Кредит на неотложные нужды (текущие цели) выдается гражданам, имеющим самостоятельный доход. На практике этот кредит может быть использован на любые цели, поскольку никакого отчета о расходовании денежных средств заемщик давать не должен. Процентная ставка по кредиту зависит от ставки рефинансирования.
В целях оказания помощи гражданам в строительстве (реконструкции) и приобретения жилья, банкам разрешено выдавать следующие виды жилищных кредитов:
- кредит на строительство индивидуального жилья – предоставляется при наличии земельного участка и решения районной администрации о выделении земельного участка под застройку индивидуального жилья;
- кредит на покупку индивидуальных жилых домов, садовых домиков, домов в сельской местности – выдается при наличии дома и справки-счета, подтверждающей предстоящее совершение операций по купле-продаже;
- кредит на капитальный ремонт и реконструкцию индивидуального жилого дома, садового домика – выдается при наличии дома, требующего ремонта или реконструкции, решения районной администрации, с также сметы предстоящих расходов.
Кредиты на строительство, покупку и капитальный ремонт предоставляются в размере 70% [16, c.114] сметной стоимости работ и при условии обязательного вложения заемщиком собственных средств. Выплата процентов за пользование кредитом производится ежеквартально. Кредиты предоставляются гражданам, имеющим постоянный источник дохода, при достаточной платежеспособности, гарантирующей своевременность внесения средств в погашение кредита и выплату процентов.
К потребительскому кредиту относится и ломбардный кредит. Ломбардные кредиты предоставляются населению под залог предметов личного пользования и домашнего потребления. Размер ссуды зависит от вида закладываемых вещей, их рыночной стоимости и установленного предела залогового обеспечения. Ссуда выдается на срок от 2 дней до 2 месяцев. Помимо этого устанавливается 1 льготный месяц, по истечении указанного срока вещь реализуется. В зависимости от стоимости оценки сумма кредита колеблется от 80 до 67,4 % [16, c.120].
|
3. Валютные операции
Валютные операции – это операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте – акции, облигации, чеки, векселя, аккредитивы и т. д.); с использованием в качестве средства платежа в иностранной валюте и ценных бумагах, выраженных в иностранной валюте, в качестве средства платежа; с ввозом и пересылкой в РФ из-за границы и вывозом и пересылкой за границу валютных ценностей.
Согласно инструкции ЦБ РФ № 27 от 27.05.95 г. «О порядке организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками» физические лица могут совершать валютно-обменные операции только через обменные пункты либо через операционные кассы коммерческого банка.
Коммерческие банки проводят следующие виды валютных операций:
1. покупку (продажу) наличной иностранной валюты за наличные рубли;
2. покупку (продажу) платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли;
3. прием на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
4. прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств, подлинность которых вызывает сомнение;
|
5. выдача иностранной валюты по пластиковым карточкам;
6. размен денежных знаков иностранных государств;
7. покупка неплатежеспособного денежного знака иностранного государства;
8. открытие и ведение счетов в свободно конвертируемой валюте;
9. прочие операции.
4.Операции с пластиковыми карточками.
Пластиковая карта представляет собой пластиковый жетон, содержащий информацию о владельце и его денежном счете, и позволяющий оплачивать товары и услуги без наличных денег.
Есть карточки 3-х типов: кредитные, дебетные, смешанные.
Дебетная карточка обслуживает возможность платежа при наличии средств на текущем карточном счете клиента. Российские банки выпускают в основном дебетные карточки, избавляющие от риска потери денежных ресурсов банка, который возможен при использовании кредитной карты. Дебетные карты выпускают системы OPIUM CARD, STB CARD, UNION CARD. Хабаровским клиентам предлагает дебетную карту Региобанк.
Кредитная карта означает выдачу клиенту ссуды, причем с автоматически возобновляемым лимитом. Получение кредитной карты связано с заключением договора между банком-эмитентом и клиентом. В договоре содержаться условия о сумме лимита, размере процента, ежегодной плате за пользование картой, периоде льготного пользования и пр.
Внедрение кредитных карт на российском ранке только начинается. Первой рублевой кредитной карточкой стала карта системы Ort Card. Она выдается под денежный залог. Возврат залога производится двумя путями – в виде торговых скидок и по истечении срока залога.
|
Кредитную карту первоклассным клиента предлагает и АКБ «Региобнк» г. Хабаровска.
Смешанная карточка – среднее между дебетной и кредитной: допускается овердрафт текущего счета (величина которого оговаривается заранее). Клиент может использовать для платежа средств больше, чем на текущем счете. В этом случае смешанная карта играет роль кредитной.
Банки предлагают населению различного вида пластиковые карточки.
Личные карты – держатели карт получают ее сами и распоряжаются самостоятельно.
Семейные карты – к одной (главной карте) привязываются карты членов семью, с помощью которых члены семьи могут распоряжаться средствами в пределах, которые определяет «главная» карта.
Зарплатная карта – предназначена для зачисления заработной платы сотрудникам фирм. Как правило, на этом предприятии банк устанавливает банкомат или организует пункт по выдаче наличных.
Банк открывает сотрудникам предприятия карточные счета и ведет карточки, на которые предприятие ежемесячно перечисляет зарплату. Работники получают карточку бесплатно и могут рассчитываться в широкой сети магазинов или снять наличные в банке или банкоматах.
Частное лицо получает карточку на основе заявления на обслуживание и договора. Договор фиксирует условия оплаты с карточного счета (виды платежей, минимальный остаток, банковский процент на остаток счета, возможность овердрафта); условия пополнения карты и погашения обязательств перед банком (источник пополнения карты, процент за пользование банковским кредитом, комиссионные отчисления) и пр.
Клиенты посещают магазины, мастерские, расплачиваются за бензин, получают наличные, совершают сделки, в которых их карточные счета дебетуются (остаток на карточном счете уменьшается).
Выгодность использования карточек очевидна. Население избавляется от массы наличных купюр. Торговая сеть повышает скорость обслуживания и расчетов за товар, сокращает затраты на работу с наличностью. Банки получают новых клиентов, дополнительные доходы и значительные кредитные ресурсы.
5. Прочие операции.
5.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
Перспективным направлением современного коммерческого банка по обслуживанию населения является развитие безналичных расчетов граждан с торговыми, коммунальными и другими предприятиями. Сегодня банки выполняют широкий круг расчетно-кассовых операций: принимают платежи от населения в пользу предприятий, организаций, учреждений, а также в доход государственного и местного бюджета; производят по поручению вкладчиков безналичные расчеты по платежам; предоставляют клиентам технику, принадлежащую банку, для пересчета денежной наличности как при получении из банка, так и при сдаче.
Кроме того, к этому направлению деятельности можно отнести инкассовые, аккредитивные и переводные операции.
Инкассовые операции – это операции, при посредстве которых по поручению своего клиента получает деньги по денежным и товарно-расчетным документам. На инкассо принимаются ценные бумаги (векселя, чеки), иностранная валюта. Совершая инкассовую операцию, банк взимает комиссию, размер которой зависит от вида операции. К числу инкассовых документов относятся также облигации и купоны к ним; акции и ипотеки.
Аккредитив – это поручение о выплате определенной суммы лицу при выполнении указанных в аккредитивном письме условий.
Переводные операции заключаются в перечислении внесенных в банк денег получателю, находящемуся в другом месте. Они осуществляются путем посылки банковского чека или перевода денег банку-корреспонденту.
Кассовое обслуживание заключается в приеме (выдаче) наличных денежных средств во вклады (с вкладов), выдача наличных денежных средств по пластиковым карточкам через банкоматы или кассу банка, зачисление наличных денежных средств на счет для их дальнейшего перечисления по поручению клиента. За осуществление кассового обслуживания банк также взимает плату.
5.2. Доверительные операции
Доверительные операции – это операции по управлению средствами клиента, осуществляемые от своего имени и по поручению клиента на основании договора с ним.
Доверительные операции физическим лицам разнообразны, поскольку у каждого клиента свои особенности. Однако российские банки практикуют в своей деятельности ограниченный набор доверительных услуг. Банки предлагают физическим лицам следующие виды доверительных услуг:
- распоряжение наследством;
- опекунство и обеспечение сохранности имущества.
Кратко остановимся на рассмотрении каждого.
Распоряжение имуществом
Доверительные операции для физических лиц включают распоряжение имуществом клиента после его смерти в соответствии с письменным завещанием или по распоряжению суда. Тот, кто распоряжается наследством лица, именуется распорядителем и назначается судом. Тот, кто оставляет завещание указывает в нем исполнителя завещания – нередко траст-отдел коммерческого банка.
Если существенную часть наследства образует недвижимость, урожай на корню или скот, то необходимо проинвентаризовать и позаботиться об их сохранности. Если необходимо продать предприятие, важно выбрать удачный момент для продажи, чтобы получить приемлемую цену.
Кроме того, исполнитель должен оказывать семье покойного различного рода услуги. В его обязанности может входить организация похорон. Во многих случаях семье могут срочно понадобиться наличные деньги, о чем может позаботиться траст-отдел.
В общем, функции по распоряжению наследством могут включать: получение решения суда; выявление всего наследства; обеспечение его сохранности; реализация по разумным ценам имущества, не подлежащего длительному хранению, уплата административных расходов и налогов; решение проблем, связанных с уплатой долгов; раздел имущества в соответствии с завещанием.
Опекунство и обеспечение сохранности имущества
Необходимость опекунства обусловлена желанием лица, оставившего наследство, не допустить расточения собственности несовершеннолетним наследником или же решением суда, поручающего опекунство доверенному лицу в случае утраты владельцем собственности физической способности управления имуществом.
Опекунство и обеспечение сохранности имущества, коммерческие банки осуществляют в двух видах: как опекуны собственности и как опекуны индивида. При сохранности имущества преследуется цель не допустит его утраты. Необходимость в этом возникает, когда владелец собственности становится физически неспособным управлять имуществом.
5.3 Услуги по хранению ценностей
Услуги по хранению ценностей могут выступать в виде предоставления в распоряжение клиента сейфа или приема ценностей клиента на хранение в стальной камере.
Сейф предоставляется клиенту на условиях аренды, а доступ к нему получает только сам клиент или его доверенное лицо по предъявлению специального удостоверения.
Принимая ценности на хранение в сейф, банк не предоставляет клиентам права свободного доступа к ним. В этом случае банк выполняет своего рода агентские функции.
В договоре, который заключается при аренде, а это общепринятая практика, банк берет на себя обязательства хранить в тайне не только информацию о содержимом абонированного сейфа, но и о самом факте аренды. В общем случае даже сам банк остается в неведении относительно того, что вы храните. Исключение составляет только случай открытого депозитария с обязательной описью вложения. Кроме того, независимо от условий аренды, клиента банк предупреждает об ответственности за хранение запрещенных законом предметов и веществ.
Условия аренды сейфовых ячеек, предлагаемые разными банками, довольно сильно отличаются друг от друга. Сумма зависит от размера ячейки и срока аренды. Минимальный срок варьируется от одних суток до одного месяца.
Любая сейфовая ячейка имеет два замка, один из которых может открыть только клиент, а другой – только представитель банка. Так что в одиночку ни тот, ни другой открыть ее не смогут.
5.4 Прочие услуги
Банки могут предоставлять своим клиентам различные консультационные услуги. Эти услуги должны предоставляться банками не столько ради получения дополнительной прибыли, сколько ради разъяснения клиентам тонкостей банковского дела, новых видов услуг, что, несомненно, увеличивает как число клиентов, так и частоту их обращения за услугами в банк.
Важным видом консультационных услуг являются дополнительные услуги при осуществлении кредитно-расчетного обслуживания.
Банки, обладающие современными средствами телекоммуникаций, компьютерной связью, имеют всегда достаточное количество разнообразной коммерческой и некоммерческой информации. Наряду с этим банк, оказывая различные услуги своим клиентам (особенно, связанные с предоставлением кредитов), получает от них достаточно разнообразных сведений, предоставляющих собой ценную информацию. Важным источником получения информации выступает также обмен ею между другими банками.
На этой основе могут создаваться развитые базы данных, за доступ, к которым клиенты должны предоставлять банку, определенную плату. Кроме того, возможность пользования информационными услугами, как правило, значительно расширяет базу клиентов банка, поскольку создает дополнительные удобства для них: получил информацию, совершил сделку, и все, – не выходя из банка.
Таблица 1.2
Операции по обслуживанию индивидуальных предпринимателей
№ п/п | Название операции | Содержание |
Расчетно-кассовое обслуживание | Открытие и ведение расчетных счетов; прием и выдача денежной наличности; проведение безналичных расчетов. | |
Депозитные операции | Привлечение денежных средств в депозиты на условиях, которые зависят от вида депозита. | |
Кредитные операции | Предоставление кредитов на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности. | |
Прочие операции и услуги | Доверительные операции; агентские услуги; консультационные услуги; прочие. |
1. Расчетно-кассовое обслуживание.
Индивидуальным предпринимателям для осуществления расчетно-кассового обслуживания в банке открывается расчетный счет.
Для открытия расчетного счета в коммерческий банк представляются следующие документы:
- заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
- документ о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- справка от налоговых органов о постановке на учет;
- 2 карточки с образцами подписей, заверенные нотариально.
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает индивидуальному предпринимателю расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании.
После открытия счета и заключения договора банк берет на себя обязанность по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных книжек, а также выписок из лицевых счетов и т. п., оказание консультационных услуг по вопросам ведения счетов и т. п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврату их по первому требованию клиента; по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по операциям клиента.
Расчетно-кассовое обслуживание осуществляется на платной основе: банк взимает плату за открытие расчетного счета; за проведение операций по счету взимает комиссию, которая зависит от дебетового оборота или количества и вида обрабатываемых документов; за кассовое обслуживание клиентов взимается определенный процент от суммы выдаваемой наличности.
2. Депозитные операции
Временно свободные денежные средства индивидуальные предприниматели могу размещать в депозиты. Для индивидуальных предпринимателей предлагаются те же виды депозитов, что и для населения, а именно депозиты до востребования, роль которых выполняют расчетные счета и срочные депозиты.
Депозиты до востребования предназначены для осуществления текущих расчетов. Порядок их открытия рассмотрен выше.
Срочные депозиты привлекаются банком на определенный срок, и по ним выплачивается вознаграждение, которое зависит от суммы и срока депозита. По истечении срока денежные средства, размещенные в депозит, возвращаются клиенту вместе с процентами. Если же клиент обращается в банк о досрочном изъятии денежных средств, то ему выплачиваются проценты по то ставке депозита до востребования.
Срочные депозиты различаются по срокам и условиям внесения суммы депозита.
В зависимости от сроков депозита могут быть на 1, 3, 6, 12 и более месяцев.
По условиям внесения суммы депозита различают фиксированный депозит и депозит с дополнительными взносами. Фиксированный депозит означает, что клиент вносит сумму, которая остается неизменной в течение всего срока действия депозита. Депозит с дополнительными взносами означает, что в течение срока действия депозита клиент может внести дополнительные суммы денежных средств. Нередко банки устанавливают минимальную сумму дополнительных взносов.
3.Кредитные операции
Коммерческие банки проводят операции по кредитованию индивидуальных предпринимателей. Каждый коммерческий банк строит свою кредитную политику по отношению к индивидуальным предпринимателям самостоятельно с соблюдением основных принципов кредитования – целевого характера ссуд, обеспечения их возвратности, срочности и платности.
Кредитование может производиться как в рублях, так и в иностранной валюте.
Кредиты могут носить краткосрочный и долгосрочный характер. Краткосрочные кредиты предоставляются в форме:
- кредитной линии – путем произведения серии последовательных выплат в пределах установленного срока и лимита кредитования при условии частичного или полного погашения ссуды в течение периода использования кредита в соответствии с утвержденным графиком погашения кредита;
- срочного кредита – путем проведения единовременной выплаты с конкретными сроками погашения кредита;
- овердрафта – путем проведения выплат при недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете клиента.
Кредит предоставляется путем перечисления денежных средств с ссудного счета, открытого на имя заемщика на его расчетный счет.
При предоставлении валютного кредита, путем перечисления валютных средств с судного валютного счета, открытого на имя заемщика на его текущий валютный счет.
Обеспечением выданных кредитов может являться:
- заклад движимого имущества и товаров в обороте заемщика, а также заклад имущества, принадлежащего 3-му лицу;
- залог движимого или недвижимого имущества с обязательным юридическим оформлением документов;
- залог товарно-материальных ценностей;
- залог ценных бумаг.
Для оформления получения кредита заемщик предоставляет в банк следующие документы:
- заявление на выдачу кредита;
- анкету заемщика;
- договоры, обеспечивающие кредитуемую сделку или мероприятие;
- ТЭО проведения коммерческой сделки;
- финансовый план на весь период кредитования с разбивкой по месяцам;
- график погашения кредита в период пользования кредитом;
Погашение заемщиком основного долга по кредиту и уплата начисленных процентов по нему производится в течение периода кредитования с его счетов. Уплата осуществляется путем безакцептного списания банком по платежному требованию средств со счета заемщика.
Погашение валютного кредита осуществляется с текущего валютного счета заемщика либо за счет конвертации средств с расчетного счета в валюту кредита.
4.Прочие операции и услуги
Кроме традиционных банковских операций коммерческие банки предлагают индивидуальным предпринимателям широкий спектр высококачественных операций и услуг. К ним можно отнести доверительные операции; агентские услуги; консультационные услуги. Остановимся на этих видах операций и услуг подробнее.
4.1 Доверительные операции
Коммерческие банки предлагают индивидуальным предпринимателям такой вид доверительных операций, как управление собственностью.
Эту категорию представляет предпринимательская собственность – наличность и прочие активы частных фирм, недвижимость, коммерческие счета, запасы продукции и т. п. Эти операции возникают в результате соглашения между доверителем и доверенным лицом, и связаны с передачей имущества доверенному лицу, которое далее владеет имуществом и распоряжается им в интересах доверителя и бенефициара. При выполнении завещания индивидуального предпринимателя работник траст отдела должен выбрать один из трех альтернативных вариантов действий: закрыть предприятие и распределить имущество между наследниками; продать предприятие другому владельцу, а вырученные деньги передать наследникам; обеспечить преемственность в управлении существующим предприятием.
4.2 Агентские услуги
В отличие от функций по управлению собственность агентские услуги не сопровождаются передачей собственности в распоряжение доверенного лица.
Одна из форм агентских услуг – сохранение активов. Сюда относятся хранение и учет ценных бумаг, как юридических лиц, так и физических лиц по их поручению; управление ценными бумагами этих лиц.
Хранение и учет ценных бумаг предполагает осуществление следующих операций:
- организацию хранения сертификатов, акций или бланков ценных бумаг в своем хранилище (депозитарии) или в депозитариях других финансово-кредитных учреждений;
- организацию учета хранящихся ценных бумаг наличных выпусков, а также безналичных ценных бумаг (выпущенных в виде бухгалтерских записей). Для этого банк открывает и ведет забалансовые счета;
- организацию приема, выдачи ценных бумаг, их перевод, пересылку со счета на счет. А также обмен бумагами между депозитариями;
- организацию по поручению клиентов многосторонних расчетов по заключенным между клиентами сделкам с ценными бумагами, предоставление дополнительных услуг: страховых, кредитных и т. д.
Управление ценными бумагами включает в себя:
- инкассацию доходов по ценным бумагам;
- погашение траст отделом ценных бумаг с истекшими сроками;
- получение денег по закладным;
- обмен ценных бумаг и даже покупку и продажу;
- получение и доставку ценных бумаг;
- информирование клиентов об очередном выпуске новых ценных бумаг;
- представление интересов клиентов по их поручению на собраниях акционеров, голосование от имени клиентов и т. д.
За свои услуги траст отделы коммерческих банков получают комиссионные вознаграждения: размер комиссии определяется на договорных началах.
4.3 Консультационные услуги
Банки предоставляют индивидуальным предпринимателям консультационные и посреднические услуги, такие как:
- участие банка в разработке и реализации оздоровления финансовой деятельности лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, семейных предприятий, арендаторов;
- составление по просьбе перечисленных лиц расчета экономической эффективности затрат на производство;
- заключение договоров от имени и по поручению клиентов;
- консультации индивидуальным предпринимателям по вопросам: применения законодательных, нормативных и других актов, не относящихся к банковской деятельности; организация и ведение учета в частных предприятиях; по спорным вопросам, возникающим между физическими и юридическими лицами.
1.1 Договор – основа взаимоотношений банка с клиентами.
Основой взаимоотношений банка и клиента является договор банковского счета, при заключении которого оформляются правовые отношения сторон.
По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение других операций по счету.
Типовой договор банковского счета состоит из следующих разделов:
I. Общие положения;
II. Права и обязанности сторон;
III. Ответственность сторон;
IV. Юридические адреса сторон.
Каждый банк по своему усмотрению может предусматривать дополнительные разделы и условия договора.
Разновидностью договора банковского счета является договор банковского вклада. В качестве сторон такого договора выступают, с одной стороны, сам вкладчик (доверитель) и банк (заемщик). При этом вкладчик вносит определенную сумму на выбранный вклад, открытый в банке, а последний обязуется сохранить вверенную ему сумму денежных средств, предоставить их в любое время в распоряжение вкладчика, а также выплатить по вкладу установленный доход.
По договору банковского вклада банк обязан:
1. хранить вложенные вкладчиком денежные средства;
2. выплачивать по ним доход в виде процента или в иной форме (на практике – в виде выигрыша, так называемый выигрышный вклад);
3. выполнять в пределах остатка средств, находящихся во вкладе, письменные поручения вкладчика по расчетам с вклада;
4. страховать вклады населения на условиях и в порядке, определяемых Центральным банком;
5. возвратить вклад по первому требованию вкладчика на условиях и в порядке, предусмотренных для данного вида вкладов законодательством или договором;
6. принять вклад и выдать подтверждение о получении денег от вкладчика;
Договор банковского вклада (депозита) является разновидностью договора займа (ст. 807 ГК РФ), в котором заимодавцем является вкладчик, а заемщиком – банк. Вкладчиками могут выступать все субъекты гражданского права.
Поскольку договор банковского вклада с гражданами является публичным (ст. 426 ГК РФ), то банк не вправе отказать гражданину в приеме вклада при следующих условиях:
- согласно учредительным документам и своей лицензии банк имеет право на осуществление сберегательных операций;
- прием вкладов не приведет к нарушению законодательства и обязательных экономических нормативов, установленных ЦБ РФ;
- не приостановил дальнейший прием вкладов от населения по причинам экономического или иного характера;
- у банка имеются необходимые производственные и технические возможности для приема вкладов;
- отсутствуют другие причины, лишающие банк возможности принять вклад.
При заключении договора банк не вправе оказывать предпочтение одним вкладчикам перед другими. В частности, не допускается начисление более высокой процентной ставки по вкладам служащих банка по сравнению с вкладами других граждан. Однако это правило распространяется вклады, переданные банку на одних и тех же условиях.
Что касается «о тайне вкладов», то отдельного закона «О банковской тайне» в природе не существует. И, тем не менее, в законе «О банках и банковской деятельности» есть статья 26. Она гласит: «Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.... Банк России не вправе разглашать сведения по счетам, вкладам, а также сведения по конкретным сделкам и операциям из отчетов банков и кредитных учреждений, полученных в результате исполнения им лицензионных, надзорных и контрольных функций за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ». Так, статья 857 (банковская тайна) ГК РФ гласит: «Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим вкладчикам или их представителям; государственным органам и должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, вкладчик, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков».
Согласно статьи 836 ГК РФ, договор банковского вклада должен бать заключен в письменной форме. Письменная форма считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным сертификатом либо иным выданным банком документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность.
Как известно, всякая сделка между юридическими, физическими, юридическими и физическими лицами и наоборот является договорными отношениями. На кредитном рынке такая сделка называется кредитным договором. В договорные отношения здесь вступают как кредиторы, так и заемщики, т. е., с одной стороны, банки, а с другой – субъекты хозяйственной деятельности (юридические и физические лица). Договорные условия сделки подлежат закреплению договором сторон.
Согласно статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Договор определяет участников сделки; обстоятельства и условия возникновения их взаимных обязательств; устанавливает характер обстоятельств, вытекающих из сделки; закрепляет порядок изменения условий исполнения обязательств; фиксирует взаимную ответственность сторон в течение срока действия договора.
В случае благоприятного заключения кредитоспособности заемщика, банк приступает к разработке условий кредитного договора. Условиями кредитного договора являются цель кредита, сумма, порядок погашения, срок, обеспечение, цена кредита и прочие условия.
Кредитный договор, как правило, содержит следующие разделы:
I. Общие положения;
II. Права и обязанности сторон;
III. Порядок и срок погашения кредита;
IV. Порядок разрешения споров;
V. Юридические адреса сторон.
Кредитный договор, также должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора (ст. 820 ГК РФ).
Как правило, каждый банк самостоятельно разрабатывает форму договоров, включая в них дополнительные условия, характерные для деятельности банка.
2 Анализ практики обслуживания физических лиц на примере АКБ «Региобанк»
2.1. Общая характеристика АКБ «Региобанк»
История АКБ регионального развития (Региобанка) неотделима от истории развития страны и региона. Банки, как любые другие предприятия, развиваются и живут там, где есть спрос на их услуги, где развивается экономика. Проводимые с конца 80-х годов экономические преобразования в стране существенно изменили состояние банковской системы. На основе крупных государственных отраслевых банков стали создаваться многочисленные коммерческие банки. Одним из таких вновь сформированных кредитных учреждений и был Региобанк.
Региобанк был основан на базе Хабаровского краевого управления Жилсоцбанка в октябре 1990 года. Инициаторами создания банка стали Гребенюк С.Г., Ромашкина З.М., Бородавко Н.П. Существенно поддержали создание нового банка Краевые профсоюзы, которые внесли 4 млн. рублей из 15 миллионов Уставного фонда вновь создаваемого банка.
В октябре 1990 г. Региобанк получил лицензию ЦБ РФ № 539. Оказывающий сейчас более 60 видов разнообразных услуг в начале своей деятельности Региобанк выполнял 3 основные операции:
1. кредитование;
2. расчетное обслуживание;
3. кассовое обслуживание.
Становление банка началось в 1991 г. Развитие любого банка немыслимо без клиентов. Поэтому, прежде всего, в Региобанке постарались создать хорошие условия обслуживания как для традиционной клиентуры, которая в большинстве своем выразила желание перейти на обслуживание из краевого управления Жилсоцбанка в Региобанк, так и для новой, только зарождавшейся тогда коммерческой клиентуры (кооперативы, частные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса). С тех пор предприятия торговли, социальной сферы, малого и среднего бизнеса стали опорой банка.
В 1991 г. Региобанк первым из коммерческих банков стал работать со вкладами физических лиц, обеспечивая их сохранность надежность совей работы.
1992 г. стал знаменателен тем, что продвигаясь на региональном рынке банковских услуг, Региобанк 21.10.92 г. открывает свой первый иногородний филиал в Комсомольске-на-Амуре.
В 1993 г. в областном центре Еврейской Автономной Области начал свою деятельность Биробиджанский филиал Региобанка.
На сегодняшний день Региобанк, согласно генеральной лицензии ЦБ РФ № 539 от 05.10.93 г., проводит следующие виды банковских операций в рублях и иностранной валюте:
1. привлечение денежных средств физических и юридический лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. размещение привлеченных во вклады денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;
3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в т.ч. уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;
5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7. выдача банковских гарантий.
Региобанк с момента образования является общедоступным, универсальным банком, ориентированным на обслуживание всех категорий клиентов, как юридических, так и физических лиц. Основными направлениями деятельности банка являются:
¨ кредитование юридических лиц;
¨ расчетно-кассовое обслуживание;
¨ индивидуальная работа с клиентами;
¨ услуги в сфере международных расчетов (межбанковские переводы, аккредитивы, валютный контроль);
¨ корреспондентские отношения;
¨ операции по покупке-продаже безналичной валюты и операции с ценными бумагами;
¨ автоматизация банковской деятельности;
¨ услуги физическим лицам (включая операции по кредитованию частных лиц).
В Региобанке обслуживается более 7 000 юридических лиц и около 18000 физических лиц.
Уставный капитал Региобанка на 01.01.2001 г. составляет 21 495 тыс. руб. и сформирован из обыкновенных акций.
Число акционеров составляет 350, среди них такие предприятия и организации как:
- Краевой комитет и Фонд по управлению государственным имуществом Хабаровского края;
- Ванинский морской торговый порт;
- ОАО «Востокметалл»;
- ГП «Хабаровскглавлес»;
- ОАО «Амурское речное пароходство» и другие.
В настоящее время Региобанк является: