Средний дошкольный возраст (4–5 лет)




В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Дети начинают проявлять более активный интерес к игровому
взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками. Продолжительность игры у детей 4-5 лет составляет 40 - 50 минут.

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие и обогащение
игровой деятельности детей. Этому способствует накопленный в предыдущие годы
игровой опыт. Основная задача воспитателя на данном возрастном этапе - способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.

В средней группе дети способны до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. В соответствии с замыслом сюжета у ребенка формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы заместители, осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые игровые действия других играющих («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»).

(Слайд 8) Старший дошкольный возраст (5–6 лет)

Игры старших дошкольников отличаются разнообразием тематики и содержания.
Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры. Продолжительность игры у старших дошкольников может длиться несколько часов и даже в течение нескольких дней детей.

Игровая среда планируется таким образом, чтобы дети получали возможность участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, играх-драматизациях, театрализованных играх, играх с правилами. На данном возрастном этапе первоочередной задачей воспитателя является развитие и обогащение тематики и содержания игр детей; развитие самостоятельности, инициативы в выборе вида игры; создание и
реализацию игровых замыслов; умение согласовывать свои действия с действиями
партнеров по игре.

В руководстве детскими играми воспитатель пользуется преимущественно
косвенными приемами, способствуя развитию игры как формы организации жизни детского общества, возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений, формированию положительных межличностных отношений детей, а также воспитанию значимых мотивов образования игровых объединений. Наблюдая за детскими играми, воспитатель обращает внимание на то, чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогает робким, застенчивым входить в игру, способствует активному применению правил и норм поведения в совместной деятельности.

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом в игре,
выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и
поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме
выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры.

(Слайд 9) Старшие дошкольники способны предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3–4 человек. По предложению воспитателя дети могут в начале игры обозначить примерное содержание своей роли и содержание ролей партнеров; умеют в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2–3 роли; знают правила ролевых
взаимоотношений – подчинения, равноправия, управления. Во взаимоотношениях в ходе дети способны выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских, коллективных взаимоотношений). Дети умеют по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с
выбранной темой, сюжетом игры; использовать игрушки, сделанные самими детьми; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т. д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).

 

Практическое задание №1

«Этапы развития сюжетно-ролевой игры» (Д.Б. Эльконин)

____ этап - в основном действия более полно развертываются в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе общей игрушки. Это присуще младшему дошкольному возрасту.

____ этап - основное содержание - действия с предметами. Действия однообразны, часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Эта игра присуща раннему возрасту.

____ этап - основное содержание - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная, определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом, игры носят совместных творческих характер. В игре четко выделяется подготовительный этап.

_____ этап - игровые действия направлены на установление разнообразных контактов с партнерами. Роли четко обозначены, распределены до начала игры. Игрушки и предметы чаще подбираются по ходу игры в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается, сюжеты становятся более разнообразные. Это присуще для среднего дошкольного возраста.

 

Практическое задание №2

«Определите возраст детей, к которому, относятся данные характеристики развития СРИ»

Возраст_ ________________________

· Игра носитпредметно - манипулятивный и конструктивный характер.

· Воспроизведение действий взрослых.

· Появляются игры с воображаемыми предметами.

· Появляются игровые роли.

· Дети способны ставить посильную роль.

· Быстро переключается от одного действия на другое.

· Распределение ролей в совместных играх чаще всего происходит уже во время игры.

Возраст____________________________

· Ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть.

· Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер.

· Основным направлением игры становится имитация отношений между людьми.

· Темы сюжетно-ролевых игр более разнообразны.

· Вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.

· Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов.

· Дети способны до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли.

· Способны согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.

· Активно развивается ролевой диалог.

 

Практическое задание №2

«Определите возраст детей, к которому, относятся данные характеристики развития СРИ»

Возраст_________________________

· Игры становятся более содержательными

· Дети начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений.

· В играх отражается несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий.

· Дети используют предметы - заместители.

Возраст _________________________

· Обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания.

· Появляются новые сюжеты по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др.

· Возникают устойчивые детские игровые объединения.

· Дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе имеющегося опыта.

· Проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников способны предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3 - 4 человек.

· Умеют в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2–3 роли.

· По ходу игры могут подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: