игрок передает мяч вратарю, и оба устремляются к противоположным воротам. Вратарь передает мяч одному из бегущих игроков. Используя передачу мяча, игроки (один из них) стараются пройти между стойками, где активно действует защитник. Преодолев сопротивление защитника, игрок выполняет бросок мяча в ворота (рис. 69).

Рисунок 69

Задание 2

1. Две тройки игроков располагаются по обе стороны площади вратаря, в которой находятся два вратаря, у каждой тройки мяч. По сигналу игроки каждой тройки передают мяч своему вратарю. Одновременно с передачей мяча игроки каждой тройки с интервалом в 3-4 м совершают рывок в сторону противоположных ворот. Вратари передают мяч игроку, бегущему последним. Далее игроки передают мяч вперед и первый выполняет бросок мяча в ворота.

2. Слева у площади вратаря, на месте полусреднего, размещается защитник, перед ним нападающий. На месте правого полусреднего, на расстоянии 10 м, стоит другой нападающий. Нападающий передает мяч вратарю и выполняет рывок в сторону противоположных ворот. Защитник движется вслед за ним. Вратарь передает мяч нападающему, который параллельно движется к


выполняют две передачи, а затем выполняют бросок мяча в ворота.

4. То же, но один из трех игроков выполняет функции защитника. Два других игрока, используя передачи и финты, стараются выполнять бросок мяча в ворота.

Задание 7

1. Нападающие располагаются слева и справа у своей площади вратаря, у каждого мяч. У противоположной площади вратаря на расстоянии 10 м от ворот находятся два защитника. Нападающий, передает мяч вратарю, выполняет рывок, получает обратную передачу и, преодолевая сопротивление двух защитников, выполняет бросок мяча в ворота (рис. 68).

Рисунок 68

2. Нападающий, находящийся в углу гандбольной площадки, передает мяч своему вратарю и устремляется к противоположным воротам. Получив мяч от вратаря, он выполняет финт и передает мяч другому вратарю, после чего разворачивается, выполняет рывок к своим воротам, получает обратно передачу от вратаря и выполняет бросок мяча в свои ворота.

 

Совершенствование контратаки

Задание 1

1. Вратарь находится в воротах. Рядом с ним мячи. Слева и справа у площади вратаря располагаются игроки. На центральной линии напротив ворот две стойки. По сигналу игроки быстро бегут к своим стойкам. Вратарь передает мяч игроку, который раньше коснулся стойки. Игрок, получивший мяч, выполняет функции нападающего, другой, оставшийся без мяча, - функции защитника.


- Обеспечить высокую степень надежности приемов игры при выполнении тактических действий;

- Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите;

- Совершенствовать тактические умения с учетом игровой функции спортсмена в команде;

- Формировать умения эффективно использовать технику и тактические действия в зависимости от условий (состояние партнеров, соперника, внешние условия);

- Изучать команды соперника, их технический арсенал, тактическую и волевую подготовленность;

- Изучать передовую тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных команд;

 

3 Тактика игры в нападении

Классификация тактики игры в нападении

Нападение – основной и наиболее активный вид тактических действий. При формировании команд для двухсторонних игр нужно учитывать игровые качества и склонности занимающихся. Игроков, обладающих хорошим рывком, умеющих уверенно ловить мяч на большой скорости, лучше размещать на флангах. Высоких игроков с сильными бросками нужно поставить в центре, в задней линии нападения. В линии игроки должны владеть высокой техникой ловли мяча, хорошо завершать атаку бросками с места, с выпрыгиванием в площадь ворот, с падениями.

Тактика нападения в гандболе включает в себя три раздела характеризующихся числом действующих игроков. Это индивидуальные, групповые и командные действия.

Индивидуальные действия – это самостоятельные действия игрока, направленные на решение поставленных перед командой тактических задач, осуществляемых им без непосредственной помощи партнера (рис. 1).

Групповые действия – это взаимодействие двух или трех игроков, выполняющих часть командной задачи (рис. 2).

Командные действия – это взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение общекомандной задачи (рис. 3).


 


 

Каждая группа включает в себя несколько видов действия. Вид действия характеризуется взаимным расположением или взаимным перемещением игроков относительно друг друга. Иначе говоря, появляется система действия.

 


 

владеющий мячом, передает его любому из партнеров. Игроки оставшиеся без мяча, выполняют рывок к противоположным воротам. Игрок, получив мяч, выполняет финт, ускорение на 3-4 м и передает мяч одному из партнеров, бегущих к противоположным воротам. Партнер, овладев мячом и выполнив имитацию броска, передает мяч своему товарищу, а тот бросает его в ворота.

2. Упражнение выполняется в тройках. Расстояние между игроками 6-8 м. Крайние игроки выполняют функции нападающих и владеют одним мячом, центральный игрок выполняет функцию защитника. Перемещаясь на максимальной скорости и изменяя ритм, темп и скорость бега, крайние игроки передают мяч друг другу, а защитник препятствует выполнению точной передачи.

3. Игроки в тройках располагаются у своих ворот. Игрок передает мяч вратарю, и вся тройка выполняет рывок к противоположным воротам. Вратарь передает мяч любому игроку, тот передает любому партнеру, а завершает атаку третий, получив мяч (рис. 67).


Рисунок 67

Задание 6


 
 

 


Рисунок 1 – Индивидуальные тактические действия


1. Упражнение выполняется в тройках. На каждую тройку один мяч. Игрок, владеющий мячом, передает его вратарю, и все выполняют рывок в сторону противоположных ворот. Вратарь, овладев мячом, быстро передает его одному из трех нападающих, который и выполняет бросок мяча в ворота.

2. То же, но игрок, получивший от вратаря мяч, передает его одному из партнеров, который и выполняет бросок.

3. То же, но после получения паса от вратаря игроки


Групповые действия
партнеру, который производит бросок.

2. Упражнение выполняется в парах. Расстояние между игроками 6 м. Игрок передает мяч вратарю и выполняет рывок к центру площадки. Вратарь быстро возвращает мяч игроку, который кладет его на площадку, после чего продолжает движение по диагонали в сторону противоположных ворот. В момент передачи мяча другой игрок выполняет рывок, поднимает мяч, лежащий на площадке, и передает его партнеру, который выполняет бросок в ворота.

Задание 4

1. Шесть-восемь игроков располагаются на лицевой линии. Вратарь с мячом занимает позицию в центре площадки. По сигналу игроки выполняют рывок к противоположным воротам. Вратарь передает мяч игроку, который первым пересекает центральную линию. Игрок, получивший мяч, выполняет ведение и бросок в ворота. Упражнение заканчивается после того, как каждый игрок забросит по два мяча (рис. 66).


Рисунок 66

2. Две колонны нападающих располагаются по обе стороны от зоны вратаря, ближе к лицевой линии, напротив колонны один защитник. Около вратаря лежат мячи. Нападающие, используя финты, обходят защитника и выполняют рывок к противоположным воротам. Вратарь выполняет передачу первому, а потом второму игроку. Нападающие выполняют бросок мяча в ворота.

Задание 5

1. Упражнение выполняется в тройках. Один из игроков,


Рисунок 2 – Групповые тактические действия

 

Система игры – это организация взаимодействия игроков, в которой определены функции каждого игрока и в соответствии с функциями обусловлена расстановка на площадке. Каждый вид действия можно осуществить несколькими способами в зависимости от влияния, которое оказывает перемещение игроков на противника: сосредоточивает их или, наоборот, рассредоточивает по площадке. Способы действия имеют дополнительные варианты.


 

 

Командные действия
     
  Стремительное нападение   Позиционное нападение  
             

 

      А   Б        

 

Рисунок 64

4. В упражнении участвуют два нападающих, два защитника и вратарь. Нападающие и располагаются на крайних позициях. По сигналу тренера все бегут в отрыв. Вратарь передает мяч любому нападающему, который, взаимодействуя с партнером, должен забросить мяч в ворота, защитники препятствуют этому находясь в середине площадки (рис. 65).

 


Рисунок 3 – Командные тактические действия

 

Результат коллективных действий во многом зависит от уровня


 

Задание 3


 

 

Рисунок 65


индивидуального мастерства. Чем разнообразнее арсенал средств и способов ведения игры каждого нападающего, тем легче команде в целом добиться победы. Знание правил применения приемов игры, умение осуществить их на практике дают преимущество нападающему в единоборстве с защитником.


1. Игроки в парах, владея одним мячом, располагаются справа от площади вратаря. Игрок передает мяч вратарю, быстро перемещается в сторону противоположных ворот. Вратарь возвращает мяч игроку, и в этот момент другой нападающий выполняет рывок. Игрок, овладев мячом, передает его своему


2. То же, но игрок, не получивший мяч по различным причинам, становится защитником и противодействует игроку, владеющему мячом.

3. Нападающие попарно располагаются справа от площади вратаря, у каждой пары мяч. Каждая пара передает мяч вратарю и два игрока выполняют рывок. Один из нападающих получает обратную передачу от вратаря и выполняет бросок мяча в ворота (рис. 63).

Рисунок 63

4. То же, но игрок, не получивший передачу от вратаря, выполняет функции за щитника.

Задание 2

1. Игроки располагаются в двух колоннах А и Б слева от зон вратаря на обеих сторонах площадки. Направляющий колонны А передает мяч вратарю, после чего выполняет рывок в сторону противоположных ворот. Вратарь возвращает мяч этому же игроку с таким расчетом, чтобы тот поймал мяч в центре площадки. Игрок, овладев мячом, передает его вратарю противоположных ворот, а сам занимает место в конце колонны Б. В момент передачи мяча направляющий колонны Б выполняет рывок. Вратарь, получив мяч, передает его игроку, выполняющему ускорение, и т.д. (рис. 64).

2. То же, но направляющий колонны А передает мяч не вратарю, а игроку, движущемуся ему навстречу по противоположному краю площадки.

3. Защитник и нападающий с позиций крайних игроков по сигналу тренера убегают в отрыв, нападающий должен получить мяч от вратаря, обыграть защитника, забросить мяч в ворота.


Групповые действия являются той основой, на которой строятся взаимодействия всей команды. Зная правила групповых действий и грамотно осуществив их на практике, можно быстро добиться взятия ворот.

В групповых действиях могут принимать участие два или три игрока. Вид группового действия определяется тем, как перемещаются партнеры относительно друг друга: параллельно, скрестно или применив заслон. Каждый вид группового действия может осуществляться несколькими способами. Способ того или иного вида характеризуется воздействием, которое оказывает на защитников это передвижение; сводит их или рассредоточивает.

Командные действия делятся на два вида: стремительное нападение и позиционное нападение. Стремительное нападение включает в себя элемент неожиданности, нападающие действуют против неорганизованной защиты противника. Позиционное нападение предполагает определенную запланированную расстановку игроков защиты и нападения, и борьба идет последовательно на разных позициях. Чтобы осуществить взятие ворот, необходимо применять комбинации индивидуальных и групповых действий.

Комбинация – это последовательный ряд индивидуальных и групповых действий, заранее обусловленных местом и определенным составом исполнителей. Комбинации применяются как по ходу игры, так и в процессе применения той или иной системы, так и в стандартных положениях при вбрасывании мяча из-за боковой линии и свободном броске.

Позиционное нападение – это вид командных действий против защиты, организованной в определенную систему. Если быстрая контратака не удалась и противник организовал оборону своих ворот, то нападающие занимают места на площадке вдоль зоны вратаря соответственно своим амплуа. Постепенно ускоряя темп передач мяча, гандболисты разыгрывают различные комбинации в зависимости от выбранной системы нападения, чтобы добиться взятия ворот. Нападение ведется двумя линиями. В первой линии нападения всегда действуют линейные игроки и крайние, во второй

– два полусредних и центральный разыгрывающие. При этом крайние игроки могут меняться местами, но функции крайних останутся за ними. Игроки второй линии, меняясь местами и иногда действуя у самой зоны вратаря как на центральной, так и на


крайних позициях, все же выполняют роль разыгрывающих, организующих нападение.

Расстановки игроков. Различные расстановки игроков применяются в игре для того, чтобы усложнить противнику игру в защите и дать возможность своим наиболее сильным игрокам принять наиболее активное участие в игре. Основными видами расстановок (рис. 4, 5) в игре в гандбол являются 4–2 (с двумя линейный нападающими) и 3–3 (с одним линейным).


линию игроку 4, если выхода нет, передает мяч игроку 5. Игрок 5 двигается под заслон, поставленный игроком 7, и принимает решение завершать атаку самому или отдать мяч крайнему игроку 6 (рис. 61).


 

Рисунок 61

 

 

7.2.4 Совершенствование стремительного нападения


Рисунок 4 – расстановка игроков 3 – 3

 
 

Рисунок 5 – Расстановка игроков 4 – 2




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: