Формы ведения бухгалтерского учета на малом




Предприятии

 

В соответствии Типовыми рекомендациями малым предприятиям рекомендуется в зависимости от объема и вида деятельности использовать следующие формы ведения бухгалтерского учета:

1) по единой журнально-ордерной форме учета с использованием типового Плана счетов;

2) по упрощенной форме с использованием сокращенного рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При использовании упрощенной формы

возможны следующие варианты:

- в регистрах бухгалтерского учета имущества - ведомостях форм с № В-1 по № В-9;

- в книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета имущества);

- в книге учета доходов и расходов.

Все перечисленные формы ведения учета предполагают использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи, за исключением одной. При ведении книги учета доходов и расходов не используется какой-либо план счетов и не применяется метод двойной записи.

При журнально-ордерной форме бухгалтерского учета регистрами учета являются журналы-ордера, которые построены по кредитовому признаку, то есть все операции в них отражаются по кредиту счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами, и ведомости, которые наоборот построены по дебетовому признаку.

Каждый журнал-ордер открывается на отдельный синтетический счет.

Записи в журналы-ордера и ведомости производятся непосредственно из документов по мере их поступления, то есть в хронологическом порядке.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Один лист такой Главной книги соответствует одному синтетическому счету. Каждая строка соответствует данным за один месяц. В конце месяца подсчитываются дебетовый и кредитовый обороты, после чего выводится сальдо. На основании конечного сальдо по каждому счету составляется бухгалтерский баланс[2].

 

Преимущества журнально-ордерной формы бухгалтерского учета:

устраняется разрыв между синтетическим и аналитическим учетом, повышается наглядность, облегчается составление отчетности.

При упрощенной форме с использованием регистров применяются следующие ведомости:

- Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1);

- Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма № В-2);

- Ведомость учета затрат на производство (форма № В-3);

- Ведомость учета денежных средств и фондов (форма № В-4);

- Ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № В-5);

- Ведомость учета реализации (форма № В-6 (оплата) и В-6 (отгрузка));

- Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № В-7);

- Ведомость учета оплаты труда (форма № В-8);

- Ведомость - шахматная (форма № В-9).

Все ведомости, кроме формы № В-9, заполняются на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода заполняется баланс.

В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется, соответственно, Книга учета фактов хозяйственных операций и Книга учета доходов и расходов. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического учета, но и аналитического учета[3].

В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету. Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работников. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета:

- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

- накапливания и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности[4].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: