Враг на юге или на западе?




 

Собственно, из храма враждебной кушитам последующей, ливийского происхождения, XXVI Саисской династии мы и узнаем предание о совместной борьбе египтян и греков с деспотической цивилизацией «Атлантиды». Основателю Саисской династии Псамметиху (ок. 664-610 гг. до н. э.) оказали помощь как греческие – ионийские и карийские, так и лидийские наёмники из Малой Азии! Согласно популярной легенде, пересказанной в Геродотом, Псамметих обратился к оракулу Уаджет (в труде Геродота названа Латоной) в городе Буто и получил следующий ответ. Богиня обещала Псамматиху победу, если он примет к себе на службу «медных людей с моря». Встретив потерпевших кораблекрушени облачённых в медные доспехи греческих гоплитов, фараон решил, что это и есть предсказанные оракулом «медные люди с моря». Из повествования о Псамметихе стало известно, что до 240 тысяч египетских воинов ушли в Нубию после того, как им не предоставили смены после их трехлетней пограничной службы. Если отбросить совершенно фантастическое число перебежчиков и фольклорное предание о мольбах фараона, обращённых к ним, то обнаруживается реальный фон истории, изложенной Геродотом, – усиление противоречий между традиционной военной элитой ливийского происхождения и недавно обосновавшимися в Египте грекоязычными наёмниками. Псамметих покровительствовал греческим купцам и ремесленникам. При нём в Дельте возникли греческие торговые фактории, из которых особенно крупной был порт Навкратис. Авторитет Псамметиха в греческом мире был настолько велик, что способствовал продвижению египетских культурных влияний в Средиземноморье. Тиран Коринфа Периандр дорожил хорошими отношениями с Саисским Египтом и даже назвал именем египетского фараона своего племянника, который по причине смерти всех пяти сыновей тирана наследовал в 585 до н. э. власть над полисом.

Также сын основателя Саисской династии Нехо ІІ знаменит тем, что, несмотря на неудачи в сухопутных боях, преобладание Египта на морских путях стало доминирующим. Для военных нужд на Средиземном и Красном морях были построены большие гребные суда. По инициативе Нехо, как сообщает Геродот, финикийские моряки совершили около 600 до н. э. плавание вокруг Африки (на что ушло 3 года). Это плавание вряд ли ставило перед собой военные цели. Затем египтяне, благодаря существенному пополнению своего военного флота, чья мощь станет определяющей для обеспечения египетской гегемонии на Средиземном море до эпохи Птолемеев включительно, закрепили за собой остров Кипр, превращённый в египетского вассала и данника (платившую фараону даже большую дань, чем в период военного доминирования Египта при XVIII династии).

Намереваясь восстановить утерянное величие Египта, Псамметих обратился к периоду Древнего царства как наиболее соответствовавшему духу египетского народа. Было восстановлено почитание царей Раннего и Древнего царства. А их мастабы и пирамиды в окрестностях древней столицы Египта Мемфиса, а также Абидоса были отреставрированы. Все последующие изменения, особенно относящиеся к периоду «космополитического» Нового царства, были признаны чужеземными и преследовались. Стараниями жречества, поддерживавшего Псамметиха и его преемников, из религиозной традиции Позднего царства вычёркивались позднейшие наслоения, в том числе в ущерб фиванскому богу Амону, в течение многих веков возглавлявшему египетский пантеон и являвшимся главным богом нубийцев, Псамметих стал выдвигать богов Дельты – прежде всего богиню Нейт – покровительницу Саиса, а также бога Мемфиса Птаха и древнего Осириса. Естественно, из пантеона были исключены все чужеземные божества, в том числе и семитского происхождения. Таким образом, Сет, который, несмотря на присущую ему коварность и подлость, первоначально широко почитался как бог войны, приобретает черты отчётливого воплощения всех пороков и заменяет Апопа в качестве главного отрицательного персонажа египетской мифологии.

То, что египетский жрец из Саиса решил не говорить Солону о прямом господстве Нубии над Египтом, а привязал события к преданию о некоем конфликте с пришельцами с Западного Средиземноморья, объясняется тем фактом, что поражение от нубийцев было одним из самых унизительных в египетской истории, так что более поздние фараоны приказали стереть любые упоминания о нём из исторических анналов. Видимо, Солона и Платона египетскому рассказчику удалось сбить с толку и они отождествили врагов древних египтян и афинян, находящимися за «Геркулесовыми столбами», с «народами (с) моря», продолжавшими особую цивилизацию средиземноморского неолита (мореходов-мегалитчиков), отличную от балканского неолита. Искусству вождения колесниц ливийцев обучили именно «народы (с) моря», которые напали на Египет примерно в 1200 году до н. э.

Но, все же, окружающие народы помнили о некоторых победителях, пришедших с юга, и, в частности, греки зафиксировали это в мифах об эфиопском царе Мемноне.

 

 

«Я завоевал эту землю моими плечами»

 

Есть также и египетские соответствия далеким воинственным походам атлантов в разные земли. Именно при Аменемхете III предпринимались попытки экспедиций к отдаленным малоизвестным районам. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798 г. до н.э.) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии — «в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал» [24]. По сообщениям Геродота, Диодора Сицилийского и Страбона, Сесострису (т.е. Сенусерту ІІІ) приписывали завоевание всей Азии, Европы до Фракии, Ассирии, Мидии, Эфиопии, Скифии, Персии, Бактрии и т. д.: «… Сесострис, как говорили жрецы, первым отправился на военных кораблях из Аравийского залива и покорил народы на Красном море. Он плыл все дальше, пока не достиг моря, непроходимого для судов из-за мелководья. Когда он возвратился в Египет, то, по словам жрецов, с большим войском двинулся по суше, покоряя все народы на своем пути. Если это был храбрый народ, мужественно сражавшийся за свою свободу, тогда царь ставил на их земле памятные столпы с надписями, гласившими об имени царя, его родине и о том, что он, Сесострис, силой оружия покорил эти народы. Если же удавалось взять какие-нибудь города без труда и сопротивления, то он ставил те же столпы с надписями, как и у храбрых народов, и, кроме того, еще прибавлял изображение женских половых органов, желая показать этим, что они трусы. Так Сесострис прошел по материку, пока не переправился из Азии в Европу и не покорил скифов и фракийцев. До этих-то народов – не дальше – дошло, по-моему, египетское войско, так как в этих странах еще есть такие столпы, а дальше – уже нет. Отсюда Сесострис повернул назад к югу, и когда подошел к реке Фасису, то оставил там часть своего войска. Я не могу точно сказать, сам ли царь Сесострис поселил в этой стране часть своих воинов, или же некоторые из них, удрученные долгим блужданием, самовольно поселились на реке Фасисе. Что до столпов, которые воздвигал египетский царь Сесострис в [покоренных] землях, то большей части их уже не существует. Но все же мне самому пришлось еще видеть в Сирии Палестинской несколько столпов с упомянутыми надписями и с женскими половыми органами. И в Ионии также есть два высеченных на скале рельефных изображения этого царя: одно [имеется в виду хеттский наскальный рельеф в Сипиле и Кара-Бель в области Смирны (сов. Измир) с изображением бога в виде воина] – на пути из Эфеса в Фокею, а другое — из Сард в Смирну. В том и другом месте это рельефное изображение мужчины-воина в 41/2 локтя высотой; в правой руке он держит копье, а в левой лук. Соответственно и остальное вооружение египетское и эфиопское. На груди у него от одного плеча до другого вырезана надпись священными египетскими письменами, гласящая: «Я завоевал эту землю моими плечами». Кто этот воин и откуда, он, правда, здесь не объясняет, но зато в другом месте называет себя. Впрочем, иные, видевшие эти рельефы, считают их изображениями Мемнона. Но тут они далеки от истины» (Геродот, «История», «Книга 2. Евтерпа»).

Как видим, ключевым элементам рассказа Геродота – «Я завоевал эту землю моими плечами», «столбы Мемнона» – могут соответствовать такие же ключевые элементы из нарратива об Атлантиде: Атлант поддерживает своими плечами небесный свод, Атлантида находится за «Геракловыми столбами».

Кроме того, крайней западной точке обитаемого мира (Геракловым столбам), за которыми и находилась Атлантида, противоположной является крайняя восточная точка – основанная в Колхиде милетская колония Фасис (ныне грузинский город Поти), связанная с мифом о походе аргонавтов за «Золотым руном». Собственно Фасис возникает и в диалоге Платона в описании известной грекам его времени ойкумены: будучи шаром, «здешняя Земля» (в противоположность поднебесной, «истинной Земле») покоится в равновесии в центре мира среди однородного неба; и так как она очень велика, то мы знаем только небольшую ее часть от Фасиса до Геракловых Столпов, живя только в одной из ее многочисленных впадин как бы на дне моря и не имея возможности выйти за пределы (Платон, «Федон», 109а – 110а).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: