Предприятии
В соответствии Типовыми рекомендациями малым предприятиям рекомендуется в зависимости от объема и вида деятельности использовать следующие формы ведения бухгалтерского учета:
1) по единой журнально-ордерной форме учета с использованием типового Плана счетов;
2) по упрощенной форме с использованием сокращенного рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При использовании упрощенной формы
возможны следующие варианты:
- в регистрах бухгалтерского учета имущества - ведомостях форм с № В-1 по № В-9;
- в книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета имущества);
- в книге учета доходов и расходов.
Все перечисленные формы ведения учета предполагают использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи, за исключением одной. При ведении книги учета доходов и расходов не используется какой-либо план счетов и не применяется метод двойной записи.
При журнально-ордерной форме бухгалтерского учета регистрами учета являются журналы-ордера, которые построены по кредитовому признаку, то есть все операции в них отражаются по кредиту счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами, и ведомости, которые наоборот построены по дебетовому признаку.
Каждый журнал-ордер открывается на отдельный синтетический счет.
Записи в журналы-ордера и ведомости производятся непосредственно из документов по мере их поступления, то есть в хронологическом порядке.
Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Один лист такой Главной книги соответствует одному синтетическому счету. Каждая строка соответствует данным за один месяц. В конце месяца подсчитываются дебетовый и кредитовый обороты, после чего выводится сальдо. На основании конечного сальдо по каждому счету составляется бухгалтерский баланс[2].
|
Преимущества журнально-ордерной формы бухгалтерского учета:
устраняется разрыв между синтетическим и аналитическим учетом, повышается наглядность, облегчается составление отчетности.
При упрощенной форме с использованием регистров применяются следующие ведомости:
- Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1);
- Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма № В-2);
- Ведомость учета затрат на производство (форма № В-3);
- Ведомость учета денежных средств и фондов (форма № В-4);
- Ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № В-5);
- Ведомость учета реализации (форма № В-6 (оплата) и В-6 (отгрузка));
- Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № В-7);
- Ведомость учета оплаты труда (форма № В-8);
- Ведомость - шахматная (форма № В-9).
Все ведомости, кроме формы № В-9, заполняются на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода заполняется баланс.
В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется, соответственно, Книга учета фактов хозяйственных операций и Книга учета доходов и расходов. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического учета, но и аналитического учета[3].
|
В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету. Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.
Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работников. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета:
- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
- накапливания и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности[4].