Особенности лидера в малой группе




 

Исследования, выполненные в русле когнитивного направления, рассматривают лидеров и их последователей в качестве активных наблюдателей, оценивающих и интерпретирующих поведение друг друга с использованием определенных когнитивных схем, "прототипов" или имплицитных, "наивных" теорий лидерства.

По наиболее принятому определению, лидерство трактуется как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Считается, что феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного.

Лидер — это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей.

Он обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом.

Одна и та же ситуация и один и тот же стиль руководства будут с необходимостью вести к эффективности или неэффективности лидерства в зависимости от того, как поведение лидера детерминировано уровнем развития группы.

Опираясь на теоретические положения, выдвинутые А. С. Макаренко, понимая под лидерством социально-психологическое явление, сущность которого может быть определена как осуществление ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи, проблему лидерства рассматривают в тесной связи с уровнем развития группы (коллектива).

Таким образом, лидерство — это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи; лидер — это член группы, за которым все остальные члены признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направленность ее деятельности.

Попытки ученых определить совокупность черт личностных характеристик, присущих лидерам, и на основе их определения выявлять неформальных лидеров в группах, успеха не имели. Установлено, что черты лидера не являются исходными и тем более единственными детерминантами лидерства. Это связано с тем, что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает, выбирает, приемлет и культивирует определенный тип лидера.

Можно выделить лишь некоторые общие черты, характерные для неформальных лидеров, а именно: лидеры в наибольшей степени, по сравнению с другими членами коллектива, осознают складывающиеся групповые нормы и способствуют их воплощению в жизнедеятельность группы.

Ряд авторов в современной социальной психологии рассматривает лидерство как функцию ситуации, предполагая при этом, что каждая ситуация общения в группе способна выдвинуть своего ситуативного лидера. Например, для члена коллектива, который не обладает способностью выносить неопределенность, для успешного выполнения лидерских функций конкретной ситуации требуется некоторый свод фиксированных правил. Если функционирование микрогруппы допускает жесткую регламентацию их действий, то данный член коллектива потенциально может выполнять лидирующие функции. И наоборот, член коллектива, которому свойственна потребность в проявлении инициативы, будет иметь лучшие потенциальные возможности к лидерству в условиях наличия гибкой организации функционирования членов микрогруппы, а не при строгой регламентации их действий. Поскольку ситуация в любой группе, как правило, подвержена тем или иным изменениям, а черты личности более стабильны, то и лидерство в различных ситуациях может переходить от одного члена группы к другому.

Таким образом, личность в группе может находиться под влиянием нескольких неформальных лидеров. В то же время в группе возможен лидер, который доминирует во множестве ситуаций (сфер общения). Его воздействие на группу универсально. Он может единолично обеспечивать многоплановую групповую деятельность. Понимание лидерства как функции ситуации вызывает необходимость рассматривать лидерские функции как некоторое множество, элементами которого являются принятые критерии лидерства в различных сферах общения. При этом значимости влияния каждой сферы общения на характер неформальных отношений в группе могут быть различными.

 

Классификация лидерства

 

В основе типологии лидеров лежит признак формирования межличностных отношений и распределения функций, в результате чего выделяются "лидер по определению путей к достижению групповой цели", "лидер по оптимальному решению технических задач", "лидер по установлению психологического климата", "лидер по поддержанию групповой атмосферы".

В отличие от типа лидерства, лидерский стиль затрагивает вопросы методов, средств, с помощью которых лидер добивается успеха при решении групповых задач.

Классификация лидерства связана с тем, что каждый член коллектива в силу своих личных качеств, а также вследствие влияния микро- и макросреды во взаимоотношениях с другими членами группы придерживается определенной стратегии коммуникативного поведения. По результатам исследований таких стратегий коммуникативного поведения можно выделить четыре, а именно:

а) стратегия формирования, т. е. подчинение себе других членов группы;

б) стратегия индивидуализма, предполагающая полное отсутствие общения с другими членами группы в процессе решения задач конкретной сферы отношений;

в) стратегия приспособления к группе, заключающаяся в подчинении всем или некоторым членам группы;

г) стратегия коллективизма, проявляющаяся в стремлении стимулировать инициативу других членов группы, выслушивать выдвигаемые ими предложения и на основе их конструктивной (предпочтительно гласной) оценки принимать окончательное решение.

Очевидно, что стратегии "а" и "г" могут составить основу взаимоотношений лидера с членами микрогруппы, а стратегия "б" больше соответствует положению изгоя в неформальной структуре группы. Указанные стратегии коммуникативного поведения личности создают лишь предпосылки занятия ею определенного места престижа в иерархической структуре неформальных отношений в группе. Его конкретная реализация зависит от многих обстоятельств, а также от деловых и личностных качеств данного члена группы.

Исследования ученых дают возможность выделить три типа характерных взаимоотношений в неформальной сфере между лидерами и членами их микрогрупп, а именно: авторитарный, демократический и попустительский.

В первом случае для сферы неформальных отношений характерно единоначалие лидера, склонность его к администрированию, централизации полномочий и ответственности, подавление инициативы подчиненных, стремление регламентировать их действия, в отдельных случаях — дискриминация и деструкция личностей.

Синонимами авторитарного типа являются используемые отдельными авторами термины "директивный", "ориентированный на лидера", "ориентированный на задачу".

Во втором случае лидер вовлекает подчиненных в процесс принятия решений на основе групповых дискуссий, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений. Синонимами демократического стиля лидерства можно считать такие термины, как "либеральный", "равноправный", " консультативный ", " участвующий ", " сотрудничающий", используемые в психологической литературе.

Выделены две основные формы попустительского стиля руководства, условно названные "мягким попустительством" и "отстраненным попустительством".

Первая форма выражается в неумении официального лидера поддерживать дисциплину, в необоснованных уступках подчиненным, в следовании на поводу у группы. В основе "мягкого попустительства" лежат свойства слабого характера лидера, такие как конформность, мягкосердечие, робость, зависимость от группы. "Отстраненное попустительство" выражается в сознательном уходе руководителя от дел и ответственности, передаче многих своих функций подчиненным. С этим стилем руководства обычно связаны такие свойства личности, как доминантность, самоуверенность, нефрустрированность, самостоятельность.

Как показали исследования, со стилем поведения лидера тесно связаны его личностные качества.

Директивный стиль лидерства соотносится с такими чертами "сильного" лидера, как доминантность, самостоятельность, низкая тревожность. Однако, он часто оказывается связанным и со свойствами, обычно трактуемыми как проявление "слабого" характера. Особенно это относится к таким чертам лидера, как мягкосердечие и зависимость от группы. Кроме этого, с директивностью тесно коррелирует такая характеристика личности, как "фрустрированность". Это можно объяснить возникающим у этих лидеров из чувства неудовлетворенности собой стремлением компенсировать свои недостатки. У значительного числа лидеров компенсация происходит в форме авторитарного руководства группой.

Отдельные личностные свойства лидеров на поведенческом уровне нередко переходят в свою противоположность. Податливый групповому давлению, зависимый от группы, лидер часто пытается самоутвердиться за счет жестких методов лидерства, чрезмерного контроля за деятельность членов микрогруппы. Реально встречаются обе формы директивного поведения лидера: как описанная выше директивность, в основе которой лежат механизмы компенсации, так и естественная директивность, с которой связаны свойства сильной волевой личности.

В поведении одного и того же лидера могут сочетаться элементы различных стилей, подтверждая тот факт, что лидерство как социально-психологический феномен возникает в результате взаимодействия и конкретных общественно обусловленных обстоятельств предметной деятельности, субъектом которой он является. Лидер иногда может приспособить свой стиль общения в соответствии с требованиями сложившейся конкретной ситуации и характером утвердившихся в данной группе межличностных отношений, в которых могут преобладать либо авторитарный, либо демократический стили межличностного общения. Именно в этом смысле группа выбирает, приемлет и культивирует определенный тип лидера.

В группе, где ее члены в силу своих личных качеств или сложившихся обстоятельств (например, в условиях, когда ситуация угрожает самому существованию группы) чувствуют свою зависимость от лидера, наиболее вероятно выдвижение неформальных лидеров с авторитарным стилем руководства. Авторитарные лидеры, как правило, решают задачи, подчиняя себе других членов группы, подавляя их мнение своим авторитетом. Естественно, что внутригрупповая психология членов микрогрупп этих лидеров должна способствовать формированию атмосферы приспособления к группе, подчинению требованиям ее лидера, в некоторых случаях — безынициативности и подавлению собственных интересов. Появление же демократических лидеров в сфере неформальных отношений наиболее вероятно в группах, в характере межличностных отношений которых преобладают демократические тенденции. Личностные характеристики этих групп позволяют предполагать наличие относительной независимости их суждений и действий, а выполняемая совместно членами групп работа слабо структурирована.

При изучении факторов, влияющих на психологический климат коллектива, следует учитывать не только специфику взаимоотношений между официальным руководителем группы и его подчиненными (т. е. специфику структуры организации группы), но и специфику неформальной структуры группы. Кроме того, в рамках такого подхода формальная и неформальная организация, организационные структуры группы должны рассматриваться не обособленно, а в их конкретном для данного уровня развития группы соотношении.

Применение в течение длительного периода неадекватных складывающейся обстановке способов воздействия на подчиненных деформирует личности не только официальных лидеров, но и определенное число членов группы. В результате в группе формируются межличностные отношения с преобладанием директивного, бюрократического стиля отношений.

Подобная форма объективной жизнедеятельности группы, субъективно отражаясь в сознании каждого ее члена, оказывает влияние на формирование социально-психологического климата группы. Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом коллектива и объективно складывающимися отношениями его членов хотя и не приводит к их отождествлению, но наставляет учитывать характер данной зависимости.

Вследствие противоречий и проблем, присущих среде жизнедеятельности группы в таких условиях, проявляется объективная возможность возникновения соответствующих конфликтных ситуаций как результата столкновений, вызванных противоречивыми целями, способами поведения формальных и неформальных лидеров, установками членов группы и условиями их стремления к достижению определенных целей. В неформальной сфере в группах с подобными отношениями неизбежно появление таких структур, которые вступают в прямое или косвенное противоречие с их официальными структурами.

В сфере неформальных отношений в этих группах характерно выдвижение лидеров в основном по их физическим свойствам и по небольшому набору личностных качеств, таких как физическая сила, агрессивность, самоуверенность. Подавляющий стиль лидерства — авторитарный. Группы такого уровня развития встречаются только там, где всякая воспитательная работа запущена, а в составе группы преобладают индивиды с отрицательными ценностно-ориентационными характеристиками.

Таким образом, различие стилей формального и неформального лидерства в соответствии с рассмотренным выше способом понимания их происхождения, а также их соотношение в рамках формальных и неформальных структур групп различных уровней развития позволяют лучше понять психологические особенности лидерства в коллективах.

 


Список литературы

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 239 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Наука, 2005. - 324 с.

3. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. - СПб., 1999.-639c.

4. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молодежи. М.,2004.

5. Кричевский Е. Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. — 2003. — № 2. — С. 64-74.

6. Крысько В. Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2005.-220 с.

7. Левикова, С. И. Молодежная субкультура. М.: Гранд - Фаир пресс, 2004. – 218 с.

8. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы / Избранные педагогические произведения: В 2-х т. — М.: Политиздат, 1977. — Т. 1.

9. Морозов А. С. Исследование межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии личности. — Ульяновск,2004. — С. 18-24.

10. Селиванова,О. А. О неформальных объединениях безнадзорной

молодежи // Педагогика. - 2005. -№10.-С. 49-59.

11. Сидоренков А.В. Психологический механизм динамики малой группы: интеграция и дезинтеграция // Вопросы психологии.-2004. С.63-72.

12. Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малой группе // Вопросы психологии.-2003. С.41-50.

13. Федотова А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре // Начальная школа плюс до и после.-2004.

С. 11-15.

14. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.:Изд-во ин-та психотерапии,2002.-489с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: